Политическая идеология

Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный технический университет

Кафедра исторических и социально-политических наук

Реферат

по политологии

Политические идеологии

Выполнил студент Э.Ф. гр. Ма-10

Садовский А.В.

Проверила

Бодак М.С.

Брест 2001

Содержание

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж

  1. Сущность политической идеологиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж
  2. Функции политической идеологиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  3. Современные политичекие идеологиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.
  • ЛиберализмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  • Либеральный реформизмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж
  • Социалистическая идеологиятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  • Марксизм как идеология пролетариататАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж
  • Демократический социализмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  • КонсерватизмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  • НеоконсерватизмтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
  • ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

    Сисок литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

    Введение.

      Политическая идеология - "система идей,  представлений,  понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии,  политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и,  раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества,  способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе  идеология  всегда является классовой.  Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с  борьбой политической и экономической.)

    Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному  выполняют при этом раличную социальную роль.

    Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

    Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

    1. Сущность политической идеологии.

    Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде ВлЭлементы идеологииВ». В XIX веке преобладало нега тивное отношение к идеологиям. Революционные поВнтрясения девятнадцатого сто летия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в поли тических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстВнракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекуВнлятивными умозрительным и конструкциями.

    К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали терВнмин идеология для обозначения извращенного сознаВнния, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти илл юзии превращаются в идеолоВнгических конструкциях в самодовлеющую силу, первичВнную по отношению к реал ьным интересам. В силу своей социальной ограниченно сти идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильно е освоение социальности и заВнщищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарВнного типа, как показала практика идеологической борьВнбы двадцатого века.

    Маркс и Э нгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не ид еол огия. Свою задачу они видели в освобождении позна ния социального бытия от идеоВнлогических познаватель ных установок. В.И.Ленин видоВнизменил подход к марк сизму в этом отношении. Он поВнказал, что марксизм тоже является идеологией - идеоВнлогией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марк сизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеол огией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонни кам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инВнструментом защиты и оправдания любых политических решений.

    Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социВнальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социВнальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

    В идеологиях фиксируются те общественно знаВнчимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформВнляются и социальные идеалы как стратегические устВнремления того или иного слоя. Идеология - это социальВнно значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и коВнторая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизиВнрованный способ социально-группового мышления.

    Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего быВнтия и тенденций его развития. Система ценностей, коВнторые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и опВнределяют ее.

    Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеоВнлогия выходит на человека как на общественное суВнщество, способствуя его социальной, политической, на циональной самоидентификащии. Идеологические ценВнности придают смысл социальному действию и оправВндывают его.

    Основным содержанием политической идеолоВнгии является политическая влдасть, ее трактовка, отноВншение к различным политич еским институтам, предВнставления о наилучшем гос ударственном устройстве, методах и средствах социаль ных преобразований. В поВнлитической идеологии фиксируется отношение к партиВням, массовым движениям, уст анавливаются ориентиры в сфере международных отношеений, определяются принВнципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосноВнвывает их как значимые для всего общества.

    Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях разли чных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приВнобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эфВнфективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преВнобразований.

    Особую роль идеоло гии приобретают в период революционных потрясений ;, когда в массовое политиВнческое действие вовлекаютсян огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке . Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17 889-1794 гг.), буржуазные реВнволюции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуВнют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как колВнлективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этничеВнских общностей в самостоя тельных субъектов историчеВнского действия. Поэтому поолитические силы своей важВннейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

    Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм тАУ это и особый вид верований, своебразные светские религии. Понимание идеологии как эрзацрелигии связывают с особеннлстями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.

    Положение, что идеология тАУ это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие тАУ на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

    2. Функции политической идеологии.

    Важнейшей функцией политической идеологии является ле гитимация власти определенВнных политических сил и режиВнмов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

    Идеологии выполняют мобилизующую и интеграВнционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способстВнвует возникновению чувства коллективного "мы".

    Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления дейстВнвительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

    Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия ж изни, проблемы, связанные с характеВнром социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое полоВнжение. Искажение действительности происходит в соотВнветствии с определенными социальными интересами.

    Конструктивная функция политической идеоВнлогии проявляется наиболее четко при принятии полиВнтической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивиВнруют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Да нтон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглаше ния.

    Политическая идеология выполняет нормативВнную функцию. В ней фиксируется определенный полиВнтико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориенВнтиры-нормы, которых следует придерживаться. В переВнходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеоВнлогическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

    Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надеВнжду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

    Политические идеологии обладают большим поВнтенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникациВнонное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые биВннокли.

    Таким образом, пока существует глубоко социВнально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальВнных сил и гарантируя социальное и государ ственное единство на основе идеологической идентичности.

    3. Современные политические идеологии.

    Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поВнглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гониВнмые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

    Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становВнления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в макВнсимальной степени нашло выражение понимание проВнблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социВнальные группы обрели ясное самосознание.

    Либерализм.

    В политической истории Запада возникновение либерализма свяВнзано с развитием капиталистического общества и совпаВндает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 г г.), Ш.ВнЛ.Монтескье   (1689-1755 гг.)   выражали   интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакВнцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

    Центральное место среди идей либерализма заВннимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отсВнтаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, споВнсобность преобразовать реальность в согласии с требоВнваниями разума, сделать ее достойной природы человеВнка.

    Либеральная доктрина естественных прав челоВнвека на жизнь, свободу, собственность требовала от обВнщества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

    Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власВнти и формирование государства как договора между наВнродом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социальВнного договора, согласно которому об ъединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не суВнмело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендоВнвать на подчинение со стороны граждан.

    Идея сопротивления деспотической власти заВннимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления влаВнсти, превышающей свои полномочия. В целом же либеВнрализм признавал право на революционное сопротивлеВнние деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за незаВнвисимость.

    Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на осВннове закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должВнно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед зак оном, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. РаВнвенство в свободе по всеобщему закону - таков либеВнральный императив права.

    В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предВнпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экоВнномику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, устаВнновлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

    Наиболее последовательную концепцию либеВнральной демократии и конституционализма сформулиВнровал один из ведущих идеологов американской буржуВназной революции Т.Пейн. Пейн считал государство неВнобходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общеВнства. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государВнству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. ГоВнсударство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафикВнсировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правиВнтельство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики лиВнберализма, в частности, Дж.Локк и особенно последоваВнтели Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебВнную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматриВнвалась как препятствие к узурпации власти кем бы то Внни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограВнниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному десВнпотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся к терВнпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

    Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общеВнства. Он утвердил новый демократический символ веры:

    - индивидуализм, который видит основную задаВнчу общества и государства в обеспечении каждому инВндивиду возможностей для развития его способностей;

    - свобода, которая должна обеспечиваться в рамВнках закона в максимально возможных пределах для кажВндого индивида;

    - равенство , как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество люВндей в создании благополучного общества и отказ от исВнпользования своей свободы во зло другим.

    Либеральный  реформизм

           Идеология классического либе рализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюВнционировал в сторону либерального реформизма. ОдВнним из первых среди идеологов либерализма, увидевВншим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который уже в сереВндине XIX века указывал на необходимость гибкой социВнальной политики, направленной на сглаживание тех неВнровностей, которыми судьба несправедли во наделила человечество, но в рамках ныне существующего общестВнвенного порядка.

    Под сомнение был поставлен и принцип невмеВншательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие соверВншенствования общества и разрешение его противореВнчий.

    Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов XIX века. Реформам и в области избирательного взимания подоходного налога, развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период в США, Англии Франц ии Германии. Вмешательство государства в экономику усилилось в годы перво й мирово й войны и особенно во время мирового кризиса (1929-1933 гг.)

    Огромный вклад в формирование доктрины лиВнберального реформ изма внес англи йски й экономист Дж.Кейнс (1883-1946 гг.). Его пр огр амма, сформулиро ванная под воздейств ием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство госу дарства в социально-э кономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета , достижение баланса "спроса" и "полно й занято сти" и др. Свое политическое воплощение либеральны й ре формизм по Кейнсу получил в новом курсе президенВн та Ф.Д.Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестро йку общества.

    "Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ века, на период правлен ия администрации Дж.Кеннедии и  Л.Джонсона. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства благосостояния" , которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важнейшей сферо й деятельности государ ства, ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремлен ность идеологов и политиков была связана с успехами научно-технической революции и экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на социальлные вопросы, и экономически й рост при раВнциона льной политике решит, наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.

    Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованиВнем занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом проц ессе. Но безрабоВнтица и бедность остались, хотя в р азмерах, не сравниВнмых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Разрастание государственных общестВнвенных политик приводило к росту бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение соВнциальных программ породило своеобразную "революВнцию растущих притязаний" и граждане стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и социальные, должен им обеспечить во все возВнрастающих размерах. Возникли и многие другие проВнблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е годы XX века.

    Несмотря на существенные отличия, либеральВнный реформизм не порвал идеологической связи с класВнсическим либерализмом. Мостом между старым и ноВнвым либерализмом стала приверженность индивидуальВнной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государстВнвенного вмешательства, так как только государство, явВнляясь, с точки зрения либералов, органом надклассоВнвым, способно выступить беспристрастным посредниВнком между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.

    Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально-личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсальВнных, общецивилизованных по своей сути ценностей тАУ демократию, свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую практику и политиВнческий язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание, служил делу создания гражданского об щества и правового государства.

    Таким образом, либеральная идеология пред ставляет собой достаточно цельную теоретическую конВнструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собственВнности; в социальных отношениях - равенство возможВнностей; в политике - защита представительной, плюраВнлистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либеВнрализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности макВнсимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии госуВндарства-покровителя.

