Плавание
СОДЕРЖАНИЕ.
ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3- Свойства водытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж5
- Техника спортивных способов плаваниятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.5
- Кроль на грудитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж5
- Кроль на спинетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж8
- ДельфинтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.10
- БрасстАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..12
- Техника стартовтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж13
- Техника ныряния в длину и глубинутАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.16
- Обучение плаваниютАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.18
- Общая физическая подготовкатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..20
- Техническая подготовкатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.22
ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.24
Список литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж26
Введение.
Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия чеВнловека с водной средой. За последние годы с помощью объекВнтивных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техниВнки и методики обучения плаванию детей и подростков. РезульВнтаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Плавание состоит из четырех разделов, которые поВнлучили название спортивного, игрового, прикладного и фигурВнного (художественного) плавания.
Спортивное плавание содержит различного характеВнра соревнования по видам и дистанциям, определяемым спеВнциальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.
В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.
Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.
Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
Фигурное (художественное) плавание представВнляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.
В нашей стране плаванием занимаются люди разных возВнрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях,тАФ это дети.
Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыВнхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деяВнтельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тоВннус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с возВндухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возраВнстают.
Плавание является таким физическим упражнением, котоВнрое способствует росту тела подростков, так как во время плаВнвания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.
Плавание способствует улучшению работы всех систем оргаВннизма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состояВннии спортивной формы, может увеличиться в 3тАФ4 раза и доВнстигнуть 150тАФ200 уд/мин.
При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудиВнмость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.
Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивВнляемость организма к простудным заболеваниям.
Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе таВнкую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). УмеВнние хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военноВнслужащим.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гарВнмонично развивающее и укрепляющее организм человека, споВнсобствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.
Свойства водыПрежде чем перейти к рассмотрению основ техники плаваВнния, необходимо ознакомиться с некоторыми свойствами воды, в условиях которой человек выполняет движения.
Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса возВндуха. Частицы воды имеют большую подвижность и значительВнную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. СледоВнвательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые движения с ускорением.
Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления зависит от глубины погружедия.
Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу. Это сопроВнтивление возникает на гребущих поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Таким образом пловец, находящийся в воде, может опираться, на нее руками, ногами, всем телом и вызывать дейВнствие реактивных сил. На тело, помещенное в воду, действует также подъемная сила.
Не менее важным свойством воды является ее способность к волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца по поверхности воды, завиВнсят от его технической подготовленности.
Техника спортивных способов плаванияВ настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти способы условно делятся на две группы: споВнсобы с попеременными движениями руками и ногами (кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями рукаВнми и ногами (брасс и баттерфляйтАФдельфин). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в приВнкладном плавании, в игре в водное поло и при сдаче норм комплекса ГТО.
Кроль на грудиКроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быстВнрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам.
Кроль на груди применяетВнся в соревнованиях по плаваВннию на всех дистанциях вольВнного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м.
Положение тела. Тело пловВнца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обВнтекаемом, близко к горизонтальному, положении (угол ВлатакиВ» 0тАФ8В°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.
Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонВнтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движеВнние вверх тАФ подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед).
Подготовительное движение (снизу вверх). В крайВннем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога заВннимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибаВнния прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгибаВнние в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движеВнние вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном суВнставе, начинает движение вниз. Когда угол между передней поВнверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) соВнставит 165тАФ170В°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе).тАФ 130тАФ140В°, движение ноги снизу вверх считается законченным.
Рабочее движение (сверху вниз) начинается с послеВндовательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в саВнмом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазоВнбедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коВнленном суставе.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение( пронос) руки над водой.
Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения.
В этот момент рука составляет угол с поверхностью примерно равный 15тАФ20В°
Опорная часть гребка. Двигаясь вперед и сверху вниз рука продолжает сгибаться в локтевом суставе до угла 135-140В°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этой фазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40тАФ45В°, кисть принимает вертикальное положение.
Основная часть гребка. Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-100 градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза.
Выход руки из воды. Когда кисть руки достиг бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над водой.
Движение руки над водой. Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды.
Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равноВнмерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикВнла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.
Дыхание. На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону греВнбущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.
0бщая координация движений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыхаВннием.
Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот моВнмент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуВнществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняВнются положения правой и левой рук и ног.
Кроль на спинеКроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отлиВнчие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плаваВннии он используется для транспортировки пострадавшего, разВнличных грузов и буксировки их по воде.
Кроль на спине применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на диВнстанциях 200 и 400 м (второй отрезок 50 или 100 м), а также на первом этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.
