Спортивный индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

СПОРТИВНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спорВнтивная работа является важной формой физического воспитаВнния   студентов,   составной   частью   всей   политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в ВУЗе.

Планирование, организацию и проведение этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры - основным звеном физВнкультурного движения.

Практическую и методическую помощь спортивному клубу оказывает кафедра физического воспитания. ПрофсоВнюзная организация принимает активное участие в организаВнции и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивный клуб является общественной организациВней, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, демократии, коллегиальности руководства и выВнборности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и самоВнобслуживание его членов с привлечением к работе студенчеВнского спортивного актива,

Высшим руководящим органом коллектива физической культуры ВУЗа является конференция членов спортивного клуба. На конференции открытым голосованием избирается правление спортивного клуба. На первом заседании правления из его состава избирается председатель и его заместители, распределяются обязанности между остальными членами правления. В правлении спортивного клуба организуются секВнторы, количество и наименование секторов устанавливает правление спортивного клуба при согласовании с профкомом.

Правление спортивного клуба работает под руководВнством профкома ВУЗа.

Обязанности спортивного клуба:

  • проводить работу по планированию развития физиВнческой культуры и спорта в ВУЗе;
  • организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников физической          культуры и спортом в факультетских командах, секциях по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;
  • обеспечить повышение уровня спортивного маВнстерства спортсменов, подготовку спортсменов - разрядников;
  • участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях ВУЗа (спартакиад, спортивных праздников, агитационных пробегов, эстафет, спортивных соВнревнований и др.);
  • организовывать спортивно-массовую работу в студенВнческих общежитиях;
  • проводить подготовку и обеспечивать участие сборВнных команд ВУЗа и отдельных спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство райоВнна, области, республики);
  • организовывать физкультурно-массовую и спорВнтивную работу с детьми сотрудников и преподавателей ВУЗа.

Направления использования средств физической кульВнтуры и спорта.

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, траВндиции ВУЗа и других условий. Можно выделить гигиеничеВнское, оздоровительно-рекреативное (восстановительное, общеВнподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направление).

Гигиеническое направление предполагает использоваВнние средств физической культуры для восстановления работоВнспособности и укрепления здоровья, как в условиях общежиВнтии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закалиВнвающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питаВнния в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматВнривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях после рабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого наВнправления относятся туристические походы, экскурсии, поВндвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базах студенческих общежитии, в домах отВндыха, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики и т.д.

Общеподготовительное направление обеспечивает всеВнстороннюю физическую подготовку и поддержание ее на долВнгое время на определенном уровне. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гимВннастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и другие виды упражнений. Для планомерной работы по этому направлению организуются специальные секции, проводят спортивные соревнования.

Спортивное направление - специализированные систеВнматические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спорВнтивного клуба или индивидуально, участие в спортивных соВнревнованиях с целью повышения или сохранения определенВнного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом осоВнбенностей получаемой профессии.

Лечебное направление предполагает использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиениВнческих мероприятий в системе лечебных мер по восстановлеВннию здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами этого направления являются: рациональный реВнжим жизнедеятельности, естественные факторы природы, заВнкаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. ПриВнменение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контроВнлем и строгим учетом индивидуальных особенностей заниВнмающихся.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Планирование массовых оздоровительных, физкульВнтурных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов групповых и индивидуальных занятий, календарей и положений спортивных соревнований;

планов проведения оздоровительно-спортивных лагерей, соВнревнований, спортивных вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. Данное планирование осуществляется правлением спортивного клуба с участием кафедры физического воспитания. НепосредственВнное проведение мероприятий, занятий и спортивных соревноВнваний обеспечивается силами общественного актива и платВнными работниками спортивного клуба при квалифицированВнной помощи кафедры физического воспитания.

Для инструктирования общественного спортивного акВнтива, а также для помощи самостоятельно занимающимся при поликлинике (здравпункте) ВУЗа и при кафедре физичеВнского воспитания организовываются врачебные и педагогичеВнские консультационные пункты, где проводятся консультации по подбору физических упражнений, методике проведения занятий и мероприятий, врачебному контролю и самоконтроВнлю, гигиене, использованию естественных сил природы, подВнготовке и выполнению требований по разрядной классификаВнции.

