Государственное устройство Австралии

Общие сведения

Австралия. Находится на Австралийском материке,  островеВаТасмания и  ряде других более мелких островов в Тихом и Индийском океанах. Площадь - 7 682 300 кв. км. Население - 17 662 000. Столица - Канберра (310 000). Другие крупные города - Сидней (3 699 000), Мельбурн (3 154 000).  Высшая точка - гора Косцюшко (2 228 м). Административное деление: 6 штатов, Северная территория и Австралийская столичная территория. Государственный язык - английский. Основная религия - христианство. Денежная  единица - австралийский доллар. Основные  статьи экспорта - золото и другие металлы, алмазы, каменный уголь, мясо, шерсть, зерновые культуры. Форма правления - федеративная конституционная монархия.

Австралия тАУ страна солнца, открытых пространств и оживленных современных городов. Это шестое по величине государство в мире и единственное государство, занимающее целый континент. Австралия состоит из шести штатов и двух территорий. В нее входит  также остров Тасмания. Каждый штат имеет свое правительство, которое контролирует такие сферы повседневной жизни, как школы, больницы и  транспорт. Несмотря на свои большие размеры     Австралия довольно малонаселенная страна. Большинство австралийцев живет на узких береговых равнинах Восточной и Юго-Восточной Австралии. Внутренние районы материка занимают сухие бесплодные равнины, степи и пустыни, где дождя не бывает годами. Однако именно здесь  находятся богатые залежи полезных ископаемых и пастбища, где австралийские животноводы     содержат огромные стада овец и молочного скота. Исконные обитатели Австралии (аборигены) тАУ это выходцы из Юго-Восточной Азии, поселившиеся     здесь около 40 000 лет назад. Европейцы открыли  Австралию в 1606 году, когда на берега континента высадился голландский мореплаватель Биллем     Янсзон. В XVIII веке Австралию колонизировала Великобритания. Британское правительство стало высылать сюда преступников, приговоренных к     тюремному заключению. Поэтому среди австралийцев много людей английского происхождения, и страна сохранила прочные связи с Объединенным Королевством. Главой государства является британский монарх, которого представляет в Австралии генерал-губернатор.

История развития Исконными обитателями Австралии были аборигены. Слово "аборигены"     значит "люди, которые были вначале". Сегодня только половина населения Австралии принадлежит к этой этнической группе, и очень немногие из них     ведут традиционный образ жизни. Некоторые живут в глухих деревнях, большая же часть перебралась в города. В последнее время аборигены требуют     возвращения им территорий, некогда отнятых у них европейскими поселенцами. Австралия испытала сильное влияние не только Британии, но и Малой Азии, и Японии. Австралийские города, вроде Сиднея, являют собой причудливое смешение азиатской и европейской культур. Племена аборигенов заселили Австралию около 40 000 лет назад. По всей     видимости, они пришли из Азии. Эти племена занимались рыбной ловлей и охотой, и у каждого были свой язык и свои традиции. Голландские исследователи впервые нанесли очертания Австралии на географические карты в XVII веке. В конце XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук объявил эти земли владениями Британии, назвав их Южным Уэльсом. Первые английские поселенцы прибыли в страну в 1778 году. Это были 700     заключенных, приговоренных к тяжелому труду в Австралии. Заключенные из Англии продолжали прибывать в страну до середины XIX века, и в     Австралии образовалось много новых поселений. Европейцы очень плохо обращались с коренным населением страны.

В начале XIX века европейские поселенцы начали продвигаться в глубь материка и разводить здесь овец,  привезенных из Южной Америки. В 1851 году в Австралии были открыты месторождения золота, и тысячи новых переселенцев, жаждущих обогащения, хлынули в страну. В 1901 году Австралийские штаты получили право самоуправления, но по-прежнему оставались под властью британского монарха. С 1945 года в страну прибыли тысячи переселенцев из Европы и Юго-Восточной Азии. В наши дни Австралия     является многонациональной страной с высоким уровнем жизни.

Государственное устройство Австралии

Австралия представляет собой федеративное государство, образованное 1 янв. 1901 г. (тогда же была принята Конституция страны) из шести английских колоний. Расположена на материке Австралия, острове Тасмания, а также ряде мелких прибрежных островов.