Положение тела. Тело пловца расположено у поверхВнности воды и находится в хоВнрошо обтекаемом, близком к горизонтальному, положении (угол ВлатакиВ» 6тАФ10В°), плечи слегка приподняты. Голова леВнжит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь.
Движения ногами. Так же как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выВнполняют непрерывные попереВнменные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно треВнтью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное поВнложение и поддерживают скоВнрость продвижения вперед. Движение ноги вверх называВнется гребковым (рабочим), а вниз тАФ подготовительным.
Подготовительное движение (сверху вниз). В крайВннем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поВнверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибаВнния прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальВнное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгиВнбаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170В°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедВнренном суставе) составит примерно 130тАФ140В°, движение ноги сверху вниз считается законченным.
Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх наВнчинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляетВнся в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазоВнбедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутВнся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, котоВнрые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх-назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует проВндвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребВнка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (проВннос) руки над водой. Существует два варианта техники выполВннения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги.
Вход руки в воду и наплыв. В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз-вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направВнлению движения положение и начинает ВлзахватыватьВ» воду. Все это происходит на глубине не более 15 см.
Опорная часть гребка. Продолжая движение вниз-вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 160В°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.
Основная часть гребка начинается в тот момент, когВнда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в сереВндине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 120В°. Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а лоВнкотьтАФниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постеВнпенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное наВнправлению движения положение и находится у поверхности воды. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25тАФ30В°.
Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В слеВндующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.
Движение руки над водой. Быстрое движение пряВнмой руки над водой осуществляется в плоскости, проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 15В°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.
Дыхание. Несмотря на то что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над воВндой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполВнняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох тАФ во время ее движения в воде.
Общая координация движений. Согласование движений рукаВнми и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребВнка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребВнка, а левая нога снова производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последоВнвательности.
ДельфинПлавание способом дельфин характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.
По скорости плавания дельфин занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании неВнвелико.
Дельфин применяется в соревнованиях по плаванию на диВнстанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.
При плавании дельфином имеется несколько вариантов соВнгласования движений (одноударная, двухударная и трехударная координация). Наиболее распространенным является двухВнударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выВндоха.
Положение тела. При плаВнвании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воВнду. В связи с волнообразными движениями туловища и знаВнчительным колебанием в верВнтикальной плоскости плечевоВнго пояса угол ВлатакиВ» изменяВнется на протяжении одного цикла в пределах В±20В°.
Движение ногами. В способе ВлдельфинВ» ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях акВнтивно участвует туловище пловца.
Подготовительное движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с разгибания прямых ног в таВнзобедренных суставах с одноВнвременным сгибанием туловиВнща в пояснице (назад) и опусВнканием таза. Примерно до гоВнризонтального положения ноВнги движутся вверх прямыми, а затем сгибаются в коленных суставах, составляя угол между задней поверхностью бедра и голенью примерно 115тАФ135В°. Во время этого движения стопы поворачиваются внутрь, а колени разводятся в стороны на ширину 15тАФ20 см.
Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ног в коленных и голеностопных сустаВнвах (в конце движения), одновременного сгибания ног в тазоВнбедренных суставах (вниз) и туловища в поясничной части (вверх). Затем голени и стопы быстро движутся вниз, а поясВнница и таз приближаются к поверхности воды.
Движения руками. При плавании дельфином цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.
Вход рук в воду и наплыв. Когда движение над воВндой закончено, прямые, но ненапряженные руки опускаются в воду примерно на ширине плеч в такой последовательности: кисть, предплечье и плечо. Затем прямые руки начинают двиВнжение в воде в направлении вперед и вниз. Наплыв заканчиВнвается, когда руки с поверхностью воды составляют угол в 10-20 градусов.
Опорная часть гребка. Эта часть гребка характериВнзуется началом сгибания рук в локтевых и лучезапястных сустаВнвах. Руки продолжают движение вниз, при этом кисти приблиВнжаются к перпендикулярному положению по отношению к наВнправлению движения пловца. Опорная часть гребка заканчивается, когда угол между поверхностью воды и руками 30В°.
Основная часть гребка. Двигаясь вниз и назад, руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, обеспечивая кистям поступательное движение спереди назад, при котором сила тяги становится максимальной.
Во время гребка локти движутся назад и в стороны, а киста находятся на ширине плеч или приближаются к вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела. Чтобы облегчить вынос рук из воды, надо в заключительной стадии основной части гребка выполнять движение кистями назад и несколько в стороны от туловища.
