Психологический анализ чувства любви

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    КОМИТЕТ   РОССИЙСКОЙ

     ФЕДЕРАЦИИ  ПО   ВЫСШЕМУ   ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ   ЭКОНОМИКИ ,  УПРАВЛЕНИЯ  И  ПОЛИТОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

         

Студента  группы  Ю-22

По    курсу :

тАЬПсихология и педагогикатАЭ

                     На    тему  :

тАЬПсихологический анализ чувства любвитАЭ

Преподаватель:

Лысенко Екатерина Евгеньевна

                           г. Москва

                           6.12.1999г.

Содержание

I. Вступление

II. Основная часть

III. Заключение

IV. Материалы тестов

V. Литература

I. Вступление

Любовь тАФ исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много тАФ частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительВнных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, тАЬвсе сказанное верно хотя бы для кого-нибудьтАЭ. Кроме того, любовь еще меньВнше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках каВнкой-либо одной науки, ее познание требует междисВнциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социоВнлогии, биологии, этнографии, истории, искусствовеВндения и многих других дисциплин. Не ставя перед собой задачу синтеза всех фактов и идей, касающихся феномена любви, мы остановимся ,лишь на некотоВнрых результатах и проблемах ее психологического исследования.

II. Основная часть

Прежде всего надо выяснить, отражает ли поняВнтие тАЬлюбовьтАЭ какую-то психологическую реальность, отличается ли синдром связанных с ней чувств-и поВнведенческих образцов от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (например, дружба, секс и т. д.) и обладает ли этот синдром достаточной конкВнретностью? В целом на эти вопросы можно ответить положительно. Например, Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство респондентов отлиВнчают в своем собственном опыте любовь от сексуальВнных отношений, с одной стороны, и от дружбы тАФ с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать незавиВнсимо от другого, что не противоречит и достаточно частому сочетанию их в рамках одних и тех же взаиВнмоотношений. С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность коВнторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, проанализировав описания 240 ресВнпондентами своих ощущений, К. Дайон и К. Дайон пришли к выводу о том, что в набор связанных с любовью переживаний входят эйфория, депрессивВнные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и отВнношений. В ходе лабораторных исследоВнваний это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми,

-.которых не связывает это чувство тАФ влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Есть, конечно, и масса различий на уровВнне тАЬвнелабораторноготАЭ поведения.

Интересно, что любовные переживания и связанВнное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представлеВнниям о психологических особенностях мужчин и женВнщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужВнчины в целом характеризуются большим уровнем роВнмантизма, чем женщины, легче и быстрее влюбля-:ются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. тАЬЖелание влюбитьсятАЭ .для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переВнживают. В то же время в период установивВншихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий роВнмантическому канону характер, чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает. Отношения любви, судя по результаВнтам использования Шкал любви и симпатии, для женщин более специфичны, чем для мужчин, тАФ корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо ниже. Эти различия .являются результатом большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, характеризуется большей интимВнностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другой характер, чем в ларах мальчиков и т. п. Надо сказать, что проблема половых различий в любви не может решаться вне временного и социальВнного контекста. Так, меняются сами представВнления о половых различиях, которые в значительВнной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся стеВнреотипу). Например, в проведенном в 1978 г. опросе 900 мужчин и женщин было установлено, что больВншинство респондентов не отдавали преимущества в романтизме женщинам, как это следовало ожидать, ориентируясь на традиционные представления.

Отметим, что в представлениях о любви не свяВнзанных с наукой людей существует куда больше опВнределенности, чем в психологических лабораторияхтАФ лишь 16% мужчин и 10% женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.

Очевидно, что термином тАЬлюбовьтАЭ объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых люВндей. С равным основанием можно говорить и о супруВнжеской любви, и о любви к чему-то безличному, наВнпример к своему делу. В психологии существует мноВнго попыток выделения качественно специфичных тиВнпов любви. Наиболее известной из таких типологий является классификация, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет пять типов любви: братскую, маВнтеринскую, эротическую, любовь к самому себе и люВнбовь к Богу.

Подавляющее большинство философских и псиВнхологических типологий любви носят сугубо априорВнный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадВнлежность различных типов к.одному классу любовВнных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логиВнка выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке.