В административном отношении Австралия представляет собой федерацию из шести штатов (Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная     Австралия, Западная Австралия, Тасмания) и двух территорий (Северная и Австралийская столичная). Каждый штат и территория имеют свой парламент и     правительство. 

По государственному устройству Австралия     конституционная монархия. Формально главой государства является королева Великобритании,     представленная в стране генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации австралийского правительства. В сферу его полномочий входят созыв, продление сроков полномочий и роспуск федерального парламента, назначение     премьер-министра и членов правительства, утверждение принятых федеральным парламентом законов, назначение судей высших судебных     инстанций, руководство вооруженными силами. Каждый из шести австралийских штатов имеет своего губернатора, который имеет аналогичные     полномочия в пределах данного штата.

Высший законодательный орган Австралии тАУ федеральный парламент, состоящий из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Главную роль в осуществлении законодательных функций парламента играет Палата представителей, состоящая из 148 депутатов, избираемых всеобщим тайным голосованием на 3 года. Партия (или коалиция партий), имеющая большинство в Палате представителей, формирует правительство.     Премьер-министром может быть только член Палаты представителей, а министрами тАУ депутаты какой-либо из обеих палат парламента. Партия (или     коалиция партий), стоящая в Палате представителей на втором месте по числу     депутатов, является официальной оппозицией, а ее  лидер тАУ лидером оппозиции. Во главе Палаты представителей стоит спикер. Он      председательствует на заседаниях, следит за соблюдением правил парламентской процедуры, порядком дебатов. Сенат, согласно Конституции,     призван ВлконтролироватьВ» решения Палаты представителей. Он состоит из 76 депутатов (по 12 сенаторов от каждого штата и по 2 сенатора от каждой территории), избираемых сроком на 6 лет. Половина состава Сената переизбирается каждые три года.

Деятельность федерального парламента Австралии во многом определяется работой парламентских комитетов тАУ органов, задача которых состоит в детальном изучении тех или иных вопросов и выработке по ним соответствующих предложений и решений. Одни из комитетов являются постоянными, другие создаются на срок рассмотрения конкретных проблем. В федеральном парламенте функционируют комитеты Палаты представителей и Сената, а также объединенные комитеты, состоящие из представителей обеих палат. Обычно один депутат входит одновременно в состав нескольких     комитетов. Наиболее важными считаются объединенные комитеты тАУ по внешней политике, обороне и торговле; безопасности и разведке    парламентской процедуре; борьбе с организованной преступностью; госрасходам, а  также сенатские комитеты тАУ по общественным работам; делам социальных служб; по проблемам занятости, образования и подготовки кадров;     окружающей среде; проблемам аборигенов.

Исполнительная власть осуществляется федеральным правительством, формируемым из представителей партии парламентского большинства или коалиции. Все члены правительства должны быть членами парламента. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (и через него перед электоратом) за свою деятельность. Создаваемый в рамках федерального правительства кабинет министров является основным органом      правительства, формирующим его политику. Кабинет министров возглавляется премьер-министром и состоит примерно из половины членов правительства.

В Австралии соблюдается незыблемость федеральной Конституции. Из 46 референдумов, проведенных с целью внесения в нее тех или иных изменений, лишь в шести случаях избиратели дали согласие на это. Причем за изменение Конституции должно проголосовать подавляющее большинство избирателей в четырех из шести австралийских  штатов. До вынесения вопроса об изменениях в Конституции страны на общенациональный референдум решение об этом должно быть принято подавляющим большинством членов Палаты     представителей и Сената федерального парламента.

Все австралийские штаты и территории имеют свои собственные Конституции, внесение в них тех или иных изменений является прерогативой парламентов штатов и территорий. Парламенты штатов Новый Южный Уэльс, Виктория, Западная Австралия, Южная Австралия и Тасмания состоят из двух палат. Нижняя палата называется Законодательной Ассамблеей (в штатах Южная     Австралия и Тасмания тАУ просто Ассамблеей), верхняя палата парламентов упомянутых штатов называется Законодательным советом. В штате    Квинсленд, Северной территории и в Австралийской столичной территории действует однопалатный парламент, который называется Законодательной Ассамблеей.

В целом в Австралии существует три уровня власти тАУ федеральная, администрация штатов и территорий и местная власть тАУ руководство городов и других небольших административных делений (в настоящее время насчитывается около 680 Влместных правительствВ»). Распределение полномочий между указанными управленческими структурами определяется Конституцией Австралии.  В  соответствии с ней, в ведении федеральной власти находятся вопросы обороны, внешней политики и торговли, финансов, включая взимание налогов,     пенсионного и другого социального обеспечения, занятости, иммиграции, таможни, выдачи загранпаспортов, контроля за радио и телевещанием. Полномочия администраций штатов и территорий ограничиваются сферами     здравоохранения и образования, дорожным строительством, системой поддержания правопорядка, лесным хозяйством, регистрацией    автотранспорта и противопожарным обеспечением. Местная власть в основном осуществляет контроль по поддержанию порядка в масштабах отдельных     городов и областей.

В соответствии с Конституцией все три уровня власти обладают широкой автономией и полномочиями, однако действуют в тесной взаимосвязи, что практически исключает возникновение каких-либо серьезных разногласий или конфликтных ситуаций. Существует практика ежегодных встреч премьер-министра с премьерами штатов и главными министрами территорий, текущие вопросы решаются членами Сената федерального парламента,    представляющими в нем соответствующие австралийские штаты и территории. Законы, принимаемые федеральным парламентом, обязательны к исполнению на всей территории страны и имеют доминирующую силу над     законодательствами штатов и территорий. В силу предоставления федеральным правительством широкой финансовой помощи штатам и территориям,     в первую очередь в виде отчислений от сбора налогов, оно имеет возможность достаточно широко участвовать в экономической и других областях     развития штатов и территорий. Все спорные вопросы между федеральной властью и властями  штатов и территорий, а также администрацией на местах решаются в Федеральном суде (в основном это касается находящихся на рассмотрении     федерального парламента законопроектов) и Верховном суде Австралии тАУ высшей судебной инстанции страны.

С начала 90-х гг. в Австралии развернулось движение по изменению государственного устройства и введению в стране  республиканской формы правления. В фев. 1998 г. в г. Канберре прошел Конституционный конвент, большинство делегатов которого проголосовало за преобразование Австралии в республику. На нояб. 1999 г. был запланирован общенациональный     референдум, в ходе которого австралийцы определят свое отношение к этому вопросу. В случае преобразования Австралии в республику она сохранит свое официальное название Австралийский Союз, а также останется членом     Британского Содружества. Главой государства будет тогда президент.

Федерализм

О системе госуправления в штатах и территориях. Австралия является федеративным государством, парламентской монархией, которая в административном отношении подразделяется на шесть штатов. В Австралии существуют также две территории тАУ Австралийская столичная территория и Северная территория, последняя из которых может быть преобразована в штат уже в 2001 г. Территории пользуются достаточной самостоятельностью и управляются главным министром территории и ее главным     администратором, которые выполняют функции соответственно премьера штата и его губернатора.

Конституция Австралии вступила в силу с 1 янв. 1901 г. Она во многом заимствована из конституционной практики США и Великобритании.

Премьер-министр может предложить Генерал-губернатору распустить Палату представителей и назначить новые выборы в любое время. В Австралии существует всеобщее избирательное право для всех граждан, достигших 18 лет.

Каждый из шести австралийских штатов представляет собой самостоятельную     административно-территориальную единицу с собственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В парламенте штата представлены представители правящей коалиции во главе с премьером, а также депутаты от оппозиции, что во многом повторяет парламентские традиции Великобритании.