Выход рук из воды. Из воды руки поднимаются в таВнкой последовательности: плечи, предплечья и кисти. При этом руки слегка сгибаются в локтевых суставах.
Движение рук над водой. Почти прямые руки одноВнвременно выполняют движение над водой через стороны, без излишнего напряжения, но с большой скоростью. Во время проВнноса кисти повернуты тыльной стороной к воде и только перед входом в воду поворачиваются ладонями вниз.
Дыхание. Плечевой пояс занимает наиболее высокое полоВнжение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканВнчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голоВнва спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.
Общая координация движений. Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят перВнвый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорВнную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаютВнся в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот моВнмент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.
БрассБрасс характеризуется одновременными и симВнметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельВнфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее меВнсто среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяВнет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать проВнстранство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.
В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанВнциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комВнбинированной эстафеты 4Х100 м.
Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.
Положение тела. При плаваВннии брассом тело пловца распоВнложено у поверхности воды в выВнпрямленном положении, а голова опущена лицом в воду. В этом способе характер гребка рукаВнми и дыхание определяют полоВнжение тела и пределы колебания угла ВлатакиВ» (от 2 до 15В°).
Движения ногами. В брассе ноги выполняют подготовительВнное движение (подтягивание), раВнбочее движение (толчок) и скольВнжение (пауза).
Подготовительное двиВнжение. В исходном положении ноги вытянуты и соединены, носки оттянуты. Затем ноги одновременно сгибаются в коленВнных и тазобедренных суставах, при этом колени симметрично разводятся в стороны примерно на ширину плеч и одновременно немного опускаются вниз, а стоВнпы выполняют движение непоВнсредственно около поверхности воды по направлению к туловиВнщу. По мере подтягивания стопы расходятся в стороны. ПодВнготовительное движение заканВнчивается поворотом голеней и стоп наружу с одновременным тыльным сгибанием стоп (стопа берется Влна себяВ»).
Рабочее движение начинается последовательным, усВнкоренным и энергичным разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах в направлении назадтАФв стороны и немного вниз. По мере выпрямления ног в коленных суставах они сводятся к средней линии тела. Основными гребущими поВнверхностями во время выполнения рабочего движения являютВнся внутренние поверхности стопы и голени. Рабочее движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиванием носков.
Движения руками. При плавании брассом цикл движений руВнками состоит из рабочего и подготовительного движений.
Рабочее движение. В исходном положении руки выВнтянуты и соединены, ладони обращены вниз. Затем прямые руки начинают двигаться в стороны и вниз, одновременно лаВндони поворачиваются наружу, а кисти начинают разворачиВнваться перпендикулярно направлению движения пловца. Когда угол между поверхностью воды и руками составит примерно 15тАФ20В°, начинается эффективная часть рабочего движения. Здесь слегка согнутые в локтевых суставах руки, выполняя движение назад-вниз и в стороны, энергично отталкивают лаВндонями воду назад. Рабочее движение заканчивается, когда кисти рук приблизятся или войдут в вертикальную плоскость, проходящую через плечевые суставы.
Подготовительное движение. Это движение наВнчинается поворотом ладоней к туловищу (внутрь) с одновреВнменным сгибанием рук в локтевых суставах примерно до угла 90тАФ100В°. Далее, продолжая сгибание, локтевые суставы опусВнкаются вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по гоВнризонтали) и несколько выходят вперед (руки подводятся под грудь). После этого обращенные внутрь ладони движутся впеВнред и вверх, руки выпрямляются в локтевых суставах (выноВнсятся вперед) и принимают исходное положение для выполнеВнния рабочего движения.
Дыхание. Для того, чтобы выполнять вдох, пловцу необходиВнмо поднять голову так, чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. НаиВнболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох чеВнрез широко открытый рот. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох, который проВнизводится через рот и нос и продолжается все остальное время цикла.
Общая координация движений. Из исходного положения, в котором руки и ноги выпрямлены и соединены, рабочее движеВнние выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки производят первую половину подготовительного движения (подводятся под грудь), ноги подВнтягиваются. После этого руки выполняют вторую часть подгоВнтовительного движения (выносятся вперед). Одновременно с этим ноги совершают рабочее движение (толчок), которое заВнканчивается несколько позже момента выпрямления рук. После непродолжительного скольжения цикл движений повторяется.
Техника стартовВ спортивном плавании старт имеет важное значение. ВоВнвремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортВнсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плаваВнния и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат.
