Догматическое богословие

Догматическое богословие

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Привести свидетельства Священного Писания, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог по естеству (свидетельства Самого Господа Иисуса Христа) .

После исцеления расслабленного в субботу иудеи упрекают Его за нарушение покоя, на что Иисус отвечает: тАЬОтец Мой доныне делает, и Я делаютАЭ (Ин. 5: 17) . В ответ иудеи тАЬещё более искали убить ЕготАЭ , за то, что Он делает тАЬСебя равным БогутАЭ (Ин. 5: 18) . Не отвергая этого Иисус Христос утверждает Свое равенство Отцу:

  • тАЬчто творит Он, то и Сын творит такжетАЭ (Ин. 5: 19) ;
  • тАЬкак Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочеттАЭ (Ин. 5: 21) ;
  • тАЬОтец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили и Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего ЕготАЭ (Ин. 5: 22-23) ;
  • тАЬКак Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом СебетАЭ (Ин. 5: 26) .

Кроме того, сами чудеса, творимые Иисусом свидетельствуют о Его божественности (Ин. 5: 36; 15: 24) и единстве с Отцом (Ин. 10: 30,38) .

Иисус неоднократно цитирует Писание, возвещавшее грядущего Мессию. Иудеи уповали на букву Закона, как на источник вечной жизни, но Писание лишь указывает на этот источник, который есть Христос (Ин. 5: 39) , способный подобно Отцу дать тАЬжизнь вечнуютАЭ (Ин. 10: 38) овцам Своим.

Иисус Сам присваивает Себе свойства, присущие лишь Божеству:

  • вечность (тАЬпрежде нежели был Авраам, Я есмьтАЭ (Ин. 8: 58) ; тАЬИ ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия миратАЭ (Ин. 17: 5) ) ;
  • всеведение (тАЬКак Отец знает Меня, так и я знаю ОтцатАЭ (Ин. 10: 15) ; обращаясь к Нафанаилу, Иисус говорит: тАЬпрежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебятАЭ (Ин. 1: 48; см. Ин. 4: 17,50) ) ;
  • Христос есть тАЬхлеб, сходящий с небес и дающий жизнь мирутАЭ (Ин. 6: 33) , тАЬхлеб жизнитАЭ (Ин. 6: 48) источник жизни, из Которого истекает вода, тАЬтекущая в жизнь вечнуютАЭ (Ин. 4: 14; 5: 24,40) . В Его воле воскресить человека тАЬв последний деньтАЭ (Ин. 6: 40) и даровать ему тАЬжизнь вечнуютАЭ (Ин. 10: 28; 11: 25) .

Христос не раз говорит о теснейших, исключительных взаимоотношениях с Отцом, неповторимых более никем: тАЬВсе предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открытьтАЭ (Мф. 11: 27) .

Одно из самых распространенных имен Иисуса Христа в корпусе Священного Писания 0 Сын Божий. На суде Каиафы, перед лицом надвигающейся смерти Христос исповедует Себя Сыном Божиим (Мк. 14: 62) . На протяжении всего Своего земного служения Он неизменно словом и делом являет Свое единство с Отцом Небесным (Мф. 7: 21; 10: 33; 18: 35) , называя Себя тАЬСыном единороднымтАЭ (Ин. 3: 16) , т.е. Тем, чье место в мироздании исключительно и неповторимо по определению, тАЬБогом истинным от Бога истинноготАЭ .

Как Вы понимаете термины природа (сущность) и ипостась (лицо) ?

Введением четкого различия и противопоставления тАЬипостаситАЭ природе мы обязаны отцам Каппадокийцам. тАЬСущностьтАЭ и тАЬипостасьтАЭ были известны уже Оригену и св. Дионисию Александрийскому, но при этом несовершенство догматических формулировок приводило к нарушению тАЬне только единства существа, но и единства чести и славытАЭ . Во времена становления троического богословия термины тАЬupostasizтАЭ и тАЬousiaтАЭ были почти синонимами, например у Аристотеля, метафизическая схема которого была взята св. Василием Великим за филологическую основу учения о Пр. Троице, термин тАЬпервичная усиятАЭ означал индивидуальное существование, а тАЬипостасьтАЭ - просто существование. В IV в. появилась острая необходимость нарождающимся лжеучениям противопоставить стройную богословскую систему с оригинальным понятийным словарем. И появление троичной терминологии послужило отправной точкой для развития христологического учения, а значит и решения антропологического вопроса.

