Старообрядчество на Руси

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

на тему:

ВлСтарообрядчество на РусиВ»

Выполнила:

студентка 313 группы ФФ

Юркина Ольга.

Проверила:

Кузнецова Г.В.

Астрахань тАУ 2000 г.

Содержание

Русская церковь до середины XVII века        3

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви        4

Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков.        12

Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя        20

Современное состояние старообрядчества        26

Литература        27

Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.

Русская церковь до середины XVII века

Крещение Руси в 988 г. при князе Владимире было крупнейшим событием в истории нашей Родины. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, приняла святое крещение, и по словам летописца, Влмногих ко вере приведеВ».

Со времени князя Владимира русская церковь в течение более шестиста лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые не раз делали попытки подчинить себе или расколоть русскую церковь: иго татарское, более 200 лет тяготевшее над русской землей, не смогло уничтожить или исказить православие. Не раз папы римские стремились подчинить русскую церковь своему престолу. Верный православной церкви, русский народ всегда давал отпор католикам.

Управление русской церковью сначала находилось в Киеве. Во главе церкви стоял Митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческим патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.

После разорения Киева войсками татарского хана Батыя (1240 г.) местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при митрополите Петре кафедра митрополита была перенесена в Москву.

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей - западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором Константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После чего собором русских епископов был избран в митрополиты архиепископ Рязани Иона, который был поставлен в 1448 г. уже без утверждения Константинопольского патриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии Византийским патриархом. Таким образом, русская церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите Ионе также произошло отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом.

Так образовались две русские митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая тАУ юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католической. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.

В 1453 г. Константинополь был взят турками, и вся Византия подпала под турецкую власть.

В 1551 г. при царе Иоанне Васильевиче Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название ВлСтоглавыйВ», т.к. сборник постановлений его состоял из ста глав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также привел к единству устава и наложил строгие церковные наказания для тех, кто нарушает правила святых апостолов, противиться совершению службы по церковному уставу.

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный патриарх Иеремия. Хотя фактически Московский митрополит был уже независим от Константинопольского патриарха, пребывание в Москве патриарха Иеремии русская церковь использовала для учреждения патриархии, и в тот же год Митрополит Московский Иов был возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх Иеремия сказал: ВлВетхий Рим пал от ересей, вторым Римом тАУ Константинополем завладели турки; твое же великое Российское царство тАУ третий Рим тАУ всех превзошел благочестиемВ».

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть ВлниконианамиВ», или новообрядцами, сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной или господствующей, своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой ВлраскольникиВ». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. По этому они называют себя православными старообрядцами, староверами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 г. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый патриарх Никон не имел большого образования. Но зато он окружил себя учеными украинцами, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у Иезуитов, по прибытии на Восток он принял Магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего населения. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал, что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон называл себя по примеру римского папы Влкрайним святителемВ», титуловался Влвеликим государемВ» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям относился надменно, унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и особыми мастерами при епископах. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая опись в книге. недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью.

Совсем иначе велось исправление при патриархе Никоне. На соборе 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским книгам, на самом же деле исправления производились по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Наиболее важные изменениями и нововведениями были следующие:

  1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
  2. В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя ВлИсусВ», в новых книгах это имя было переделано на грецезированное ВлИисусВ».
  3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
  4. В старых книгах, в Символе Веры, читается: ВлИ в Духа Святого Господа истиннаго и животворящагоВ», после же исправления слово ВлистиннагоВ» было исключено.
  5. Вместо ВлсугубойВ», т.е. двойной аллилуии, которую творила русская церковь с древних времен, была введена ВлтрегубаяВ» (тройная) аллилуиа.
  6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах, новые справщины ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили.

Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могла не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших святые книги и предания.

Кроме этого факта изменения древних книг и обычаев церковных резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подверглись русские люди, не соглашавшиеся с церковными нововведениями.

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда Крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя святой троицы, а два (указательный и великосердный) тАУ во имя двух естеств во Христе тАУ божественного и человеческого. Святые отца свидетельствуют, что сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же приказал знаменоваться троепертием: складывать первые три перста во имя святой Троицы, а два последние Влиметь празднымиВ», т.е. ими ничего не изображали.

Ни один святой отец и не один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Кроме того, что в нем не изображаются два христовых естества, еще не правильно изображают на себе крест тремя перстами во имя святой троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто святая Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.

Однако дворянское государство видело в старообрядчестве движение, подрывавшее устои крепостнического строя и авторитет господствующей церкви. На церковном соборе 1666-1667 г.г. сторонники староверия были признаны еретиками и раскольниками. Тем самым они подпадали под действие статей ВлУложенияВ» 1649 г., по которым за преступление против веры и церкви полагалась смертная казнь. Однако некоторое время правиВнтельство ограничивалось сравнительно умеренными наВнказаниями - ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки чисто религиозноВнго движения, а политические симпатии сторонников Влстарой верыВ» становятся более определенными, правиВнтельство переходит к политике жестоких репрессии. НаВнчиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские ссыльники во главе с АввакуВнмом - общепризнанным вождем старообрядчества того времени. А в 1685 году были изданы особые статьи о градском суде, по которым полагалось упорных расВнкольников жечь в срубах, перекрещивающихся в старую веру - бить кнутом, а прочих раскольников - ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов направлялись специальные воинские команВнды. Однако все эти меры не приводили к сколько-ниВнбудь ощутимым результатам. Число сторонников ВлстаВнрой верыВ» продолжало неуклонно расти.

Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 году был издан указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом. Сторонники Влстарой веВнрыВ», платившие двойной оклад и получившие название Влзаписных раскольниковВ», пользовались известной релиВнгиозной свободой. Они были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В "большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад, либо убегая в недоступные для праВнвительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно притворяясь православными. Для упоВнрядочения сбора двойного оклада и розыска укрывавВншихся от его уплаты старообрядцев в 1725 году была создана специальная Раскольничья контора. ОдновреВнменно с этим большое внимание уделялось миссионерВнской деятельности среди старообрядцев, которая приобВнрела особый размах в Нижегородском крае.

После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время относительным покоем и свободой, но в жестокую пору бироновщины правительственный наВнжим на них усилился. Деятельность воинских команд для розыска укрывавшихся от правительственного ока тяглецов-раскольников приобретает в этот период широВнкий размах. Подобная политика к отношении старообВнрядчества продолжалась и в следующие десятилетия. Во второй половине XVII века, когда сторонники ВлстаВнрой верыВ», еще не осознавая различия или даже протиВнвоположности своих интересов, выступали в качестве более или менее однородной массы, они некоторое время питали надежды тем или иным способом изменить сущеВнствующее положение и добиться победы в борьбе с неВннавистным им ВлниконианствомВ». Однако очень скоро они смогли убедиться, что ни челобитные, обращенные к тоВнму или иному царю, ни участие в заговорах или открыВнтых восстаниях не приносили им желанной победы. БоВнлее того, старообрядчество подвергалось массовым преВнследованиям и репрессиям со стороны царского правиВнтельства.

Отчаявшись изменить ход борьбы в свою пользу, старообрядчество уходит в область чисто религиозного протеста. Оно проклинает ненавистное ему дворянское государство, объявив его царством антихриста. Однако, поскольку они верили, что гибель антихриста произойВндет не от руки людей, а от руки бога, старообрядцы все свои надежды возложили на небесное спасение, на сверхъестественные силы. Тем самым протест социальВнно-политический был обличен в форму протеста религиВнозного, уводящего в сторону от активной классовой борьбы. Эсхатология (и антихристология, в частности) прочно занимает с этого времени ведущее место в идеоВнлогии старообрядчества. В известной мере старообрядВнчество представляет собой эсхатологическую разновидВнность православия.