    Социалистическая идеология

    Социалистическая идеология имеВнет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается франВнцузскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

    Идеи, которые позже стали называть социалиВнстическими, появились в XVI веке. Они отражали стиВнхийный протест эксплуатируемых слоев периода первоВнначального накопления капитала. Эти теории об идеВнальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализВнмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), напиВнсавший "Город Солнца". Они считали, что именно обВнщественная собственность создает условия для справедВнливого распределения, равенства, благополучия и социВнального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

    На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатстВнвом, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин РоВнберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительВнно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и порокаВнми. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустВнремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

    В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. КоммуниВнстическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенстВнва посредством установления общественной собствен Внности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

    Теоретики утопического социализма сформулиВнровали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способноВнстям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. СоциаВнлисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счаВнстливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным предВнставлением о будущем и напоминала социальную поВнэзию.

    Представители утопического социализма и комВнмунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богаВнтых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призываВнли трудящихся к революции.

    Марксизм как  идеология  пролетариата

    В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского двиВнжения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экоВнномическую и социально-политическую теорию, котоВнрая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммуВннистическая идеология стали синонимами.

    Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счастВнливого строя, в закономерный результат прогресса циВнвилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственВнности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это проВнтиворечие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частВнной собственностью на средства производства. КапитаВнлизм, как считали марксисты, создает и своего социальВнного могильщика - пролетариат. Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освоВнбождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихВнся от любых форм эксплуатации. Достижение социаВнлизма возможно лишь в результате исторического творВнчества пролетариата, совершения пролетарской революВнции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал мобилиВнзующим призывом в борьбе с эксплуататорами. МарВнксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

    Развитие коммунистической формации прохоВндит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это длиВнтельный процесс пересоздания жизни общества на подВнлинно гуманистических началах, когда человек станоВнвится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных созВннательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в усВнловиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества.

    Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического строительства в СССР.

    Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обуВнсловлено притягательностью идей социального равенстВнва, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

    Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое наВнправление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиВням не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес комВнмунистическому.

    Демократический социализм

    Идеология современной социВнал-демократии своими корнями восходит к реформистскому теВнчению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего СоВнциалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального рефорВнмизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

    Особенностью идеологии социал-демократов явВнляется реформизм, обоснование политики регулироваВнния и перераспределения доходов в эффективно работаВнющей рыночной экономике. Один из крупнейших теоВнретиков II Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизВнбежность крушения капитализма и всякую связь наступВнления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественВнной, считал Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и поВнлитической демократии. "Конечная цель - ничто, двиВнжение - все" - таким стал лозунг реформистского социаВнлизма.

    Современная концепция "демократического соВнциализма" в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов СоВнциалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году. "Демократический социализм", согласно программным документам социал-демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, по мнению социВнал-демократов, развил огромные производительные сиВнлы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к влаВнсти, уничтожили свободу, создали новое классовое обВнщество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

    Социал-демократы одинаковое значение придаВнют как принципу личной свободы, так и принципам соВнлидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между каВнпитализмом и социализмом заключается не в принциВнпах организации экономики, а в том положении, котоВнрое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государВнства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

    Составными частями концепции "демократичесВнкого социализма" являются политическая, экономичесВнкая и социальная демократия.

    Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающиВнми требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление граВнжданам действительного выбора между различными поВнлитическими альтернативами; возможность смены праВнвительства мирными средствами; гарантия прав личноВнсти и меньшинства; существование независимой судебВнной системы, основанной на верховенстве закона. ДеВнмократия в интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности, имеющей надВнклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общеВнственных изменений и прогрессивного развития.

    Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственВнность, но в рамках смешанной экономики. Частная собВнственность доступна в определенных секторах экономиВнки. Многообразие форм собственности должно рабоВнтать на эффективность производства. Коллективная собВнственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния обВнщества.

    Приоритет в своей экономической стратегии соВнциал-демократы отдают рыночным отношениям. ГосуВндарство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизВннеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества. Другими словами, международная социал-демократия признала принцип: "Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необВнходимо".

    Достижения экономической демократии увязыВнваются и с развитием "соучастия" представителей труВндящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономиВнческая сфера должна отличаться четко выраженной соВнциальной направленностью и быть подконтрольна обВнществу, но без утраты эффективности, присущей рыВнночной экономике.

    Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые усВнловия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего борьба за более высокое качество жизни.

    Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом соВндействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального рефорВнмизма, но отличалась большей социальной направленВнностью и борьбой за социальную справедливость.

    Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным эконоВнмическими и социальными неудачами. Социал-демокраВнтия продолжает искать равновесие между свободой и соВнциальной справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная ответстВнвенность всех членов общества ставится на первый план.