В каждом австралийском штате также функционируют самостоятельные органы исполнительной власти тАУ правительства штатов. Председатель    правительства штата (премьер) избирается всеобщим голосованием сроком на три года, а в  Западной Австралии тАУ на четыре года. Премьер тАУ лидер правящей партии в данном штате тАУ является членом парламента штата, как правило, его нижней палаты. В компетенцию правительств австралийских штатов входят следующие вопросы: установление ставок налогообложения; разработка и представление на рассмотрение парламента бюджета штата; создание и совершенствование транспортной и дорожной инфраструктуры; земельные вопросы и вопросы инвестиционной политики; охрана окружающей среды и вопросы экологической политики; обеспечение правопорядка; вопросы государственного образования, здравоохранения, науки и культуры; рекомендации о предоставлении австралийского гражданства и иммиграции.

Помимо премьера штата, существует должность губернатора штата тАУ представителя королевы Великобритании, которая формально является главой Австралийского государства. Губернатор утверждает принимаемые парламентом штата законы и постановления правительства штата. В ноябре 1999 г. в Австралии состоится референдум по введению республиканской формы правления. В случае, если его результаты будут в пользу установления в     Австралии республики, то в перспективе должности генерал-губернатора Австралии и губернаторов штатов будут упразднены.

Вопрос о  конституционной реформе и переходе Австралии к республиканской форме правления, когда во главе государства будет стоять гражданин Австралии, в течение последних пяти лет не сходит с повестки дня политических дискуссий в австралийском обществе. Австралийские политологи сходятся на том, что, если страна станет республикой, то скорее всего парламентской, а не президентской. На президента Республики Австралия будут возложены те же функции, которые выполняет в настоящее время генерал-губернатор. За австралийскими штатами и территориями     закрепляется право самостоятельного определения своего статуса в новом     государственном образовании тАУ они могут оставаться конституционной монархией, если за это выскажется большинство их населения на     референдуме. За преобразование страны в республику выступают 53-58% населения Австралии.

Судебная система. В каждом штате существует отдельная система судов, и Конституция Австралии признает как судебную власть штата, так и федеральную судебную власть. Верховный суд Австралии является последней инстанцией для апелляций по всем делам. Суды штатов наделены полномочиями принимать к рассмотрению дела, подпадающие и под федеральное законодательство. Назначение на судейские посты федерального уровня производится генерал-губернатором Австралии по рекомендации федерального правительства. Отстранение от должности судей федерального     уровня на основании недостойного поведения или профессиональной непригодности производится лишь при обращении обеих палат парламента.

Согласно законодательству большинства штатов, судьи Верховного суда штата могут сниматься с поста губернатором штата при обращении парламента     штата, даже без указания причин. Судьи более низкого уровня назначаются губернатором штата после длительных консультаций Генерального    прокурора штата с соответствующим Верховным судьей. В соответствии с действующей     Конституцией и нормативными актами штатов и территорий Австралии их судебная власть является трехступенчатой.

Высшей судебной инстанцией австралийского штата выступает Верховный суд штата (территории). Через него проходят наиболее серьезные гражданские и уголовные дела. Второй ступенью являются окружные суды присяжных штатов и территорий. Эти     суды рассматривают уголовные дела, а также ряд гражданских дел с суммой иска выше определенного предела. Суды штатов и территорий общего судопроизводства (магистраты) являются третьей ступенью в судебной иерархии. Они представлены мировыми судьями и рассматривают дела, связанные с мелкими правонарушениями, например, с хулиганством и нарушениями правил дорожного движения. Присяжные заседатели не принимают участия в работе этих судов.

Высшей судебной инстанцией австралийского штата выступает Верховный суд штата (территории). Через него проходят наиболее серьезные гражданские и уголовные дела. Второй ступенью являются окружные суды присяжных штатов и территорий. Эти     суды рассматривают уголовные дела, а также ряд гражданских дел с суммой иска выше определенного предела. Суды штатов и территорий общего судопроизводства (магистраты) являются третьей ступенью в судебной иерархии. Они представлены мировыми судьями и рассматривают дела, связанные с мелкими правонарушениями, например, с хулиганством и нарушениями правил дорожного движения. Присяжные заседатели не принимают участия в работе этих судов.

