Понятие и виды субъектов политики

ПЛАН: Введение. Человек и политика. Малые группы. Политические организации. Общественные организации. Элита. Социально-политические классы. Нации и этнические группы как субъекты политики. Политическое поведение. Заключение. Литература. Введение

Политика, представленная как совокупность политических отВнношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъВнектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как Влчеловек политическийВ», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разВнных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов полиВнтики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физичесВнких (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифицироВнвать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализироВнванные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку перВнвичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридичесВнким статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общестВнвенно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим приВнзнакам.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельносВнти человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытываВнющие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотВнносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, обВнщим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями форВнмирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. ВлВертикальныеВ» политические отношения означают господВнство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. ВлГориВнзонтальныеВ» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

Человек и политика

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, тАУ  как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный  субъект политики человек дейВнствует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политичесВнкой деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политиВнке, состоявшегося жизненного пути политика составляет его полиВнтическую биографию.

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с харакВнтером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуВнществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет челоВнвеческие интересы и тем самым добивается изменения его политиВнческого поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознаВнние человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективВнных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

Вторая характеристика человека политического связана с его гражданством. Под гражданством понимается правовая связь челоВнвека (физического лица) с определенным государством, порождаюВнщая взаимные права и обязанности, которые определяются основВнным законом государства конституцией.

Практическая важность института гражданства заключается в том, что государство обязано способствовать гражданину в реВнализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами.

Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в конВнституции государства. Эти права  делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом.

Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В констиВнтуциях многих государств сформулированы еще не все права, предуВнсмотренные Всеобщей декларацией.

Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии  их реализации или вообще не имеют такого механизма.

Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права гражВндан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:

  • деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;
  • деятельность правоохранительных органов тАУ  милиции (полиВнции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;
  • деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в орВнганах государственной власти разных уровней;
  • деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как национальВнными, так и международными.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свобоВнды человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта политиВнки ограничителем активности является его правовой статус, нациВнональная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.

Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демоВнкратическом государстве.

Возможности политической свободы определяются также в неВнмалой степени материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные тАУ  пока существуют товарно-денежные отношения тАУ  издержки свободы и демократии.

Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского долВнга и требований закона.

Следует отметить, что в правовом государстве политико-правоВнвая ответственность наступает не за мысли и убеждения, а за поступки

Малые группы

В социологии социальные группы делятся на большие, средние  и малые. Под малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Малая группа тАУ  это относительно самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения людей.

Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным основаниям. Например, по организационному признаку. они делятся на формальные (семья, бригада, школьный класс, стуВнденческая группа, преступная группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские, соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества, клаки и т.п.).

Малые социальные группы играют большую роль в политичесВнкой жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростков и моВнлодежи, формирование политических установок и ценностей, традиВнций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на мир.

На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.

Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.

Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называВнемые группы давления, играющие важную роль в деле представиВнтельства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плюВнрализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, конВнтроль за ресурсами, собственностью и т.п.

Политические организации

Политические организации тАУ  это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объВнединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциВнации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важВннейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции.

Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуВнют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.

Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная реглаВнментация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, обВнщества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным тАУ  политиВнческие движения, народные фронты, гражданские инициативы.

По идейно-политической ориентации рассматриваемые организаВнции обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогресВнсивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.

Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.

Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом обществе с тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены. Единственная партия является при этом и праВнвящей, будучи частью государственного аппарата, его ВлстержнемВ».

Довольно распространенной в демократических государствах является двухпартийная система, в которой партии различаются скорее не по стратегическим целям, а по тактике и методам деятельВнности. Чередование двух партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе с тем исключает застой и перерождение партий.

Многопартийная система бывает фактической и форВнмальной. В последнем случае одна партия постоянно является праВнвящей, а другие служат лишь псевдодемократической декорацией (например, в КНР).

Место партий в политической системе общества определяется рядом факторов: их социальной природой, численностью, функциями, а также положением (правящие или оппозиционные).

Деятельность политических партий регулируется во многих странах национальным законодательством.

Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусВнматривают политических целей, также являются элементами (инВнститутами) политической системы общества, субъектами политичесВнких отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

Юридической основой возникновения и функционирования обВнщественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях

В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 общественВнно-политических движений и 272 религиозных объединения. В МурВнманской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.