Попытка создания такой типологии была предВнпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В люВнбых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые соВнциальные системы, например государства)  Кемпер выделяет два независимых фактора тАФ власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус тАФ желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таВнким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера.

Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выВнделяет семь типов любовных отношений в паре:

1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может тАЬнаказатьтАЭ другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру;

2) братская любовь, основывающаяся на взаимВнном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью тАФ отсутствием возможности к принуждению;

3) харизматическая любовь, в которой один партВннер обладает и статусом и властью, другой тАФ тольВнко статусом. Примером таких отношений в ряде слуВнчаев могут быть отношения в паре учитель тАФ ученик;

4) тАЬизменатАЭ тАФ один партнер обладает и властью и статусом, другой тАФ только властью. Примером таВнких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партВннера, вступившего в новые отношения, супруг сохраВнняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;

5) влюбленность тАФ один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой тАФ не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношеВнний может быть односторонняя, или тАЬбезответнаятАЭ любовь;

6) тАЬпоклонениетАЭ тАФ один партнер обладает статуВнсом, не обладая властью, другой не обладает ни стаВнтусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отВнсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;

7) любовь между родителем и маленьким ребенВнком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) тАФ низким статусом, так как любовь к нему еще не сфорВнмировалась, но высоким уровнем власти.

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необВнходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся).

С традиционными представлениями о любви в разВннополой паре близких по возрасту людей связываВнются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификаВнции это отношения первых двух типов: романтичеВнская и братская любовь (третий тАФ харизматическая любовь тАФ характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них тАФ романтическая, связанная с выраженностью , сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контекВнсте обсуждающихся проблем особый интерес. В дальВннейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви.

Романтическая любовь является весьма непроВнстым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать множество переменных как психологичеВнского, так и непсихологического плана. Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов тАФ установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и собВнственно феноменологию любви тАФ с другой. Опыт поВнказывает, что установки на любовь не просто реалиВнзуются в любовном поведении, тАФ как и при изучении других областей человеческого поведения, здесь обВннаружены большие установочно-поведенческие неВнсовпадения. Так в дипломном исследовании Ё. б. Ширяевой (1984) было показано, что представления о любви моВнгут существовать сравнительно независимо от реальВнных отношений, которые классифицируются самими участниками как любовь. При этом степень близоВнсти представлений и реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и струкВнтурированности поведения в рассматриваемых ситуаВнциях стереотипных тАЬнастоящего мужчинытАЭ и тАЬнаВнстоящей женщинытАЭ тАФ там, где эти представления доВнстаточно жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация субъектом определенных представлений о любовных переживаВнниях является необходимым условием развития чувВнства любви.

Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разВнных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенВнная Э. Фроммом. Он выделяет следующие соВнставляющие любви: заботу, ответственность, уважеВнние и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсутВнствие в ней фактора удовольствия, радости тАФ люВнбовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо расВнсудочным и аскетичным.

Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве опиВнсаний любви в качестве одного из ее признаков выВнделяется склонность к идеализации партнера, к пеВнреоценке присущих ему положительных качеств и чаВнстичном игнорировании отрицательных. Такая же осоВнбенность наблюдается и в других эмоциональных отВнношениях, например, в дружеских.

Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной дефицитарности любовВнных отношений. Соответственно предполагалось, что любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет боВнлее адекватным.

Идеализацию недостаточно расВнсматривать просто как нарушение в системе межличВнностного восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или иных черт партнера, с одной стоВнроны, и отношение к этим качествам, т. е. оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или нетерпимых, сугубо временВнных или имманентно ему присущих тАФ с другой. Ряд эмпирических исследований показывает, что идеалиВнзация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений, по крайней мере стабильных. Что же касается идеализации как иного, более позиВнтивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет сущестВнвенную роль в жизни индивида и в функционироваВннии пары как целого.

Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстраВнординарных достоинств обслуживает удовлетворение каких-то важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три возможные реакции на осознание своих несовершенств тАФ заВнкрыть на них глаза, влюбиться в идеал, возненавиВндеть идеал. Способность к восхищению другим челоВнвеком, которая составляет важный компонент способВнности к любви вообще, помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является, несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е. способность к идеализации является непременВнным условием личностного роста. Слова тАЬМне нужВнно на кого-нибудь молитьсятАЭ свидетельствуют о личВнностной зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как его неспособВнность к адекватному построению образа другого чеВнловека.

Идеализация способствует и оптимизации отноВншений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отВнношении к ним другого человека и повышая их уроВнвень самопринятия. В. С. Соловьев, например, считал, что идеализация тАФ это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. На такую возможность указывают и наши эмпирические результаты, приведенные в предыдущем параграфе, тАФ близкий челоВнвек оценивается в другой системе координат по сравВннению с малознакомым.

Интересно, что в дружеских отношениях именно .ожидание завышенной оценки себя обозначается моВнлодыми людьми как понимание, которое и отличает дружбу от других типов отношений, Не случайВнно что, как обнаружила в своем диссертационном исследовании М. А. Абалакина, склонВнность к идеализации партнера свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития.

Идеализация может выступать и важным фактоВнром формирования отношений. Повышение тАЬценноВнститАЭ партнера в глазах субъекта служит дополнительВнным стимулом преодоления трудностей, которые неВнизбежно возникают в процессе общения. Отметим, что, по данным М. А. Абалакиной, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщиВнны. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более акВнтивную позицию, чем женщина, должен преодолевать больше трудностей и больше поэтому нуждается в идеализации партнера.

Итак, идеализация не противоречит знанию, знаВнние влюбленным объекта своей любви тАФ это действиВнтельно другое и, может быть, более точное знание. Вспомним, что исторически смысл слов тАЬпознаниетАЭ и тАЬлюбовьтАЭ во многих языках был близок.

Предпринимались и попытки эмпирического изуВнчения структуры любви. Для иллюстрации назовем работу Р. Хаттисса [147], получившего в качестве составляющих любви, шесть факторов: уваВнжение, положительные чувства по отношению к партВннеру, эротические чувства, потребность в положительВнном отношении со стороны партнера, чувство близоВнсти и интимности, чувство враждебности.

Последний из выделенных Р. Хаттиссом фактоВнров заслуживает особого внимания. Присутствие неВнгативных чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и противоречит романтическому канону, предВнставляется вполне закономерным. Любовные отношеВнния исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например раздражения. Многие же люди, как показывает психокоррекционная практика, отказываются принять закономерный характер периодического появления отрицательных переживаний и либо оправдывают их, приписывая партнеру даже и не свойственные ему неВнгативные проявления, и как следствие проводят пеВнреоценку и партнера, и своих с ним отношений, либо вытесняют эти чувства, что, естественно, также имеет деструктивные последствия для отношений в паре. На наш взгляд, факт закономерного проявления взаВнимного негативизма на фоне и в рамках любовных отношений достоин широкой популяризации.

Следует остановиться еще на одной структуре, коВнторая-была предложена 3. Рубиным . Он выдеВнлил в любви привязанность, заботу и интимность (доверие) и создал на основе этой структуры специВнальный вопросник. Дальнейшие исВнследования показали, что фактор интимности (довеВнрия) имеет меньше оснований для вхождения в струкВнтуру любви, чем факторы привязанности и заботы. Распространенность методики 3. Рубина, однако, приВнводит к тому, что многие авторы фактически пользуВнются именно предложенной им структурой любви.

Изучение структуры любовных переживаний даВнет определенный градиент в понимании феномена любви, но не отвечает на вопрос о механизме возникВнновения этого чувства. Многими авторами база споВнсобности к любви виделась в филогенезе человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными.

Существование филогенетических корней любви не вызывает сомнений. Они проявились, например, в получившей широкую известность серии исследоваВнний Г. Харлоу, который, воспитывая шимпанзе в изоляции от матери, тАЬзаменяемойтАЭ либо проволочВнным каркасом с рожком, служившим источником пиВнщи, либо таким же каркасом, обтянутым шкурой обезьяны, показал, что удовлетворение потребности в тактильном контакте в раннем детстве является неВнобходимым условием формирования в дальнейшем способности к установлению аффективных связей.

К этим результатам примыкают и данные, свидеВнтельствующие о роли раннего онтогенеза в формироВнвании способности к любви. Так, Т. Рейк подВнчеркивал, что, проявляя любовь к матери, ребенок демонстрирует ей, как к нему следует относиться, как бы учит ее на своем примере. (В связи с широкой известностью взглядов по этому вопросу 3. Фрейда мы не останавливаемся здесь на их характеристике. Отметим только, что в его работах идеи филогенетиВнческой и онтогенетической обусловленности любви взрослого человека проводятся наиболее последоваВнтельно.)

Но, на наш взгляд, полностью выводить любовь из филогенеза и раннего онтогенеза нет оснований. Как показал Д. Кэмпбелл, высшие человеческие чувства вообще развиваются не благодаря, а как бы вопреки биологическим законам. Надо найти тАЬчелоВнвеческоетАЭ объяснение присущей человеку способноВнсти к любви.

Таким обращением для объяснения любви к собВнственно человеческим феноменам является теория романтической, или страстной, любви, разработанная Э. Уолстер. Эта теория базируется на ряде соВнвременных теорий эмоций, в которых подчеркивается момент самоинтерпретации своего состояния как соВнставной части эмоционального переживания. Непосредственно эта теория связана с так называемой двухкомпонентной моделью С. Шехтера, согласно которой эмоции возникают лишь при одновременном сочетании двух факторов: физиолоВнгического возбуждения и возможностью для субъекта интерпретировать его для себя в терминах эмоций. В ставшем классическим эксперименте, который поВнслужил основой для создания этой модели, С. Шехтер и Дж. Сингер с помощью инъекции возбужВндающего препарата в одном случае, и плацебо тАФ в другом, варьировали уровень физиологического возВнбуждения респондентов. Особым образом организоВнванная ситуация эксперимента способствовала либо эмоциональному, либо неэмоциональному, сугубо физиологическому, объяснению респондентами своего состояния. Оказалось, что наиболее сильные эмоции переживали те испытуемые, которые были подвергВннуты инъекции возбуждающего препарата и имели возможность объяснить себе свое состояние в эмоВнциональном ключе.

Базируясь на представлениях С. Шехтера, Э. УолВнстер предположила, что романтическая любовь возВнникает в определенных ситуациях как наиболее приВнемлемое объяснение самому себе состояния своего физиологического возбуждения. Тогда становится поВннятным, что в качестве предпосылок любви могут выступать как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния, например страх. Важно лишь, чтобы они обеспечивали определенный уровень физиологического возбуждения.

Отметим, что связь любви и отрицательных переВнживаний закреплена и в этимологии слов, обозначаюВнщих сильные эмоции. Так, слово тАЬстрастьтАЭ обознаВнчает одновременно и чувство любви и (в современВнном языке, впрочем, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют и на страницах художественных произведений. НаВнпример, любовь между Ромео и Джульеттой, предВнставляющая собой один из признанных в европейВнской культуре образцов любовных отношений, разВнворачивается на фоне смертельной опасности, вызванВнной враждой Монтекки и Капулетти. Реальность опиВнсанной Шекспиром ситуации была, кстати, подтвержВндена в исследовании Р. Дрисколла и К. Дависа, которые обнаружили, что оппозиция родителей общеВннию молодых людей со своими избранниками являВнется фактором, способствующим возникновению роВнмантической любви. Правда, вторая часть тАЬэффекта Ромео и ДжульеттытАЭ, как назвали авторы свои реВнзультаты, состоит в том, что через несколько месяцев инициированные таким тАЬвнешнимтАЭ образом чувства затухают или даже сменяются на противоположные.

Оказалось, что склонность к эмоциональной или;

в нашем случае, тАЬлюбовнойтАЭ интерпретации даже важнее, чем наличие состояния возбуждения. Так, в одном из экспериментов испытуемым-мужчинам предъявились фотографии полуобнаженных девушек. В ходе эксперимента испытуемые получали фальВнсифицированную обратную связь относительно чаВнстоты ударов своего сердца тАФ в действительности частота выводившихся нэ метроном ударов задавалась экспериментатором. На одну из фотографий тАЬпульстАЭ изменялся. Оказалось, что вне зависимости от направления изменения (учащение или урежение) именно эта фотография вызывала, по данным послеВндующих замеров, максимальную аттракцию.