Обязательным условием участия в мероприятиях, где возможны большие физические нагрузки (кроссы, длительВнные походы, конкурсы силачей и др.), являются предвариВнтельная физическая подготовка (тренировка) и разрешение врача. В целях выбора тех или иных форм изучаются интереВнсы студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей; реВнзультаты изучения используются в практике работы спорВнтивного клуба.

Оздоровительные мероприятия     включают в себя индивидуальные и групповые занятия с использованием средств гигиенического, оздоровительно-рекреативного, проВнфессионально-прикладного и лечебного направлений. Эти меВнроприятия могут носить индивидуальный характер (зарядка, соблюдение режима дня, закаливание и т.д.) и групповой (зарядка, занятия в различных группах, турпоходы и др.), под руководством общественных инструкторов и тренеров. Группы могут организовываться по принципу интересов, соВнвместного обучения на курсе или в группе, по месту жительВнства. При комплектовании групп учитываются пол, возраст, физическая подготовленность и другие индивидуальные осоВнбенности занимающихся.

Активный отдых в выходные дни - туристические поВнходы, прогулки, игры, купание и т.д. предусматривает преВнимущественно групповые занятия и мероприятия с использоВнванием оздоровительно-рекреативного и общеподготовительВнного направлений. Эта форма распространяется и на отдых в период зимних и летних каникул и отпусков. В содержание этой формы работы входят проведение выходных дней, каниВнкул (отпусков), в загородном оздоровительно-спортивном или в загородном молодежно-туристском лагере: участие в туриВнстических походах, занятие охотой, рыбной ловлей, а также видами спорта с целью отдыха.

При организации работы по этой форме также изучаВнются интересы занимающихся для более эффективного ее исВнпользования.

Занятия в группах здоровья. Наибольшее распростраВннение в ВУЗах получили группы здоровья для студентов и аспирантов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также для сотрудников и преподавателей группы общей фиВнзической подготовки, группы любителей бега, атлетической гимнастики, закаливания и зимнего плавания, группы женВнской гимнастики, в занятиях которых используются специВнальные упражнения художественной гимнастики с музыкальВнным сопровождением и др.

В различных группах могут использоваться средства всех направлений. Занятия в группах проводят общественные и штатные инструкторы, и тренеры спортивного клуба, препоВндаватели кафедры физического воспитания. Такие группы могут организовываться на кооперативных началах с оплатой занятий самими занимающимися через бухгалтерию профкома или спортивного клуба.

Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В нашей стране суВнществует определенная организация спортивных соревноваВнний. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы.

Первая группа - комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта. К ним относятся: спартакиады нароВндов России (летние, зимние), всероссийские студенческие спортивные игры.

Вторая группа - соревнования на первенство России (чемпионаты России) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на кубок России.

Третья группа - соревнования всероссийского масштаВнба, посвященные юбилейным датам в жизни нашей страны, а также на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться заруВнбежные спортсмены.

Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину России, прошедшему соотВнветствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие.

Первый этап - соревнования в коллективах физиВнческой культуры средних школ, средних специальных и высВнших учебных заведений, промышленных предприятий, учВнреждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях.

Второй этап - соревнование на первенство районов, городов, областей, краев, республик.

Третий этап - финальные соревнования на первенство России.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть открытыми, очными и заочными; одноразовыми и традиционными; однодневными и многодневными; официальВнными и товарищескими (тренировочными).

В системе физического воспитания студентов ВУЗов спортивные соревнования занимают большое место. Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов. Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).

Организация приема и обработки заявок на участие в соревнованиях от участвующих организаций и участников:

  • составление распорядка (программы, графика) соревВннований;
  • составление ритуала награждения победителей, отВнкрытия и закрытия соревнований;
  • подготовка или аренда спортивных сооружений;
  • обеспечение медицинского обслуживания соревноваВнний проверка подготовленности мест спортивных соревноваВнний спортивного оборудования и инвентаря;
  • определение мероприятий по обслуживанию участниВнков соревнований;
  • определение мероприятий по обслуживанию зритеВнлей;
  • обеспечение четкой и своевременной информации о подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соВнревнований (отчетов).

Календарный план спортивных соревнований разрабаВнтывается на учебный год. Он размножается и направляется во все подразделения ВУЗа: факультеты, отделы, службы и т.д., где доводится до сведения всех спортсменов, физкультурниВнков активистов, а также вывешивается на спортивном стенде в виде афиш.  Календарный план разрабатывается спортивным клубом согласовывается с кафедрой физического воспитания и утверждается ректором ВУЗа.