Старт с тумВнбочки выполняется в таком порядке: по первой предварительВнной команде (свистку или команде ВлЗанять места!В») спортсмен становится на тумбочку, по второй предварительной команде (свистку или команде ВлНа старт!В») принимает неподвижное исВнходное положение для старта и по исполнительной команде (выстрелу или команде ВлМарш!В») выполняет старт с тумбочВнки. При старте из воды по первой предварительной команде (свистку или команде ВлВойти в воду!В») спортсмен произвольно спрыгивает в воду, по второй предварительной команде (свистВнку или команде ВлНа старт!В») принимает исходное положение, а по исполнительной команде выполняет старт из воды.
Технику старта с тумбочки и из воды можно условно разВнделить на следующие элементы: исходное положение, подготоВнвительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду и скольжение, начало плавательных движений и выход на поВнверхность.
Старт с тумбочки Исходное положение пловца на старте должно обеспечить быстрый и эффективный прыжок после исполнительной команды.
В наиболее рациональВнных вариантах исходного поВнложения пловца на старте стоВнпы располагаются параллельВнно друг другу на расстоянии 15тАФ25 см, при этом пальцы ног захватывают передний край тумбочки. Угол сгибания ног в коленных суставах соВнставляет 120тАФ160В°. Наклон туловища определяется углом между передними поверхностяВнми бедер и туловищем (20тАФ 60В°). Руки отводятся назад-вверх и немного в стороны, лицо обращено вниз так, что продольная ось головы приВнближается к горизонтали. Центр тяжести тела располаВнгается над передним краем тумбочки, что позволяет спортВнсмену по сигналу судьи-старВнтера быстро вывести его за границу площади опоры впеВнред и выполнить прыжок.
Подготовительные движения выполняются руВнками, туловищем и ногами после исполнительной команды. ПлоВнвец подает туловище и ноги вперед и одновременно делает заВнмах руками назад-вверх. Далее туловище продолжает движеВнние вперед, руки выполняют маховые движения вниз-вперед, ноги сгибаются в коленных суставах до угла 90В°, пловец выВнполняет вдох и поднимается на носки. В момент, когда руки проходят мимо коленей, начинается толчок. Толчок, т. е. ускоренное и последовательное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, явВнляется важнейшим элементом техники старта. Он заканчиваетВнся энергичным выпрямлением тела и отрывом ног от опоры.
Полет в воздухе. Скорость полета тела в воздухе и его длина обусловливаются силой и направлением толчка, а также совпадением движения рук вперед с разгибанием ног в суставах. Во вреВнмя полета тело пловца находится в выпрямленном положении: ноги прямые, носки оттянуты, руки вытянуты вперед, голова между рук, ладони обращены вниз и соединены. В начале полета спортсмен нахоВндится в положении головой вверх, а затем постепенно перехоВндит в положение головой вниз. Длина полета, как правило, не превышает 4 м. Во время полета дыхание задерживается.
Вход в воду и скольжение. Тело входит в воду в выпрямленном положении под углом 20тАФ30В°. Такой угол обеспечивает наименьшую глубину погружения (40тАФ60 см) пловца в воду, наибольшую скорость и длину скольжения. Скольжение представляет вогнутую пологую дугу, в которой тело вначале движется вперед и немного вниз, затем горизонтально, а далее, при всплывании, вперед и немного вверх.
Начало плавательных движений и выход на поверхность. Начинать первые плавательные движения надо в тот момент, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Кроме того, при начале плавательных движений тело пловца должно находиться близко к поверхности воды.
Начало плавательных движений в каждом способе обусловВнлено правилами соревнований и практикой спортивного плаВнвания. В кроле на груди движения начинают ноги, а затем, когда тело приблизится к поверхности воды, одна рука произВнводит рабочее движение. При плавании брассом движения наВнчинаются руками. В дельфине движение начинают ноги. Когда тело приблизится к поверхности воды, первое раВнбочее движение выполняют руки, после чего осуществляется вдох. При плавании на боку тело приближается к поверхности воды за счет скольжения после старта. Первое движение наВнчинает ВлверхняяВ» рука, которая обеспечивает телу поворот в положение Влна бокуВ» и приводит его в исходное положение для выполнения плавательных движений.
Старт из воды. По первой предварительной команВнде судьи-стартера пловец входит в воду, подплывает к месту старта, поворачивается лицом к стенке бассейна и берется руками за специальные поручни хватом сверху.