Поэтому термины тАЬипостасьтАЭ и тАЬсущностьтАЭ , затертые долгим философским и бытовым употреблением, требовалось наполнить новым смыслом. Свв. Отцы под тАЬсущностьютАЭ понимают тАЬобщее или родовое бытиетАЭ , присущее всем представителям данного рода без исключения тАЬтаково, например, имя: человек. Ибо произнесший слово сие означил этим именованием общую природу, но не определил сим речением какого-нибудь одного человека, собственно означаемого сим человекомтАЭ , - говорит св. Василий Великий. Это - тАЬчто естьтАЭ в отличие от конкретного образа существования природы - тАЬкак естьтАЭ . Средство, способ и образ существования природы определяется ипостасью. К ней относятся частные характерные черты, приложимые к одному единственному лицу. Ипостасью называется то, что собственно именуется и тем самым вырывается из общей массы безликого природного материала.

тАЬИмя тАЬсущноститАЭ очерчивает некоторый круг характерных определенийтАЭ . Ипостаси же разбивают этот круг на сектора посредством увеличения числа признаков, свойственных исключительно данному индивиду и не распространяющихся на весь род.

В связи с разрозненностью человеческой природы ипостась человека сближается с понятием тАЬиндивидуумтАЭ . Для описания божественного бытия тАЬипостасьтАЭ должна быть ограничена, как от тАЬмодусатАЭ - трехликой личины единого Бога, так и от тАЬиндивидатАЭ - неделимого -, предъявляющего права на единоличное владение своей природой, т.к. здесь идет речь о триединстве. Ни одна из Ипостасей, в полной мере обладая Своей божественной природой, не вырывает ее из триединства, не прерывает поток взаимообщения. Поэтому при абсолютном единстве Трех в обладании неделимой простой природой, принадлежащей в полной мере Каждому, наиболее реально и полно проявляется личное творческое бытие, основанное на абсолютном безусловном ипостасном различии.

Привести свидетельства Священного Писания о безгрешности Спасителя.

Из христианской понирологии известно, что грех есть непослушание воле Божией, а т.к. именно в Нем разрешены все противоречия этого мира, то и излишне говорить о возможности нарушения Им Своей всеблагой воли.

Но после Боговоплощения встает вопрос: насколько Господь Иисус Христос владел своей человеческой природой, насколько во Христе воля человеческая подчинена воле Божией. Все эти сомнения заключены в риторическом вопросе Христа к иудеям: тАЬКто из вас обличит Меня в неправде?тАЭ (Ин. 8: 46) . На протяжении всей Своей земной жизни Господь подвергался внешним искушениям и преодолевал их (Мф. 4: 1-11; Мф. 16;21-23; Ин. 7: 5; Лк. 20: 22-25; Мф. 11: 3; Мф. 27: 42 и др.) , являя полное подчинение Своей человеческой воли - воле Божией.

Христос Сам не раз говорит о непричастности к греху. Перед крестными страданиями Христос свидетельствует: тАЬИдет князь мира сего, и во мне не имеет ничеготАЭ (Ин. 14: 30) - дьявольская ржавчина, изъедающая мир ни в чем не коснулась Спасителя, пришедшего в мир, чтобы освятить его Своим искупительным подвигом. Ближайший ученик Иисуса Петр говорит о Господе: тАЬОн не сделал никакого греха, и не было лести в устах ЕготАЭ (1Пет. 2: 22) . Иоанн Креститель, преклоняясь перед Иисусом, называет Его тАЬАгнцем Божиим, Который берет на Себя грех миратАЭ (Ин. 1: 29) . Агнец - символ первозданного совершенства и чистоты (1Ин. 3,3) , Христос, по словам ап. Петра, -тАЬнепорочный и чистый агнецтАЭ (1Пет. 1: 19) и только таковой может понести на Себе и искупить Собой грехи человечества: тАЬВы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет грехатАЭ , - говорит апостол (1Ин. 3: 5) . О том же свидетельствует и ап. Павел: тАЬНезнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред БогомтАЭ (2Кор. 5: 21) .