Положение о соревнованиях - основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревноваВнния. Положением руководствуются организации, проводящая соревнования, в ВУЗе - спортивный клуб и главный судья соВнревнований, участвующие коллективы, капитаны и представиВнтели команд, а также все участники.

В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

  • название соревнования, его характер и вид спорта;
  • цели и задачи данного соревнования, руководство проведением соревнования, где указывается, кто организует соревнование и руководит им;
  • состав соревнований;
  • сроки и место проведения;
  • программа соревнований и зачет;
  • система оценки результатов;
  • порядок и срок подачи заявок;
  • медико-санитарное обеспечение и техника безопасности
  • условия награждения победителей личного и командВнного первенства;
  • порядок подачи протестов и их рассмотрения;
  • дополнительные условия проведения соревнований

При разработке положения охраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиВнваются равные условия для всех.

Положения о внутривузовских соревнованиях разрабаВнтываются спортивным клубом при активном участии бюро спортивной секции, тренерского совета, преподавателей каВнфедры физического воспитания и утверждаются ректором ВУЗа (крупные соревнования, например, спартакиады) или председателем правления спортивного клуба. Положение о соВнревнованиях должны направляться участвующим организациВням не позднее, чем за месяц до начала соревнований

Организационный комитет по подготовке и проведению соревнований составляет общий план подготовки и проведения соревнований,    создает   комиссии   по    агитационно-пропагандистской и хозяйственной работе, главную судейскую коллегию и комиссии по медицинскому обслуживанию утверждает план работы комиссий.

Медико-санитарное обеспечение и техника безопасности. На всех спортивных соревнованиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, для обслужиВнвания участников и оказания неотложной медицинской помощи.

Врачебный   персонал   выделяется   поликлиникой (здравпунктом ВУЗа). Из его числа назначается главный врач, который входит в состав судейской коллегии на правах заместителя главного судьи. В период подготовки к соревнованиям судейская коллегия принимает заявки от участвующих оргаВннизаций только с визой (разрешением) врача, заверенной печатью, без визы спортсмен не допускается к участию в спортивных соревнованиях. Решение судьи о допуске спортВнсменов к соревнованию является окончательным и обжаловаВннию не подлежит. Организаторы и судьи спортивных соревноВнваний должны принять все меры для предотвращения неВнсчастных случаев и телесных повреждений. Согласно правиВнлам соревнований ответственность за принятие мер по предВнупреждению спортивных травм возлагается на главного судью и руководителя организации, проводящей соревнования.

Судейские коллегии. Для проведения соревнований заВнблаговременно утверждается главная судейская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и полоВнжением о данных соревнованиях. Для судей проводится семиВннар или совещание, на котором рассматриваются положение о соревновании с определением единого толкования его пунктов, основные разделы правил соревнований, план расстановки суВндей.

Главная судейская коллегия состоит из главного судьи, его заместителей (в том числе по медицинской части и хозяйВнственному обеспечению), главного секретаря и его помощников, старших судей-секундометристов, старших судей на финише, на виде (гимнастика, легкая атлетика и др.), на группе (спортивные игры) и т. д., судей при участниках и судьи-информатора. В зависимости от опыта и квалификации судьи делятся на следующие категории: судья по спорту, судья перВнвой категории, судья республиканской категории, судья межВндународной категории.

Республиканские или мировые рекорды могут быть утверждены при условии обслуживания этих соревнований соответствующим количеством судей республиканской или международной категории.

Спортивные судьи на соревнованиях любого масштаба должны быть одеты в установленную форму.

Агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнования проводятся в виде:

  • освещения хода подготовки к соревнованиям в печаВнти, выпуска и распространения афиш, программ, пригласиВнтельных билетов, информации по радио и телевидению;
  • организации фотостендов и т. д.;
  • популяризации данного вида спорта путем торжеВнственного открытия (парада) и закрытия соревнований;
  • широкой радиоинформации по ходу соревнований;
  • своевременного заполнения итоговых таблиц, выпуска фотомонтажей;
  • своевременного подведения итогов и торжественного закрытия соревнований;
  • вручения грамот, дипломов, медалей и призов побеВндителям соревнований;
  • проведения показательных выступлений и парада поВнбедителей соревнований;
  • своевременной информации в печати, по радио, телеВнвидению о результатах проведенных спортивных соревноваВнний.

Независимо от места проведения соревнований (Дворец спорта, спортивный зал, стадион, трассы лыжных гонок и др.) спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены.

