Навыки руководителя

Навыки руководителя (лидера)

Принцип подбора руководителя.

Среди специалистов в сфере управления существуют несколько точек зрения на принципы подбора руководителей. Различие подходов основано на особенностях ответа различных специалистов на вопрос: ВлХорошие руководители рождаются или они могут быть воспитаны (обучены)?В» По этому признаку можно выдеВнлить три основных подхода к принципам выбора руководителя:

* качественный;

* ситуационный;

* функциональный.

Качественный подход предполагает, что врожденные личВнные качества человека играют определяющую роль в способности быть руководителем. Например, некоторые люди могут проявлять инициативу, мужество, быстроту реакции, интеллект, юмор, тАФ и комбинация этих и других черт делаВнет их признанными руководителями.

Большинство из этих черт характера являются врожденВнными и в дальнейшем только развиваются и шлифуются. ТаВнким образом, качественный подход предполагает, что лидеВнром рождаются и их необходимо искать, а не обучать.

Ситуационный подход. Согласно этому подходу, лидера порождает ситуация. Каждая ситуация характеризуется неВнкоторым набором задач, требующих решения, а также специфическими организационными и функциональными обстоятельствами. Все это определяет качества, которыми должен обладать лидер в данной ситуации. Человек, котоВнрый в наибольшей степени обладает требуемыми качестваВнми, выдвигается на роль лидера. До некоторой степени это справедливо для так называемых ВлнеформальныхВ» лидеров, выдвигаемых средой, но противоречит практике работы ВлформальныхВ» руководителей, которые эффективно управВнляют группой в любых ситуациях.

Функциональный подход в настоящее время является наиВнболее распространенным. Он основан на том, что любая групВнпа рассматривается как единый коллектив с общей целью, которая не достижима индивидуально. Для того, чтобы групВнпа работала как единая команда, необходимо реализовать неВнкоторые обязательные функции, которые способствуют объВнединению и сплочению группы. Эти функции должен реализовать один человек тАФ руководитель. Термин ВлфункВнцииВ» используется здесь в широком смысле и включает в себя обязанности, поведение и т. д. Многие функции достаточно хорошо формализованы и можно обучить их выполнению. Таким образом, управление не только искусство, но и в знаВнчительной мере ремесло, которому можно обучиться. ОтВнметим, что этот подход не противоречит качественному подходу, так как человек с рядом полезных врожденных каВнчеств может быстрее обучиться и в дальнейшем быть более эфВнфективным руководителем большого масштаба.

Функции руководителя группы.

Функции, которые долВнжен выполнять руководитель группы, независимо от ее уровВння, включают в себя:

тАв определение целей и задач;

тАв распределение заданий между членами группы;

тАв определение обязанностей и обсуждение их с каждым сотрудником;

тАв контроль и обсуждение хода выполнения индивидуальВнных и групповых заданий;

тАв мотивация сотрудников;

тАв поощрение кооперации и сотрудничества внутри и вне группы;

тАв создание благоприятной морально-психологической обстановки в группе;

тАв решение проблем и принятие решений;

тАв поощрение инициативы сотрудников, учет их взглядов, мнений, идей;

тАв создание условий для работы с полной самоотдачей;

тАв дисциплинирование, в случае необходимости.

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все эти функВнции базируются на общих деловых навыках: умение убежВндать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические навыки, которыми обязательно долВнжен владеть руководитель. К ним относятся навыки:

  • планирования;
  • распределения работ;
  • управления;
  • поддержки и мотивации;
  • информирования;
  • оценивания результатов.

Рассмотрим эти навыки более подробно.

Планирование. Эта функция состоит в определении целеВнвых установок и задач группы, а также в определении эфВнфективной стратегии достижения целей. Результатом этого этапа должен быть детальный план действий, необходимых для достижения цели.