Хочется отметить, что существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный соВнвет мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная конфедераВнция труда, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация ВлЗеленый крестВ», движения ВлСемипалатинск тАУ НеваВндаВ», ВлГринписВ», международное молодежное движение северных стран ВлНекст-стопВ», гуманистическое движение и др.

Элита

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также тАУ  социВнальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфичесВнких субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Элита тАУ  в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его ВлверхушкуВ», избранный круг людей.

В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард.

Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов тАУ  представительных и исполнительных, праВнвоохранительных, военных и информационных учреждений, функВнционеров общественно-политических организаций.

Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функВнцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой

Тип лидерства всегда связан с природой общественного и госуВндарственного строя, характером политической системы общества.

По стилю деятельности политическое лидерство можно класВнсифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

Политический лидер должен обладать выдающимися умственВнными способностями, необходимыми нравственно-психологическиВнми качествами.

В XX веке проявилась тенденция возрастания роли народных масс в истории, однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это приводит к политической нестабильности, ВлмассовизацииВ» и девальвации политической элиты, ее, дисфункции.

Социально-политические классы

Социальная структура представляет собой взаимосвязанную соВнвокупность устойчивых социальных общностей, выделяемых в обВнществе по определенным признакам.

Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по этоВнму признаку зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода, образ жизни в целом.

В любом из известных до сих пор обществ существуют основные и промежуточные классы, а также межклассовые слои, и сословия.

Каждая из социальных групп имеет свои особенные, специфиВнческие интересы, которые выражают и защищают общественВнно-политические объединения.

Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие формы, методы и средства воздействия господствующего класса на остальную часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая пропаганВнда осуществляемая через средства массовой информации, диктатуВнра, террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др. Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы, революции, гражВнданские войны, государственные перевороты.

В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах теряет былое значение, поскольку под влиянием научно-технического прогресса существенно меняется социальная структура.

Нации и этнические группы как субъекты политики

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация тАУ  это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского  общества. Все эти социально-исторические общносВнти называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных приВнзнаков.

Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.

Нация тАУ  это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность тАУ  это субъективное отношеВнние, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепляВнются остальные признаки, а также тАУ  единый национальный инВнтерес, который воплощается в национальном государстве. ГосударВнство тАУ  важный признак нации, однако сама по себе государственВнная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институВнтом власти.

Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессионализм это образ мыслей и постуВнпков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания.

Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным отношениям доВнполнительное измерение, усложняет спектр политических отношеВнний.

Политическое поведение

Политическое поведение тАУ  это важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодейстВнвия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизнеВндеятельности общества. Речь идет о политическом поведении переВнчисленных ранее субъектов политики: физических, юридических лиВнцах, социальных группах. Единицей политического поведения являВнется конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, к котором отражаются политические знания человека, его убеждеВнния, материализуется его политическая культура.

Политическое поведение определяют многие факторы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям. Психофизиологическими детерминантами этого поведения являются различные потребности и интересы, влечения и эмоции человека, его политиВнческие знания, установки и цели.

По степени политической включенности субъекта в политическое поведение распадается соответственно на активное, нонконформистское и пассивное, конформистское, выражающееся в политическом индифферентизме, эскапизме и абсентеизме.

По характеру поступков, используемым методам, а также направленности политическое поведение можно разделить на конфликтное, конфронтационное, разрушительное и тАУ  бесконфликтное, нонконфронтационное, созидательное. Первое характеризуется острым противостояниВнем политических сил, их разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

В самих политических институтах политическое поведение определяется и регулируется праВнвовыми нормами, традициями, правилами, уставами и т.п.

Власть имеет возможность контролировать политическое повеВндение граждан и социальных групп посредством законодательства, подзаконных актов органов государственного управления, а также с помощью правоохранительных органов, прежде всего государВнственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судов, следстВнвенных органов и др.

Заключение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, тАУ  как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принВнципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подВнзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравВнственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражаВнется политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

Литература:

  1. Дегтярев А.А. Основы политической теории. тАУ М., 1998.
  2. Политология. Под ред. М.Н. Марченко. тАУ М., 1997.
  3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. тАУ М., 1995.
  4. Гаджиев К.С. Политическая наука. тАУ М. 1995.
  5. Основы политологии. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича. тАУ М., 1995.

Вместе с этим смотрят:

Последствия Косовского конфликта
Похищение Рауля Валленберга
Права и свободы человека
Правовое государство Республика Казахстан