Политическая система Испании

План

ц Историческая справка

ц    Франкистский режим

ц    Становление демократии

ц    Политическая система

Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны.

В древности территорию Испании населяли иберы, в 5-3 вв. до н. э. расселились кельты. К концу 3 века большая часть территории Испании была  под властью Карфагена. К концу 1 века до н. э. Испания была покорена Римом. Государство вестготов (со 2-й половины 5 века н. э.) ликвидировали арабы, захватившие в 711-718 почти всю территорию Испании и создавшие ряд государств. В ходе Реконкисты (718-1492) возникли испанские королевства Арагон, Кастилия и другие. Со времени династической унии 1479 Кастилии и Арагона Испания тАФ единое государство. В начале 16 в. сложилась испанская колониальная империя (основа тАФ колониальные завоевания в Америке). С середины 16 века начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией 16-17 вв. она утратила морское преобладание. В начале 18 века борьба европейских династий за испанский престол привела к войне за Испанское наследство. В 19 веке произошло 5 незавершенных революций: в 1808-14, 1820-23, 1834-43, 1854-56 и 1868-74. Результатом этих революций было достижение компромисса между консерваторами и либералами, выразившееся в утверждении конституционной монархии. В 1810-1826 добилась независимости большая часть испанских колоний в Латинской Америке. В 1890-х гг. большинство остававшихся колоний перешло к США (в результате испано-американской войны 1898) и Германии. В начале 20 века Испания участвовала в колониальном разделе Марокко. В 1923 установилась военно-монархическая диктатура (до 1930). 14 апреля 1931 была свергнута монархия, что положило начало Испанской революции 1931-39, в ходе которой в январе 1936 был создан Народный фронт [КП Испании, Испанская социалистическая рабочая партия (основана в 1879) и др.]. Гражданская война (июль 1936 тАФ март 1939) завершилась установлением диктатуры генерала Франко. В 1947 Испания была объявлена королевством (престол оставался незанятым).

     Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939гг. О ее трагических последствиях для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей. По подсчетам видного испанского экономиста Романа Тамамеса, в 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство составляло всего 21% от довоенного уровня, а промышленное тАУ 31%. В 192 городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий, полностью уничтожено 250 тыс. квартир и еще 250 тыс. невозможно было использовать. Страна потеряла почти половину подвижного состава железных дорог, 30% судов торгового флота, более 70% автомашин. Доходы основной массы трудящихся в конце 1939 г. упали до уровня 1900 г. Стране понадобилось более 10 лет для ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной.

     Франкисты обрушивали на своих реальных и потенциальных противников жесточайший террор. Были запрещены все поддерживающие республику политические партии, такие как Коммунистическая партия Испании (КПИ), Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), различные республиканские партии, ведущие профсоюзные организации. Около 2 млн. испанцев прошло в первые послевоенные годы через тюрьмы и концлагеря.

     Вплоть до 1973 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 г. чрезвычайной сессией  кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 г. тАУ адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.

     Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой, требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза  (СЕУ), постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой политический резонанс как в стране, так и за ее пределами. В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций: собраний, демонстраций, Влкруглых столовВ» и пр. становится интеллигенция.

     Франкизм оказался, таким образом, не в состоянии подавать постепенно нараставшую оппозицию снизу. Не сумел он сохранить и тот фундамент, на котором пытался воздвигнуть здание Влвеликой ИспанииВ».

     Экономический ВлбумВ» 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции ВлновойВ» буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики ВлавтаркииВ» и регулируемой экономики и перейди к экономической ВллиберализацииВ», создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.

     В 60-х годах ВлНациональное движениеВ» возникли враждующие между собой группировки. Вместе  с  тем  ультраправые   элементы   фаланги неоднократно пытались возродить ее. В    мае

1958 г. принципы фаланги были провозглашены основополагающими принципами государства, но вернуть себе утраченные позиции она не смогла.

     К концу 60-х годов ВлНациональное движение, раздираемое противоречиями, зашло в тупик. Все попытки реформировать его на принципах ВлапертуризмаВ», то есть создания в его рамках политических ассоциаций, которые формально должны были заложить основы политического плюрализма в случае ухода Франко со сцены, провалились. К середине 70-х годов франкизм практически полностью потерял поддержку еще одной из своих важнейших опор тАУ католической церкви. Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла идеи ВлкрусадыВ», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г. конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы и права Влсогласно божественному закону и священному каноническому правуВ».

     Однако по мере нарастания оппозиционного движения начался процесс дистанцирования церкви от режима, охвативший в 60-х годах как низшее духовенство, так и высший клир и завершившийся разрывом ВлобновленческогоВ» крыла церкви с франкизмом. Это крыло не только открыто выступило с критикой политики режима, превратив, по определению испанского историка Хавьера Тусселя, Влпроповеди Евангелия в чисто о восстановлении демократических свобод.

     Новый подход оппозиции к проблемам стратегии борьбы с франкистским режимом начал вырисовываться лишь в середине 50-х годов, когда компартия призвала все группы как в лагере оппозиции, так и в стране ВлпобедителейВ», независимо от их политических и идеологических убеждений, Влположить конец расколу, вызванному гражданской войной; покончить с раздорами и ненавистью; положить конец как духу Влкрестового походаВ», так и духу реваншатАжВ» и мирным путем, без новой гражданской войны и кровопролития покончить с диктатурой.

     Эта политика, получившая название политики Влнационального согласияВ», не сразу нашла понимание и поддержку со стороны оппозиции и тем более тех групп в лагере франкизма, которые были недовольны по различным причинам существующим режимом, но не желали идти на союз с ВлпобежденнымиВ». Однако постепенно в результате нарастания оппозиционного движения, включения в него все новых и новых групп и течений, поисков оппозицией форм сотрудничества и ее попыток выработать единую платформу борьбы с диктатурой дух Влкрестного походаВ» стал уходить в прошлое и идея Влнационального согласияВ» и мирной замены режима все шире и глубже проникала в сознание широких слоев испанского народа.

     Идея ликвидации франкистского режима мирным путем на основе Влнационального согласияВ» получила столь широкую поддержку различных слоев испанского общества не только потому, что оно устало от культивируемой диктатурой взаимной ненависти между ВлпобедителямиВ» и ВлпобежденнымиВ», но и потому, что перспектива новой гражданской войны с ее кровавым насилием вызывала страх, не исчезавший как у демократических так и у здравомыслящей части консервативных кругов. Эти два обстоятельства в немалой степени способствовали постепенному созданию новой атмосферы в стране и краху всех попыток режима сохранить раскол испанского общества на ВлпобедителейВ» и ВлпобежденныхВ» как одну из основ своего дальнейшего существования.

     Первый серьезный шаг к сближению оппозиционных сил был сделан в июне 1962 г. на совещании представителей буржуазных партий и социалистов в Мюнхене, выдвинувшем 5 условий перехода Испании от диктатуры к демократии (создание в стране демократических инструментов, обеспечение действенных гарантий прав человека, признание прав национальных групп, обеспечение профсоюзных свобод, право на оппозицию). Компартия охарактеризовала эти пункты как отвечающие Влминимальным требованиям всех без исключения антифашистских сил ИспанииВ».

     К началу 70-х годов возможности франкизма к маневрированию резко сократились как потому, что он зашел в тупик, лишившись поддержки и сочувствия значительной части тех сил, которые его поддерживали почти четыре десятилетия, так и потому, что оппозиция сумела преодолеть существовавшие ране внутри нее противоречия и начала выступать единым фронтом.

     Попытки начавшего агонизировать режима ужесточением репрессий спасти себя от краха лишь подлили масла в огонь сопротивления. Особенно стремительно кризис режима начал нарастать с декабря 1973 г. после гибели в результате покушения премьер-министра адмирала Карреро Бланко, видевшего свою задачу в сохранении незыблемости существующих порядков. Сменивший его на это посту К. Ариас Наварро пытался стабилизировать обстановку, провозгласив курс на осуществление частичных реформ. В одном из своих выступлений он подчеркнул, что Влв смысле осуществления политических изменений в стране на Франко больше рассчитывать нельзяВ».

     Разногласия и противоречия в правящих кругах приняли в это время  чрезвычайно острые формы, создав обстановку перманентного политического кризиса. Обещанные Ариасом Наварро реформы так и не были осуществлены, что еще больше обострило конфликт между ВлэволюционистамиВ» и ВлбункеромВ».

     Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов, интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой демократизации.