Эсхатологические идеи выступают уже в самом наВнчале разногласий между ВлстаройВ» и ВлновойВ» верой. ЗаВнчатки их проявились еще в середине 50-х годов XVII веВнка, когда вслед за моровой язвой 1654 года, во время которой вымирали целые деревни, прошли: голодовки 1655 - 1656 годов. Поскольку эти стихийные бедствия совпали по времени с началом реформы Никона, народ счел их своего рода небесным предзнаменованием, каВнрой свыше за отступление от ВлистиннойВ» веры, тем боВнлее что именно тогда было и еще одно чудесное явлеВнние - Влхвостатая звезда и кровавые столпыВ». После собора 1656 года антихристология получила уже известВнное письменное оформление. По мнению книжников, антихрист должен был объявиться в 1666 году, а через три года, в 1669 году, должна была якобы состояться кончина мира. Так, например, архимандрит НовоспасВнского монастыря Спиридон (из рода бояр Потемкиных) выступил в 1659 году со своей религиозной концепцией исторического процесса в виде ряда последовательных отступлений церкви от истинной веры, причем каждое новое отступление отделялось от предшествующего сроВнком в 10 раз меньшим. По мнению Спиридона, сатана был связан при воскресении Христа на 1000 лет. Через 600 лет после его освобождения произошло первое отВнступление: отошла от истинной веры Западная Русь, приняв унию. Еще через 60 лет отступила от истинной веры Москва, приняв реформу Никона. Через 6 лет СпиВнридон предсказывал Влпоследнее отступлениеВ», когда приВндет сам антихрист, которому расчищают путь никониаВнне, истребляя святые догматы. Аввакум проповедовал, что слуги сатаны не только Никон, но и царь: они суть два рога апокалипсического зверя. Смысл всех этих богословских рассуждений заключался в одном: антиВнхрист уже пришел в мир и воцарился в Москве, следоВнвательно, и конец света не за горами.

Эти богословские выкладки доходили в своеобразВнном виде и до крестьянства. Крестьянству были чужды споры о правильности или неправильности старых богоВнслужебных обрядов, значения которых оно не понимало. Но уничтожение Влстарой верыВ» явилось для него своего рода завершением уничтожения всех Влстарых вольноВнстейВ». Поэтому значительная часть крестьянства соглаВнсилась в оценке реформы Никона с идеологами староВнобрядчества, тем более что уверенность в близком конце света давала им некоторую надежду на быстрое избавВнление от страшной нужды и бедствий.

Уверовав в истинность предсказаний о приближаюВнщемся светопреставлении, сторонники Влстарой верыВ» стаВнли деятельно к нему готовиться. С 1668 года крестьяне забросили все полевые работы, а с наступлением 166У года многие из них были охвачены паникой. Ждали, что будет Влтрус земнойВ», солнце и луна померкнут, звезВнды упадут на землю, а огненные реки пожрут всю ВлтварьВ» земную. В Поволжье, например, крестьяне заВнбросили пашни и ушли в леса. Одни ВлзапощевалисьВ» (запостились) до смерти, другие заготовили себе гробы, чтобы лечь в них перед вторым пришествием, и исповеВндались друг перед другом. Ожидание конца света приВннесло крестьянам и их помещикам полное разорение, но не принесло ожидаемого спасения.

Однако даже обманутые надежды не могли поколеВнбать эсхатологии старообрядчества, ибо условия, поВнродившие ее, не только оставались в силе, но даже проВндолжали обостряться. Аввакум заявил, что Влпоследний черт еще не бывалВ», что ВлИлья и Енох прежде придутВ». По его словам, произоВншла простая ошибка в расчетах: считали со дня рожВндения Христа, а надо было считать со дня его воскреВнсения. Поэтому нужно к 1666 году прибавить 33 года земной жизни Христа, и тогда получится 1699 год - год пришествия антихриста, а конец мира будет через три года, в 1702 году.

Антихристология не только не отступила на задний план, но и еще более усилилась в связи с правительстВнвенными репрессиями, которые ее подогревали и поддерВнживали. В конце XVII - начале XVIII века антихрист-логические идеи старообрядцев нашли новую питательВнную почву в реформах Петра I. Ревизия и подушная поВндать, окончательно уничтожавшие последние свободные элементы в деревне, кровавые стрелецкие казни, перенимание иноземных обычаев и одежды, бритье бород у бояр и многое другое - все это наводило фанатично настроенных людей, какими были старообрядцы, на мысль о воцарении на русском престоле антихриста.

ВлВыписана история печатна о Петре ВеликомВ», исходяВнщая из старообрядческих кругов, доказывала, что антиВнхрист - это Петр I. ВлТой же лжехристос, - говорилось в ней, - учини описание народное, исчисляя вся мужска пола и женска, старых и младенцев, живых и мертвых, возвышаяся над ними и изыскуя всех, дабы ни един не мог скрытися от рук его, облагая их даньми великими - не точию на живых, но и на мертвыхВ». Уже в конце XVII века положение о воцарении в мире антихриста получает в старообрядчестве силу догмата, определявВншего отношение к ВлмируВ», т. е. к крепостническому государству.

Характерной чертой старообрядчества становится в этот период резкое противопоставление Влистинно верующих христианВ» (т.е. старообрядцев) ВлмируВ», в котоВнром воцарился антихрист. Истинно верующим строго предписывалось воздерживаться от какого бы то ни быВнло общения с ВлмирскимиВ» - представителями Влмира анВнтихристаВ» - в еде, питье и молитве. С этого времени в старообрядчестве усиливается проповедь ухода от ВлмиВнраВ», в котором якобы воцарился антихрист. Вопрос о том, как спастись от погибели, от причастности к ВлмируВ» антихриста в старообрядчестве конца XVII - первой половины XVIII века разрешался двояким образом: пуВнтем добровольной смерти либо путем бегства от Влслуг антихристовыхВ».

Самые фанатичные и последовательные сторонники староверия избирали наиболее ВлверныйВ» путь на небо - добровольную смерть, главным образом через самосожВнжение. Самосожжение, получившее распространение преимущественно у крестьян Севера и Сибири, носило характер очистительного религиозного акта. Его пропоВнведники утверждали, что мало уйти от антихриста в ВлпустыньВ», нужно еще и очиститься от его скверны и искупить временное общение с ним. Первый акт такого очищения - Влкрещение в ЕрданеВ» (т. е. в любой реке), второй - Влнеоскверняемое крещение огнемВ». Самосожжение нужно для того, чтобы Влне погибнуть зле духом своимВ», т. е. чтобы спасти от зла, искупить и очистить свою душу. Это искупление и очищение производится огнем, очистительная сила которого неразрушима, ибо огонь не только смывает нечистоту, но и окончательно уничтожает ее. Очень важно было сгореть Влсвоей воВнлеюВ», ибо только в этом случае искупительный акт имел свою силу. Немалую роль в пропаганде самосожжений сыграл, несомненно, Аввакум, писавший о первых самосожженцах, что им Влвоистинно будет доброВ». ВлНа что путче сего? - поучад он в одном из своих послании. - С мученики в чин, со апостолы в полк, со святители в лик, победный венец, сообщник Христу, святей троице престолу предстоя со ангелы и архангелы и со всеми бесплотными, с предивными роды вчинен. А в огне том здесь небольшое время потерпеть, аки оком мгнуть, так душа и выступитВ».

И вот начиная с 1676 года, т. е. вскоре после подавВнления восстания С. Разина и сразу же после подавления Соловецкого восстания (здесь, несомненно, мы имеем не просто совпадение во времени, а закономерную связь), запылали срубы, скиты и церкви с самосожженцами. Фанатичные сторонники Влстарой верыВ» горели семьями и целыми деревнями, в некоторых случаях число сгоревВнших превышало тысячу человек. По приблизительным подсчетам, к началу XVIII века сгорело 8834 сторонника Влстарой верыВ», причем почти все ВлгариВ» 70 - 80-х годов происходили добровольно, без какого-либо вмешательВнства извне. С 1700 по 1760 год в результате самосожжеВнний погибло еще 1332 фанатика-старообрядца, и лишь позднее число жертв этой изуверской формы протеста сокращается. Всего, по мнению некоторых авторов, сгорело около 20 000 сторонников староверия.

Естественно, что на путь крайнего фанатизма могла встать лишь сравнительно небольшая часть старообрядВнчества. Основная же масса его сторонников, спасаясь от преследований и репрессий царского правительства, предпочла бегство в ВлпустыниВ», на незаселенные, трудВннодоступные окраины России - в Поморье и Заволжье, на вольный Дон и на Яик, в пограничные с Польшей уезды Черниговщины. Отдельные волны старообрядческой колонизации направляются на Урал и в Сибирь. Бегут старообрядцы и за русские рубежи - в Турцию, Австрию, Польшу и Швецию. Там, в пустынных или малозаселенных местах основали они свои колонии - слободы, починки и скиты, многие из которых превраВнтились впоследствии в промышленные и торговые центры.

