Избирательная система РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ        3

1.        ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ        4

2.  ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ        7

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ        7

2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ        8

2.3. ПОРЯДОК ПОДiЕТА ГОЛОСОВ        9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж 10

ВСТУПЛЕНИЕ

            

             Конституция РФ гласит: ВлГраждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.В»1.

             Граждане Российской Федерации по настоящему получили право Влизбирать и быть избраннымиВ» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

             Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

             Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.

             Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

             Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности России.

             Я считаю, что необходимо заново пересмотреть законодательство Российской Федерации  в части избирательного права с целью внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.

 

  1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ

           

              ИзбираВнтельное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институВнтов, и регулирует такие общественные отношения, которые складываВнются, при выборах Президента Российской Федерации, деВнпутатов законодательных (представительных) органов власти ФедераВнции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и     органы местного самоуправления.

             Однако термин Влизбирательное правоВ» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право тАФ право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право тАФ право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления2. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституВнционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федеВнрального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ ВлО референдуме Российской ФедерацииВ»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие оргаВннизацию и порядок выборов в различные органы государственной власВнти и органы местного самоуправления:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ ВлОб основных гаранВнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской ФедерацииВ»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ ВлОб обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправленияВ»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ ВлО выборах президента Российской ФедерацииВ»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ ВлО выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской ФедерацииВ»;
  • другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведеВнния выборов.

             Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постаВнновлениями Государственной Думы и Центральной избирательной коВнмиссии.

             Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской ФеВндерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

             Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голоВнсовании3.

             Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучасВнтию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

             Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и конВнсульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать соВндействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательВнных прав, установленных законом.

             Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе изВнбирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  - быть  избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

           Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранВнным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождеВнния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

           Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанВнные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда4.

           Законами и иными нормативными правовыми актами законодательВнных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избираВнтельного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории РоссийсВнкой Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). УстаВннавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гоВнсударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (ПреВнзидента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах глаВнвы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

             Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

             Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайВнным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за воВнлеизъявлением избирателя.

2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

             Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов ГосуВндарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предуВнсмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непоВнсредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с феВндеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответстВнвии с федеральными законами, законами и иными нормативными праВнвовыми актами законодательных (представительных) органов государВнственной власти субъектов Федерации5.

             Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. СледоваВнтельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

             Избирательная система и избирательное право Российской ФедераВнции базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы провеВндения выборов в Российской Федерации.

2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

             Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскоесенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации6.

             О времени и месте голосования участковые избирательные коВнмиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включиВнтельно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своВнего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлеВнна возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избираВнтельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избираВнтельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспеВнчить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъВнявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллеВнтеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосоваВнния.

             Голосование производится путем нанесения избирателем в избиВнрательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), отВнносящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в польВнзу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

            По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование за других лиц не  допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательноом участке было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери. 

             Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избираВнтельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состояВннию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут приВнбыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избиВнрательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной изВнбирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проВнголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участкоВнвой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комисВнсии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. КолиВнчество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избиВнрательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избиВнрателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополниВнтельно вносятся в список. При проведении голосования вне помещеВнния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возВнможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажеВнние волеизъявления избирателя.

             Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается приВнсутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостояВнтельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого поВнмощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен соВндержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избираВнтель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

             Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для гоВнлосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повВнлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

2.3. ПОРЯДОК ПОДiЕТА ГОЛОСОВ

             Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участкоВнвой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете гоВнлосов избирателей участковая избирательная комиссия признает неВндействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюлВнлетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной коВнмиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные7:

  • число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
  • число избирательных бюллетеней, полученных участковой избиВнрательной комиссией;
  • число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на изВнбирательном участке в день голосования;
  • число погашенных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проВнголосовавшими досрочно;
  • число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проВнголосовавшими на дому;
  • число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
  • число действительных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, признанных недействительныВнми;
  • число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

             При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избираВнтельной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосоваВннии, из подсчета исключаются.

             В целях исключения возможности фальсификации итогов голосоВнвания подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончаВнния времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представВнляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (межВндународные) наблюдатели.

             После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосоВнвания. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержаниВнем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

             По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предосВнтавить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса неВнмедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

             На основании подлинных протоколов участковых, территориальВнных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комисВнсия в соответствии с федеральными законами, законами и иными норВнмативными правовыми актами законодательных (представительных) орВнганов государственной власти субъектов Российской Федерации устаВннавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окВнружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавВнливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избираВнтельному округу составляется протокол, который подписывается всеВнми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с праВнвом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосоВнвания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избиратеВнлей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

             Установление итогов голосования и результатов выборов в изВнбирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединеВнния, а также иностранных (международных) наблюдателей.

             При подписании протокола о результатах выборов члены окружВнной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Вся документация избиВнрательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законоВндательных (представительных) органов государственной власти субъВнектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранеВнния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объВнявления даты следующих выборов.

             Итоги голосования по каждому избирательному участку, резульВнтаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержаВнщихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосВнредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставВнляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика  М.1996.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999.
  3. Постников А.В. Избирательное право России М.1996.
  1. Надаис А.  Выборы и избирательные системы//Политические исследования. 1993, № 3.
  2. Постников А. Мажоритарные и пропорциональные си
  1. Конституция Российской Федерации. Ст.32.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
  3. №124-ФЗ ВлОб основных гаранВнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской ФедерацииВ». Ст. 2, 3.

1 Конституция Российской Федерации. Ст.32.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ ВлОб основных гаранВнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской ФедерацииВ». Ст. 2.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ ВлОб основных гаранВнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской ФедерацииВ». Ст. 3.

4 Конституция Российской Федерации. Ст.32.

5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с. 312

6 Постников А.В. Избирательное право России М.1996.с.32.

7 Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика  М.1996.с.28.

Вместе с этим смотрят:

Институты государственной власти в России
История социалистических учений
Кириенко С. В. как государственный и политический деятель
Консерватизм - история и современность