Сущность человеческой деятельности

   Московский технический университет связи и информатики Доклад по курсу тАЬПсихология и педагогикатАЭ на тему:

                                                   Москва 2000

Развитие общества тАФ результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

В повседневном языке слово ВлдеятельностьВ» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говоВнрят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означаВнет занятия человека, его труд.

Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, ВлЗаслуженный деятель культурыВ»). В литературе вы можете встретить и слово ВлдеяниеВ», которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется для обозначения не любого действия (например, человек поднялся на лифте тАФ можно ли это назвать деянием?), а только общественно значимого. В науках, изучающих человека и общество, понятие ВлдеятельВнностьВ» наполняется более специальным содержанием.

Деятельность человека и поведение животных

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявВнляется в заметных движениях (двигательной активности). ТрудВннее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Например, известно немало факВнтов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возВнвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природВнные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с поВнмощью своих естественных органов. Они используют эти предмеВнты для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. ВозВнможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют природные предметы обезьяны, бобры, птицы, друВнгие живые существа.)

От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. ЧелоВнвек не ограничивается приспособлением к существующим приВнродным и социальным условиям, хотя приспособительное поведеВнние занимает большое место в его жизни (вспомните, например, влияние географических условий на жизнь людей, значение праВнвовых и нравственных норм, обычаев, традиций, которые регулиВнруют жизнь человека). Однако приспособление тАФ не предел чеВнловеческих возможностей. Только человеку присуща такая форВнма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение жиВнвотных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. цеВнлесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадетВнся к жертве тАФ его поведение сообразуется с целью: добыть пиВнщу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание челоВнвека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения тАФ биологическая программа поведеВнния, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исВнторически сложившимися (как обобщение опыта предшествуюВнщих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект тАФ тот, кто осуществляВнет деятельность, объект тАФ это то, на что она направлена. НаприВнмер, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом тАФ объект. Для Министерства образования как субъекта деятельноВнсти все учебные заведения страны тАФ объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность. Итак, субъВнектом деятельности может быть человек, группа людей, органиВнзация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни люВндей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публиВнка в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает свою волю, занимается саВнмообразованием и т. д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средВнства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: челоВнвек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.

Цель тАФ это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании арВнхитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогичеВнской деятельности.

Итак, цель тАФ это то, что представляется в сознании и ожидаВнется в результате определенным образом направленной деятельВнности.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Пока не появились совреВнменные строительные материалы, не могла возникнуть цель поВнстроить высотные дома. Правда, мог появиться сказочный образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой ковер в действительности? Следовательно, целью деятельВнности может быть не любой образ желаемого, а лишь такой, коВнторый соответствует реальным возможностям окружающего миВнра и самого субъекта. При этом человек может знать или не знать свои возможности, знать или не знать свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и услоВнвия достижения цели. ВлКого считать умным?В» тАФ спрашивал сиВнрийский мыслитель XIII в. Абуль-Фарадж. И отвечал: ВлТого, кто стремится лишь к достижимой целиВ».

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельВнности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеВнников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствоВнвать цели. Когда говорят: ВлПалить из пушки по воробьямВ», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басни: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.

А можно ли, поставив перед собой благородную цель, восВнпользоваться нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли: ВлО действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть госудаВнри стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехомВ». Он считал, что для достижения цели можно обманывать, Влпри наВндобности не чураться злаВ».

Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? А вот другая точка зрения. Ее выразил русский писатель Н. С. ЛесВнков: ВлНикакая благородная цель не оправдывает мер, проВнтивных принципам человеческого счастьяВ». Значит, для достижеВнния благородной цели годятся не любые меры, а только благоВнродные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже станоВнвится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает мноВнговековой опыт человечества. (Можете ли вы привести историчеВнские примеры, подтверждающие эту мысль?)

Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих дейВнствий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средВнство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает ;) себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение эксВнпериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. ДеятельВнность земледельца тАФ вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. НаВнпример, прополка имеет целью создать условия роста культурВнных растений.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь дейстВнвий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою рабоВнту, как относится к ней, к другим людям, к себе.

Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанноВнсти кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение тАФ из поступков.

(Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поВнступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.)

Мотивы деятельности

Слово ВлмотивВ» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует воВнпрос: что движет человеческой деятельностью?

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслиВнтели разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно тАФ развитием общеВнства.

Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальВнные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: Влидеи правят миромВ». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеВнальные проекты общественного устройства. Иной взгляд заклюВнчался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.

Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люВнди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, проВнизводить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения историВнческих изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и техВннологию.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности проВнявляются потребности человека. Поэтому можно сказать, что моВнтивы тАФ это побуждения к деятельности, связанные с удовлетвоВнрением потребностей. А потребность тАФ это переживаемая и осозВннаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержаВнния организма человека и развития его личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. НаВнпример, голод тАФ это нужда в пище, предметом потребности явВнляется пища. Невозможность справиться с задачей создает нужВнду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно разделить на три группы. ПерВнвая тАФ это переживание нужды в дыхании, питании, воде, в норВнмальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической органиВнзацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными слоВнвами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г. Бёлль (1917тАФ1985) так писал об одной из этих поВнтребностей: ВлСон прекрасен тем, что уравнивает и человека и животноеВ».

Вторая группа тАФ социальные потребности, порожденные обВнществом. В них воплощена нужда личности, например, в многоВнобразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализаВнции, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности Влдля себяВ» (потребность настаивать на своих правах) и Влдля другихВ» (потребность выполнять свои обязанности). О первых русский писатель А. Н. Радищев говорил: ВлВсе начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения, делаем с прилежанием, рачением, хорошоВ». А примером второй потребности может быть герой рассказа Ю. Нагибина ВлИванВ»: ВлЕсли определить его главную устремленность тАФ он всегда кому-то помогал.. ПомоВнгать было его призванием.. Ему доставляло куда больше удоВнвольствия стараться для кого-то, нежели для самого себяВ».

Третья группа потребностей тАФ идеальные: познавать окруВнжающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: ВлВсе люди от природы стремятся к знаниюВ». Понять смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к разВнвлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то тАФ киВнно, кому-то тАФ танцы, а кому-то тАФ поболеть за любимую футВнбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимоВнсвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетВнворение которой имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное обВнщество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социВнальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже).

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

тАФ физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

тАФ экзистенциальные (от латинского слова, означающего букВнвально тАФ существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

тАФ социальные: в социальных связях, общении, привязанноВнсти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деВнятельности с другими;

тАФ престижные: в самоуважении, уважении со стороны друВнгих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебВнном росте;

тАФ духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей тАФ первичные (врожденные), а следующие три тАФ вторичные (приобВнретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, выВнражающая предрасположенность действовать определенным обВнразом относительно данного объекта. Например, таким объекВнтом может быть семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезВнности для себя, индивид может быть предрасположен к создаВннию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создаВнвать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения тАФ это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принциВнпы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои дейстВнвия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означаюВнщее буквально тАФ имеет значение, важно. Интересы людей имеВнют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохраВннении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределеВнние благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к неВнскольким социальным группам. Например, молодой человек приВннадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь матеВнриальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с друВнгими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы опреВнделяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них нахоВндят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г. Гегель писал: ВлБлижайшее рассмотрение истоВнрии убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их поВнтребностей, их страстей, их интересов.. и лишь они играют главВнную рольВ».

Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характериВнзуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельВнность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деВнятельности проявляется и бессознательное, что означает психиВнческую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Австрийский психолог З. Фрейд (1856тАФ1939), изучавший роль бессознательного, придавал ему большое значение: ВлМноВнгое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует наВнзвать Влядром ЯВ». Под бессознательным в психологии обычно поВннимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное тАФ это творческое начало, главный исВнточник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психоВнлог К. Г. Юнг (1875тАФ1961) считал, что бессознательноетАФ источВнник творческой фантазии духа, оно существует не только в личВнности, но и в общественной психологии.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанВнную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и разВнвитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительВнных действиях. Для человека, испытывающего состояние влечеВнния, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из ВлРусалкиВ» А. С. Пушкина: ВлНевольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая силаВ». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месВнту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что влечениетАФэто начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неВносознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, раздеВнлил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид раВнционально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанВнным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных преднаВнчертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состояВннием индивида (слово ВлаффектВ» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимаВнют под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание тАФ ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на соВнвершенно необычное раздражение. Индивид действует под влияВннием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. п.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникВнновение у нас в стране нехватки какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности соВнздать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, наклаВндываются друг на друга. Однако их знание помогает понять моВнтивы поведения людей, смысл их деятельности.

Вместе с этим смотрят:

Танцевально-двигательная терапия
Темперамент
Темперамент в структуре личности
Теория Хорни