Возможность интерпретации своего состояния как любви связана и с наличием в тезаурусе субъекта опВнределенных лингвистических конструкций, и с овлаВндением правилами их использования. Человек должен знать, какие ситуации следует, а какие не следует интерпретировать тем или иным образом. Это обучеВнние осуществляется и в период раннего онтогенеза, и в течение всей последующей жизни. Наиболее важВнными же ситуациями такого обучения представляются ситуации, названные Ю. А. Шрейдером ритуальными. Такими по отношению к любви будут ситуации легкого флирта, в которых, с одной стороны, действия партнеров достаточно жестко заданы традициями и нормами их субкультуры, а с другой тАФ остается доВнстаточная свобода для самовыражения и эксперименВнта. Примером могут быть балы прошлого века, строВнившиеся, по словам Ю. М. Лотмана как тАЬтеатралиВнзованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоциитАЭ, и одноВнвременно дававшие возможность для достаточно своВнбодного общения между мужчинами и женщинами. Важной чертой таких ритуальных ситуаций и в проВншлом, и в настоящем является их относительная псиВнхологическая безопасностьтАФ прямое и резкое отвержение партнера, в этих ситуациях представляет соВнбой поведение неконвенциональное и поэтому достаВнточно редкое. Это также дает партнерам возможность для своего рода тренировки.

Выявление роли момента самоинтерпретации в геВннезисе чувства любви делает более понятной и отмеВнчавшуюся многими авторами близость различных виВндов любви между собой и их взаимную обусловленВнность. Как говорил А. С. Макаренко, тАЬлюбовь не моВнжет быть выращена из недр полового влечения. СиВнлы тАЬлюбовнойтАЭ любви могут быть найдены только в опыте пеполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жеВнну, если он не любил своих родителей, товарищей, друзейтАЭ. По-видимому, эта общность связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип тАФ объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной заинтересованности, остается неизменным. Если человек в детстве научился такой интерпретаВнции, он будет использовать ее и в принципиально разВнличных ситуациях.

Большинство людей имеют опыт любовных переВнживаний. Так, опрошенные У. Кепхартом стуВнденты влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. ОкоВнло половины испытуемых были, хотя бы раз, влюбВнлены в двух людей одновременно. В рамках такой инт тенсивности существует, однако, большое разнообраВнзие: есть люди с экстраординарно большим романВнтическим опытом, но есть и такие, которые не испыВнтывали чувства любви никогда. Есть, по-видимому, определенные личностные особенности, которые споВнсобствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентВнной модели, люди в разной степени склонны интерВнпретировать происходящее с ними как любовь.

Долгое время в психологии была популярна мысль . о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (осВннованием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитар-ности субъекта тАФ подробнее об этом будет сказано ниже).

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях связи с патоВнлогическими чертами личности. Крайние же значеВнния этих характеристик, например очень большое число романов или полное их отсутствие, оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной  зрелости.                                    

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с друВнгой, позволяет сделать вывод о том, что в ряде слуВнчаев любовь действительно выполняет своего рода защитную функцию тАФ об этом свидетельствует соВнчетание максимальной интенсивности романтической го синдрома и низкой эмоциональной зрелости. ОдВннако, поскольку отсутствие любовного опыта у взросВнлого человека тоже сопровождается низкой эмоциоВннальной зрелостью, достигающей максимума лишь при его возрастании, можно предположить, что люВнбовные переживания являются не помехой, а необхоВндимым условием высокого личностного развития.

Склонность к переживанию чувства любви окаВнзалась связанной с такими чертами, как уровень роВнмантизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют большие значения романтичеВнского поведения; обнаружены и другие зависиВнмости. Можно предположить, что связь между склонВнностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параВнметрам формах поведения. В проведенном исследовании связи отношения к себе и отношения к другим было обнаВнружено, что высокая самооценка сочетается с высо-коинтенсивным романтическим поведением у мужВнчин и с низкоинтенсивным тАФ у женщин. Это можно объяснить тем, что нормативный образ тАЬнастоящего мужчинытАЭ требует значительно большей романтичеВнской активности, чем вообще менее определенный стеВнреотип тАЬнастоящей женщинытАЭ.