Исходное положение спортсмен занимает по второй предварительной команде. Для этого он устанавливает стопы на стенку бассейна параллельно друг другу на ширине плеч и так, чтобы пальцы не выходили на поверхность воды (разреВншается устанавливать одну стопу немного ниже). Ноги сильно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом туловище почти прижато к бедрам. Руки прямые и расположены параллельно, а голова наклонена несколько вперед.
Толчок. При старВнте из воды все подготоВнвительные движения руВнками совпадают по вреВнмени с толчком ногами. После исполнительной команды пловец сразу отталкивается руками от поручней, выполняет ими маховые движения вверх-назад и в стороны, заВнпрокидывает голову наВнзад и делает вдох. ОдноВнвременно с этим ноги, активно разгибаясь во всех суставах, выполняВнют сильный толчок. В моВнмент завершения толчка руки вытянуты над голоВнвой и соединены, голова откинута назад и нахоВндится между руками, ноВнги выпрямляются и соВнединяются.
Полет пловца можВнно считать условным, ибо стопы и нижняя часть гоВнленей во время этой фазы не выходят из воды. Оптимальный угол вылета пловца составляет 15тАФ20В°. В полете, проходящем по полого-выпуклой траектории, тело находится в вытянутом и немного прогнутом положении, голова слегка запрокинута. Средняя длина полета, считая ее окончание в момент касания воды кистями рук, как правило, не превышает 3 м.
Вход в воду и скольжение. После полета вход в воду начинается с погружения ног. Почти одновременно с ногаВнми воды касаются руки, а затем туловище. Как только руки погрузятся в воду, голова опускается на грудь, тело выпрямВнляется, а иногда даже слегка сгибается в пояснице. СкольжеВнние происходит на глубине 40тАФ60 см по траектории, напомиВннающей полого-вогнутую кривую.
Начало плавательных движений и выход на поверхность. Так же как при старте с тумбочки, начинать плавательные движения нужно тогда, когда скорость скольжеВнния будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Первые движения выполняют ноги, затем производится гребок одной рукой так, чтобы к моменту его окончания тело оказалось у поверхности воды. Это позволит свободно пронести руку по воздуху, а другой руке выполнить гребок.
Техника поворотовВ связи с тем что соревнования по плаванию проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м), а длина разыВнгрываемых дистанций колеблется от 50 до 1500 м, каждый плоВнвец должен уметь выполнять повороты. Хорошо выполненный поворот позволяет спортсмену продолжать движение по диВнстанции, сохраняя принятый до поворота ритм и темп движеВнний, а также сэкономить силы и улучшить время преодоления дистанции. Количество поворотов определяется размером диВнстанции.
Все повороты объединяются в две группы: первая тАФ открытые повороты, втораятАФзакрытые повороты. Открытым повоВнротом называется такой, при котором вдох производится во время вращения пловца у стенки бассейна. При закрытом поВнвороте вращение у стенки бассейна осуществляется с опущенВнной в воду головой без выполнения вдоха. Условно техника поворотов разделяется на следующие элементы: подплывание к стенке, вращение, толчок и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.
Техника ныряния в длину и глубинуТехника ныряния слагается из нескольких самостоятельных компонентовтАФвыполнения специальных упражнений до и посВнле старта, техники погружения в воду, изменения глубины поВнгружения и направления движения и способов передвижения под водой.
Специальные упражнения до и после старта обеспечивают и облегчают длительную задержку дыхания. Перед погружеВннием в воду в течение примерно 1 мин нужно проделать гиперВнвентиляцию легкихтАФвыполнить несколько глубоких вдохов и полных спокойных выдохов. Это способствует выделению из организма углекислоты и тем самым ограничивает ее излишВннее накопление в крови во время мышечной работы под водой при задержке дыхания. Непосредственно перед стартом ныВнряющий выполняет не слишком глубокий вдох.
Продвигаясь под водой, пловец через некоторое время после задержки дыхания начинает испытывать желание сделать вдох. Для того чтобы облегчить это состояние, следует выполВннить при закрытой ротовой полости два-три глотательных двиВнжения и сразу после этого небольшой выдох. Эти действия уменьшают внутрилегочное давление и выводят излишки углеВнкислоты из организма.
Техника погружения в воду. Погружение в воду выполняется ногами или головой вниз из опорного или безопорного полоВнжения.
Погружение в воду головой вниз с использованием опоры выполняется как обычный стартовый прыжок. Если же прыжок связан с последующим нырянием в глубину, то тело должно входить в воду под большим углом. Наиболее простым споВнсобом погружения в воду на большую глубину является прыВнжок в воду ногами вниз с поднятыми вверх руками.