Партии Австралии Ведущей партией в Австралии является Австралийская Лейбористская партия (АПЛ), образованная в 1891г. Основу партии составляют профсоюзы, входящие в нее на правах коллективных членов, молодежные и женские организации,         имеется также индивидуальное членство. Политика партии во многом определяется парламентской фракцией, парламентский лидер в случае победы         партии на выборах автоматически становится премьер-министром. Лидер партии   Пол Китинг. Либеральная партия Австралии, основанная в 1944 г., выражает интересы крупной буржуазии, Национальная (Аграрная) партия Австралии,        основанная в 1916г., выражает интересы крупных землевладельцев и скотоводов, образует коалицию с Австралийской Лейбористской партией, в         Австралии существует еще множество партий (Партия Австралийских Демократов, Партия Ядерного Разоружения, Партия Сельской Австралии  и др.). Коммунистическая партия Австралии (КПА; The Communist Party of Australia), основана в октябре 1920 на учредительном съезде в Сиднее. Вступила в Коминтерн. В 1940 была запрещена и до декабря 1942 действовала в подполье. После 2-й мировой войны 1939-45 правящие круги Австралии пытались объявить компартию вне закона, однако во время референдума 1951 более 50% населения высказалось против запрещения деятельности КПА. До середины 1960-х гг. КПА, во главе которой в течение многих лет стоял Л. Шарки, являлась боевой марксистско-ленинской партией рабочего класса, твёрдо стоявшей на позициях пролетарского интернационализма. В своей деятельности партия руководствовалась программой "Путь Австралии к социализму", принятой 16-м съездом КПА (1951) и дополненной на 20-м съезде (1964). В программе выдвигалась конечная цель партии - "достижение социализма мирным путем, в соответствии с интересами рабочего класса и всего народа". Партия строилась на принципах демократического централизма. Была тесно связана с профсоюзами, являвшимися ее массовой базой, занимала прочные позиции в движении сторонников мира и женском движении. В 1963 из КПА была исключена группа раскольников во главе с Э. Хиллом, которая пыталась навязать партии маоистский курс. КПА принимала участие в международном Совещаниях коммунистических и рабочих партий (1957, 1960, Москва) и подписала документы совещаний. С середины 1960-х гг. в политической линии КПА произошёл поворот. На 21-м съезде КПА (1967) по инициативе нового руководства была отменена программа "Путь Австралии к социализму", а из устава КПА фактически изъято положение о демократическом централизме как основе организационного строения партии. В течение 1968-69 была пересмотрена позиция партии почти по всем важнейшим проблемам международного коммунистического движения. Это проявилось в решениях 22-го съезда (март 1970), принявшего по инициативе нового руководства программу "Цели, методы и организация КПА". В ней отсутствует упоминание о марксизме-ленинизме как идеологической основе партии, не говорится о ведущей роли коммунистической партии в борьбе за революционное преобразование общества. Отвергается международное значение опыта социалистических стран в строительстве социализма. КПА участвовала в международном Совещании коммунистических и рабочих партий (1969, Москва). Однако делегация КПА не подписала итоговый документ совещания в целом, согласившись только с 3-м его разделом. Политика руководства привела КПА в начале 70-х гг. к идейно-политическому кризису. Значительная часть коммунистов Австралии выступила против политической линии, принятой 22-м и закрепленной 23-м (март 1972) съездами КПА, а в 1972 создала новую партию - Социалистическую партию Австралии, заявившую, что она основывает свою деятельность на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма и поддерживает линию международного коммунистического движения, разработанную на совещаниях братских партий. Высший орган КПА - съезд. В промежутках между съездами руководство партией осуществляет Национальный комитет, из состава которого избирается Национальный исполком. Национальный секретарь КПА - Л. Ааронс, национальный председатель - Д. Сэнди. Печатные органы: еженедельник "Трибюн" ("Tribune"), ежемесячный теоретический журнал "Острейлиан лефт ревью" ("Australian Left Review"). Список использованной литературы
  1. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии: Учебное пособие. - М.,    1995.
2.  Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. - М., 1999. 3.  Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. - М., 1993. 4. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: МГУ, 1997. 5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.  6. Санистебан Л.С. Основы политической науки / Пер. с исп. - М., 1992.

Вместе с этим смотрят:

Государство
Государство - происхождение и сущность
Государство и гражданское общество
Гражданское общество