Группа сверстников как институт социализации

Группа сверстников как институт социализации

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани Влсоциализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах.. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.В»1 В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и  другие люди выступают для него Влкак инструкторы, как модели для подражания и как источники подкрепленияВ».2

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и Влвводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группойВ».3 Это облегчает ему участие в жизни коллектива.

Факторы социализации - общий термин для обозначения воздействий на личность со стороны общества. Среди этих факторов можно выделить институты социализации. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов социализации. К институтам социализации можно отнести как те институты, основной задачей которых является социализация индивидов, так и те институты, для которых выполнение этой задачи является побочным. К первым относятся все институты образования (детские сады, школы, высшие учебные заведения и т. д.), ко вторым, все остальные, так или иначе влияющие на социализацию институты.  К институтам социализации можно отнести и группу сверстников.

Существуют различные взгляды на социализацию. Некоторые ученые говорят периодизации социализации, причем эти периоды часто совпадают с основными этапами жизненного пути. Так, И. С. Кон считает основными стадиями формирования личности детство, подростковый возраст и юность.  Н. В. Андреенкова Влвесьма определенно ограничивает период социализации рамками детства, отрочества и юности, перехода к зрелости.. Соответственно выделяются 3 основных этапа социализации: 1) первичная (социализация ребенка), 2) маргинальная (промежуточная социализация подростка), 3)устойчивая концептуальная целостная (в юношеском возрасте  в период перехода от юности к зрелости, т. е. От 17тАФ18 до 23тАФ25 лет). "4 Другие исследователи, например, Шибутани, считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани понимает социализацию как Влпродолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиямВ».5

Но даже если мы считаем, что социализация продолжается всю жизнь и не выделяем ее этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее значение тех или иных институтов в определенном возрасте. Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей. Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь социализации. Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих институтов. Сто лет назад на социализацию в том же возрасте больше влиял институт церкви. Такой институт как группа сверстников существовал всегда, но на протяжении истории, очевидно, оказывал различное влияние.

В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и после подросткового возраста. Почему же группа сверстников столь важна для подростков и всегда ли она имела для них такое значение? Можно попытаться ответить на этот вопрос используя типологию культур Мид, которая выделяет три типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В постфигуративных культурах практически нет изменений на протяжении жизни нескольких поколений, и очень ценится опыт стариков, у которых учатся младшие. Уже в кофигуративных культурах вырастает значение сверстников, так как опыт предыдущего поколения уже не всегда подходит для жизни следующего. Как дети так и взрослые в такой культуре многому учатся у сверстников. Изменения в кофигуративных культурах происходят значительно быстрее, чем постфигуративных, но медленнее чем в префигуративных культурах, где они столь стремительны, что жизненный опыт родителей уже совсем не подходит для детей, и основным носителем новых образцов поведения является молодежь. Судя по всему, наше общество находится где-то на пол пути между кофигуративной и префигуративной культурой, что и делает столь важной роль сверстников в процессе социализации, особенно у подростков.  Почему именно для подростков? Очевидно по тому, что опыт старших им уже во многом подходит, а на опыт младших они не могут еще ориентироваться, так как мы еще не на столько приблизились к префигуративной культуре.

Есть еще ряд причин делающих  группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным Влканалом информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослыеВ».6 Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.

Кроме того, общение со сверстниками, это Влспецифический вид деятельности и межличностных отношенийВ».7 В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению Кона, Влвключение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его ВлпринадлежностейВ», выражающийся словом ВлмыВ» (Влмы тАФ ИвановыВ», Влмы тАФ мальчикиВ», Влмы тАФ старшая группаВ», Влмы тАФ октябрятаВ» и т. д.), усложняется и Влобраз ЯВ».В»8

Общение со сверстниками это еще и Влспецифический вид эмоционального контакта.В»9  Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает Влавтономизацию от взрослыхВ».10 Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они  переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все ВлчужоеВ», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением. Однако по мнению Эриксона, такая нетерпимость распространяется не только на старших. ВлМолодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать ВлчужаковВ», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков ВлсвоихВ». Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность  как защиту против ВлпомраченияВ» сознания идентичности.В»11 Такое стереотипное ВлидеологическоеВ» видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом и отсутствием более постоянной идентичности, (кризис идентичности подростков обуславливается  тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли).

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует  в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа. Заражение - также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении. Так общим настроением заражается группа подростков, танцующих на дискотеке. Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений. Идентификация - отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос ВлКто я?В», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического слэнга, жестами и т.п.

*   *   *

Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. ВлПотребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4тАФ5 лет (по некоторым данным - даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливаетсяВ».12 Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт ВлгоризонтальногоВ» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.


1 Т. Шибутани ВлСоциальная психологияВ», М., Прогресс., 1969, с. 385

2 Там же с. 387

3 Там же с. 404

4 Б. Г. Ананьев ВлО психологических эффектах социализацииВ», Человек и общество IX, Издательство ЛГУ, 1971, с. 145

5 Т. Шибутани ВлСоциальная психологияВ», с. 467

6 И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей.тАФМ., Просвещение, 1980, с.87.

7 Там же.

8 И. С. Кон, Открытие ВлЯВ», М., Политиздат, 1978, с. 264.

9 И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей, с. 88.

10 Там же.

11 Эрик Г. Эриксон ВлДетство и обществоВ», СПб.,  1996, с. 367 - 368.

12 И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей, с. 87

Вместе с этим смотрят:

Д. Б. Эльконин
Девиантное поведение в молодежной среде
Деловое общение. Спор
Деловые совещания