Безгрешность Спасителя признают и люди, не знавшие Его близко: Пилат, вслед за своей женой, называет Его тАЬПраведникомтАЭ (Мф. 27: 19,24) , иудеи с уважением относятся к Нему, называя Учителем (Мф. 22: 16) , прозревший Иуда признает свой грех и невинность Спасителя (Мф. 27: 4) , Корнелий сотник, быв свидетелем страданий Иисуса, тАЬпрославил Бога и сказал: тАЬистинно Человек этот был праведниктАЭ (Лк. 23: 47) .

Образ соединения природ в единой Ипостаси Господа Иисуса Христа. Значение терминов: неслиянно, нераздельно.

Бог Слово после воплощения от Духа Святого и Марии Девы стал истинным человеком во всем подобным нам, кроме греха, не отлучаясь в то же время от Своего Божественного естества. Иисус - одновременно в полной мере Бог и человек, поэтому Он вправе говорить и то, что тАЬЯ и Отец - однотАЭ (Ин. 10;30) и то, что тАЬОтец Мой более МенятАЭ (Ин. 14;28) . Орос Халкидонского собора 451г. исповедует тАЬОдного и того-же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествахтАЭ . Причем свойства Его человеческой природы абсолютно идентичны нам за исключением греховной порчи, и одновременно все, что относится к Богу - относится к Иисусу Христу.

тАЬДвойное единосущиетАЭ Богочеловека - Отцу по Божеству; и роду человеческому по человечествутАЭ объединено в одной Божественной Ипостаси (1Кор. 8: 6; Еф. 4: 5-6) . Т. о. тАЬбезипостасная природатАЭ человека воипостазирована Богом Словом. И во Христе одна Личность, одно Лицо - Лицо Бога. Каким образом в Сыне Человеческом присутствуют одновременно ограниченное, тварное человечество, идентичное адамовой природе до грехопадения, и абсолютное Божество является тАЬблагочестия тайнойтАЭ (1Тим. 3: 16) .

Но Св. Писание и Св. Предание говорят нам о том, что Кровь Иисуса - это Кровь Бога (Деян 20: 28) ; Господь с небес - второй человек после Адама (1Кор 15: 47) ; Бог Сын - умер (Рим. 5: 10) , а Сын Человеческий тАЬвзошел на неботАЭ (Ин. 3: 13) ; Младенец в яслех - безначален и предвечен.

тАЬНеслиянностьтАЭ в оросе IV Вселенского собора относится к взаимоотношению двух природ Христа, присутствующих в Нем без какого-либо смешения, взаимопроникновения и трансформации в другую, третью тАЬБогочеловеческуютАЭ природу; без растворения человечества в безбрежном Божестве по учению монофизитов.

В то же время мы исповедуем нераздельность двух естеств, которые соединены в единой Божественной Ипостаси Иисуса Христа. И не существует только человека или только Бога Иисуса. Это одна Личность, Которая ощущает Себя одновременно и Богом и человеком.

Бог Слово, сошедши в лоно Девы Марии образовало для Себя одушевленную человеческую плоть. И с этого момента наша природа навечно и непрерывно пребывает в Боге и всегда обогащается тАЬБожественными силамитАЭ . тАЬПлоть ГосподнятАЭ , не потеряв ничего из собственных своих свойств, сделалась причастной Божественного достоинства, а не естества. тАЬПлоть, с обожением, не уничтожилась, тАЬно осталась в своем собственном пределетАЭ .

Шестой вселенский собор, 680-го года, определил исповедывать две воли во Христе и два действия: тАЬдве естественные воли не противные одна другой, но Его человеческую волю последующею - не противостоящею, но всецело подчиняющеюся - Его Божественному и всемогущему хотениютАЭ .

Соответственно и воля человеческая во Христе, подобно Его человечеству тАЬне изменилась в Божественную и не уничтожилась, но осталась целой и действенной. Господь всецело подчинил ее Божеской воле, которая у Него одна с волей ОтцатАЭ (Ин. 6: 38) .

