Психология бюрократии

Московский Государственный

Социальный Университет

Институт Социологии

Контрольная работа

Кафедра Вл Социальная психология В»

Психология бюрократии.

Студента 2 курса факультета  социологии

Иванова Михаила

Москва - 1997 год.

       Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том смысле, какой психология вкладывает в это слово.

Бюрократия как таковая не тождественна организации и организованности вообще

Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ), специфическая форма социальных организации в обществе существо которой  заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решении  большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения

Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и  Макс Ведер, и  Вильгельм Вундт.

Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики.

Так, по Веберу  Вл Бюрократия тАФ это типичный пример легального господства. Он а основыва ется на следующих принципах:

1) существовани е определ енных служб, а стало быть, компетенций, строго опр ед еленных законами и пра вилами таким образом, что их ( функции ч етко разгранич ены, как и власть принимать р ешени я в целях выполнения соот ветствующих задач:

2) защита служащих в выполнении их ( функций в соотв етствии с тем или и ным положени ем (н есм еняемость судей, например). Как праВнвило, служащим становятся на всю жизнь, и государственна я служба становится основной про гресси ей , а не второстепенным заВнняти ем, дополняющим другую работу;

3) иерархия в выполнении функций, что подразум евает ч еткую административную структуру, разграничивающую управл енческие поВн сты и подчин ен ные подразделения с возможностью обраще ни я высших руководящих инстанций к низшим: обычно в такой струкВнтур е соблюдается единоначали е, а не колл егиальное руководство и налицо тенденция к макси мальной ц ентрализации вла сти:

4) подбор кадров производится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от канВндидатов наличия соответствующего специализированного обра зо Внвания. Как правило, функц ионер назнача ется (реже избира ется) на основе свободного отбора на контрактной основ е;

5) регулярная оплата труда служащего в виде ф иксиро ванной зараВнботной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штатВнным расписанием, уч итывающим внутреннюю администр ати вную иерархию и уровень ответственности слу жа щего :

6) право контроля со стороны администрации за работой подч иненВнных (скаж ем, путем создан ия контрольно-д исци плинарной комисВнсии);

7) возможность продвижения по службе на основе оценки по о б ъек тивным критериям,  тАЬ не по усмотр ению адм ин истрац ии тАЭ полное отделени е вы полняемой функции от лично сти сл ужа щего. поскольку никакой служа щий не может быть с обственником св ое го поста или средств управления.

       Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

       Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои профессиональные обязанности, обособленные от его личности.  Имея дело с кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая - либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.

       Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества. Она характерна не только для западного обества, но и для восточного. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства - все они имели свою бюрократию на подобие той, какая сохраняется на крупнейших современных капиталистических предприятиях.

       В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в связи со своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую психологическую форму и признаки.

Вместе с этим смотрят:

Психология в Интернете, и какая от нее польза психологу
Психология застенчивости
Психология национальной идентичности
Психология у Аристотеля