Существует два основных способа погружения на глубину с поверхности воды: головой и ногами вниз. При погружеВннии головой вниз вначале следует приподняться из воды за счет гребка руками вниз и выполнить глубокий вдох, затем сделать группировку и полоборота вперед за счет быстрого движения рук вперед, а головы вниз. Придав таким образом туловищу вертикальное положение головой вниз, надо резко выпрямить ноги, подняв их как можно выше над водой, и поВнгрузиться в воду, при необходимости выполняя затем движения в зависимости от избранного способа ныряния.
При погружении ногами вниз надо одВнновременно оттолкнуться от воды руками и ногами, выпрыгВннуть повыше, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, выВнпрямить и соединить ноги. После того как тело погрузится в воду, оставляя ноги выпрямленными и соединенными, согнуть руки и делать энергичные гребки снизу через стороны вверх. Этот способ используется при нырянии на небольшую глубину. Для более глубокого погружения используется другой способ. После того как тело с поверхности воды опустится под воду, надо быстро сгруппироваться и выполнять дальнейшее погруВнжение головой вниз, помогая себе движениями руками избранВнным способом.
Изменение глубины погружения и направления движения. Наиболее просты следующие приемы изменения глубины поВнгружения: движение головы (вниз и вверх), сгибание в поясниВнце, изменение положения кистей рук.
Для обеспечения ориентировки под водой следует во время ныряния держать глаза открытыми. Рекомендуется также перед погружением в воду наметить хорошо видимые ориентирытАФ яркие линии на дне, камни, сваи и т. п.
Способы передвижения под водой. НаиВнболее распространены следующие способы передвижения под водой: ВлторпедаВ», брассом на груди, комбинированный способ и способ на боку.
Способ ВлторпедаВ». Тело пловца вытянуто, руки впереВнди, голова между руками. Передвижение осуществляется за счет выполнения энергичных движений ногами, как при плавании кролем на груди.
Способ брасс. Первый вариант. Из исходного положеВнния (руки впереди, голова между руками) руки выполняют длинный гребок до бедер (в горизонтальной или вертикальВнной плоскости), после которого следует короткая пауза (ноги вытянуты). Далее руки и ноги одновременно выполняют подВнготовительные, затем гребковые движения и т. д. Второй вариант. Руки выполняют гребок до бедер, затем следует пауза (ноги выпрямлены). Далее руки и ноги одновременно выполВнняют подготовительные движения, после чего руки остаются впереди, а ноги выполняют гребок, после которого следует втоВнрая, но короткая пауза и т. д. В третьем варианте применяется обычная техника брасса на груди.
Комбинированный способ. При нырянии этим споВнсобом руки выполняют длинные гребки брассом в сочетании с попеременными непрерывными движениями ногами кролем. После гребка руками допускается незначительная пауза.
Способ на боку. При нырянии этим способом происВнходят следующие изменения в технике плавания: из исходного положения (тело лежит на боку, руки вытянуты вперед) обе руки одновременно выполняют гребок вниз-назад к бедрам (короткая пауза). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д.
Обучение плаванию.
При обучении плаванию занимающиеся не только осваиваВнют навык плавания, но и развивают функциональные возможноВнсти, совершенствуют деятельность всех систем организма, приВнобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повыВншают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминиВнрующим фактором в этом процессе является овладение навыВнком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые обВнщие и специальные знания и навыки, предусмотренные компВнлексом ГТО.
Основные средства обученияК основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упВнражнения.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию осВнновных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибВнкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебВнной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двиВнгательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливаВнют их к наиболее эффективному освоению плавательных двиВнжений.
Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упВнражнения без предметов и с предметами, упражнения на снаВнрядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.
Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных спосоВнбов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания.
Подготовительные упражнения для освоения с водой помоВнгают преодолеть чувство страха перед водой, научиться приВннимать в воде горизонтальное положение и выполнять проВнстейшие движения.
Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитационВнные упражнения и упражнения в воде.
К подготовительным упражнениям на суше относятся спеВнциальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в сустаВнвах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с реВнзиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнеВнния на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и наВнбивными мячами.
Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимаюВнщийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и торВнмозить освоение движений в воде.
Специальные упражнения применяются для совершенствоваВнния в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответстВнвующих индивидуальным особенностям занимающихся.
Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и неВнкомандные, сюжетные и бессюжетные (типа ВлКто первыйВ», ВлКто дальшеВ», ВлКто быстрееВ» и т. д.).