Финансово-хозяйственное обеспечение предусматриВнвает подготовку или аренду спортивных сооружений, ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря и оборудоВнвания; обеспечение транспорта для перевозки спортсменов;

подготовку мест проживания или оплату гостиницы для иноВнгородних участников; организацию питания спортсменов, изгоВнтовление афиш, программ, билетов участников, пригласительВнных билетов, протоколов, сводок, таблиц и т. п., приобретение грамот, дипломов, наградных медалей, кубков, призов; оплату изготовления и приобретения оборудования для красочного оформления мест соревнования; приобретение канцелярских товаров; почтово-телеграфные расходы; оплату судейской колВнлегии, медицинского персонала и обслуживающего персонала (коменданта, уборщиц, гардеробщиц). В зависимости от масВнштаба и условий проведения соревнований указанные финанВнсово-хозяйственные мероприятия могут быть сокращены или увеличены.

Международное спортивное движение

Важной стороной международного спортивного движеВнния, отличающей его коренным образом от всех остальных виВндов международных отношений народов, являются официальВнные спортивные состязания (олимпийские игры, мировые и континентальные первенства) и определение высших спорВнтивных достижений при помощи объективных критериев. Выигрыш мирового первенства или установление мирового реВнкорда приносит спортсменам не только всемирную известВнность, но и популяризирует общественный строй государства, которое они представляют.

Классификация международных спортивных объединений.

Международные спортивные объединения - руководяВнщие органы международного спортивного движения, деятельВнность которых выходит за пределы одного государства; они осуществляют организацию международных спортивных соВнревнований, разработку правил, регламентации и условий их проведения, регистрацию и утверждение мировых и региоВннальных рекордов и т. д.

Международные спортивные объединения делятся на несколько категорий:

1. Всемирные международные спортивные объединеВнния, объединяющие спортсменов всех стран. Эти объединения могут быть комплексные (МОК, постоянная ассамблея междуВннародных федераций по видам спорта, Международная федеВнрация университетского спорта и др.) и имеющие ограниченВнные функции (международные федерации по отдельным виВндам спорта, Международная федерация спортивной медициВнны, Международная ассоциация психологии спорта и т. д.).

2. Региональные международные спортивные объедиВннения. Эти объединения также могут быть комплексными (Постоянная консультативная конференция национальных олимпийских комитетов Европы, Панамериканская спортивная организация, Федерация азиатских игр и др.) или иметь ограВнниченные функции (Европейская ассоциация легкой атлетики, Европейская лига плавания и др.).

Основными документами международного спортивного объединения являются уставы и правила соревнований. В уставах определены цели и задачи объединения, структура и обязанности руководящих органов, порядок вынесения решеВнний, финансовые вопросы, правила приема и исключения, поВнрядок проведения заседаний руководящих органов и другие вопросы. Управление делами международных спортивных объединений в период между заседаниями высших органов осуществляют исполнительные органы - руководящие комитеВнты, советы, президиумы, административные советы и др.

Денежные средства международных спортивных объВнединений составляются из членских взносов присоединенных национальных организаций, отчислений от доходов, полуВнчаемых при проведении официальных соревнований, платы телевизионных компаний за право телепередач с соревноваВнний, издательской деятельности.

ВСЕМИРНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (УНИВЕРСИАДЫ.)

Международная    конференция    студентов, собВнравшаяся после окончания первой мировой войны по инициативе французского спортивного деятеля Жана Петижана впервые учредила проведение Всемирных спортивных студенческих игр.

Первые соревнования состоялись в 1924 году в ВаршаВнве по трем видам спорта: легкой атлетике, плаванию, фехтоВнванию. В дальнейшем студенческие спортивные состязания проводились в 1927 году в Риме; 1930 году в Дортмунде; в 1933 г. в Турине; в 1937 г. в Париже; в 1939 г. в Монте-Карло.

Вторая мировая война прервала проведение Всемирных студенческих спортивных игр. В период до второй мироВнвой войны советские спортсмены не участвовали в этих состяВнзаниях, так как усилиями империалистических государств соВнветские студенческие спортивные организации не допускались к участию в работе Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Впервые на студенческих соревнованиях советские спортсмены выступили в 1957 г. в Париже, когда в честь 100-летнего юбилея университетской организации Франции были проведены Всемирные студенческие спортивные игры. В этих соревнованиях советские спортсмены участвовали еще не являясь членами ФИСУ.

