Индивидуальные особенности личности

Тема: Индивидуальные особенности личности.

1. Понятие личности в психологии

Определение личности В широком плане личность человека является интегральной целостВнностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное ВлизмерениеВ» личности обусловливается влияниВнем культуры и структуры общностей, в которых человек был воспиВнтан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаеВнмыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное ВлЯВ», то есть созданное под влиянием воздействия друВнгих представление о собственной особе, и отраженное ВлЯВ», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совоВнкупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного чеВнловека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодейстВнвие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: споВнсобностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и моВнтивации.

Способности человека определяют его успехи в различных виВндах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окВнружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. ХаракВнтер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижеВннию поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность тАФ сисВнтема устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяВнющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преВнодоление отрицательных психических состояний с помощью полоВнжительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциоВннальные, волевые психические процессы (в частности, высокая моВнтивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеяВнтельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), проВнфессиональной (ВлгуманитарнойВ» или ВлтехническойВ») и бытовой (чеВнловек для дома, для семьи или Влдля друзей и подругВ»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелосВнти, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет едиВнной теории формирования и развития личности. Например, биогенеВнтический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни биВнологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созреВнвания или матрица специфических условий жизни, но субъект акВнтивного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид поВнстепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. СубъВнективно, для индивида, личность выступает как его Я (Влобраз ЯВ», ВлЯ-крнцепцияВ»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. СоотнесеВнние образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позвоВнляет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самоВнвоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательВнности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступВнков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных сиВнтуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельВнствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее разВнвития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода РосВнсии к рыночной экономике.

2. Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенносВнти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниВням, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. ВоспроВнизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненноВнго опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие обВнщественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интелВнлектуальные способности, в основе которых лежит пользование реВнчью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подраздеВнляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способносВнти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных виВндах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстВнрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формиВнрования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, ноВнвых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проВнявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) тАФ талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способВнности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельноВнсти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством обВнщих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальВнных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки тАФ это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие инВндивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожВнденные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разлиВнчия тАФ это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разлиВнчия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являютВнся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых соВнциальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это тАФ высшие, культурно-обусловленные споВнсобности. Условиями и предпосылками развития их являются в перВнвую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наВнличие социально-культурной среды, созданной искусственно труВндом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструВнментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных виВндах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоВнянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к послеВндующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функВнциональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мыВншечные системы, обеспечивающие функционирование и усоверВншенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их форВнмирование и развитие происходит в процессе определенным обраВнзом организованной деятельности и общения. Развитие способносВнтей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивВнный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знаВнние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элеменВнты творческого, и наоборот.

3. Темперамент

Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, харакВнтеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. ТемВнперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого чеВнловека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобВнщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меВнланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (ГипВнпократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классифиВнкации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительВнной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неВнуравновешенности.

2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийВнся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик тАФ сильный тип темперамента, связанный с медВнлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настВнроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем псиВнхической активности.

4. Меланхолик тАФ слабый тип темперамента, которому свойстВнвенны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонВнность глубоко переживать даже незначительные события, преоблаВндание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика тАФ в возВнможности сосредоточения значительных усилий в короткий промеВнжуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляеВнмости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в споВнсобности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро со-' браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его рабоВнтоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциоВннальным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность тАФ особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешВнний раздражитель наименьшей силы; реактивность тАФ особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность - способность человека, заВнключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоВнении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций - особенВнность человека, заключающаяся в скорости протекания психичесВнких процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность тАФ ригидность тАФ особенности человека гибко и легко приВнспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствиВнтельно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия ~ особенности человека, выражающиеся в преимущественВнной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переВнживания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинВнства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявВнления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, треВнвожность).

Впечатлительность тАФ свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. ЭмоциоВннальность - свойство, выраженное в скорости, содержании, качестВнве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. ИмВнпульсивность - свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. ТревожВнность - повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г. И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на харакВнтерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

4. Характер

Определение характера, его основных черт

В самом общем виде характер может быть определен как система усВнтойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человеВнка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отВндельным сторонам действительности. В первой подсистеме содерВнжатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, раВнботоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в обВнщении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подВнсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратВнность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достиВнжение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, поВнследовательность и др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, неВнпосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д.).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявВнляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчиВнвое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случайВнными. Они в совокупности представляют системы, четко различиВнмые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера:

1. конституционные теории, связывающие особенности хаВнрактера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности харакВнтера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вариВнанты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой - отноВншение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип тАФ таких людей характеризует чрезвычайВнная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переноВнсят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактВнность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнуВнтый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада тАФ по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоисВнтичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлеВнний, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеВнют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутВнренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глуВнбокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. СдерВнжанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в заВнвисимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, приВнчиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социВнальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенВнной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорВнчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удоВнвольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе ВлПсихологические типыВ». Рассмотрим некоВнторые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной тиВнпологии.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизВнненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальВнных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители - экстраВнверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почетВнными академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильВнным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как ВлпрекрасноеВ» или ВлхороВншееВ» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоВнже считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекВнты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. РеВнзультатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение Влреальной жизВнньюВ», жизнью Влна полную катушкуВ». Лиц такого типа можно встреВнтить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспеваюВнщих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит Влза сценойВ» собыВнтий, угадывать то, что скрыто Влза личинойВ» человека, видеть скрыВнтые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательВнно, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неВнподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспоВнмощен в личных вопросах (этакий Влрассеянный профессорВ»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к факВнтам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациоВннальны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими постВнроениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говоВнрят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полВнночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индиВнвиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообраВнзить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной споВнсобностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. ТаВнкие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погруВнжены в бесплодные фантазии.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеВнческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому ознакомление с типолоВнгией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает Влподобрать ключВ» к другим людям, поскольку приоткрываВнет скрытые механизмы человеческих решений и поступков.

