Типы воспитания

Типы воспитания. Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание

Содержание

                                                                                    

Введение

  1. Воспитание как социальный институт
  2. Семья и семейное воспитание
  3. Религиозные организации и религиозное воспитание
    1. Воспитание мальчика-христианина
  4. Воспитательные организации и социальное воспитание
  5. Коррекцинно - адаптационное воспитание

Введение

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. ВосВнпитание можно рассматривать как общественное явлеВнние, как деятельность, процесс, ценность, как систеВнму, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитаВннию как процессу относительно социально контролируВнемой социализации, но не затрагивается специфика сеВнмейного, религиозного, социального и коррекцинно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправВнленное взращивание человека, более или менее последоваВнтельно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуВнществляется. Это определение не является общеприняВнтым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно выВнделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия ВлвоспитаниеВ» (не углубВнляясь при этом в частные различия, на которых настаиВнвают те или иные авторы). Определяя объем понятия ВлвосВнпитаниеВ», многие исследователи выделяют:

-воспитание в широком социальном смысле, вклюВнчая в него воздействие на человека общества в цеВнлом, т.е. фактически отождествляют воспитание с соВнциализацией;

-воспитание в широком смысле, имея в виду целеВннаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

-воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

-воспитание в еще более узком значении - решеВнние конкретных воспитательных задач (например, восВнпитание определенного нравственного качества и т.д.). Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, трудоВнвое, эстетическое, физическое воспитание, третьи - доВнбавляют правовое, полоролевое, экономическое воспиВнтание.

С точки зрения характера отношений участников проВнцесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младВншие, как взаимодействие старших и младших при рукоВнводящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, своВнбодное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет обВнщепринятого подхода к определению воспитания. Э.Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея котоВнрого разделялась большинством европейских и американсВнких педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): ВлВоспитание есть действие, оказываемое взросВнлыми поколениями на поколения, не созревшие для социВнальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и разВнвить у ребенка некоторое число физических, интеллектуВнальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежитВ».

В последние десятилетия подход к воспитанию и, соВнответственно, определение его как педагогического поВннятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском ВлПедагогическом словареВ», изВнданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, поВнсредством которых человек развивает способности, отВнношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранВнного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социВнальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же ВлКратком педагогическом словареВ» воспитание трактуется как:

а)        любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, вклюВнчающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

б)        развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным обВнразом для научения и учебы;

в)        общее развитие, получаемое индивидом через наВнучение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что приняВнтая в отечественной педагогической литературе трактовВнка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточВнная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществВнляемое как в различных учебно-воспитательных учрежВндениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

Воспитание тАУ конкретно историческое явление, тесВнно связанное с социально-экономическим, политичесВнким и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными осоВнбенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроВнизводство человеком культурных ценностей и социальВнного опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоВнятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (саВнмостроительству, самовоспитанию).

1. Воспитание как социальный институт.

В современных модернизированных обществах сущеВнствует целая система социальных институтов тАФ историВнчески сложившихся устойчивых форм совместной деятельВнности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных поВнтребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возник для оргаВннизации относительно социально контролируемой соВнциализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовВнлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет соВнбой развивающийся феномен, который возникает на опВнределенном этапе развития конкретного общества, ав-тономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельВнности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

  • воспитание дифференцируется на семейное, реВнлигиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
  • воспитание распространяется от элитарных слоВнев общества к более низшим и охватывает все больВншее количество возрастных групп (от детей до взросВнлых);
  • в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем обВнразование;
  • появляется коррекционное воспитание;
  • складывается диссоциальное воспитание, осущеВнствляемое в криминальных и тоталитарных, политиВнческих и квазирелигиозных сообществах;
  • меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
  • растет значение воспитания, оно становится осоВнбой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя: совокупность семейного, социального, религиозВнного, коррекционного и диссоциального воспитания; набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священносВнлужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспиВнтательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации разВнличных видов и типов; системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муВнниципальном уровнях; набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных; ресурсы: личностные (качественные хаВнрактеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), инфорВнмационные, финансовые, материальные (инфраструкВнтура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет опредеВнленные функции в общественной жизни. Наиболее обВнщие функции воспитания следующие:

-создание условий для относительно целенаправВнленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые моВнгут быть реализованы в процессе воспитания;

-подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества Влчеловеческого каВнпиталаВ», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

-обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преВнемственности и обновлению;

-способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гарВнмонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренВнней сплоченности общества);

-социальная и духовно-ценностная селекция члеВннов общества;

-адаптация членов общества к меняющейся социВнальной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семейВнного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится веВндущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспиВнтания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социВнальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принВнципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваеВнмым и формулируемым, так, в еще большей мере, импВнлицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отлиВнчаются характером доминирующей взаимосвязи субъекВнтов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъекВнтов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, браВнтьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в релиВнгиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священВннослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она опВнределяется исповедуемым ими вероучением и отношениВнями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитаВнние осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (инВндивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых тАФ коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитаВннии взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспиВнтуемых) имеет характер отношений Влгосподин-рабВ».

Воспитание как социальный институт, обладая униВнверсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-полиВнтическая изменчивость, стремительная социальная дифВнференциация общества существенно влияют на воспиВнтание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемВнся обществе имеют принципиальные отличия от стабильВнного общества (В.Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастВнных групп относительно гармонизированы, что опредеВнляет их заинтересованность в поддержании стабильносВнти. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обВнществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обВнществе культуры от поколения к поколению и от элиВнтарных слоев к низшим (независимо от любых идеолоВнгических и педагогических деклараций). При этом вопВнрос Влчто транслировать?В» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для котоВнрого характерен переход от одного типа общества к друВнгому, или существенное изменение общества внутри одВнного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутВнствует социальный консенсус, т.е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальВнные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сцеВннария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологичесВнкие установки. Оно лишь знает, что нужно развивать ВлдруВнгогоВ» человека и делать это Влпо-другомуВ».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом исВнкать ответ на вопрос Влчто развивать в человеке?В», а верВннее, Влв каком направлении его развивать?В» и параллельВнно искать ответ на вопрос Влкак это делать?В».

Подобная ситуация существенно влияет на функциоВннирование в обществе воспитания как социального инВнститута.

2. Семья и семейное воспитание.

Cемья  - наиболее распростраВнненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отВнношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-псиВнхологического исследования. Типичная современная семья в разВнвитых европейских странах состоит из 2тАФ6 человек: мужа, жеВнны, детей и ближайших родственников по материнской и отцовВнской линиям тАФ бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи тАФ удовлетворение общестВнвенных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и выВнтекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативВнная, организации досуга и отдыха. Между ними сущестВнвует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодоВнполняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводВнстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении челоВнвеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве наВнселения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человеВнчества, с поддержанием его здоровья, а также с предотВнвращением Влвоспроизведения в новых поколениях различВнного рода биологических аномалийВ».

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поВнколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый тАФ формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, баВнбушкой и др.) накопленного обществом социального опыВнта; выработка у них научного мировоззрения, высокоВннравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умеВнния быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фиВнзическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспекттАФсистематическое воспитательное возВндействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третийтАФпостоянВнное влияние детей на родителей (и других взрослых члеВннов семьи), побуждающее их активно заниматься самоВнвоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитаВнтельного потенциала семьи. Он представляет собой компВнлекс условий и средств, определяющих педагогические возВнможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, разВнвитость семейного коллектива и характер отношений межВнду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоВнционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизВнненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер обВнщения в семье и ее общение с окружающими, уровень пеВндагогической культуры взрослых (в первую очередь маВнтери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественВнностью. Особый и весьма важный компоненттАФспецифика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождеВнния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательВнный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. СаВнма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а заВнтем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоциоВннально по своему характеру, чем любое другое воспитаВнние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, неВнредко с разными профессиональными интересами. Это поВнзволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциоВннальные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния сеВнмьи на детей тАФего устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошВнкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личноВнсти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромодеВнлью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формироваВнния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребВнляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздейстВнвия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естеВнственные условия для формирования полноценного семейВнного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешноВнго выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: ВлМожно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенкомВ».

Выходит, воспитательная функция органически сливаВнется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и приВндают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество сеВнмьи в контакте своих членов со средствами массовой инВнформации (телевидение, радио, периодическая печать), лиВнтературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного обВнщения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаВнточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательВнный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свяВнзывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата сеВнмьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динаВнмичную эпоху сильно возрастает значение семьи как псиВнхологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно расВнсматриваются в последующих главах.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы услоВнвимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотВнрению. Свободное время тАФ одна из важнейших социальВнных ценностей, незаменимое средство восстановления фиВнзических и духовных сил человека, всестороннего развиВнтия личности. Повышению роли досуга способствуют праВнвильный ритм и режим жизни семьи, разумное распредеВнление обязанностей между ее членами, планирование труВнда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отВнпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревноВнваниях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается неВнмало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители заВнчастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссыВнлаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибВнки тАФ задача современной семьи.

Семейные традиции тАФ один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией  могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, тАФ когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Семья тАФ это основанная на браке или кровном родВнстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимоВнпомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаВнимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья тАФ важнейший институт социализации подрасВнтающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной сеВнмьи. Это следующие параметры:

Демографический тАФ структура семьи (большая, вклюВнчая других родственников, или нуклеарная, включаюВнщая лишь родителей и детей; полная или неполная; безВндетная, однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень роВндителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический тАФ имущественные характеВнристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический тАФ условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической фунВнкцией, но и тАФ что для нас еще важнее тАФ коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. ОтВнношения детей и родителей в течение последних десятилеВнтий меняются, становясь все более эмоционально-психоВнлогическими, то есть определяемыми глубиной их привяВнзанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизВнни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. НаВнзовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушВнки и дедушки, другие родственники, как правило, жиВнвут отдельно. В результате родители не имеют возможВнности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообВнразие, вносимое в межличностные отношения пожиВнлыми, сиблингами (братьями тАФ сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделеВнния ВлмужскогоВ» и ВлженскогоВ» труда, первый в массе сеВнмей (кроме деревень и малых городов) сведен к миниВнмуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожидаВнний по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих инВндивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отВнношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более выВнсокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне сеВнмьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. АвВнторитет родительской власти сегодня часто не срабаВнтывает - на смену ему должны приходить авторитет личВнности родителей. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективноВнсти на том или ином возрастном этапе играет семья. ПоВнэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциоВннальное развитие человека. В младенчестве и в раннем детВнстве семья играет определяющую роль, которая не моВнжет быть компенсирована другими агентами социализаВнции и воспитательными организациями. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияВнние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психолоВнгического пола ребенка. В первые три года жизни это влиВняние определяющее, ибо именно в семье идет необратиВнмый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциоВннальных реакций, различные установки, вкусы, повеВнденческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая пли мешая поло-ролевому формироваВннию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выВнявил, что различие в коэффициенте умственного развиВнтия детей, выросших в благополучных и неблагополучВнных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияВнет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах соВнциализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообВнразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладеВннии человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и харакВнтер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, коВнторые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детсВнкие или пубертатные конфликты, как правило, не споВнсобны установить со своим ребенком тесную эмоциоВннальную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценВнностные ориентации человека в сферах социальных и меВнжэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устВнремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе соВнциального развития человека в связи с тем, что ее одобВнрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываВнются на притязаниях человека, помогают ему или мешаВнют искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. ЦенВнности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореаВнлизации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них соВнциализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные хаВнрактер и результаты. По некоторым данным, до 25% сеВнмей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонаВнрушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенераВнцией, которая проявляется не только в психических забоВнлеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональВнной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проВнститутки образовалась семья Джюков. Среди более чем двух тысяч их потомков - 55% бродяг, воров, проституВнток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпиричесВнкий факт. И наконец, сегодня распространилось стремВнление сбывать детей с рук. В редких случаях тАУ родственными взаимоотношениями в родительской семье. Родители, коВнторые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детсВнкие или пубертатные конфликты, как правило, не споВнсобны установить со своим ребенком тесную эмоциоВннальную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценВнностные ориентации человека в сферах социальных и меВнжэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устВнремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе соВнциального развития человека в связи с тем, что ее одобВнрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываВнются на притязаниях человека, помогают ему или мешаВнют искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. ЦенВнности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореаВнлизации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них соВнциализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные хаВнрактер и результаты. По некоторым данным, до 25% сеВнмей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонаВнрушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенераВнцией, которая проявлется не только в психических забоВнлеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональВнной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проВнститутки образовалась семья Джюков. Среди более чем двух тысяч их потомков - 55% бродяг, воров, проституВнток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпиричесВнкий факт. И наконец, сегодня распространилось стремВнление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства. Порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийств нежеВнлательного младенца. Все это проявления дезорганизаВнции семьи, отражающей негативные процессы в общеВнстве и государстве.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальВнными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стиВнлем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как относительВнно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой проВнцент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20% до 60%).

Семейное воспитание - более или менее осознаваеВнмые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаеВнмые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеюВнщимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного восВнпитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеВнются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяютВнся составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов - братьев и/или сестер, близких родВнственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) такими характеристиками старших членов сеВнмьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик - отношение старВнших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды при- влечением к воспитанию няни, репетиторов и домашВнних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образоваВнния старших членов семьи, их социальный статус, ценВнностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияВнют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть весьма различВнными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытоВнвых умений, культуры общения, физическое, интеллекВнтуальное, экспрессивное, личностное развитие; культиВнвирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к опреВнделенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструменВнтальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут соВнзнательно культивировать индивидуализм, жесткость, неВнтерпимость и т.п.).

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В завиВнсимости от меры его Влжесткости-мягкостиВ» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко доВнбиваться исполнения своих требований, полностью конВнтролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизВннью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может веВнсти к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, коВнторые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся Вллепить личностьВ».

Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, бесВнпощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старВншими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходиВнмости получить санкцию на какие-либо действия. КоммуВнникация направлена преимущественно или исключительВнно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные старшим установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отВнношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлениВнем старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициатиВнву и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считаВнют себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих треВнбований, поощряют их обсуждение младшими; в младВнших ценится как послушание, так и независимость. ДоВнверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблеВнмами младших, которые охотно выступают его инициаВнторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способВнствует воспитанию самостоятельности, ответственносВнти, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианВнты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не иденВнтичные друг другу стили (например, отец - более автоВнритарен, мать - демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько ВлформироватьВ» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиВнваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия В то же врем целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представВнлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельВнной комнаты, ВлуглаВ», ВлсвоихВ» стола, шкафа и пр.), соВнответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инВнвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необВнходимых для удовлетворения различных интересов предВнметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарВнных и т.п. наборов; этюдников и пр.).

Эффективность реализации функций семьи в проВнцессе стихийной социализации человека и в его воспиВнтании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том слуВнчае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовВнлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоВнциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда семейное жилище становится для человека своВнеобразной Влэкологической нишейВ», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательВнная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во мноВнгом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою ВлперсональнуюВ» территорию в жилиВнще, т.е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это может быть не обязательно отВндельная комната, а и угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным стоВнлом, свое кресло перед телевизором и т.д. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире "своего места", т.е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели перВнсональную территорию. Более того, наличие Влсвоего меВнстаВ» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отВнсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию ВлукВнрытьсяВ» в своей нише стимулирует стремление к взаиВнмодействию.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от оргаВннизации быта семьи: распределения домашних обязанВнностей, совместного выполнения работ по дому, предВнпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т.п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью - шить, вязать, мастеВнрить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к заВннятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других - фактиВнчески индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и восВнпринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи - Влзакрытая системаВ» которую не обсуждаВнют с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой - именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отВнмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

3. Религиозные организации и религиозное воспитание

Религия как один из социальных институтов традиВнционно играла большую роль в жизни различных обВнществ. В социализации человека религия и религиозВнные организации (общности верующих при молитвенВнных центрах) были важнейшим - после семьи -фактором.

В процессе секуляризации, т.е. освобождения общеВнства от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в соВнвременном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конВнфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии -христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм - и мноВнгие их разновидности (всего - более шестидесяти вероВнисповеданий различного направления).

В процессе социализации верующих религиозные оргаВннизации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных оргаВннизаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и норВнмам. Это осуществляется как в процессе культовых дейВнствий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиВнозные организации культивируют среди своих членов поВнведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуВнществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других - менее) за соответствием жизни веВнрующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании усВнловий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм обВнщения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реалиВнзуется в многообразных сферах и формах деятельности миВнлосердия и благотворительности как в рамках самих оргаВннизаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

И, наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планоВнмерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, миВнроощущение, нормы отношений и поведения, соответствуВнющие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священнослуВнжителями; верующими агентами социализации (родителяВнми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружВнков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светВнских учебных заведениях; различными объединениями, в т.ч. детскими и юношескими, действующими при религиВнозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наслеВндием (литературой, искусством, философией и пр.),

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакВнрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным соВндержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - раВнциональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных комВнпонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную спеВнцифику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломВнлению собственного опыта через требования христиансВнкой морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, миВнстический уровень православного воспитания определяВнет следующие моменты - подготовка и участие в церковВнных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются разВнличные формы, многие из которых аналогичны по внеВншним признакам формам социального воспитания (урочВнная система, семинары, лекции и пр., клубы для различВнных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приВнобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, коВнторые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церВнковное богослужение, приобщающее верующих к церВнковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и поВнбуждающая к соответствующему поведению; молитва, поВнмогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выВнрабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствуВнющее укреплению в вере и соблюдению норм отношеВнний и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенносВнти мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.

3.1. Воспитание мальчика-христианина

Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики от этого будет зависеть вся судьба державы нашей.

Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего тАФ фундамент характера мальчика. Американский проповедник К.С. Льюис пишет: ВлЦеломудрие, честность и милосердие без мужества тАФ добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованнымВ» [6:155]. Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.), характерными особенностями русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

Традиционное русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество тАФ это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, тАФ говорит Господь.

Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь.

Но в каждом будущем мужчине должна еще присутствовать интеллигентность в хорошем смысле слова, т.к. грубое спартанское воспитание без этого качества превратит подростка в варвара.

В понятие интеллигент мы включаем сразу несколько составляющих.

Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм тАФ это прежде всего осознание русской земли как совей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли.

Интеллигентность включает в себя также и близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней тАФ как созерцательную, так и деятельную.

Вместе с тем понятно, что интеллигентность тАФ это вовлечение и освоение европейской и мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе через хорошие знания языка, туризм, знание мировой музыкальной культуры, литературы и истории мировых религий.

Так как мальчик тАФ это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство также предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но храниться она Господом. Он помнит слово Священного Послания: дом беззаконных разорится (Пр. 14,11).

Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.

Как известно есть внешнее и внутреннее благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные нормированные типы поведения, принятые в обществе. Однако большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не существует без внутреннего. Мы часто повторяем с чувством словосочетание Влвнутренний мир человекаВ». А между тем ни современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.

Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком благочестия, является Божий, как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости тАФ страх Господень, тАФ говорит псалом.

Чтобы снять расхожие атеистические суждения, что нельзя строить воспитание на страхе и трепете, тАФ это, как говорит Псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама мудрость [13:159-164].

У мальчика должна появиться с детства некая способность Влглядения в себяВ». И это не просто самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге, который, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой тАФ не дает унывать, но дает благодать, радость и покой.

Русский мальчик должен с детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление. Духовник, зная много лет особенности душевного устроения мальчика (позже юноши) быстро и правильно может распознать истоки того или иного порока, духовного кризиса и т.п.

Жизнь городов тАФ жизнь удаления от природы накладывает на ребенка свою печать. Это нередко формирует некую грациозность, утонченность, женственность, а также отсутствие простоты и мужества.

Кроме того, иногда мальчик нередко воспитывается либо в неполной семье, либо в семье, где он тАФ единственный ребенок. И это тоже довольно часто порождает эгоизм, тщеславие, одиночество, трудность в общении со сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.

Важнейшим психолингвистическим феноменом всего социального низа, всей сегодняшней российской улицы является матерщина. Употребление матерных слов тАФ это каждый раз нравственный поступок, который имеет не только рациональную, но и духовную природу.

Апостол Иоанн Богослов начинает свое Евангелие с известных слов: ВлВ начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было БогВ» (Ин. I, I).

Этим подчеркивается творческая сила слова. Сам Бог именуется Словом. И первые зарождающиеся сокровенные, глубинные чувства и откровения у ребенка, подростка и юноши он должен поименовать, т.е. назвать своим именем. Высокая, чистая любовь, названная матерно, оборачивается постепенно простой похотью. Юноша обязательно должен первую любовь к девушке назвать (пусть про себя) любовью. Это слово должно быть знакомо ему. Оно должно быть его словом. Он должен сказать, что наш русский лес осенью невероятно красив. Если он видит красоту, но не говорит об этом вслух (или про себя), то он слепнет и перестает видеть красоту. Он должен ощутить уже очень рано тихую, благодатную радость от утренней молитвы. И сказать об этом. Разделить свою радость с мамой и папой.

Кроме того, матерщина тАФ это оскорбление Божией матери и совей собственной матери. И если Церковь постоянно прославляет Пресвятую Богородицу и учит чтить свою мать, то демоническое начало подвигает оскорблять эти Святыни [6:164].

К воспитанию мальчика-христианина нужно подходить трепетно и серьезно. В мужчине должны присутствовать черты Бога, он должен ощущать себя великим, скромным, всепрощающим и терпеливым. Он должен знать, чего он хочет в жизни, должен идти прямым путем, не предавая и не прячась. В семьях, где с мальчиком разговаривают строго и уважительно, вырастают настоящие мужчины с Богом в душе.

4. Воспитательные организации и социальное воспитание.

Воспитательные организации тАФ одна из разновидноВнстей социальных организаций, в которой наличествуют фиксированное членство, а также системы власти, соВнциальных ролей и формальных позитивных и негативВнных санкций.

Воспитательные организации тАФ специально создаваеВнмые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспиВнтание определенных возрастных групп населения.

Воспитательные организации могут быть охарактериВнзованы по ряду относительно автономных параметров. По принципу вхождения человека в воспитательную оргаВннизацию можно выделить обязательные (школа), доброВнвольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с анВнтисоциальным поведением, психическими и иными аноВнмалиями).

По юридическому статусу воспитательные организаВнции могут быть государственными, общественными, комВнмерческими, конфессиональными, частными.

По ведомственной принадлежности тАФ это организации Министерства образования, других министерств (здравоВнохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненноВнсти - федеральные, региональные, муниципальные.

По степени открытости-закрытости: открытые (шкоВнлы), интернатные, закрытые (спецучреждения).

По длительности функционирования тАФ постоянные (работающие в течение года) или временные (функциоВннирующие во время каникул).

По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

У всех воспитательных организаций общая задача тАФ воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакоВнва, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и государство стремятся обеспечить равные возможносВнти, с одной стороны, для воспитания всего подрастаюВнщего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется соВнциальное воспитание как относительно социально конВнтролируемая часть социализации. С другой стороны тАФ они, как всякие человеческие общности, влияют на своих члеВннов стихийно в процессе взаимодействия членов оргаВннизации. И это влияние по своему характеру не совпадаВнет с ценностями и нормами, культивируемыми в проВнцессе социального воспитания. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к кульВнтуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; диффеВнренциация воспитуемых в соответствии с их личностВнными ресурсами применительно к реальной социальВнно-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная организация как всякая социально-психологическая обВнщность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениВнями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, котоВнрые при этом стихийно получают воспитуемые, в больВншой своей части оказываются ВлнепрактичнымиВ» для взаВнимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции тАФ воспитания, но помогают адапВнтироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательВнная организация влияет в зависимости от ее быта, содерВнжания и форм организации жизнедеятельности и взаимоВндействия, которые создают более или менее благоприятВнные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и инВнтересов. В то же время практикареальной жизни органиВнзации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный).

В относительно социально контролируемой социалиВнзации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное восВнпитание.

Социальное воспитание можно рассматривать как проВнцесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитаВнтельных организациях, который помогает развить возможВнности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного соВнздания условий для целенаправленных позитивных развиВнтия и духовно-ценностной ориентации человека.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индиВнвидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автоВнномных по содержанию, формам, способам и стилю взаВнимодействия процессах: организации социального опыВнта детей, подростков, юношей, их образования и индиВнвидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованВнных групп (коллективов); организацию взаимодействия и обучения ему; стимулирование самодеятельности в форВнмализованных группах и влияние на неформальные микВнрогруппы.

Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощуВнщений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализация и самоутверждения.

Образование включает в себя: систематическое обучеВнние (формальное образование, как основное, так и доВнполнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распросВнтранение культуры (неформальное образование); стимуВнлирование самообразования.

Индивидуальная помощь человеку реализуется через оказание содействия в решении проблем; создание специВнальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций, в которых человек может позитивно расВнкрыться, реализоваться, утвердиться и т.д.; стимулироВнвание саморазвития.

Индивидуальна помощь - это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в разВнвитии самосознания, в самоопределении, самореализаВнции и самоутверждении; в развитии понимания и восВнприимчивости по отношению к себе и к другим, к социВнальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптаВнции и обособления в социуме.

Естественно, что мера систематичности, интенсивВнности, характер, содержание, формы и способы оргаВннизации социального опыта, образования и индивидуВнальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадВнлежности.