В 1959 году ассамблея Международной федерации университетского спорта, собравшаяся в Турине (Италия) приняла в свои ряды студенческие организации: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, а впоВнследствии и других социалистических стран.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенческие спортивные игры проводятся один раз в два гоВнда: каждый нечетный год - летние и каждый четный - зимние. Играм было присвоено название "Универсиада".

При проведении Универсиад ФИСУ неуклонно приВндерживается олимпийских идеалов, состязания проводятся как праздники студенческой молодежи нашей планеты. Они служат расширению международных спортивных связей, укреплению интернациональной дружбы, взаимопонимания между студентами всех стран мира.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Летние Олимпийские игры современности возникли в конце XIX в. Возрождение олимпийских игр было обусловлено развитием международных спортивных связей. К этому вреВнмени появляются международные спортивные объединения, разрабатываются единые правила, регламентирующие междуВннародный спортивный обмен. Еще ранее, в начале XIX в. уже высказывалась идея о проведении комплексных международВнных состязаний по типу олимпийских игр древности.

А в 1897 г. было опубликовано сообщение о результаВнтах археологических раскопок, проведенных на территории древней Олимпии, материалы которых более детально освеВнщали историю древних олимпийских спортивных праздников.

В 1889 г. французский общественный деятель, просвеВнтитель и педагог Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с идеей возрождения олимпийских игр. 23 июня 1894 г. спустя ровно 1500 лет после запрета древних олимпийских игр по его инициативе был создан Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении состязаний, а также о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Его президентом с 1896 по 1925 г. г. был Пьер де Кубертен. В работе конгресса принимал участие представитель России геВннерал А. Д. Бутовский, который вошел в состав МОК.

Пьер де Кубертен, разработавший программные и орВнганизационные основы современного олимпийского движения, писал: "Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимоВнпонимание и Мир". Эти идеи заложены в Олимпийской ХарВнтии, которая провозглашает" "Цели Олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физичеВнских и моральных качеств, которые приобретаются в соревноВнваниях на дружеских полях любительского спорта и в объедиВннении молодежи мира раз в четыре года на великом спорВнтивном празднике, создавая тем самым международное довеВнрие и добрую волю спокойного мира. . . .

По отношению к странам и отдельным лицам не допусВнкается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам".

На конгрессе был утвержден и текст Олимпийской клятвы: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Клятву произносит при открытии очередных олимпийских игр наибоВнлее выдающийся спортсмен страны-организатора.

Олимпийская эмблема состоит из пяти переплетенных колец: голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд)".

Олимпийский девиз гласит: "Быстрее, выше, сильнее". Олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей в ОлимВнпии, где проводились древние олимпийские игры. Эстафета доставляет огонь на олимпийские стадионы, где он от факела зажигается в специальной чаше и горит все дни олимпийских соревнований. Эта традиция зародилась на IX Играх 1928 г. в Амстердаме и впоследствии ни разу не нарушалось.

Олимпийский флаг представляет собой белое полотниВнще с Олимпийской эмблемой в центре. Впервые Олимпийский флаг был поднят в Париже в 1914 г. в связи с празднованием 20-летия возрождения Олимпийских игр. С тех пор он подниВнмался на всех Олимпийских соревнованиях. На торжественной церемонии открытия Олимпийских игр представитель страны, где проводились предыдущие Олимпийские игры, передает флаг президенту МОК, который вручает его мэру города -организатора Олимпийских игр. Олимпийский флаг подниВнмается на центральной мачте Олимпийского стадиона и развеВнвается все время проведения соревнований. После окончания Олимпийских соревнований флаг хранится в течение 4 лет в главном здании городского управления.

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 году в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. С тех пор началось новое олимпийское летоисчисление. В период до Великой Октябрьской революции состоялось пять олимпийВнских состязаний.

На играх I Олимпиады по девяти видам спорта приняВнли участие 285 спортсменов из 13 стран, 200 спортсменов из общего числа представляли Грецию. Из-за отсутствия средств, спортсмены России не смогли принять участия в I ОлимпийВнских играх, хотя и готовились к ним. Лучших результатов на I играх добились спортсмены Греции.

В знак заслуг Пьера де Кубертена II Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. В них приняло участие уже 1066 спортсменов из 20 стран по 18 видам спорта. ВперВнвые в Олимпийских состязаниях участвовали женщины, 6 спортсменок соревновались по теннису и гольфу. Больше всего медалей завоевали спортсмены Франции. Сообщение из ПаВнрижа об Олимпийских играх вызывали большой интерес в России, однако снова из-за недостатка средств русские спортВнсмены не смогли приехать в Париж.

