Типология политических режимов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

ТЕМА:

ВлТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВВ»

ВЫПОЛНИЛ:

СЛУШАТЕЛЬ УЧ. ГРУППЫ №________

ЛЕЙТЕНАНТ МИЛИЦИИ

ЛАВРОВ  А.В.

КАЗАНЬ, 2001

Политология

Тема: Типология политических режимов.

Содержание:

1. ВВЕДЕНИЕтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.2

2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..3

3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.7

3.1. ТоталитаризмтАж.тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..8

3.2. АвторитаризмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..10

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..15

1

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему потому, что хочу лучше разобраться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна находится на стадии перехода от одного политического режима к другому, а именно от "тоталитаризма"  к  "демократии".

В своей работе мне хотелось бы выяснить,  что стоит за этими терминами.                      

Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса1.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

1) по тому, в чьих руках власть;

2) по тому, как эта власть используется.

"Правильные" формы государства: монархия (власть одного челоВнвека), аристократия (власть в руках немногих "лучших"),  полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).

"Неправильные" формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К "неправильным" формам относятся: тирания   (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (большинства) над властью)).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции    понятие   демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства.

__________________________________________________________________

1Политологический словарь. М., 1991.

2

Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS -власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлеВннии и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устВнройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солиВндарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подВнконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью поВнлитической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позвоВнляющим ему оказывать влияние на государственное управление общестВнвом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

                             Характерные черты демократического режима:

  1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представитеВнлей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

3

           Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индиВнвидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, а есть специВнальные механизмы честной игры. Выборы бывают нечестными, есВнли бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже есВнли эта партия относится терпимо к другим партиям во время выВнборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. ПраВнвительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проВнводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы провоВндятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необхоВндимое условие демократического государства - лица, осуществВнляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генеВнрала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинстВнва. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отВннюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принВнципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим  становится недемократическим, независимо от частоты и честноВнсти выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должВнностей в государстве.

             В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную

4

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участВнвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных орВнганах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на  всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле  за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравВннительно ограничены, например, референдумы.  Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проВнект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности учаВнстия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невеВнлики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, котоВнрые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиВнях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

             

              тАв Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувеВнреном (от                франц.    SOUVERFIN - носитель верховной власти в гоВнсударстве);

              тАв Правительство, основано на согласии управляемых;

              тАв Правило большинства;

              тАв Правило меньшинства;

              тАв Гарантии основных прав человека;

           тАв Свободные и честные выборы;

5

          тАв Равенство перед законом;                               

          тАв Справедливое судопроизводство;

          тАв Конституционное ограничение правительства;

          тАв Социальный, экономический, идеологический и политический

плюрализм;                                          

          тАв Ценности сотрудничества и компромисса.                  

Есть разные формы правления демократических режимов. ДостаВнточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одВнного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущВнность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент-диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законоВндательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полВнномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назнаВнчения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента", т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентВнским большинством) и его формальная ответственность перед парламенВнтом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функВнций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правиВнтельством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем саВнмым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуВнществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правиВнтельства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

      Первый может быть описан как однопартийное большинство в парВнламенте, т.е. когда

одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью", имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительВнство на весь срок выборов.

6

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабиВннет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парлаВнменте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).     

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или преВнзидентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих линВнгвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не соВнсловий. Все граждане в демократическом государстве, как участники поВнлитической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществВнлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

          Недемократические режимы делятся на два типа:

                  тАвтоталитарный

                  тАвавторитарный.

3.1.Тоталитаризм.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов " ТО-ТАLITАS "- цельность, полнота и "ТОТАLIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанВнный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.                 

7

                  Тоталитарными являются режимы, при которых :

  1. есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой,  пре-                     

      тендующая  на  полное подчинение своих членов символам веры                                                и  их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия                       срастается с государством и концентрирует в себе реальную      власть в  обществе;                                       

2) партия организована не демократическим способом - она строится

    вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от                                        масс.

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идео-                     логический режим,      где    всегда есть своя "Библия".         Идеология                      режима отражается также в том, что политический лидер опреВнделяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люВнди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неВножиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет                       до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства  и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер  жизни, включая образование, средства массовой информации и  т.д.

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский                       контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том  смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить чеВнловека.

                   Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайден-

берга Карл Фридрих (совместный труд К.Фридриха и его молодого польВнского коллеги Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автокраВнтия", 1956 г.) называет "синдромом". Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тотаВнлитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет терВнрор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления преВнзидента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие ВлсиндромыВ» тоталитаризма: не было массовой партии, не было ВлсвященнойВ» идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной.

8

Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тотаВнлитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погиВнбают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь поВнказала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меВнняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. ПравВнление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется

( например, СССР  при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидВнности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства,  полное устранение частВнной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. НесмотВнря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена соВнциальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массоВнвым репрессиям.

Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возВнникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны ЗаВнпадной Европы после первой мировой войны и победы революции в РосВнсии. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские реВнжимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистВнским  движениям   финансовую   и   политическую     поддержку,     стремящихся

9

использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперВнских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как  реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других наВнродов.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это обВнщество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспоВнсобленное к современному качественному обновлению, учету новых треВнбований непрерывно изменяющегося мира.

3.2.Авторитаризм.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политичеВнской системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и деВнмократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не огВнраниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономВнных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно эконоВнмики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей влаВнсти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный реВнжим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он облаВндает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему

10

усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновеВннию.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно сущестВнвование ограниченного числа партий, профсоюзов и других оргаВннизаций, но лишь при условии их подконтрольности властям,

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политиВнкой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического разВнвития, проводить достаточно активную социальную политику, не  разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоВнральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного чеВнловека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сфеВнрах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме поВнлитических, прав личности.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или проВнизвола, ограниченность политического выражения общественных интереВнсов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечиВнвать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолеВнвать сопротивление политических противников.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаВнторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия. Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парлаВнментскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной.

    

11

                       Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

            

             В современных условиях пост социалистических стран "чистый" авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоВнторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демокраВнтические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношеВнний с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей сущеВнственно сдерживалась традициями правления, относительно высокой обВнразованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного проВнизвола может только демократическая форма правления. Тем народам, коВнторые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия дейВнствительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общеВнственного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политиВнческого режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономичеВнской реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентраВнлизацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллектиВнвистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернаВнтивную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переВнживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для Pоссии оптимальная модель политического и хозяйственного реформироВнвания может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.                                

13

              По мнению многих русский менталитет предполагает наличие сильВнной руки, жандарма и т.п., но я с этим не согласна, ибо считаю, что те роВнстки свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться  и  приумножаться.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8.

2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит, иссл. 1993-№5.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.    

5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициаВнтива.       

6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. СвердВнловск., 1989.

15

Вместе с этим смотрят:

Типология политических систем
Тоталитаризм
Тоталитаризм и авторитаризм
Тоталитаризм как феномен