    Социалистическая идеология и в революционВнной, и в реформистской модификации оказывала и окаВнзывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обуВнсловлено тем, что она нацелена на справедливое общеВнство, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осуВнществления высоких гуманистических идеалов с необВнходимостью отменить частную собственность и уничтоВнжить эксплуататорское государство.

    В идеологическом отношении главное противоВнстояние XX века - борьба либеральных и социалистичеВнских идей. Крах Восточного блока социалистических гоВнсударств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической заВндачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

    Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.

    Консерватизм

    Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую реВнволюцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерваВнтизм возникает именно как противопоставление либеВнральным воззрениям на природу человека, свободу, раВнвенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпиВнфеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее лиВнберализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточВнно стройную систему взглядов, которая претерпела знаВнчительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

    Интеллектуальная консервативная традиция быВнла разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демоВнкратии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интеВнресы аристократии, тех слоев, которых капитализм лиВншал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

    Оптимистическому взгляду либералов на прироВнду человека, разум и воля которого в состоянии преобВнразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстВнве человеческой природы, в силу чего прекрасные проВнекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали конВнсерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добыВнтые предками, проверенные традициями и принимаеВнмые как исторической наследие.

    Важнейшим принципом консервативной идеоВнлогии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личВнности должны формироваться всеми способами общестВнвенного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

    Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент люВнбого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними покоВнлениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность покоВнлений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только пеВнред своими современниками, но и предками, и потомВнками. Конструктивному  рационализму  либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

    Традиционализм консервативной идеологии тесВннейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. ПолитичеВнская практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся приВнвычки нельзя внезапно изменить без больших несчаВнстий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционВнное время непрерывность исторического развития и соВнхранение полезных частей "старого общественного здаВнния", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

    Консерватизм, особенно современный, позитивВнно относится к идее равенства людей перед богом. РаВнвенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общеВнство немыслимо без иерархии и, следовательно, нераВнвенства. Именно в этом основа порядка, соответствуюВнщего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильВнность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертиВнкали и по горизонтали важна для общественного развиВнтия. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стаВнли сторонниками элитарной демократии, когда демоВнкратический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

    Неоконсерватизм

    Объективной основой появлеВнния неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из криВнзисных ситуаций и обоснованные идеологией либеральВнного реформизма, оказались недостаточными. ТребоваВнлись более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рациональВнного механизма разрешит социальные проблемы. ОказаВнлось, что для стабилизации общества необходимо прочВнное моральное подкрепление и дополнительные средстВнва легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической циВнвилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоВнев. Он оказался более результативным, чем другие идеоВнлогии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулиВнровала индивидуальные достижения, а неоконсервативВнная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

    В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею своВнбоды и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим соВнбой и перед обществом. Права человека только в сочеВнтании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

    В экономической области неоконсерватизм выВнступает за ограничение вмешательства государства в рыВнночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулироВнвания экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинВнтересованность, личные возможности и личная ответстВнвенность - вот важнейшие и незыблемые ценности эфВнфективно функционирующей экономики.

    Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа соВнставляют суть неоконсервативной социальной доктриВнны: принцип солидарности, основанный на представлеВннии о единстве труда и капитала; принцип справедливоВнсти, т.е. "справедливое распределение доходов и собВнственности", "справедливая заработная плата", "спраВнведливая налоговая политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия самопомощи и чаВнстной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным  образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключаетВнся в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать фиВннансовую самостоятельность и независимость от госуВндарственного "социального попечительства".

    Неоконсерваторы считают, что предоставлять соВнциальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспеВнчить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыВнми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

    Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

    В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельВнность - не привилегия и не монополия одной социальВнной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способВнностей, призвания и специального образования. ПолиВнтикой могут и даже должны интересоваться все, поВнскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть поВнлитиком, работать в политике должны только професВнсионалы, чтобы избавить политические решения от диВнлетантизма, а саму политику от охлократических тенВнденций.

    Неоконсерватизм впитал в себя принципы класВнсического либерализма, прежде всего принцип индиВнвидуальной свободы, но сумел увязывать их с традициВнонными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этноВнкультурное многообразие.

    Органическая концепция общества, которую соВнхранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся струкВнтурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общестВнво сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственВнность развития, связь прошлого с будущим.

    Заключение

    В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отВнражая конфликты социального бытия, находятся в поВнстоянном развитии. Идеологии приобретают новые исВнторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизаВнции, организации определенных социальных слоев, наВнправляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. СовреВнменные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эфВнфективных программ общественного развития. КонкуВнренция сил, претендующих на власть, как и конкуренВнция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демокраВнтических тенденций.

    Список литературы

    Вместе с этим смотрят:

    Политическая концепция в учении Джона Локка
    Политическая культура
    Политическая культура как составная часть общей культуры
    Политическая модернизация России в посткоммунистический период