Естественно также, что в различных типах воспитаВнтельных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования, и индивидуальной поВнмощи) существенно различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностВнных устремлений, установок и имплицитных (несфорВнмулированных) концепций воспитания, которые реалиВнзуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности определяет то, какое взаимоВндействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами инфорВнмацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установкаВнми, отбор и усвоение которых имеет избирательный хаВнрактер. Такое взаимодействие в значительной мере социВнально дифференцированно, индивидуализировано и ваВнриативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этниВнческих, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуВнют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социальВнного поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие - диалог воспитателей и восВнпитанников, и его воспитательная эффективность опреВнделяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личВнность в каждом, с кем общаются.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальВнное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позиВнтивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопредеВнления, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Организационно социальное воспитание осуществляВнется в воспитательной организации через коллективы. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формальную контактную группу людей, функционируВнющую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), соВнвокупность которых образует вторичный коллектив, охВнватывающий всех членов организации. Коллектив функВнционирует в определенной среде в ряду и во взаимоВндействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношеВннию к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общВнностью людей, в определенной мере функционирует неВнзависимо от окружающей среды, что делает его относиВнтельно автономным.

Коллектив как автономная система обладает компВнлексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открыВнтой системой, они разделяются на три слоя. Первый тАФ нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обВнществом, которые целенаправленно вносятся в коллекВнтив его руководителями. Второй тАФ нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиоВннальных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий тАФ нормы и ценности, носителями которых являВнются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А.Т.Куракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автоВнномность и влияние на своих членов. Поле интеллектуВнально-морального напряжения коллектива тАФ не однородВнный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один тАФ ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно-знаВнчимое поведение личности. Другой тАФ те нормы и ценносВнти, которые, в принципе не противореча первым, предоВнставляют отдельным микрогруппам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.

В любом коллективе складываются две структуры отВнношений тАФ формализованная и неформализованная. ФорВнмализованная структура коллектива создается его рукоВнводителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие пеВнред ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения всех членов коллектива и отношеВнния управления, которые складываются между руковоВндителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неоВнфициальные отношения его членов и имеет два слоя: межВнличностные отношения всех членов коллектива и сетку изВнбирательных отношений приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциВнальным, а на практике обычно представляет собой разВнличные их сочетания в различных соотношениях. ОтноВншения, складывающиеся в коллективе, существенно влиВняют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожиВндания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последВнствиям (негативным санкциям). Психологический асВнпект тАФ это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальныВнми ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызВнвать негативные санкции, а если не проявляется, моВнжет вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится осВнновой импровизационности в исполнении роли, проВнявления творческой индивидуальности человека (чеВнловек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становитВнся базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможВнности для развития человека.

Известный отечественный педагог Е.А.Аркин писал: Вл.. когда ребенок погружается в поток коллективной жизВнни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуВнальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллектиВнве, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторонВ».

4. Коррекцинно-адаптационное воспитание.

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созВнданных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зреВнния, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и сущестВнвенные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных орВнганизациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Попутно заметим, что ряд групп инвалидов, а также детей с заВндержками в развитии, не имеющих органических поражений мозВнга, необходимо воспитывать в организациях социального воспиВнтания, создавая специальные дополнительные условия для выравВннивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наиВнболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (наприВнмер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пораВнжениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии деВнфектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использоВнвание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной среВндой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, Влцентрация на полезной стороне жизниВ», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

В связи с этим необходима специальная работа по переориенВнтации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальВнным, если у него формируются определенные социальные устаВнновки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окруВнжающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль моВнжет сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания стаВнновится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитаВнтелями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклюВнчает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностВнных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правоВннарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия разВнвернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивВнные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в социВнальной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее вреВнмя в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в общеВнстве дополняется законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример - законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для инВнвалидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-коляВнсочников, создание специально приспособленных для этой категоВнрии людей общественных средств транспорта и т.д. (кстати, анаВнлогичные решения приняты в 1993 г. в Москве).

Однако если иметь в виду само социальное явление в целом - наличие в любом обществе многообразных типов людей - жертв неблагоприятных условий социализации, то, что делается в социВнальной практике, как правило, не имеет системного характера. Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них можно считать отсутствие специальной отрасли знания, ориентированВнной на исследование и решение проблем, характерных как для жертв неблагоприятных условий социализации в целом, так и специфических - для каждого типа жертв в отдельности.

Вместе с этим смотрят:

Толкование сновидений по Фрейду
Улыбка на здоровье
Умеете ли вы общаться
Установка в мышлении