     Франкизм как политическая и идеологическая система исчерпал себя. Его отвергали и господствующие классы и народные массы. Необходимость перемен понимали все, даже наиболее яростные его поклонники. В этой обстановке всеобщего брожения, нарастающих противоречий в верхах и острых социальных конфликтов 20 ноября 1975 г. умер 82-летний диктатор. Его похороны ультра отметили массовыми манифестациями в Мадриде и других городах.

     22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I.

Преемник Франке тАФ король Хуан Карлос 1 тАФ не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.

Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье тАФ Испанская социалиВнстическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятеВнлей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристВнский" Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учреВндительных выборов") тАФкоалиция христианских деВнмократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс деВнмократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть воВненных к вмешательству в политику. 

На "учредительных выборах" 1977 г. победил СДЦ тАФ партия, с которой большинство испанцев связывало успех демократизаВнции. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и безоговорочВнно поддерживавшая переход к демократии левая партия тАФ ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.

Организация, когда-то служившая опорой франкистского режима, тАФ ИсВнпанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского соВнпротивления тАФ фактически прекратила свое существование еще при жизни диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница", Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в 1976 тАФ начаВнле 1977 гг. пытаВнлись завоевать благосклонность короля. Лишь низкая представительность "центристского" и "левого блоков" заставила лидеров названВнных групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях, объединиться между собой.

Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех "блоков", что обусловливалось как соВнхранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г. тАФ но лишь при условии успешВнной экономической политики. В действительности, цена демократиВнзации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, поВнпав в "невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они потерВнпели поражение на выборах. Испанский "центр" сохранился в основном в виде региональных партий.

В распоряжении испанского избирателя, стремившегося "наказать" правиВнтельство, были две возможности тАФ он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти возможВнности были использованы, причем наибольшего относительного успеха добиВнлась "партия-преемник" тАФ НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голоВнсуя против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негаВнтивное отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контекВнсте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.

Правые в лице НА были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в "правой" части полиВнтического спектра, и его лидерам удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне неблагоприВнятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей оппозициВнонности по отношению к экономической политике правительства, но чем критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомниВнтельнее казалась их приверженность демократии. Неспособность коммуниВнстов разрешить эту дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.

Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги "учредительных выборов" и характер "партии-преемницы", в становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером "центристов" в процессе демократизации, в главную оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию "правого блока" и обуВнсловило крах основной левой альтернативы социалистам.

Испания - последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Год смерти Франко (1975) знаменует собой демократическое начало современной, просвещенной Испании. Свободно избранные правительства при Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре осмотрительно и целенаправленно "открывали" страну в политическом и экономическом смысле. Хотя вступление в ЕС и НАТО не обошлось без споров, сегодня это решение разделяет большинство испанцев. Имеется немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии: референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни. Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала плюралистская структура прежде централизованного государства. В административном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде (Кортесы; Cortes Generales}. Вторая же палата Кортесов состоит из депутатов, избираемых прямым общенародным голосованием. С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).Главой государства, представляющего собой конституционную монархию, является король Хуан Карлос I. По представлению премьер-министра он утверждает членов кабинета министров. Получив от Франко власть в наследство в абсолютистском смысле слова, представитель династии Бурбонов уже в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. расставил акценты совсем не так, как ожидалось. Он заявил, что хочет быть "королем всех испанцев в свободном и современном обществе". Серьезность своих намерений король подтвердил шесть лет спустя, когда смелым приказом вернул в казармы восставших военных. В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими полномочиями.

Испания тАУ страна, которой может принадлежать большое демократическое будущее. Перед ней открыты разные возможности тАУ она может стать и прочным фактором европейского мира, и фактором  дальнейшего нагнетания напряженности; и бастионом демократических порядков на юге Европы, и очагом новой волны правой опасности. Окончательный выбор еще не сделан.

Список литературы

  1. Большая электронная энциклопедия ВлКирилла и МефодияВ» 2000
  2. В.В. Загладин: ВлСовременная ИспанияВ»
  3. Новейшая история (1939-1992)
  4. Испания -  форма правления и административное устройство// " onclick="return false">

Вместе с этим смотрят:

Политическая система Италии
Политическая система общества
Политическая система РФ
Политическая система Франции и Пятая республика