Мы рассматривали сейчас личностные корреляты склонности к романтическому поведению. Вопрос же о личностной предрасположенности к сильным и глуВнбоким любовным переживаниям (склонность к роВнмантическому поведению и способность к глубоким переживаниям тАФ вещи, разумеется, разные) стоит особо. Здесь фактических данных очень мало. Общепринятой является та точка зрения, что высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви;

к другому человеку. Как говорил 3. Фрейд, тАЬлибидо, или либидо тАЬятАЭ, кажется нам больВншим резервуаром, из которого высылаются привязанВнности к объектам и в который они снова возвращаВнютсятАЭ. Именно в отношении к самому себе оттаВнчивается то искусство любви, о котором говорил Э. Фромм.

Явно недостаточны пока и знания того, какие качества делают человека привлекательным не в кратВнковременных (вопрос об этом мы подробно обсуждаВнли ранее), а в долговременных любовных отношеВнниях. Есть основания предполагать, что главными детерминантами выступают здесь не отдельные личВнностные свойства объекта, а его интегральные характеристики, такие, как уровень психического здоровья, самопринятие, компетентность и т. д.

Такая зависимость, кстати, заставляет предполаВнгать наличие одной закономерности, с трудом, к соВнжалению, поддающейся экспериментальной проверВнке. Субъект с благополучно развивающимися эмоВнциональными отношениями получает подтверждение своей самооценке, и общий уровень принятия себя у него возрастает. Это делает его в глазах других люВндей более привлекательным как партнера в любовных отношениях. Однако сам он в данный момент к усВнтановлению новых эмоциональных связей не склонен. С другой стороны, в период распада близких отношеВнний субъект особенно заинтересован в новой любви, но из-за падения уровня самопринятия вследствие неудач в сфере эмоциональных отношений он становится менее привлекательным. . Привлекательность максимальна, когда она тАЬне нужнатАЭ, и минимальна в тот момент, когда потребность в ней выражена наВниболее остро. Интересно, что в большинстве фильмов и литературных произведений о любви описывается иная ситуация тАФ привлекательный герой тАЬсвободентАЭ от каких-либо привязанностей и потому готов к усВнтановлению эмоциональных отношений с незнакомым или мало знакомым ему ранее человеком.

Существующие в психологии модели любви резко различаются еще по одному, оценочному, параметру.

Часть авторов говорит о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства человека, другие указыВнвают на конструктивный характер этого чувства.

К моделям первой группы может быть отнесена, например, теория Л. Каслера. Он считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Он одВнновременно испытывает к нему и позитивные чувстВнва, например благодарность как к источнику жизненВнно важных благ (прежде всего психологических), и негативные тАФ ненавидит его, как того, кто имеет над ним власть и может в любой момент прекратить подВнкрепление. Действительно свободный человек, по Л. Каслеру, это человек, не испытывающий любви.

Общей логике подобного пессимистического взгляда соответствуют и некоторые эмпирические данные, свидетельствующие о консерватизме межличностной  аттракции, (ее возникновение в соответствии с принципом сходства и т. д.).

Однако, как уже было показано, в некоторых сиВнтуациях аттракция может играть не только консерВнвативную, но и конструктивную роль, способствуя расширению знаний человека о мире. Это позволяет предположить, что и высшая форма межличностной аттракции, любовь, может быть описана в более опВнтимистическом духе. Примером является теория А. Маслоу.Любовь психически здорового чеВнловека характеризуется, по А. Маслоу, прежде всего снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологического комфорта. Она никак не свяВнзана с исходной враждебностью между полами (это положение Маслоу вообще считает ложным). Свою модель он построил на эмпирическом материале тАФ анализе отношений нескольких десятков людей, отобранных по критерию близости к уровню самоакВнтуализации. Явное и намеренное нарушение репреВнзентативности оправдано здесь тем, что задачей авВнтора было описание не статистической нормы, а норВнмы возможности.