Столицей III Олимпийских игр 1904 г. был Сент-Луис (США). Многие европейские спортсмены, в том числе спортВнсмены России, не приехали на состязание, так как слишком высока была стоимость проезда в Америку. В играх участвоВнвали 496 спортсменов из 11 стран. Почти все участники были американцами, только 53 человека приехали из других стран, поэтому и наибольшее количество олимпийских медалей завоевали американские спортсмены. Организаторы игр пытаВнлись устроить так называемые антропологические дни, когда отдельно соревновались бы спортсмены небелых рас. Против этого резко выступил Пьер де Кубертен, и в дальнейшем поВндобные попытки расовой дискриминации на Олимпийских играх никогда не повторялись.

Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. В этих играх приВнняли участие 2059 человек из 22 стран, они соревновались по 22 видам спорта. Трем русским спортсменам удалось завоеВнвать олимпийские медали. Николай Панин-Коломенкин был награжден золотой медалью за первое место по фигурному каВнтанию на коньках. Две серебряные медали получили борцы классического стиля - Н. Орлов (легкий вес) и А Петров (тяжелый вес). На этих играх впервые стал проводиться неВнофициальный командный зачет, который в дальнейшем полуВнчил широкое распространение. Наибольшее количество очков набрала многочисленная команда Великобритании.

На V Олимпийские игры в Стокгольме в 1912 г. Россия направила команду численностью 160 человек. В играх учаВнствовал 2591 спортсмен из 28 стран. Результат выступления команды России был невысоким: она поделила с командой АвВнстрии 15-е и 16-е места. Спортсмены России смогли завоевать только две серебряные и две бронзовые медали. В неофициВнальном командном зачете I место завоевала команда Швеции, ее спортсмены получили и наибольшее количество олимпийВнских медалей. Во время первой мировой войны Олимпийские игры не проводились. Между первой и второй мировыми войВннами состоялось пять олимпийских состязаний. С VIII ОлимВнпийских игр 1924 года при подведении итогов состязаний в неВнофициальном командном зачете стали учитывать шесть приВнзовых мест, занятых спортсменами и командами. За 1-ое место присуждалось 7 очков, за 2-ое место - 5; за 3-е - 4; за 4-ое - 3;

за 5-ое - 2; за 6-ое - 1 очко.

В период 1920-1936 гг. отмечается дальнейшее расшиВнрение олимпийского движения.

В 1951 г. в СССР создается олимпийский комитет, коВнторый был признан МОК. К этому времени советские спорВнтивные организации входили в состав почти 20 международных спортивных федераций и вели в них акВнтивную работу, успешно участвовали в международных спорВнтивных соревнованиях.

С 1952 г. Советские спортсмены начали выступать на летних Олимпийских играх.

Выдающимся событием в международной спортивной жизни явилось проведение XXII летних Олимпийских игр в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 г. В настоящее время летВнние Олимпийские игры, так же, как и зимние, являются больВншим праздником любителей различных видов спорта, они деВнмонстрируют неукротимое стремление молодежи разных стран к миру, дружбе, сотрудничеству и взаимопониманию.

Перейдем к следующему вопросу, касающемуся психоВнлогии физического воспитания - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления чеВнловека в специфических условиях физического воспитания.

Основная задача этой отрасли психологии - помочь раВнциональному решению практических вопросов общеоздоровиВнтельного, общеобразовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в фиВнзическом воспитании.

И в физическом воспитании, и в массовом спорте деяВнтельность человека направлена на себя самого, на совершенВнствование своих физических и психологических качеств, двиВнгательных действий. Основная цель этой деятельности - фиВнзическое совершенствование, которое является неотъемлемой частью гармонического развития личности. Достижение основВнной цели требует ежедневных занятий, ежедневной специальВнной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физиВнческих качеств и двигательных навыков.

В психологических основах обучения двигательным наВнвыкам в физическом воспитании и спорте много общего, но есть у них и некоторая специфика.

Она зависит от тех психологических особенностей в физическом воспитании, которые отличают его от спортивной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СПОРТЕ И В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

1. Спортивная деятельность направлена на развитие специальных особенностей человека, выявление его резервных возможностей, физическое воспитание направлено на укрепВнление здоровья, гармоническое развитие личности.

2. Спортивная деятельность - цель: - достижение реВнкордных результатов. Физическое воспитание - цель - оптиВнмальный уровень результатов, необходимый для осуществлеВнния трудовой деятельности.

3. Спортивная деятельность - обязательный и основной компонент - соревнование. Соревнование способствует эффекВнтивности занятий физическим воспитанием, но не является обязательным, оно выступает как метод, а не как компонент деятельности.

4. Спортивная деятельность требует максимальных физических и психических напряжений не только в соревноВнваниях, но и в ряде тренировочных занятий. Физическое восВнпитание требует достаточно высоких, но не максимальных фиВнзических и психологических усилий.

5. Спортивная деятельность носит добровольный хаВнрактер. Результативность во многом зависит от интереса, увлеченности. Физическое воспитание в системе среднего спеВнциального и высшего образования носит обязательный харакВнтер, в системе занятий массовой физической культуры - добВнровольный.

Краткая психологическая характеристика основных физических качеств.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Это одно из важВннейших физических качеств для абсолютного большинства виВндов спорта. Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в динамическом режиме - динамическая сила. Но не всегда усиВнлия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае гоВнворят о статическом режиме работы - статическая сила.

Быстрота - это способность человека совершать двигаВнтельные действия в минимальный для данных условий отреВнзок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:

1. Минимальное время, необходимое для начала дейВнствия в ответ на определенный раздражитель.

2. Скорость отдельного движения (элемента техники).

3. Частоту движений.

Элементарные формы проявления быстроты, относиВнтельно независимые друг от друга (можно отличаться очень быстрой реакцией и быть медленным в движениях и наобоВнрот). С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Выносливость - это способность человека к длительноВнму выполнению работы без снижения ее эффективности. РазВнвитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость.

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обВнстановки. Объектом познания в проявлении ловкости выстуВнпают движения и действия, совершаемые с предельной точВнностью с учетом пространственных, временных и силовых паВнраметров. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной - в спорВнтивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точВнности воспроизведения мышечных усилий и времени движеВнния (легкоатлетические прыжки), другие - пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражнеВнния), третьи - пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые - всех признаков двиВнжения (единоборства, спортивные игры).

Важнейшим проявлением ловкости может считаться способность к сохранению устойчивого положения тела в разВннообразных условиях движения и т.д.

Восприятие физических качеств с двигательными навыками.

Все физические качества спортсмена органически взаВнимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявлеВнний психики человека.

Взаимосвязь физических качеств характерна для люВнбого вида спорта, однако удельный вес проявления их в разВнных видах спорта различен. Например, в беге, плавании домиВннируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике - сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели развиВнтия одного качества могут быть достигнуты лишь при опредеВнленном уровне развития остальных. Поэтому процесс подгоВнтовки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом соотношении. У людей с низким уровВннем физической подготовленности выполнение упражнения, требующего преимущественного проявления какого-либо одноВнго физического качества, предъявляет значительные требоваВнния к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значительной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо качества приводит к разВнвитию и совершенствованию других. Однако в дальнейшем подобный параллельный рост прекращается, и могут даже проявляться отрицательные соотношения между отдельными качествами.

Взаимодействие физических качеств может выступать в виде их переноса. Например, развитие динамической силы способствует лучшему проявлению скоростных качеств, тогда как развитие силы в статических упражнениях может тормоВнзить совершенствование быстроты. Высокий уровень сознаВнтельного управления проявлениями силы и быстроты способВнствует формированию и совершенствованию ловкости и т.д.

Успешное решение задач физической подготовки должно предусматривать не только воспитание физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявления.

Специализированное восприятие быстроты проявляетВнся в "чувстве скорости" движений, "чувстве темпа", "чувстве ритма" движения, "чувстве времени" совершаемого действия (в каждом конкретном виде спорта). Так, в беге отчетливо проВнявляется "чувство скорости" пробегаемого заданного отрезка дистанции, "чувство темпа" шагов, "чувство ритма" дыхания и т.д.

Специализированное восприятие силы выступает в виВнде "чувства силы", включающего отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий. Специализированное восВнприятие выносливости проявляется в чувстве скорости, силоВнвой, скоростно-силовой, прыжковой и т.д. выносливости.

Специализированное восприятие ловкости проявляется в виде образов точного воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения.

Вместе с этим смотрят:

Спортивный массаж
Старинная английская забава - бокс
Техника плавания брассом
Травматизм в спорте