Формирование характера. Личность и характер

Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизаВнции характера необходимо искать в начале жизни человека. ВозрастВнет 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стиВнлем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестВнность, настойчивость и другие так называемые ВлделовыеВ» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступВнных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьВнми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подВнростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциоВннальные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

5. Воля

Понятие о воле

Воля тАФ сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявВнляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической опредеВнленностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реВнактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепВнции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптиВнмальной мобилизованности личности, потребного режима активносВнти, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усилеВнние мотивации и совершенствование на этой основе регуляции дейВнствий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируВнемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека моВнбилизовать свои возможности для длительного преодоления трудноВнстей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, меВншающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяВнющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позВнже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение приВннимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые реВншения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственВнную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характероВнлогические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравВнственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленВнному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведеВннии), обязательность (умение добровольно возложить на себя обяВнзанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поВнступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанносВнтей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт воВнлевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложВнные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) перехоВндит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, соВнставление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведеВннием;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматриВнвать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она опреВнделяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, дуВнховно-нравственных координат его личности. Более того, человек -это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать ВлнетВ» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им ВлдаВ» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусВнловливают его полностью. От него тАФ в пределах его ограничений - заВнвисит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плаВнне свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский).

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личносВнти может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью ВлсписываВнютВ» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на Влобъективные условияВ» тАФ несовершенство общества, плохих восВнпитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

6. Эмоции

Виды и роль эмоций в жизни человека Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окруВнжающей действительности в форме непосредственных переживаВнний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетвореВннием или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положиВнтельными, связанные с переживанием приятного, и отрицательныВнми, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. НеВнкоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождаВнющие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство тАФ отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью тАФ  сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральВнными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогаВнщаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие челоВнвеческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противоВнречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружаюВнщей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эфВнфективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциоВннальным фоном, снижением побуждений, заторможенностью инВнтеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение тАФ сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенстВнвующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс ( эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасВнность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоциоВннального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанВнные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопроВнвождается многочисленными физиологическими изменениями в орВнганизме.

Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоВнции появились в процессе эволюции живых существ как приспо-собительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге, развивающей эволюВнционную теорию, органические изменения являются первопричиВнной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органиВнческие и физические воздействия, играют когниции (знания). ИсхоВндя из этого были предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяютВнся в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятВнся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссоВннанс (несоответствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя их которой сила и качество возникшей у чеВнловека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доВнминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие тАФ в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. СаВнма система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоВнциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровВння сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоВнких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, поряВндочности и т. д.).

7. Мотивация

Мотив и мотивация Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожВнденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаВнваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поВнведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фаВнзах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершаетВнся не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином ВлмотивацияВ» в современной психологии обозначаВнются как минимум два психических явления: 1) совокупность поВнбуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее. активность, то есть система факторов, детерминирующих поведеВнние; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристиВнка процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведеВнния, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта тАФ все это требует мотивационного объяснения.

Мотивация и деятельность В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведеВнния). Одна из них - теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъВнектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальВнной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процесВнсы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) чеВнловек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимо отметить, что прямой корреляции между деяВнтельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива доВнстижения успехов, результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деВнятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляВнется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельноВнсти и тревожности. Психологическими исследованиями установлеВнно, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожВнность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия ВлличВнностной тревожностиВ», а от силы Влситуационной тревожностиВ», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной треВнвожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи асВнсоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способносВнтей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и приВнлагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.

Мотивация и личность

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всеВнго можно отнести уже рассмотренный выше мотив достижения успеВнхов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроВнля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха тАФ стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегаВнния неудачи - относительно устойчивое стремление человека избеВнгать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля -характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный (внутВнренний) локус контроля тАФ поиск причин поведения и ответственносВнти в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроВнля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью саВнмой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), макВнсимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), котоВнрого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образоваВнния как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это тАФ мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отВнношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-полоВнжительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиа-ции выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьВнми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм -стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антиВнпод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интереВнсам других людей и социальных групп. Агрессивность тАФ стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственВнных таких действий как нежелательных и неприятных, вызываюВнщих сожаление и угрызения совести.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакВнция субъекта на фрустрацию тАФ психическое состояние человека, выВнзываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так восВнпринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

Использованная литература:
  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
  4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  5. Психология личности. Тексты. М., 1982.
  6. Психология формирования и развития личности. М, 1981.
  7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.
  9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

Вместе с этим смотрят:

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями
Исследование времени простой реакции на свет и звук
Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда
Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом