Власть и насилие

ПЛАН.

  1. Введение.
  2. Что такое власть.
  3. Соотношение власти и насилия.
  4. Заключение.
  5. Список сносок.
  6. Список используемой литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема реферата интересна и сложна. Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель тАФ получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, тАФ будь то территория, природные ресурсы или чтотАУлибо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чемтАУто безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит тАЬСказка о рыбаке и рыбкетАЭ А.С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, её необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем.

Так же примерно обстоят дела и у властвующих над нами. Существует некая грань, до которой применение насилия приносило пользу, а после неё привело бы к свержению власти. Найти эту грань дело очень непростое, т.к. всё в этом мире переменчиво. Если вчера возможно было совершать какоетАУлибо насилие, то сегодня использование его может стать даже смертельно опасным для применяющего насилие. Государство, применяя насилие, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам. 

Именно поэтому я считаю, что тема власти и насилия актуальна. Причём она актуальна не только в наш век. Любой, хоть немного грамотный политик должен был ставить перед собой вопрос тАФ насколько можно применять те или иные меры наказания и к кому при его объёме власти. Однако этим вопросом задавались не только политики. Например, Н. Макиавелли тАФ итальянский политический философ и писатель тАФ посвятил этому вопросу несколько своих трудов, наиболее известным из которых является тАЬГосударьтАЭ. В своих произведениях этой темы касались и отечественные литераторы. Выше я уже упоминала тАЬСказку о рыбаке и рыбкетАЭ А.С. Пушкина, которая на мой взгляд, могла бы являться прообразом данной темы, и если провести её научный анализ, то этого было бы достаточно для раскрытия настоящего вопроса. Но я поставила перед собой другую цель тАФ раскрыть эту тему, опираясь на исторические факты. И начну с того, что попытаюсь дать наиболее полное определение власти.

2. ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т.д.

Придерживаясь в реферате всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение: тАЬВласть тАФ центральное, организационное и регулятивнотАУконтрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человекатАЭi.

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений тАФ нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским её трактовкам. Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти даёт присущее людям стремление к власти и обладание тАЬполитической энергиейтАЭ.

Человек видит во власти средство тАЬулучшения жизнитАЭ: приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть тАФ это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием.

В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел.

Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как тАЬспособность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системытАЭii.

Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время.

Обратившись к истории, видим, что в первобытнотАУобщинном строе власть имела общественную направленность. Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещён авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него.

Можно предположить, что власть приняла политический характер именно тогда, когда стало расслаиваться общество и возникать государство. Теперь без власти и властных отношений стало невозможным функционирование государства.

Но и в наше время власть имеет не только политическую направленность.

Под властью можно понимать также тАЬсоциальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группытАЭiii. 

Власть тАФ это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кемтАУлибо или чемтАУлибо.

Итак, власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всём государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Можно предположить, что власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственнотАУполитическими институтами. Здесь мы подходим к главной части данного реферата тАФ к соотношению власти и насилия.

3. СООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И НАСИЛИЯ

Известно, что государство призвано разрешать тАЬпротиворечия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряжённых с конфликтамитАЭiv. В данном случае, конечно, никто не будет полагаться на тАЬсознательностьтАЭ граждан, никто не будет их уговаривать, чтобы одни поступались своими интересами ради других. Поэтому при каждом политическом режиме существуют какие либо меры и механизмы предотвращения и наказания уголовных правонарушений, исправительные учреждения. Естественно, что государство и власть тесно связаны с насилием. Ещё Гоббс говорил, что тАЬглавный признак государства состоит в монополии на принуждение и насилиетАЭv.

Интересно, что право на насилие принадлежит исключительно государству. Конечно, насилие в нашей жизни применяется не только государством, но и, например, родителями по отношению к своим детям, руководителями какихтАУлибо организаций и учреждений по отношению к своим подчинённым. Но их действия противозаконны. Более того, закон запрещает эти действия под страхом применения к ним самим насилия. Надо сказать, что насилие, угрозы, принуждение не являются единственным средством установления порядка государством, и они очень строго регламентируются законом. Поэтому говорят о легитимном (узаконенном) праве государства на применение насилия.

Вообще насилие применяется всегда при любом захвате власти. Государственная власть также строится либо на использовании насилия, либо с учётом её возможного применения.

Одним из известных механизмов использования насилия является военная сила. Её роль в жизни общества и в политике так значительна, что её считают синонимом силы государства. Это объясняют тем, что военная сила вбирает в себя и реализует различные средства могущества государства, а также представляет наиболее авторитарные средства, так как её применяют в крайних случаях, например, при разрешении противоречий внутри страны или на международном уровне. Однако истории известно множество случаев, когда власть основанная на военном насилии, является одним из печальных моментов в политике. Хотя военная власть может иметь разные природу, характер, цели, но всегда и везде она насаждает беспрекословную, железную дисциплину, не терпит никакого инакомыслия, подавляет гражданское общество, ущемляет права и свободы личности.

Очень хорошо это реализовалось при тоталитарном политическом режиме. Здесь насилие имеет не только физический, но также интеллектуальный и духовный характер.

При построении тАЬгосударственного социализматАЭ различные насильственные меры обычно приводили к отрицательным результатам. Например, осуществление коллективизации крестьян в СССР насильственными методами привело к массовым репрессиям, миллионным жертвам, разрухе в сельском хозяйстве.

Можно сделать вывод, что когда общество не является свободным, насилие, применяемое государством фактически становится неограниченным. Это можно объяснить значительным неравенством в распределении власти между населением и государственным аппаратом власти. Насилие идущее снизу, и подавляют тем, что увеличивают государственное. Потому то в странах, где власть распределяется по принципу плюрализма, где население имеет и реализует свои гражданские права, насилие встречается очень редко.

Надо отметить, что любая власть предполагает насилие. Это одна из её тАЬприродныхтАЭ функций. Однако, когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план. Вспомним, что ещё в мае 1905 г. тАЬТретий съезд РСДРПтАЭ признал тАЬзадачу организовать пролетариат для непосредственной борьбы с самодержавием путём вооружённого восстаниятАЭvi. Уже несколько позже, выступая на одном из собраний В.И. Ленин заявил: тАЬДиктатура означает тАФтАФ примите это раз навсегда к сведению, господа кадеты, тАФтАФ власть неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон. Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатуройтАЭvii. Далее он более широко поясняет: тАЬНаучное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стеснённую непосредственно на насилие опирающуюся властьтАЭ.viii

 

Действительно, во всех случаях применения диктатуры происходит концентрация власти в руках одного тАФтАФ диктатора, или нескольких лиц. На первый план в политике выходят насилие и террор. Можно сказать, что диктатуре присущи неограниченная и бесконтрольная диктаторская власть, попираются права не только человека, но и государственных органов власти, которые перестают действовать в интересах государства, а вынуждены подчиняться требованиям диктатора. Власть при этом опирается непосредственно на насилие.  

Носителями диктатуры обычно выступают крупные социальные группы (классы, сословия), но представлена бывает одним лицом или группой лиц (например, диктатура военных вождей, абсолютная монархия, хунта). Отметим, что приход к власти диктаторов исторически связан, как правило, с периодами резкого обострения классовой борьбы (диктатура Франко, фашистская диктатура в Германии). 

Другой пример применения насилия тАФтАФ это деспотизм в странах Востока. Ему также присуще абсолютное преобладание государства над обществом. Государство здесь формирует общественные идеалы , вкусы, регулирует человеческие отношения и в семье, и в обществе, и в самом государстве. В этих странах не было и не могло быть независимого суда, так как религия, право  и управление находились в одних руках. Ни один человек, ни богатый, ни бедный не имели гарантий от вмешательства власти в их личную жизнь, не было прав и возможностей отстаивать свою личную или имущественную неприкосновенность. Это и составляло суть всей системы произвола власти в её всемогуществе, в невозможности быть вне её, хотя степень подчинённости могла быть различной.

Исторический опыт разных стран показал, что концепция диктатуры какоготАУлибо класса может использоваться для легитимизации власти только в течение кратковременного периода. Она не может служить долговременным целям социальной справедливости, так как по своей сути противоречит этому, даже если речь идёт о диктатуре большинства населения9. При современной демократии большое значение имеет не только власть большинства, но и защита прав меньшинства.

Иногда в литературе можно встретить заявление, что любое насилие тАФтАФ это абсолютное зло, и оно может порождать только насилие. Однако насилие,  опирающееся на законы, международные пакты, может являться неизбежным и обязательным условием защиты прав граждан и мира в том числе. Применение насилия в рамках закона позволяет бороться с преступностью, пресекать вооружённые конфликты. И тогда речь здесь идёт не о насилии против тех или иных социальных групп как при тоталитаризме и восточном деспотизме, а о наказании отдельных личностей, их группировок, нарушающих закон. Также речь может идти и о пресечении международных преступлений, например, агрессии Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. К тому же насилие, подкреплённое законом, качественно меняет своё содержание и уже как бы не является насилием. Верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не в праве преступать. Это тАФтАФ неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Поэтому насилие, исходящее со стороны государства, строго регламентируются. И хотя насилие при определённых условиях и формах неизбежно, оно причиняет ущерб морали общества, ведёт к потрясениям, разрушениям, а в крайних формах тАФтАФ к массовой гибели людей.  

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, власть тАФтАФ вещь достаточно сложная. Ей нельзя дать конкретное определение, так как она есть явление многостороннее. Но можно выделить одно общее, что связывает все трактовки власти, тАФтАФ это подчинение человека воли другого.

Власть имеет различные проявления: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому власть нельзя свести только к функции насилия.

Однако насилие оказывает большое влияние на силу власти: сила её обратно пропорциональна объему применяемого насилия. Существует некий предел, после которого либо не остается объектов, к которым применяют его, либо происходит свержение такой власти .

Конечно, определенная доля насилия необходима, например, для правонарушителей, для защиты от попирания национальных, религиозных и других интересов. Но это насилие может исходить только со стороны государства, и применяться им исключительно к своим гражданам.

В решении межгосударственных конфликтов употребление насилия может привести к обострению ситуации. Поэтому, я считаю, государственный аппарат власти должен решать эти вопросы мирным демократическим путем. Ведь насилие не является единственным средством осуществления власти.

Встает вопрос, почему, применяя к гражданам других государств ненасильственные меры, к своим же гражданам применять не желают? Наиболее крупным событием последних лет стала эта недавно тАЬзакончившаясятАЭ война в Чечне. К чему она привела? Что дала? Дала возможность поразмыслить, насколько мы близки к истинной демократической стране, сколько ненависти скопилось у народов, живущих некогда единой страной. И дала понять, что проблема власти и насилия актуальна и в наше время. И, несмотря на многолетний исторический опыт, люди не смогли сделать соответствующих выводов.  

 

5. СПИСОК СНОСОК

1 Энциклопедический словарь.

2 Основы политической науки Ч.1. М.: ОтАУво тАЬЗнаниетАЭ России, 1993. тАФ С. 102тАУ104

3 Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт // СоциальнотАУполит. журнал. 1995. тАФ № 2. тАФ С. 84

4 Гаджиев К.С. Политическая наука. тАФ М.: Сорос тАФ Международные отношения, 1994. тАФ С. 98

5 Там же, С. 106

6 Ленин В.И., Полное собрание сочинений, Т.41, с.370, М., 1963

7 Там же, С.376.

8 Там же, С.383.

9 Чиркин В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость.  //  Сов. государство и право. тАФтАФ 1991г. тАФтАФ 9. тАФтАФ С. 105.     

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов Г.А. Политология. тАФ М.: Наука, 1994 тАФ 269 с.
  2. Бельков О.А. Власть глазами военного политолога // Власть. тАФтАФ 1996. тАФтАФ №1.тАФтАФс.53-57.
  3. Большая советская энциклопедия. Т.8. тАФ 3-е изд. тАУ М.: Изд-во тАЬСоветская энциклопедиятАЭ, 1976. тАУ 592 с.
  4. Гаджиев К.С. Политическая наука. тАФ М.: Сорос тАФ Международные отношения, 1994. тАФ 400 с.
  5. Ильин В.В. Власть // Вестник Московского Университета, сер. 12 тАЬСоциально-политические исследованиятАЭ. тАФтАФ 1992. тАФтАФ №4. тАФтАФ с.3-19.
  6. Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре /Полное собрание сочинений. Т.41. тАФтАФ М: Государств. изд-во политической литературы, 1963. тАФтАФ 696 с.
  7. Мокин С.В., Бандура С.И. Человек и власть // Вестник Московского Университета, серия 12 тАЬСоциально-политические исследованиятАЭ. тАФтАФ 1992. тАФ №4. тАФтАФ с.45-50.
  8. Основы политической науки: учеб. Пособие для высш. уч. заведений. Ч.1. тАФтАФ М.:О-во тАЬЗнаниетАЭ России, 1993. тАФтАФтАФ 224 с.
  9. Политическая культура: теория и национальные модели / Гаджиев К.С. и др. тАУ М.: Интерпракс, 1994. тАФ 352 с.
  10. Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю.И. и др. тАФтАФ М.:   , 1993. тАФтАФ
  11. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // СПЖ. тАФтАФ 1995. тАФтАФ № 2. тАФтАФ с. 84-96.
  12. Тимофеева Л.Н. Угроза насилия или императив согласия // Власть.  тАФтАФ 1996. тАФтАФ № 1. тАФтАФ с. 74-76.
  13. Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М.: Интерпракс, 1994. тАФ 256 с.
  14. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. тАФтАФ М.: Наука. Издат. Фирма тАЬВосточная литературатАЭ, 1993. тАФтАФ 392 с.
  15. Чиркин В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // Советское государство и право. тАУ 1991. тАФтАФ № 9. тАФтАФ с.99-108.       

11 Энциклопедический словарь.

22 Основы политической науки Ч.1. М.: ОтАУво тАЬЗнаниетАЭ России, 1993. тАФ С. 102тАУ104

33 Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт // СоциальнотАУполит. журнал. 1995. тАФ № 2. тАФ С. 84

44 Гаджиев С. 98

55 Гаджиев С. 106

66 Ленин В.И., Полное собрание сочинений, Т.41, с.370, М., 1963

77 Там же, с.376.

88 Там же, с.383.

Вместе с этим смотрят:

Влияние гуманитарных наук на становление современного инженера
Влияние семьи на становление личности
Влияние стресса на организм
Внимание