По учению преп. И. Дамаскина, преображенное человечество Христово, оставаясь тАЬнеповрежденнымтАЭ и тАЬнесмешаннымтАЭ обогатилось Божественными действованиями. Во Христе происходит именно обогащение человечества без лишения его естественных свойств. тАЬИбо и после соединения остались как естества несмешанными, так и свойства их неповрежденными.. Ибо раскаленное железо жжет, владея силою жжения не вследствие естественного свойства, но приобретая это от своего соединения с огнемтАЭ - образ, дающий представление о том, что произошло на Фаворе - тогда тело Иисуса сияло нетварным божественным светом, оставаясь при этом реальной человеческою плотью.

Почему Несторий отказывался называть Деву Марию Богородицей? В чем состоит его заблуждение?

Богословие Нестория является логическим продолжением учения Антиохийских богословов Диодора и Федора Мопсуэтийского, суть которого можно охарактеризовать как антропологический максимализм. Систему своих взглядов Несторий изложил в труде, написанном уже в изгнании после отлучения - в тАЬКниге ГераклитатАЭ . Здесь всё внимание сосредотачивается на нравственном подвиге человека Иисуса Христа. Своим подвижничеством и победой над искушениями Он заслужил благоволение Триипостасного Бога. тАЬКогда Он закончил подвиг собственного совершенствования среди всяких искушений, - пишет Несторий, - Он действует ради нас и трудится, чтоб избавить нас от засилия тиранатАЭ . Т. е. Христос, по его мнению, - некое подобие буддийского Бодхисатвы, достигшего просветления, но не уходящего в Нирвану из-за любви к погибающему человечеству.

Заблуждение Нестория вытекало из неправильного видения образа соединения Божества и человечества в Иисусе Христе. Его христология зиждется на центральном понятии, введеном самим Несторием - тАЬестественное лицотАЭ . Для него реально только индивидуальное начало; общее и родовое, природа или тАЬвторая сущностьтАЭ Аристотеля - суть отвлеченные понятия, усия и ипостась неразделимы. Поэтому во Христе должны существовать две индивидуальности, две личных природы, соединенных в нравственном, волевом единстве. У Нестория существует такое понятие, как тАЬединство домостроительного лицатАЭ , но это единство является следствием соединения тАЬестественных лицтАЭ . Здесь под лицом понимается не сокровенная суть и конечная цель существования мира, не центр и смысл мироздания, а лишь тАЬюридическое лицотАЭ , тАЬрольтАЭ и даже личина, маскатАЭ . Поэтому Христос не может быть Богочеловеком, абстрактные, с точки зрения Нестория, природы человека и Бога не могут быть объединены в одной Божественной Ипостаси.

Являясь до конца последовательным в своих умозаключениях, Несторий имел полное право повторить слова своего предшественника Федора Мопсуэтийского: тАЬБезумие говорить, что Бог родился от Девы, родился от Девы тот, кто от семени ДавидоватАЭ . Марию можно назвать не тАЬМатерью ГосподатАЭ (Лк. 1: 41-43) , а только Христородицей, Человекородицей, родившей Еммануила - тАЬхрам БожестватАЭ . Бог Сын рождается от Отца, а не от Марии, т.е. младенец Иисус - не Бог, а храм, уготованный для сошествия и воплощения Слова. Бог Сын не тАЬрождается от женытАЭ (Гал. 4: 4) , великая тАЬблагочестия тайна: Бог явился во плотитАЭ (1Тим. 3: 16) развенчана Несторием. Сотериология Нестория минимизирована и сводится к нравственным и волевым человеческим усилиям вслед за Иисусом Христом. О восприятии человеческой природы Богом, об тАЬобожениитАЭ как смысле христианской жизни Несторий говорить не мог. По учению св. Кирилла Александрийского, великого борца с несторианством, природа человека исцелена от язвы греха, освящена и лишена тления именно через возглавление единой Божественной Ипостасью Господа Иисуса Христа. Путь спасения человечества лежит через приобщение к животворящей плоти Христовой, к обоженной человеческой природе, воспринятой Богом Словом и пребывающей тАЬодесную ОтцатАЭ .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Благодать сохраняющая и возвращающая духовную жизнь. Ее действия.