Лишь после 1685 года правительство обратило вниВнмание на бегство тяглецов и их самосожжения и начало посылать специальные воинские отряды для розыска бегВнлых старообрядцев, причем им давались особые инструкВнции на тот случай, если беглецы вздумают Влподпустить огняВ». Однако, как правило, приход воинской команды служил сигналом к самосожжению, спасти же кого-либо из бушующего пламени удавалось редко. Никакие праВнвительственные меры не оказывали нужного результаВнта - бегство и самосожжения старообрядцев, начавшиеВнся во второй половине XVII века, продолжались всю первую половину XVIII века. ВлТак убегало и очищало себя, - писал Н. М. Никольский, - от скверны антихриВнстова крепостнического государства крестьянствоВ».

Уже в конце XVII века складываются старообрядчеВнские центры: Поморье, Северо-Запад, Керженец, Старо-дубье, Ветка и Дон. Обосновавшиеся в новых местах, укрытые от правительственного ока, старообрядцы имеВнли возможность осмыслить важнейшие для них вопросы об отношении к дворянскому государству и господствуюВнщей церкви. Однако это отношение, выраженное в опреВнделенной системе облеченных в религиозную форму поВнложений, не могло уже в конце XVII - начале XVIII веВнка быть единым для всего старообрядческого движения, поскольку к этому времени довольно четко выявились расхождения и различия между общественными групВнпами, которые были в него вовлечены. Основными двиВнжущими силами в старообрядчестве по-прежнему быВнли посадские люди и крестьянство. Между ними не было и не могло быть полного единства в вопросах об отноВншении к феодально-крепостническому строю. Не было его и внутри каждой из этих социальных групп.

Среди посадского населения второй половины XVII века наметилось довольно четкое разделение по экономическому признаку. Это, с одной стороны, ВллучВншие людиВ», среди которых выделялась своим богатством наиболее привилегированная часть - гости, гостиная и суконная сотни, а с другой стороны, ВлмолотшиеВ», среди которых были ремесленники и мелкие торговцы. Еще ниже ВлмолотшихВ» находились на имущественной лестниВнце Влсамые молотшиеВ», ВлхудыеВ», Влсамые худыеВ» и, накоВннец ВлбобылиВ». Среди этих последних категорий было немало так называемых работных людей, живших проВндажен своего труда различным предпринимателям, влаВндельцам мастерских и мануфактур. Недовольство экоВнномической политикой дворянского государства и тяжеВнстью налогов было свойственно всем слоям посадского населения конца XVII - первой половины XVIII века. Однако выражалось это недовольство по-разному. Если богатая купеческая верхушка жаловалась главным обВнразом на обременительность многочисленных государстВнвенных служб, на наличие казенных монополий и внутренних таможен, а также на конкуренцию иностВнранных купцов и промышленников, то у посадских низов недовольство выражалось в более резкой и непримириВнмой форме, представляя по существу протест против беспощадной эксплуатации городского населения двоВнрянским государством. Царское правительство покровиВнтельствовало главным образом нарождающейся буржуВназной верхушке в ущерб рядовой городской массе, на плечи которой падали наиболее тяжелые повинности. Богатая верхушка посадов стала примыкать к старообВнрядческому движению лишь с самого конца XVII и в наВнчале XVIII века в связи с теми изменениями в хозяйстве и социально-политическом строе государства, которые были вызваны реформаторской деятельностью Петра I.

Наиболее благоприятную почву для своего распроВнстранения старообрядчество нашло в крестьянстве. ОдВннако и крестьянство не было уже однородным в то вреВнмя. Для второй половины XVII века уже характерно начавшееся в его среде расслоение. Выделяются богатые крестьяне, заводившие лавки в городах, торговавшие на ярмарках и бравшие подряды на поставки товаров в казну. Существенные различия наблюдались между черВнносошными (государственными) крестьянами Севера и Северо-Запада и помещичьими крестьянами Центра и Юга. Интересно отметить, что старообрядчество (особенно беспоповщина) получило преимущественное распроВнстранение именно среди черносошного крестьянства, в большей степени связанного с рынками и всевозможныВнми промыслами.

Многообразие экономических и социальных требоваВнний классов и сословий, примкнувших к старообрядчеВнскому движению, не могло не отразиться на его идеолоВнгии, которая с самого начала отличалась большой неодВннородностью.

Эта социальная неоднородность явилась основной причиной распадения старообрядчества на множество направлений и течений, толков и согласий. Известное значение имели также экономико-географические и этноВнграфические различия, наблюдавшиеся даже внутри одной и той же социальной группы. Наконец, немалую роль в распадении старообрядчества на толки, а затем и на согласия сыграло отсутствие единой церковной организации с ее обязательной для всех дисциплиной и догматикой, как это было, например, в православии. В связи с этим в старообрядчестве был чрезвычайно велик авторитет отдельных наставников или начетчиков. Нередко толк или согласие получали название по имени своего основателя (филипповский, федосеевский и друВнгие толки).

Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков.

Единого мнения в определении того, что представляВнет собой старообрядчество с чисто религиозной точки зрения, у историков-марксистов нет. В. Д. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует решительно отВнмежевать от сектантства и что с чисто религиозной точВнки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на предание и писание, расходясь с ними тольВнко в некоторых подробностях и тонкостях обрядовой стороны. Н. М. Никольский считал возможным некотоВнрые течения старообрядцев относить к сектантству. Наконец, некоторые современные атеисты склонны вклюВнчать все старообрядчество в сектантство.

Вопрос о религиозной характеристике старообрядчеВнства в настоящее время нельзя считать окончательно решенным. Несомненно, что старообрядчество представВнляет собой очень сложное по своему социальному соВнставу религиозное общественное движение, объединенное в формальном отношении отрицанием церковных новоВнвведений середины XVII века. Однако эти чисто внешВнние отличия от православия характерны главным обраВнзом для поповщины. Беспоповщина сохранила в своей богослужебной практике лишь часть церковных обрядов и притом в сильно упрощенном виде, а некоторые бесВнпоповские течения вообще отказались от каких бы то ни было обрядов. Поэтому исходные позиции Влстарой верыВ» для беспоповщины представляли собой по сути дела лишь основные аргументы для обвинения официВнальной церкви в отступлении от ВлистиннойВ» веры. По своему существу она родственна старому русскому секВнтантству, и применение по отношению к ней терминов ВлстаровериеВ» или ВлстарообрядчествоВ» чрезвычайно условно.

Разделение старообрядчества на два основных наВнправления - поповщину и беспоповщину - произошло в середине 90-х годов XVII века, когда среди последоватеВнлей Влстарой верыВ» необычайно остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников дониконовского, старого ставления к этому времени почти не осталось в живых.

По учению беспоповцев церковь не является безуВнсловно необходимой для спасения души. Основной довод беспоповцев в пользу этого утверждения заключался в том, что все истинное священство было истреблено антиВнхристом и что попы нового ставления Влне священи сутьВ», ибо после Никона церковь отступила от истинной веры. Кроме того, было выдвинуто положение, что священство имеет не только таинственное значение, но и духовное, по которому Влкаждый христианин есть священникВ». Для подтверждения этого положения беспоповцы обычно ссылались на слова Иоанна Златоуста: ВлСами себя освяВнщайте, сами себе священники бывайтеВ».

Антихристология занимала определяющее место в вероучении беспоповщины, но ее удельный вес в различных беспоповских толках был неодинаков: меньше - в соглашательских, умеренных и больше - в крайних, раВндикальных, наиболее решительно протестовавших (хотя и в религиозной форме) против самодержавно-крепостВннического строя. За исключением нескольких беспоповВнских течений, проповедовавших воцарение антихриста личного (т. е. воплощенного в конкретных лицах), все остальные признавали воцарение антихриста духовного (т. е. совокупность ересей, содержавшихся по их мнению, в официальной церкви). Беспоповцы не отрицали монархию в принципе, их враждебное отношение к царВнской власти объяснялось главным образом тем, что она преследовала старообрядчество и покровительствовала господствующей церкви. В силу этого большинство беспоповцев долгое время исключало богомоление за царя.

Все церковные таинства беспоповцы делят на Влнужно потребныеВ» и Влпросто потребныеВ». К числу первых они относят только крещение, покаяние (исповедь) и приВнчащение; остальные же таинства, по их мнению, Влдля спасения душиВ» не обязательны. Крещение и исповедь разрешается при необходимости совершать мирянину. Причащение беспоповцы толкуют в духовном смысле (как желание причаститься святых таинств). Что касается брака, то если для первоначальной беспоповщины было характерно его решительное отрицание и пропоВнведь аскетизма, то позднее, во второй половине XVIII веВнка, ВлбрачникиВ», или ВлновоженыВ», имелись уже почти во всех основных толках беспоповщины. Управление общиВнной и богослужебная практика осуществлялись у беспоповцев выборными наставниками и начетчиками.

На формирование беспоповщины известное влияние оказали местные условия и религиозные традиции СевеВнра и Северо-Запада России. В труднодоступном и малонаселенном Поморье церквей было мало, причем некотоВнрые из них подолгу оставались без священников. ПоэтоВнму многие жители этого края умирали без исповеди и причастия, младенцы крестились мирянами, брачные пары сожительствовали без венчания. Изредка поморВнцы, собираясь на общественное богослужение без попа, довольствовались службой начетчика. Все это облегчиВнло распространение в Поморье старообрядчества именно в форме беспоповщины.

Формирование беспоповщины происходило не без влияния религиозных традиций Новгородской и ПсковВнской земель, которые были известны в XIV - XVI веках как центры реформационных движений стригольников и жидовствующих.

Для первоначальной истории беспоповщины харакВнтерно то, что основных своих последователей она нашла среди черносошного крестьянства Севера и Северо-Во-стока. Все основные толки беспоповщины сформироваВнлись в краях, расположенных севернее Москвы, и лишь позднее, со второй половины XVIII века, беспоповщина стала постепенно продвигаться к югу.

Беспоповщина никогда не представляла собой единоВнго религиозного образования, распадаясь на следующие основные толки: поморский, федосеевский, филипповский, нетовский и страннический. Все они, за исключеВннием страннического, сложились в конце XVII или в начале XVIII века. Отношение беспоповцев к правослаВнвию и к поповщине, как правило, характеризовалось религиозной нетерпимостью, фанатизмом. Всех перехоВндящих к ним православных, поповцев и даже беспоповцев-неперекрещенцев беспоповцы-перекрещенцы приниВнмали только через повторное крещение, т. е. так же, как еретиков и иноверцев, Влпервым чиномВ». Известную религиозную отчужденность (вплоть до запрета иметь между собой общение в еде, питье и молитве) проявляВнли по отношению друг к другу даже близкие по вероучеВннию беспоповские толки и согласия.

Наибольшим влиянием в беспоповщине первой полоВнвины XVIII века пользовалась поморщина. Первая поВнморская община возникла в 1694 году (по другим свеВндениям - в 1695) среди дремучих повенецких лесов, по реке Выгу, близ озера Выг. Основателем ее был дьячок Данила Викулин, почему и сам толк иногда называют даниловским. Однако известность и влияние в старообВнрядческом мире Выговская община приобрела благодаря двум братьям - Андрею и Семену Денисовым, происВнходившим из захудалой ветви рода князей Мышецких.

Первое время Выговская община была почти исключительно крестьянской по своему составу, с небольшой примесью монашеского элемента. Условия жизни былВ» необычайно суровыми, членам общины приходилось своВними силами расчищать непроходимые дебри под жилы и пашню. Первоначально была введена даже общность потребления. Во взглядах поморцев этого периода, наВнполненного борьбой за существование в условиях суровой природы, чувствовалось резкое противопоставление ВлмираВ» и общины Влхристиан евангельского проповеданияВ». Поморцы отрицали царскую власть (Влза царя не молимВ»), не принимали они из Влмира антихристаВ» и поВнпов (Влсвященства не имеем и беглых попов не принимаемВ»). Перед лицом кончины мира - Влона же не закоснитВ» - рекомендовалось вести добродетельную и девственную жизнь, чтобы попасть в число божьих изВнбранников и обеспечить себе райскую жизнь. В связи с грядущим концом света брак объявлялся потерявшим всякий смысл.

Постепенно население Выговской общины увеличиваВнлось за счет бежавших в нее в поисках спасения людей, росло число скитов и дворов, постепенно возникли всеВнвозможные мастерские, кузницы, кирпичные заводы. Возросшая потребность в хлебе и других пищевых проВндуктах заставила общинников вступить в экономическую связь с центральной Россией, т. е. с Влмиром антихриВнстаВ». Выговцы занялись рыбным и звериным промыслаВнми, хлебопашеством на арендованной земле, охотой и торговлей пушниной. Очень скоро Выговская община выросла в крупное торгово-промышленное предприятие на артельных началах. Появились торговые конторы выговцев в Москве, Петербурге, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Стародубье и других местах. Прежнему раВнвенству наступил конец, стало проводиться строгое разВнделение между ВлскитникамиВ» и Влработными людьмиВ». Экономическая и социальная дифференциация скоро привела к отступлению в вопросах идеологии, в вопросах отношения к ВлмируВ». За свое согласие посылать рабочих на Повенецкий железный завод выговцы получили своВнбоду жительства в скитах и поселениях и свободу богоВнслужения. Руководство выговцев без сопротивления согласилось на введение двойного подушного оклада (который, кстати говоря, дошел до них только в 1722 году).

В 1722 году на Выг был послан иеромонах Неофит, который должен был провести Влразглагольство о вереВ». Однако он оказался слишком слабым в публичном преВннии с поморскими начетчиками. Тогда Неофит дал выговцам 106 вопросов в письменном виде, потребовав на них письменного ответа. Эти ответы, составленные преВнимущественно Андреем Денисовым и получившие назВнвание ВлПоморскихВ», явились идеологическим обосноваВннием не только поморского толка, но в какой-то мере и всей беспоповщины, главным образом ее умеренных направлений. ВлПоморские ответыВ», отражавшие интереВнсы зажиточной верхушки Выговской общины, пронизаны одним стремлением - обособить, выделить беспоповские общины из окружающего их со всех сторон и чуждого им самодержавного крепостнического ВлмираВ», обезопаВнсить их от возможных преследований со стороны этого ВлмираВ». ВлПоморские ответыВ» вполне удовлетворили ПетВнра I, и он оставил Выговскую общину в покое. Проделав подобную эволюцию во взглядах, поморцы безропотно приняли в 1732 году и рекрутскую повинность с правом откупа за деньги.

При таких отношениях к самодержанию выговцы благополучно избежали многих преследований. Даже в 1739 году, когда явилась в Выг комиссия во главе с Квашниным-Самариным и среди рядовых членов общиВнны началась паника, а в скитах даже приготовились к самосожжению, руководство Выга сумело договориться с комиссией и отвести от общины грозившую ей кару. Именно с этого времени поморцы вводят богомоление за царя (но не за императора; уступив в существе, не хотеВнли уступить в форме). Так поморщина превратилась в умеренное беспоповское направление, отражавшее интеВнресы купцов и промышленников Севера.

Примирение с ВлмиромВ» не могло не привести к чаВнстичному отказу от эсхатологической идеологии. ПоВнскольку ВлблагодатьВ» священства ВлвзятаВ» на небо, то лишВнними оказались и те таинства, совершение которых было связано с ней. Но это не означало прекращение богослужебного культа. Поморцы выработали сравниВнтельно несложный ритуал, который заключался в общеВнственной молитве, пении и чтении под руководством выборного наставника. Из всех церковных обрядов поВнморцы признали вначале только два - крещение и исповедь, но впоследствии в лице некоторых своих наиболее умеренных направлений они признали и обряд бракосоВнчетания, что вполне соответствовало интересам буржуазВнной прослойки.

