Речь и мышление

эта работа была сделана на заказ!

список  оригинальных работ( больше 100) в режиме off-line вы можете посмотреть по адресу:

http://" onclick="return false">

также  вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в моей библиотеке on-line

http://" onclick="return false">

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

3

1. Виды речитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

4

2. Связь мышления и речитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

6

2.1. Физиологические основы мышления и речитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

6

2.3. Речь и ее функциитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

7

3. Понятие о мышлениитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

9

3.1.  Операции мышлениятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

11

3.2.  Обобщение и конкретизациятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

13

3.3.  Основные формы мышлениятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

13

ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

17

ЛитературатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

18

Введение

    Проблема  взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы  наглядного, непосредственного  опыта  к  отвлеченному,  рациональному сознанию.

В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.

1. Виды речи

Речь людей в зависимости от различных условий приобретаВнет своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутВнреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогиВнческой.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поВнэтому ее основной признактАФдоступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. УстВнная и письменная речь обладают своими психологическими осоВнбенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отВнсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишуВнщего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пиВншущим и читающим создает определенные трудности в построеВннии письменной речи. Пишущий лишен возможности использоВнвать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяВнют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразиВнтельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обрабоВнтанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальВнное внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописяВнми Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкВнновенно тщательная и требовательная работа по словесному выраВнжению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвыВнчайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к покоВнлению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь тАФ это разговор, беседа двух или нескольВнких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычВнном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь подВндержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в знаВнчительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опредеВнленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше треВнбований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна спеВнциальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники наВнходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуВнслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к соВнбеседникам при диалогической речи тАФ уметь выслушивать выскаВнзывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. МонологичеВнская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекВнции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи тАФ ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленноститАФдоВнстигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным наВнпряжением. Она требует от говорящего умения логически, послеВндовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетлиВнвой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушаВнтелей.

Внутренняя речьтАФэто внутренний беззвучный речевой проВнцесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательВнно, не может быть средством общения. Внутренняя речьтАФслоВнвесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесВнных формулировок. К помощи развернутой  внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают заВнтруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней реВнчи, понятной для других.

2. Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возВнникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариВнваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, соВнвершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической (ВлручВннойВ») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне слоВнвесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это

скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление тАФ это речь, лишенная звучания (Влречь минус звукВ», как считают некоторые буржуазные ученые), а речьтАФВлозвученное мышлениеВ». Это мнеВнние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаВнковым звучанием, но разным смыслом: ВлкореньВ», ВлкосаВ», ВлключВ», ВлреакцияВ» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разВнные мысли, разные понятия.

2.1. Физиологические основы мышления и речи

В основе проВнцесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея-1ельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опиВнрающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. ОтражеВнние связей и отношении) между предметами становится возможВнным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляВнют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и отВнкрывает возможность обобщенного отражения   окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, восВнпринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) реВнчевые сигналы, с другой тАФ произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечиВнвает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его раВнботы человек теряет способность различать, узнавать слова, хоВнтя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачиваетВнся способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только споВнсобность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражеВннии его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у неВнго сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объедиВнняющая работу этих центров деятельность коры в целом. 2.3. Речь и ее функции

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, расВнсказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуВнются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. РечьтАФэто процесс исВнпользования языка в целях общения людей. Язык и речь неразВнрывно связаны, представляют собой единство, которое выражаВнется в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общеВнния существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертВнвым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, вырабоВнтанных человечеством в процессе общественно-исторического разВнвития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменВнной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучеВнния усваивает знания, приобретенные всем человечеством и наВнкопленные исторически.

Итак, одна из функций речи тАФ служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь тАФ внутренний безВнзвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

3. Понятие о мышлении             МышлениетАФвысшая форма отраВнжения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познаваВнтельный психический процесс, свойственный только человеку.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой местВнности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной стороВнны, и климатом тАФ с другой.