Рассмотрим несколько таких игр.
Буря в море. Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде ВлНачинается буря!В» все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде ВлБуря утихла!В» занимают исходное поВнложение.
Место для игры ограничивается. Игра проводится в быстВнром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что волны погоняют играющих и нужно убегать быстрее. ПродолжительВнность игры не более 1 мин. Повторить 2тАФ3 раза.
Насос. Играющие встают парами и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.
Общая физическая подготовкаОбщая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Она решает слеВндующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физиВнческое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнеВнний с целью активного отдыха и профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упражВннения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражнеВнния, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.
Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды.
ОФП является действенным средством укрепления здоВнровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многоВнчисленные упражнения позволяют улучшать физическое развиВнтие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физичесВнких недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижВнность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиениВнческие навыки.
Развитие силыСила как физическое качество представляет собой способВнность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или групВнпы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым каВнчествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонВнней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.
Основными средствами для развития силы являются силоВнвые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй групВнпе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовыетАФбыстроту их сокращения.
Развитие гибкостиГибкость тАФ это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность завиВнсит от развития подвижности в суставах, которая в свою очеВнредь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, коВнторая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и свяВнзок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.
Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обесВнпечить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.
Развитие быстротыБыстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины сопВнротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость завиВнсит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эфВнфективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а именВнно: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финишВнной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темВнпом мышечных сокращений.
Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.
Развитие выносливостиВыносливостьтАФэто способность человека в течение продолВнжительного времени выполнять интенсивную физическую рабоВнту. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта скоВнрость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени техВннической и функциональной подготовленности человека.
В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выВнполнении любой работы (любых физических упражнений), а спеВнциальная выносливостьтАФдлительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).
В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнеВнний. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеВнспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в спеВнциальной физической подготовке пловца. Скоростная вынослиВнвость тАФ способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результатат.
Развитие ловкостиЛовкостьтАФэто собирательное двигательное качество челоВнвека, .которое зависит от уровня развития всех других двигаВнтельных качеств. Уровень развития ловкости выражается споВнсобностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои дейВнствия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между форВнмой, характером и временем выполнения отдельных частей двиВнгательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые вариВнанты отдельных движений и способов плавания в целом. В проВнцессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех ноВнвых тренировочных упражнениях.
Техническая подготовкаТехническая подготовка направлена на непрерывное соверВншенствование движений пловца во время различных режимов работы, которые изменяются в зависимости от развития двигаВнтельных и волевых качеств, функциональной подготовленности спортсмена. Конечной целью этой подготовки является формиВнрование и совершенствование стиля пловца.
Основными задачами технической подготовки пловца явВнляются: а) развитие двигательной ориентировки в воде и споВнсобности управлять своими движениями; б) выявление и исВнправление ошибок; в) формирование и совершенствование стиля пловца.
Средствами развития двигательной ориентировки могут быть любые плавательные движения циклического типа. НаиВнлучшим образом эти движения представлены в комплексном плавании: пловец лежит в воде на груди и на спине, движения конечностями выполняются одновременно и попеременно, двиВнжение головы для выполнения вдоха происходит в разных наВнправлениях.
После приобретения навыка ориентировки в различных положениях основных частей тела (голова, туловище, руки и ноги) пловец должен приобрести эти навыки для определения различных положений кистей, стоп, голеней, предплечья и других частей тела во время плавания.
Параллельно с развитием двигательной ориентировки пловец учится управлять своими движениями в воде. Этот процесс является более сложным: правильно управлять своими движениями тАФ это значит уметь тонко их координировать, т. е. точно заполнить отведенное для движения каждой части тела место в полном цикле движений, определить форму, характер (усилие и скорость) каждого движения и временные соотношения движений (ритм).
Если при формировании стиля пловца его индивидуальные особенности были в достаточной степени учтены, то в процессе его дальнейшей тренировки совершенствование техники будет проходить успешно и осуществляться в основном за счет достиВнжения более высоких показателей в развитии двигательных качеств. Если стиль пловца сформирован неудачно, неВнобходимо прекратить его совершенствование и начать трениВнровку в другом способе, ослабить навык основного способа, а затем начать формирование нового стиля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учет и контроль работы имеет большое значение для усВнпешного осуществления процесса подготовки пловца. Хорошо организованный учет способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе, позволяет при составВнлении очередных планов использовать полученные данные. УчеттАФэто своего рода обобщение опыта работы, начальное и очень важное звено в управлении процессом подготовки пловца. Его следует вести регулярно, четко и отражать в соответствующей учетной документации.
Известны три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет содержит анкетные данные на кажВндого' занимающегося, характеристику его физического развиВнтия и плавательной подготовленности. Полученные данные регистрируются в личной карточке спортсмена. Документами предварительного учета являются также медицинская карточВнка и журнал учета занятий. Сбор указанных данных провоВндится, в частности, при приеме в ДЮСШ.
Текущий учет осуществляется на учебно-тренировочных заВннятиях, соревнованиях, медицинских осмотрах. Он отражает и. контролирует весь ход работы на протяжении учебного гоВнда. Документами текущего учета служат журнал учета заняВнтий, личная карточка спортсмена, медицинская карточка, дневник тренера и спортсмена.
Личная карточка спортсмена служит для регистрации его спортивно-технических показателей, перехода из группы в группу и является первичным документом для оформления спортивного разряда.
Медицинская карточка ведется врачом и хранится в медВнпункте. В нее заносятся данные углубленных и периодичесВнких осмотров, причины и сроки болезней. Врач может регистВнрировать также рост спортивно-технических результатов пловца. На основании медицинской карточки врач визирует заявки на соревнования. Данные углубленных медосмотров врач заносит в журнал учета и заверяет.
Дневник спортсмена должен вестись систематически и отВнражать не только содержание учебно-тренировочных занятий, но и основные данные медицинского контроля и самоконтроВнля, самочувствие в процессе тренировки и после нее. Тренер должен контролировать и разъяснять спортсмену, как праВнвильно вести дневник. Целесообразно ввести сокращенные записи упражнений и заданий. Дневник имеет установленную форму, но он может быть и произвольным. Важно не только регистрировать содержание тренировок, но и анализировать результаты, показанные на соревнованиях.
В дневник тренера записывается рабочий (недельный, меВнсячный или цикловой) план тренирующихся, их результаты-ежедневное выполнение задания, данные педагогического контроля и др.
Итоговый учеттАФэто сжатое, но конкретное изложение раВнботы, выполненной за определенный отчетный период (полуВнгодие, год, цикл и пр.). Итоговый учет должен охватывать и отражать все формы и содержание работы тАФ учебно-спортивВнной, административной, хозяйственной и пр. При характерисВнтике учебно-спортивной работы отражается выполнение плаВннов по всем возрастным группам: количество проведенных занятий (сколько занятий и число часов по всем разделам программы), изменение метража преодолеваемых дистанций в зависимости от периода тренировки, месячный и годовой метраж, интенсивность выполнения упражнений и объем упВнражнений, выполняемых интенсивно, количество принятых стартов и результаты участия в ответственных соревнованиях, реализация плана подготовки спортсменов-разрядников, коВнличество обученных плавать детей и пр. Анализируются приВнчины имеющихся недостатков в работе и намечаются предлоВнжения по их устранению.
Известны три формы контроля: педагогический, врачебВнный и самоконтроль.
Педагогический контроль осуществляет преподаватель (треВннер) в процессе занятий. На основании анализа, обобщения и учета содержания процесса подготовки пловца, результатов участия в соревнованиях, данных врачебного контроля и саВнмоконтроля педагог определяет основную направленность и эффективность работы с молодыми пловцами.
Врачебный контроль определяет состояние здоровья и треВннированности занимающихся. Преподаватель получает инфорВнмацию об отклонениях в функциональном состоянии организма пловца и в соответствии с этим определяет степень нагрузки на данном тренировочном этапе. Врач, тренер и спортсмен должВнны работать в самом тесном контакте. Своевременное прохожВндение медицинских осмотров тАФ одно из важнейших условий достижения высоких спортивных результатов.
Систематически (по совету врача и тренера) пловец долВнжен проводить самоконтроль как в процессе тренировки, так и отдыха. Самоконтроль включает подсчет пульса, частоты дыВнхания, проверку веса, спирометрии, запись в дневник самоВнчувствия (сон, аппетит, работоспособность, интерес к занятиям и пр.). Путем регулярного самоконтроля пловец может обнаруВнжить и своевременно предотвратить отклонения в своем здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., Вл ПросвещениеВ»,1974.
- Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., Вл Физкультура и спортВ», 1973.
- Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., Вл Физкультура и спортВ», 1978.
- Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., Вл Физкультура и спортВ»,1978.
Вместе с этим смотрят:
Построение дистанций туристических соревнованийПостроение и структура учебно-тренировочного занятия
Применение анаболических стероидов
Профессиональный и любительский спорт