В первой половине XVIII века поморщина была наиВнболее мощным и влиятельным направлением в беспоВнповщине. Ее конторы были рассеяны по многим гороВндам России, являясь не только торговыми пунктами, но и своего рода миссиями. В Выговской обители было преВнкрасное собрание старинных рукописей, иконописная школа, школы обучения грамоте и крюковому пению. Возвышение поморщины и усиление ее роли в беспоповВнщине были связаны с ростом влияния крупных купцов-скупщиков, заводчиков и лесопромышленников Севера, которые были заинтересованы в компромиссе с самодерВнжавно-крепостническим строем, в полуфеодальных метоВндах эксплуатации.

Другое направление беглопоповщины - федосеевщина возникла как религиозное течение несколько раньше поморщины. Основы ее вероучения были изложены в постановлении беспоповщинского старообрядческого соВнбора 1692 - 1694 годов. Руководитель этого собора, бывВнший дьячок Крестецкого яма Феодосии Васильев, из рода бояр Урусовых, довольно скоро разошелся во мнеВнниях с поморцами и ушел за польский рубеж, в НевельВнский уезд, где основал беспоповщинские общины нового направления, получившего название федосеевщины. ПерВнвое время он поддерживал довольно оживленные отноВншения с выговцами, но в 1706 году, после того как у них наметился переход к политике примирения с самодержаВнвием, он полностью разорвал с ними всякие связи. При попытке организовать общины своего направления в России, в Великолукском и Дерптском уездах, он был схвачен и умер в новгородской тюрьме в 1711 году.

Главное отличие ранней федосеевщины от поморщиВнны заключалось в большей непримиримости к самодерВнжавно-крепостническому строю и в проповеди крайнего аскетизма. Особенно строго боролись федосеевцы проВнтив заключения брака, объявляя его более тяжелым греВнхом, нежели открытый ВлблудВ». Однако эта непримириВнмость и пуританство довольно быстро превратились в целую систему религиозных наказаний (длительные поВнсты, поклоны и т. п.) за те или иные нарушения федосеевского учения, насквозь пропитанного ханжеством и лицемерием. Федосеевщина не получила широкого расВнпространения ни в конце XVII, ни в первой половине XVIII века. Сравнительно небольшое число федосеевских общин существовало в этот период главным обраВнзом за пределами России, в Прибалтике и Польше. ФеВндосеевщина отражала интересы части средних и низших слоев посадского населения - недавних выходцев из деревни.

Идеологическое перерождение поморщины, обусловВнленное экономическим развитием и социальным расслоВнением Выговской общины, и сосредоточение руководства общиной в руках зажиточной верхушки, ее скатывание на позиции компромисса и соглашательства не могли не вызвать протеста со стороны крестьянских старообрядВнческих поселений, расположенных в Поморье, главным образом в Архангельской и Олонецкой губерниях. Для крестьянской части поморщины примирение выговцев с ВлмиромВ» было не чем иным, как поклонением ВлзверюВ» (т. е. антихристу) и признанием его власти. Крестьяне обвинили выговцев в том, что ВлЗверевы указы паче еванВнгелия облобызали, помалу начали в миру проживати, и свое благочестие забывати; домы и фабрики созидали, а христиан, яко разбойников, суду предавалиВ».

Отколовшаяся от поморщины часть беспоповцев обВнразовала филипповский толк, соответствовавший интеВнресам прежде всего патриархальной прослойки крестьВнянства (преимущественно черносошного крестьянства Севера), мало связанного с рынком и ведущего натуВнральное хозяйство. Основателем этого направления был Филипп (в ВлмируВ» Фотий), стрелец, бежавший в Выговскую пустынь из-под Нарвы. Довольно скоро начались разногласия между ним и Семеном Денисовым. Филипп был недоволен соглашательской политикой руководитеВнлей поморщины. После того как поморцы согласились на упоминание в молитвах имени царя, он вместе со своими единомышленниками порвал с Выговской общиВнной и основал собственный скит на Умбе. Когда в 1743 году скит был окружен воинской командой, Филипп и его последователи (около 70 человек) Влподпустили огняВ» и сгорели. Подобным же образом нередко постуВнпали и его последователи. Самосожжение считалось у филипповцев средством соблюдения веры. Однако нет оснований приписывать практику самосожжения исклюВнчительно одним филипповцам. Самосожжения возникли гораздо раньше самой филипповщины и практиковались среди различных старообрядческих направлении.

Основные положения вероучения филипповщины маВнло отличались от федосеевщины, но соблюдались они гораздо строже. Для филипповцев было характерно решительное отрицание городской цивилизации и фанатическая нетерпимость к другим направлениям старообрядчества. Однако уже во второй половине XVIII века фанатизм филипповцев несколько ослаб. Характерной чертой филипповцев стало расхождение между вероучеВннием и житейской практикой. Филипповцы платили поВндушную подать и исполняли все общественные обязанВнности, они записывались на двойной оклад, а если избеВнгали записи, то лицемерно выдавали себя за православных. Среди филипповцев появились случаи ВлновоженстваВ». Лицемерие и непоследовательность филипповцев привели к тому, что во второй половине XVIII века из них выделились более крайние течения, получившие названия аароновщины и пастуховщины.

Одним из наиболее крайних беспоповских толков была нетовщина, зародившаяся в конце XVII века в НижегоВнродском крае. Она представляла собой довольно сложВнное по своему социальному составу направление, полуВнчившее известное распространение среди некоторых групп крестьянства, а впоследствии мещанства. ИсходВнным пунктом вероучения нетовцев явилось убеждение в том, что с воцарением в мире антихриста не может быть ни церковных обрядов, ни общественного богослужения. Они не соглашались с другими беспоповскими толками в том, что за отсутствием священников возможно совершать богослужение и обряды мирянину. Всю надежду последователи нетовщины возлагали на Спаса (один только Спас знает, Влнеобходимо уповать на его милость и молитьсяВ»). По этому признаку нетовцев именуют ещеи и спасовцами.

Нетовщина не представляла собой сколько-нибудь цельного религиозного направления. Вследствие неодногодности социального состава нетовщина довольно скоро разделилась на ряд мелких течении. Одно из них сочло даже возможным обращаться за крещением и соВнвершением брака в православную церковь (так называеВнмая глухая нетовщина - наиболее умеренная часть беспоповщины). Представители другого течения стали крестить сами себя (ВлсамокрещенцыВ», ВлрябиновщинаВ»). Были, наконец, нетовские течения, отрицавшие какие бы то ни было обряды и даже поклонение иконам (наприВнмер, ВлдырникиВ»). Эти наиболее крайние течения нетовВнщины чрезвычайно близки к сектантству даже по чисто-формальным признакам.

В целом для беспоповщины конец XVII и первая половина XVIII века были временем усиленных религиВнозных поисков и формирования вероучения почти всех основных толков, острых религиозных споров, за котоВнрыми нередко чувствовались разногласия политического или социального характера, имевшие место среди разВнличных социальных групп беспоповцев. Сторонники бесВнпоповщины в этот период численно уступали сторонниВнкам поповщины, а районы их распространения ограниВнчивались Поморьем, Прибалтикой и отчасти НижегоВнродским краем.

Иную картину представляла собой в этот период поповщина. Первоначально поповщина оформилась в виде беглопоповщины, потому что последователи ее реВншили принимать попов, перебегавших к ним от официВнальной церкви.

Поповщина с чисто формальной точки зрения предВнставляла собой буквообрядоверие, старообрядчество в подлинном смысле этого слова. Не только в конце XVII - первой половине XVIII века, но ив течение всей дальнейшей своей истории она не смогла выработать сколько-нибудь самостоятельного и оригинального вероВнучения, оставаясь на крайне шаткой (с точки зрения церковной догматики) позиции, заключавшейся в том, что можно брать для совершения богослужения беглых попов из господствующей православной церкви, несмотВнря на воцарение в ней, как и во всем ВлмиреВ», антиВнхриста.

С течением времени антихристология в беглопоповщине все больше и больше отступала на задний план. Первоначально всех попов перекрещивали, как еретиков. С течением времени крещение было заменено миропоВнмазанием - Влвторым чиномВ», а еще позднее у части беглопоповцев ВлисправаВ» попов стала осуществляться через простое проклятие ересей, т. е. Влтретьим чиномВ». Споры о чиноприятии беглых попов привели к разделению беглопоповцев на две части: ВлперемазанцевВ», составлявших огромное большинство, и дьяконовцев, отстаивавших прием попов Влтретьим чиномВ». Споры вокруг того, каким чином принимать беглых попов, занимали центральное место во внутренней жизни беглопоповщины XVIII века.

Беглопоповщина получила преимущественное распроВнстранение в областях, расположенных к югу, юго-востоВнку и юго-западу от Москвы. Основными ее центрами были в конце XVII - первой половине XVIII века НиВнжегородский край (где они сосуществовали при общем численном перевесе с беспоповщиной). Донская область, Черниговщина, Стародубье, Польша и Ветка. БеглопоВнповщина привлекла к себе главным образом симпатии посадского населения и крепостного барщинного крестьВнянства.

В Нижегородском крае поповщина появилась с самоВнго начала раскола. Старообрядцы селились здесь преиВнмущественно по рекам Керженец и Бельбаш, в дремучих лесах, где были разбросаны их скиты и починки. В конце XVII века эта территория приобретает значение важного старообрядческого центра. Керженец простирал свое влияние и на соседние земли - Ярославскую, КостромВнскую, Владимирскую, Казанскую. В начале XVIII века в Нижегородском крае насчитывались десятки тысяч старообрядцев. Церковные власти, не ограничиваясь мерами миссионерского характера, нередко посылали воинские отряды для разорения старообрядческих скиВнтов. Особенно прославился подобной деятельностью епископ нижегородский Питирим, сам выходец из стаВнрообрядцев. Однако ни миссионерство, ни репрессивные меры к ощутимым результатам не привели.

Очень рано проникло старообрядчество и на вольный Дон - первые известия о нем относятся к 70 годам XVII века. Оно было занесено туда монахом Иовом, дело которого после его смерти продолжал Досифеи. Первые донские старообрядцы искали только прибежища от преследований. Центром старообрядчества на ДоВнну стала в то время Чирская пустынь. Одновременно с проникновением старообрядческой идеологии возникает и чисто политический протест. Защищавшая права вольВнницы антимосковская партия стала заступницей Влстарой верыВ».

Вожаки антимосковскои партии особенно выставляли на первый план религиозную сторону, рассчитывая приВнвлечь к себе массу казачества и людей Влнизшего слояВ». Однако они добились поддержки одной лишь голытьбы, а сами старообрядцы во главе с Досифеем, предвидя волнения и опасаясь карающей руки Москвы, удалились с Дона, предпочитая отправиться на поиски нового убеВнжища. В результате этого нового переселения старообВнрядчество утвердилось помимо Дона на Яике, Куме и Кубани.

В 1688 году донской атаман Осип Михайлов привоВндил казаков к присяге на верность Москве и Влновой вереВ», а зачинщики волнения были выданы царскому правительству. Для укрепления позиции православной церкви царское правительство решило построить новые церкви в Донской области и послать туда надежных попов для усиления миссионерской деятельности. Однако влияние старообрядчества на Дону в результате этих мер не ослабло.

Когда вспыхнуло антифеодальное по своему харакВнтеру крестьянско-казацкое восстание под руководством К. Ф. Булавина (1707 - 1708), многие сторонники ВлстаВнрой верыВ» на Дону примкнули к нему. После трагичеВнской гибели Булавина и поражения основных сил восВнставших 2000 донских казаков во главе с атаманом Игнатием Некрасовым бежали на Кубань к ногайским гатарам, а вслед за этим перешли в Турцию, где и обосВнновались. Впоследствии их переселили на Балканский полуостров, в район Добруджи. В своем подавляющем большинстве некрасовцы (или, как их называли, Вллипо-ванеВ») были половцами.

После Булавинского восстания область Войска Донского окончательно утратила свою самостоятельность и в делах церковных - в 1718 году она была включена в состав епархии митрополита Воронежского и Елецкого.

Основание старообрядческой, колонизации Черниговщины было положено в конце 60 - начале 70-х годов XVII века. На первых порах старообрядческое населеВнние было здесь крайне немногочисленно и быстро увеВнличиваться стало главным образом после подавления стрелецких восстаний, особенно в эпоху преобразований Петра I. Большинство слобод Стародубья возникло именно в этот период. В это же время часть старообрядВнцев переселилась из Черниговщины за польский рубеж, основав колонию на острове Ветка, образованном рукаВнвом реки Сожа. Ветковская община быстро возвысилась и сделалась главным центром беглопоповщины. Вокруг нее возникло 14 слобод с населением более 30 тысяч человек.

В 1735 году царские войска осуществили так назыВнваемую первую ВлвыгонкуВ» Ветки. Ветковцы, в своем, большинстве беглые крестьяне, были возвращены в Россию и разосланы по прежним местам жительства. ОднаВнко очень скоро Ветка поднялась вновь. Только при ЕкаВнтерине II в результате второй ВлвыгонкиВ» ветковцев в 1764 году Ветка была окончательно разорена и не смогВнла восстановить свое значение.

После этого виднейшим центром беглопоповщины становится Стародубье, превратившееся в крупный проВнмышленный и торговый центр.

Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя

Во второй половине XVIII века в экономике России происходили важные изменения. С одной стороны, набВнлюдалось расширение феодальной собственности, прав и привилегий дворянства, а с другой - усиливался проВнцесс разложения феодально-крепостнического базиса образования внутри него капиталистического уклада, что привело к несоответствию производительных сил и проВнизводственных отношений.

Рост товарного хозяйства разлагающе действовал на крепостную деревню. С этим было тесно связано дальнейшее расслоение крестьянства во второй половине XVIII века. Происходил процесс формирования новых классов, развивались промыслы, крестьянская мануфакВнтура. В промышленных селах (в Павлове, Иванове и др.) формировалась крестьянская буржуазия на одном полюсе и наемные рабочие из оброчных крестьян - на другом.

В борьбе с посессионной мануфактурой из мелкотоВнварного производства возникает капиталистическая маВннуфактура. Начинается мануфактурный период развития капитализма в русской промышленности. Однако средВнства производства оставались собственностью феодала, трудящиеся массы находились в зависимости от него. Старые производственные отношения уже не соответстВнвовали характеру производительных сил, феодально-крепостнический строй тормозил ход экономического развития и замедлял процесс формирования новых классов - буржуазии и пролетариата.

Все эти процессы не могли не оказать влияния на характер старообрядчества во второй половине XVIII веВнка. Отражая интересы известной части формирующейся русской буржуазии (главным образом недавних выходВнцев из деревни), тесно связанной с процессом формироВнвания капиталистической мануфактуры, оно занимает именно в этот период ключевые позиции во многих крупВнных промышленных центрах, и прежде всего в Москве и Петербурге.

С этого времени старообрядческие капиталы оказаВнлись неразрывно связанными с развитием многих отрасВнлей русской промышленности, и прежде всего хлопчатоВнбумажной.

Старообрядчество того времени решительно выстуВнпало против крепостного права. Это объяснялось тем, что в хлопчатобумажной отрасли промышленности, с развитием которой была тесно связана старообрядчеВнская буржуазия, вольнонаемный труд имел преоблаВндающее значение. На идеологию старообрядчества того периода наложили отпечаток такие факторы, как желание привлечь на свою сторону возможно большее число последователей из крестьянства и городских низов, ибо именно из них черпались основные кадры рабочих на промышленных предприятиях капиталистов-старообряд-цев.

С другой стороны, антифеодальная струя исходила от рядовой массы старообрядчества, остро ощущавшей на себе гнет самодержавно-крепостнического строя.

Экономическая политика дворянского государства со второй половины XVIII века должна была в известной мере учитывать пожелания усиливающейся буржуазии. Это проявилось в отказе от системы государственных монополий, в отмене внутренних пошлин, в таможенном протекционизме, в разрешении свободно открывать проВнмышленные предприятия.

В этом же духе проводилась и религиозная политика царского правительства по отношению к старообрядчеВнству. Правительственными указами старообрядцам преВндоставлялась некоторая свобода исповедания, было запрещено в официальных бумагах именовать их расВнкольниками, отменен двойной оклад, закрыта РаскольВнничья контора, всем старообрядцам, проживающим за границей, было разрешено возвратиться в Россию, выбрав себе место поселения по собственному жеВнланию.

Многие старообрядцы воспользовались этой возможВнностью и переселились на родину, причем наиболее заВнжиточные избрали в качестве поселения крупные города или промышленные села. Судьба старообрядчества с этого времени тесно сплелась с развитием капитализма в России.

Во второй половине XVIII века роль руководящего центра старообрядчества (как поповщины, так и беспоВнповщины) приобретает Москва. Отдельные группы стаВнрообрядцев (главным образом беглопоповцев и федосеевцев) оседали в Москве с середины XVIII века и даже в более ранний период, однако эти группы были довольно немногочисленны.

Резкий скачок численности и значения старообрядВнчества произошел во время страшного народного бедВнствия - чумы 1771 года. Руководители старообрядчества получили разрешение от правительства на устройство карантинов и кладбищ и, использовав в интересах своих общин народные бедствия и обострение в этой связи религиозных настроений, стали усиленно перекрещивать в Влстарую веруВ» обращавшихся к ним за лечением жителей Москвы, причем выморочное имущество забирали в общинную казну. Именно в этот трудный для Москвы год был заложен фундамент для роста и экономическоВнго процветания старообрядческих общин. Московские федосеевцы заняли прочные позиции на ПреображенВнском кладбище, московские беглопоповцы - на РогожВнском.

Рост влияния и экономического могущества федосеевщины в Москве в конце XVIII и самом начале XIX веВнка был неразрывно связан с именем первого наставника Преображенского кладбища И.А.Ковылина, который не брезговал никакими средствами для увеличения блаВнгосостояния федосеевской общины. Его политика соотВнветствовала интересам наиболее зажиточной верхушки московских федосеевцев, прежде всего владельцев хлопВнчатобумажных мануфактур и мастерских, которые начиВнная с 60-х годов XVIII века стали быстро развиваться в Москве и ее окрестностях. Хлопчатобумажная проВнмышленность для своего эффективного развития требоВнвала применения вольнонаемного труда. В силу этого московская федосеевская община, состоявшая преимуВнщественно из деревенских выходцев (в том числе из бывших крепостных), осуждала крепостничество. Столь же решительно федосеевцы отрицали и богомоление за царей. В этом заключался один из основных пунктов их расхождений с поморцами.

В Преображенской общине находили приют и укрыВнтие многие беглецы из числа крепостных, главным обраВнзом женщины. Ее руководители довольно последовательВнно проводили политику выкупа из крепостной неволи переходивших в федосеевщину людей -и перевода их в свободные сословия. Тем самым владельцы мануфактур обеспечивались почти даровыми рабочими руками, а кроме того, расширялся численный состав общины и укреплялось ее экономическое могущество. Основная масса членов общины жила при мануфактурах и мастерВнских, расположенных в Лефортове.

В условиях Москвы того времени в связи с развитием города капиталистического типа в среде сельских выходцев происходила усиленная дифференциация: на одном полюсе концентрировался рабочий люд и мелкие ремесленники, а на другом - владельцу мануфактур. Однако в конце XVIII века противоречия между ними еще не были настолько глубокими, чтобы привести к резкому антагонизму.

Само Преображенское кладбище, обнесенное стенаВнми, имело несколько корпусов общежитии с небольшими кельями для мужчин и женщин, а также приют для сирот и подкидышей. Жизнь в общежитиях подчинялась строгому монастырскому регламенту, но их обитатели соблюдали его чисто внешне. Очень строго соблюдалось в федосеевщине безбрачие, хотя на сожительство смотВнрели сквозь пальцы. Требование обязательного безбраВнчия сохранялось под давлением недавних выходцев из деревни, в том числе и некоторых крупных промышленВнников, которые недостаточно прочно обосновались в городе и еще не порвали связи с деревенской родней. Однако уже в конце XVIII века соблюдение безбрачия стало весьма обременительным для наиболее зажиточВнных членов федосеевской общины, которые уже успели обзавестись семьей и нуждались в юридиче&ком упрочеВннии своего имущественного положения. Так в федосеевВнщине возникает течение так называемых новоженов, признавших возможность вступления в брак с благослоВнвения наставников.

Федосеевские организации в других городах (в том числе и в Петербурге) и сельских местностях признавали руководящую роль Преображенской общины, по сущестВнву ее значение было еще шире - она была авторитетнейВншим центром для всей беспоповщины того времени.

Федосеевщина конца XVIII века была наиболее масВнсовым радикальным направлением в старообрядчестве, отразившим настроения и чаяния деревенских выходВнцев, обосновавшихся в городе и вовлеченных в процесс его капиталистического развития. Она представляла соВнбой религиозно-оппозиционное движение, неразрывно связанное с процессом разложения крепостнического строя и формирования в его недрах капиталистического способа производства.

В конце XVIII века на крепостное крестьянство легли новые тяготы, помещики усилили гнет барщины и неВнредко отдавали непокорных крестьян в рекруты.

Самодержавно-крепостнический гнет вызывал все возрастающее сопротивление крестьянских масс, котоВнрое в 1772 - 1775 годах вылилось в открытое вооруженВнное восстание под предводительством Е. И. Пугачева. В этой крестьянской войне приняли участие и некоторые сторонники старообрядчества, главным образом яицкие казаки, которые в своем большинстве были старообрядВнцами. Однако ни в коей мере нельзя преувеличивать роль и влияние старообрядческих элементов в этом наВнродном восстании. Путь открытой классовой борьбы противоречил религиозной доктрине старообрядчества, для которого был характерен прежде всего пассивный протест, облеченный в религиозную форму. Поражение восстания посеяло в народных массах настроения отчаяВнния и безысходности, что явилось питательной почвой для процветания всевозможных эсхатологических учеВнний.

В то же время борьба народных масс против своих поработителей не утихает и в этот период, она лишь принимает другие формы. Одной из таких форм было бегство крепостных крестьян от помещиков. В конце XVIII века возникает настоящий поток беглых. Именно в это время появляется новое направление в старообрядВнчестве - страннический, или бегунский, толк. НеграмотВнное, темное крестьянство, задавленное тяжелым гнетом самодержания и крепостничества, нашло в странничеВнстве религиозное оправдание такому социальному явлеВннию в царской России, как бегство от царя и от помеВнщика. Странничество возникло на почве народного проВнтеста против барщины и рекрутчины.

Основателем страннического толка был некий Евфимий, беглый солдат, а в прошлом переяславский мещаВннин. Некоторое время он жил в Москве среди филипповцев, но очень скоро отошел от них, считая, что ВлнезаписВнныеВ» раскольники лицемерят, а ВлзаписныеВ» отошли от истинной веры, ибо открыто состоят под властью антиВнхриста. После этого он удалился в глухие Пошехонские леса, где и приступил к выработке собственного вероучения, с проповедью которого выступил в 80-е годы XVIII века. Особый упор Евфимий делал на старообрядВнческий догмат о воцарении в ВлмиреВ» антихриста. По его мнению, антихрист поочередно воплощался в русских царях, начиная с Петра I. С особым ожесточением ЕвВнфимий нападал на реформы Петра I, осуждая его за введение подушных переписей, разделение людей на разные чины, размежевание земель, рек и усадеб, за брадобритие и учреждение цехов.

По мнению Евфимия, апокалипсический зверь есть царская власть, икона его - власть гражданская, тело его - власть духовная. Для того чтобы спастись и полуВнчить блаженство, нужно вступить в брань с антихриВнстом, но так как победить его может только бог и отВнкрыто бороться с ним нельзя, то надлежит Влтаиться и бегатиВ», чтобы таким образом порвать все связи с общеВнством и ВлмиромВ» и уклоняться от всех гражданских поВнвинностей - Влвидимых знаков власти антихристовойВ» записи в ревизии, платежа податей, военной службы, паспортов, присяги. Всякий желающий вступить на путь странничества должен был принять новое крещение, получая при этом новое имя. Странники решительно выступали против брака, считая его греховнее ВлблудаВ», В своей практической деятельности странники руководВнствовались следующей заповедью: Вл..дружба с миром есть вражда против бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом богуВ» (Послание Иакова, 4,4). Однако подобное самоотречение и крайний аскеВнтизм оказались по силам лишь небольшому кругу людей. Ни в конце XVIII, ни в начале XIX века странничество не получило сколько-нибудь широкого распространения, оставаясь уделом немногих фанатиков.

Значительно укрепила свои позиции во второй полоВнвине XVIII века беглопоповщина. В 60-х годах многие из вернувшихся в Россию беглопоповцев осели в МоскВнве. Начиная с 1771 года, с момента возникновения беглопоповской общины при Рогожском кладбище, происВнходит быстрый и непрерывный рост ее экономического могущества. Так же, как и федосеевщина, московская беглопоповщина оказалась вовлеченной в процесс форВнмирования капиталистического города. По мере увелиВнчения богатства возрастало и влияние Рогожской общины в беглопоповском мире. При Рогожском кладбище была построена часовня, а несколько позднее возведен по проекту знаменитого архитектора Казакова обширВнный храм. В ограде кладбища было много жилых домов, приютов, подсобных помещений, библиотека.

В конце XVIII века формируется в смежных уездах Московской, Рязанской и Владимирской губернии новый промышленный район, получивший название ВлГуслицыВ», один из основных центров хлопчатобумажной промышВнленности в России. Ключевые позиции в Гуслицах заняВнли беглопоповскне капиталисты, владельцы хлопчатоВнбумажных мануфактур, оказывавшие некоторые преимуВнщества рабочим-старообрядцам и всячески поощрявшие переход в старообрядчество. Это позволяло им держать своих рабочих не только в экономической, но и в дуВнховной зависимости. В скором времени Гуслицы стали одним из наиболее крупных старообрядческих центров.

Другим центром беглопоповщины стали иргизские монастыри. В 60-е годы XVI П века выходцы с Ветки основали на берегах Иргиза в Саратовской губернии три скита, вскоре преобразованных в мужские монастыВнри. Позднее были основаны и два женских монастыря. В этих монастырях проходили ВлисправуВ» бежавшие из православия попы. В 1779 - 1790 годах произошел оконВнчательный раскол беглопоповщины на дьяконовцев и на перемазанцев, которых оказалось абсолютное большинВнство. С этого момента начинается быстрое возвышение Иргиза как крупного центра перемазанщины, превраВнтившегося в главного поставщика беглых попов. Путем подкупа местной администрации иргизские монастыри получили для себя целый ряд льгот и привилегий.

В конце XVIII века беглопоповщина укрепилась в ряде новых центров (Москва, Гуслицы, Иргиз) и заняла главенствующее положение в старообрядчестве. Ее экоВнномическое положение было упрочено и основывалось на капиталах владельцев крупных мануфактур и богаВнтейших купцов. Однако некоторых видных деятелей бегВнлопоповщины не покидала мысль о том, что в таком важном вопросе, как нахождение попов, она в сущности зависит от православной церкви и что самостоятельность беглопоповцев только кажущаяся. Поэтому в конце XVIII века в среде беглопоповцев начинаются поиски путей для приобретения собственного архиерейства и создания тем самым независимой церкви. В связи с этим богатейшая верхушка беглопоповцев была готова пойти на компромисс с самодержавием, чтобы войти в православную церковь при условии сохранения старых, дониконовских обрядов. Подобный план был представВнлен группой старообрядцев митрополиту Платону, котоВнрый благосклонно отнесся к возможности его осущестВнвления.

Царское правительство охотно пошло навстречу поВндобным желаниям. Был разработан специальный проект условий вхождения старообрядцев в православную церВнковь, получивший название Влпунктов о единоверииВ».

Итак, с момента своего возникновения и до конца XVIII века старообрядчество проделало немалую эвоВнлюцию. Более четким и определенным стал его классоВнвый и социальный состав. Старообрядчество стало по преимуществу религиозным движением крестьянства и посадского населения. Выявившиеся между этими сосВнловиями разногласия привели к разделению старообВнрядчества на два основных направления: поповщину и беспоповщину. К поповщине примкнуло главным обВнразом посадское население, часть крестьянства (в основВнном крепостного, связанного с барщинным хозяйством) и казачества, к беспоповщине - государственные креВнстьяне Севера, связанные с промыслами и торговлей. Социальная дифференциация и экономические разлиВнчия между отдельными локальными группами внутри классов и сословий привели к дальнейшему дробВнлению старообрядчества, к появлению новых толков и согласий.

По своей социально-политической сущности староВнобрядчество было протестом против самодержавно-креВнпостнического строя. Основные его направления выраВнжали в XVIII веке устремления нарождающегося класВнса городской и деревенской буржуазии. Это относится в первую очередь к беглопоповщине, поморщине и федосеевщине. Некоторые толки беспоповщины, как, наприВнмер, филипповщина и нетовщина, выражали интересы патриархального крестьянства, не связанного с товарВнным хозяйством.

Для большинства старообрядческих толков Влстарая вераВ» служила всего лишь своего рода исходным пункВнтом, трамплином, отталкиваясь от которого они смотреВн ли не назад, как утверждал Г.В. Плеханов, а вперед. Их идеалом была не московская старина XVI тАУ первой воловины XVII века, а буржуазное общество. Однако незрелость социально-экономических отношений того времени заложила на старообрядчество свой отпечаток, отметив необычайной косностью, обскурантизмом и конВнсерватизмом их общественные идеалы и быт. С этим связан в старообрядчестве крайний национализм, отриВнцание каких-либо новшеств в быту и одежде русского общества того времени. Протопоп Аввакум писал: ВлОх, ох, бедныя! Русь, что-то тебе захотелось немецких доВнступов и обычаевВ». Старообрядчество активно выстуВнпало против науки, считая ее Влвнешней мудростьюВ». ПроВнтопоп Аввакум, например, писал: Вл..Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппокрит и Галин вси сии мудри быша и во ад угодишаВ». Старообрядцы не признавали никаких публичных зрелищ и развлечений, выступали против просвещения и науки, модного платья, брадобрития, употребления табака, кофе, чая, картофеля и т.п. Однако по существу, несмотря на крайне реакционную форму, старообрядчество в известной мере выполняло ту же роль, что и протестантизм в Западной Европе.

Со второй половины XVIII века некоторые старообВнрядческие толки, прежде всего федосеевщина и беглопоповщина, оказались неразрывно связанными с развитием капиталистического города, с наиболее передовой в то время отраслью промышленности - хлопчатобумажной. В начале XIX века, когда началось становление основных классов капиталистического общества - капиталистов и рабочих, появились первые признаки расхождений на этой основе внутри некоторых старообрядческих общин.

Современное состояние старообрядчества

Старообрядчество прошло длительный, более чем трехсотлетний путь развития. Зародившись как протест консервативно настроенной части русского духовенства против церковных реформ середины XVII века, оно превратилось в наиболее массовое реакционно-общественное движение в истории России. Под влиянием революционных преобразований, экономических успехов, бурного развития науки и техники, неуклонного роста образования старообрядчество претерпело серьезные изменения. Наиболее характерны для него такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими направлениями и, особенно, между старообрядчеством в целом и православием.

До наших дней в более или менее неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились только у странников. Последователи этого старообрядческого толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего их ВлмираВ». Еще в наши дни странники скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее время можно еще наткнуться на страннические ВлпустыниВ» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.

Труднее преодолевается традиционная изолированность старообрядческих общин от окружающей их среды. В этом отношении впереди также идет наиболее умеренное старообрядческое течение тАУ поповщина. У представителей белокриницкой церкви наблюдается наименьшая замкнутость. В беглопоповщине пережитки прежней изолированности можно встретить и в настоящее время, но они сохранились, по-видимому, лишь в сельской местности, в мелких общинах и лишь у отдельных верующих.

Эти тенденции позволяют мне сделать вывод о том, что старообрядчество понемногу теряло свои основные специфические особенности и до сих пор нивелируется, что несомненно является свидетельством кризиса этого некогда могущественного религиозного направления.

Литература
  1. История старообрядческой церкви: Краткий очерк. тАУ М.: Изд-во старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. тАУ 1991.
  2. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. тАУ М.: ВлМысльВ». тАУ 1979.
  3. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. тАУ М.: ВлМысльВ». тАУ 1969.
  4. Мир старообрядчества. //Сборник науч. тр. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований старообрядчества. Материалы международной науч. конф. тАУ М.: РОССПЭН. тАУ 1998.
  5. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. тАУ М.: ВлНаукаВ». тАУ1986.

Вместе с этим смотрят:

Тоталитарные секты
Троица
Туринская плащаница
Украинская православная церковь