Любовь в описании А. Маслоу резко отличается от тех феноменов, которые наблюдают, используя то же название, другие исследователи. Так, с его точки зрения и по его данным, удовлетворенность психолоВнгической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается как обычно, а увелиВнчивается. Вообще, увеличение срока знакомства партВннеров оказывается связанным с ростом удовлетворенВнности. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т, д. Они очень хорошо знают друг друВнга, в их отношениях практически нет элементов искаВнжения восприятия, свойственного романтической любВнви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осоВнзнание его недостатков с полным принятием его таВнким, какой он есть, что и является основным фактоВнром, обеспечивающим психологический комфорт. Они часто любили и оказались влюблены в момент обслеВндования. Они не стесняются своих чувств, но в то же время сравнительно редко употребляют слово любовь для характеристики отношений (по-видимому, это связано с высокими критериями в межличностных отВнношениях). Сексуальные связи доставляют испытуВнемым А. Маслоу очень большое удовлетворение, и они всегда связаны у них с близким эмоциональным конВнтактом. При отсутствии психологической близости они в сексуальную связь не вступают. Интересно, что, хотя секс играет большую роль в отношениях обследованных А. Маслоу пар, они легко переживают фрустрацию сексуальной потребности. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет раздеВнления на мужские и женские роли, нет двойных станВндартов и других предрассудков. Они хранят верность друг другу, что проявляется, как в повседневной жизВнни, например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей и болезней. По выражению А. Маслоу, болезнь одного становится болезнью обоих.

Описанная А. Маслоу ситуация может быть илВнлюстрацией одной важной особенности любви, котоВнрая, в идеале всегда должна присутствовать в любовВнных отношениях. Фактически, устойчивая долговреВнменная любовь есть всегда любовь несмотря на недоВнстатки, несовершенства партнера, как бы вопреки им. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств партнера тАФ согласно обыденной логике, выводящей люВнбовь и симпатию из наличия у объекта экстраордиВннарных достоинств, это делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга.

III. Заключение

Говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание, оценку своих отноВншений с другим человеком от любви как специфичеВнского процесса взаимоотношений с ним. Интимный характер любви, малодоступность ее для изучения неизбежно приводят к. фрагментарности наших знаВнний об этом явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие тАЬлюбовьтАЭ репрезентирует для большинВнства людей определенную психологическую реальВнность, не смешивается с другими близкими понятияВнми. Выделены различные типы любви и структуры любовных переживаний. Склонность к переживанию чувства любви связана с рядом личностных харакВнтеристик субъекта, в частности, с высоким уровнем самопринятия. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностноВнго развития. Включение когнитивного компонента в феномен страстной, или романтической, любви, роль вербальных структур в любовных переживаниях деВнмонстрируют   социокультурную   обусловленность любви.

IV. Материалы тестов

Испытуемый:

Сергей Петрович

20 лет

рабочий на бензоколонке

не женат

Тест 1 Работоспособность

Состояние здороиья хорошее, занятие спортом даст хорошие результаты.

Тест 2 Ценити ли вы свое здоровье

Слишком щадит себя. Думает, что поздно заботится о соем здоровье.

Тест 3 Нервность

Раздражается лишь от очень неприятных вещей.

Тест 4 тест Айзенка

Интроверт-холерик.

Тест 5 Как ваше здоровье

Ведет здоровый образ жизни, здоровье не внушает опасения

Тест 6 Коммуникабельность

Замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество

Тест 7 Мотивация к успеху Т. Элерсом

Средний уровень мотивации

Тест 8 Деловые качества

Заботлив, внимателен, не пускает на самотек свои дела

Тест 9 Конфликтность

Не любит конфликты, старается их избежать.

Тест 10 Напористость

Среднее значение

Тест 11 Уверенность в себе Рейдас

Среднее значение уверенности

Выводы: В ряде тестов получены средние значения, что соответствует реальности. Во всех случаях тесты не противоречат ни другим тестам, ни реальности

V. Литература

1. Андреева Г. М. тАЬСоциальная психологиятАЭ М., 1980

2. Благонадежина Л. В. тАЬЭмоции и чувстватАЭ М., 1970

3. Изард К. тАЬЭмоции человекатАЭ М., 1986

Вместе с этим смотрят:

Психологическое воздействие на потребителей
Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Психология
Психология - Дружба