Цели, стратегия и планы создают чувство перспективы для группы и являются базисом для оценки степени продвиВнжения к цели. Это одна из важнейших функций руководитеВнля. Он должен уметь отстраниться от оперативных задач (ВлтеВнкучкиВ») и смотреть в будущее. Руководитель должен в каждый момент знать, где группа находится, что она долВнжна делать в текущий момент, в ближайшем и отдаленном будущем.

Распределение заданий между членами группы. Когда план разработан, его нужно детально обсудить с группой. Главная задача этого этапа сделать каждого члена группы ВлсоучастникомВ», соавтором плана. Наибольший эффект буВндет в том случае, если сотрудники будут воспринимать план как ВлсвойВ», а не руководителя. Внимательно выслушайте и оцените все идеи, учтите в плане все разумные предложеВнния, используйте ваше искусство убеждать несогласных. Затем согласуйте с каждым сотрудником его индивидуальВнное задание и утвердите план в окончательном виде с фикВнсацией временных и функциональных ориентиров.

Управление. После начала работы над индивидуальными заданиями руководитель должен контролировать этот проВнцесс и управлять им, в том числе и дисциплинировать тех, кто нуждается в этом. Кроме того, он является координатоВнром при выполнении взаимосвязанных, комплексных работ, выполняет роль посредника при конфликтах между членаВнми группы, решает спорные вопросы. Очень важны в этот период функции мотивации и поощрения сотрудников, создания атмосферы уверенности в успехе, культивирования хоВнроших деловых отношений и благоприятного психологичеВнского климата.

Поддержка и мотивация. Руководитель должен поддерВнживать членов своей группы. Люди работают лучше, когда чувствуют, что их индивидуальный вклад в общее дело заВнмечен и оценен руководителем и группой в целом. Если кто-либо из сотрудников имеет персональные проблемы, рукоВнводитель должен знать их и помочь справиться с ними. Для этого необходимо знать персональные особенности кажВндого сотрудника, его устремления, мотивацию, способности, чувства, интересы. Руководитель может достичь этого, проВнводя регулярные индивидуальные собеседования с сотрудВнниками, с другой стороны, такие беседы, как правило, повыВншают лояльность группы в целом к своему руководителю.

Информирование. При изменении обстоятельств, появлеВннии новой информации, касающейся деятельности группы, руководитель должен сообщить это всем ее членам. Утаивание любой информации приводит к распространению сплетен, что неизбежно повлияет на сплоченность группы. Вообще важна информационная открытость в группе. Руководитель должен не только сообщать внешнюю информацию, но и поВнлучать ее от членов группы. Руководитель должен приветВнствовать предложения и критические замечания членов групВнпы, при этом демонстрировать, что эта информация важна и полезна для него.

Оценивание результатов. Руководитель должен непрерывВнно оценивать результаты работы как каждого сотрудника, так и группы в целом, с точки зрения выполнения принятоВнго плана. Если похоже, что план не будет выполнен, необхоВндимо представить группе предложения по его изменению или даже полностью изменить стратегию достижения целей.

После того, как группа достигла поставленных целей, неВнобходимо оценить, какие элементы плана были успешными, а какие нет. Такие оценки будут полезны в будущем при выполнении новых задач.

Функциональный подход основан на предположении, что лидер является многосторонне развитым индивидуумом, который владеет широким кругом деловых навыков и имеет определенные личные качества: решительность, уверенность, развитое чувство юмора и т. д., и на основании этого польВнзуется уважением группы. При этом важно отметить, что проВнсто назначение на должность руководителя не делает челоВнвека лидером. С другой стороны, недостаточно просто обладать необходимыми навыками и человеческими качеВнствами.

Лидерство является более чем просто суммой названных факторов. Для руководителя очень важно завоевать доверие группы и получить признание своего лидерства всеми членами группы.

Вместе с этим смотрят:

Невербальные элементы в общении
Неврозы детей. Причины и следствия
Нейрофизиологические механизмы эмоций
Неравный брак