Но разве все эти знания получены человеком только с поВнмощью анализаторов? Разве человек знает о мире только то, что дают ему ощущения и восприятие? Разумеется, нет. ВозВнможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми показаВнниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доВнказывать не надо. Это воспринимается человеком непосредственВнно, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катеВнтов тАФ этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова темпераВнтура снаружи. Для этого есть разные возможноститАФпочувстВнвовать эту температуру своим кожным анализатором непосредстВнвенно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепВнленный снаружи у окна. В последнем случае человек о темпераВнтуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре, которую он не ощуВнщает? Разумеется, потому, что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредованВнное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанВнного с первым.

Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно, не подвергая звездное вещество анализу в лабоВнратории, что невозможно, а изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек расВнкрыл связь между химическим составом вещества и спектром изВнлученного им света.

Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному познанию человек прибегает в следуюВнщих случаях:

  1. когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не восприВннимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих аналиВнзаторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
  2. когда  непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории, палеонтолоВнгии, археологии);

3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Например, высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева (которую легко измерить) будет равна высоте дерева.

Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и осознании, понимании, знании челоВнвеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя восВнпринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их, чеВнловек прибегает к мыслительным операциям тАФ сравнивает, соВнпоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаклюВнчения, выводы.

Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отраВнжение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности   материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, законоВнмерности психики человека.

Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева бросить в воду? Поплывет? А почему вы это знаеВнте? Потому что в прошлом вы не раз видели плавающие куски дерева? Но ведь то были другие куски дерева, а этот кусок дерева вы в воду еще не бросали! Предвидеть, что произойдет в конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие свойства предметов и явлений (в данном случаетАФобщие свойВнства воды и дерева). По этой же причине мы знаем, не измеВнряя, что в данном треугольнике сумма внутренних углов равна 180В°, потому что нам известно общее положение о том, что в любом треугольнике сумма внутренних углов равна этой веВнличине.

Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное поВнзнание действительности, процесс познания общих и существенВнных свойств предметов и явлений. С помощью мышления челоВнвек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отлиВнчие от общих признаков прилагательного и т. д.

Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление тАФ процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении:

  1. общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредстВнвенно;

2)  существенных отношений и закономерных  связей между предметами и явлениями.

'Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти  за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.  Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек  непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный моВнмент не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей, предвидеть ход общественВнно-исторического процесса и т. д.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются на практике. Согласно учению маркВнсизма-ленинизма диалектический путь познания тАФ от живого соВнзерцания к абстрактному мышлению и от неготАФк практике.

3.1.  Операции мышления

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракВнции, обобщения и конкретизации.

Сравнение.  Сравнение тАФ это сопоставление предметов и явлеВнний с целью найти сходство и различие между ними. К. Д. Ушин-ский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает особенности данВнных предметов или явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зреВнния пользы для человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения могут устанавливать определенные различия между ними.

Исследования показали,   что младшие   школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от сравВнниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних животВнных тАФ коровы и овцы и сходных признаков усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки тАФ корову, овцу к собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаВнков у коровы н овцы.

Анализ и синтез.   Анализ тАФ это мысленное расчленение предВнмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез тАФ это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единВнстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Анализ и синтез тАФ важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительВнности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опиВнраясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспеВнчивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выВнделяет слова, в словах тАФ слоги и звуки) и синтез  (из звуков и букв составляет слоги, из слогов тАФ слова, из слов тАФ предлоВнжения). Для понимания особенностей какого-либо растения учеВнник мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части:

корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представВнляет растение в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик выделяет в нем отдельные части, смыслоВнвые куски (анализирует) и пытается понять, как они логически связаны в единое целое (синтезирует).  Изучая  в школьной мастерской новый для него станок, школьник пытается выделить его отдельные' части и понять их назначение, на основе чего он представляет взаимодействие частей и понимает принцип работы станка в целом.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознаВнкомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синВнтеза часто возникают вначале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разбиВнрать и собирать его на практике.

Абстракция. В процессе познания возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

Абстракция тАФ это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлеВнчении от несущественных признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самоВнстоятельным объектом мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду и др., мы выделяем в них общий признактАФпрозрачность и можем мыслить о прозрачВнности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей, животных, мы выделяем общий признак тАФ движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи абстрагирования создаются понятия о длине, выВнсоте, объеме, треугольнике, числе, глаголе и т. д.

3.2.  Обобщение и конкретизация.

Абстракция лежит в основе обобщения тАФ мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выВнделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляетВнся в выводах, определениях, правилах, классификации. ШкольниВнкам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В ДаВнвыдов) различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и  содержательное  (теоретическое).  Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. СодержательВнное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе

объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и зависимостей.

Конкретизация тАФ это мысленный переход от общего к единичВнному, которое соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать тАФ значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий обВнщее теоретическое положение, правило, закон (например, грамВнматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формаВнлизму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракВнциями, оторванными от жизни.

3.3.  Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждеВнние и умозаключение.

Понятие тАФ это форма мышления, в которой отраВнжаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории тАФ существенные   и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры тАФ длину сторон и площадь, определенную величину угВнлов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольВнником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольВнник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарВнника, травы (т. е. существенными признаками), например наВнличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от друВнгого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и сущестВнвенные для целого ряда однородных предметов: для понятия ВлшкольникВ» общее и существенное свойствотАФобучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия ВлтермометрВ» тАФ то, что это прибор для измерения темпеВнратуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обоВнзначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предВнметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенВнном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретВнного, единичного. Никто из нас никогда не видел ч не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсоВнлютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мысВнлить об этом можно.

ПонятиетАФболее развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития  познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие ВлатомВ» раньше имело одно содержание, с развитием науВнки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения меВнжду предметами и явлениями окружающего мира и их свойстВнвами и признаками. СуждениетАФэто форма мышления, содержаВнщая утверждение или отрицание какого-либо положения относиВнтельно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие сужВндения, как ВлУченик знает урокВ» или ВлПсихика есть функция мозгаВ». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: ВлЭто слово не глаголВ» или ВлЭта река неВнсудоходнаВ».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В обВнщих суждениях утверждается или отрицается что-то относительВнно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

ВлВсе металлы проводят электричествоВ». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых поВннятием, например: ВлНекоторые школьники умеют играть в шахВнматыВ». Единичное суждениетАФэто суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: ВлМосква-столица России В», ВлПушкин тАФ великий русский поэтВ».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-ниВнбудь предмет или явлениетАФзначит уметь высказать о нем праВнвильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой чело'-века.

Умозаключение.  Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключениятАФдоказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключеВнний тАФ индуктивными и дедуктивными.

Индукция тАФ это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция тАФ это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно больВншем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий выВнвод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия Влдомашние животныеВ» учаВнщиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: ВлВсе домашние животные полезныВ».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретВнных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знаВнния общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железВннодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расшиВнряться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в частВнности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, коВнторый ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учиВнтель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопВнроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выВняснить причину неисправности механизма; дает ли учитель учеВннику для решения задачу тАФ всегда мышление определяется необВнходимостью найти что-то пока еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоВнумением рассказывал: ВлУчитель нарисовал на доске два одиВннаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачемВ». Вопрос, проблема должны быть четко осознаВнны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анаВнлиза данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соотВнветствующие выводы.

Важное значение при поисках пути решения имеет переосмыслнванне (переформулирование) исходных данных задачи, поВнпытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подВнростков. Попробуйте дать ученику IVтАФV классов задачу: ВлПоезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540м за 45 с. Какова длина поезда и скорость его?В» Ученики не реВншат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 стАФэто значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последВнний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто.

Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением поВнлученного результата с исходными данными.

Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи (например, реВншить сложную математическую задачу).

Заключение

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить  суждение.  Речь располагает  более   сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Литература

  1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.
  3. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.
  4. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  5. Лурия А.Р. Язык и сознание . Ростов- на тАУ Дону 1998.
  6. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

Вместе с этим смотрят:

Речь как средство коммуникации
Роль скандала в культуре
Самовоспитание
Самооценка