тАЬЖало же смерти грех; а сила греха - законтАЭ , - говорит ап. Павел (1Кор. 15: 56) . До принятия благодати крещения, до тАЬоблечения в Господа нашего Иисуса ХристатАЭ (Рим. 13: 14; Гал. 3: 27) наша природа несет на себе все последствия Адамова грехопадения и собственных преступлений, т.к. тАЬвсе согрешили и лишены славы БожиейтАЭ (Рим. 3: 23) . Своими силами через собственную тАЬправедностьтАЭ фарисея человек не может быть оправдан перед Богом, т.к. тАЬкто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всемтАЭ (Иак. 2: 10) , обличающая буква закона по своей природе - смертоносна (2Кор. 3: 6-7) . Поэтому человек, двигающийся к Богу, оправдывается только через одно - через причастие к искупительному подвигу Христову, к исцеленной человеческой природе Иисуса. тАЬПриемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса ХристатАЭ , - говорит Священное Писание (Рим. 5: 17) . Принимая св. Крещение человек выходит из неизбежной схемы грех - закон - смерть (1Кор. 15: 56) или грех - совесть - смерть для язычников (Рим. 2: 15) .

Иисус Христос победил грех, разрушил смерть, упразднил закон (см. 1Кор. 15: 56) . Путь обожения теперь открыт: тАЬЯ есть путь (грех) , истина (закон) и жизнь (смерть) ; никто не приходит к Отцу, как только через МенятАЭ (Ин. 14: 6) . тАЬБлагодать и истина произошли через Иисуса ХристатАЭ (Ин. 1: 17) и через Него же и подаются (см. рис. 1) .

тАЬТермин тАЬблагодатьтАЭ в смысле тАЬсилытАЭ , даруемой свыше для святой жизни, мы встречаем во многих местах апостольских посланий (2Пет. 1: 3; Рим. 16: 20; 1Пет. 5: 12; 2Пет. 3: 18; 2Тим. 2: 1; 1Кор. 16: 23; 2Кор. 16: 23; 2Кор. 13: 13; Гал. 6: 18; Ефес. 6: 24 и др.) . Ап. Павел пишет: тАЬГосподь сказал мне: тАЬдовольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощитАЭ (2 Кор. 13: 9) тАЭ .

Апостолы говорят о себе и братьях, как о тАЬспасаемыхтАЭ (1Кор. 1: 18) , только находящихся в пути и тАЬнадеждетАЭ (Рим. 8: 24) . Господь Своими энергиями тАЬочищаеттАЭ верных, чтобы тАЬболее принесли плодатАЭ (Ин. 15: 2) . И спасение соделывается через взаимное содействие благодати Духа Святого и свободной воли человека: тАЬкто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничеготАЭ (Ин. 15: 5) . Об этом же говорит и ап. Петр: тАЬот Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестиятАЭ (2 Пет. 1: 3) - с одной стороны, но и христиане должны тАЬприлагать к сему всё стараниетАЭ (2 Пет. 1: 5) . Ап. Павел смещает акцент на благодать Господа Иисуса Христа, от которой зависит все в нашей жизни: тАЬсо страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволениютАЭ (Филип. 2: 12,13) .

Опыт подвижников свидетельствует о том, что всему доброму, что есть в нас, мы обязаны благодати Божией и только: тАЬДуша должна вместе с блаж. ап. Павлом взывать велегласно, вслух ангелов и человеков: тАЬне я, но благодать Божия, которая со мноютАЭ . И апостолы, и пророки, и мученики, и иерархи, и преподобные, и праведные - все исповедали такую благодать Святого ДухатАЭ ; тАЬесли он (христианин) не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия.., если не с той целью подвизается он, чтобы получить благодать Божию.. то тщетно он утруждает и измождает себятАЭ , - говорит преп. Симеон Новый Богослов. Благодать, действующая в человеке неизменно приносит многие плоды: тАЬблагодать Божия не только подает знание, что подобает делать, но ещё вдыхает в нас любовь, да сможем исполнить то, что познаемтАЭ , - гласит орос Карфагенского собора (III в.) . тАЬПлод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.тАЭ (Гал. 5: 22-23) ; плод, взращиваемый тАЬмногими скорбямитАЭ (Деян. 14: 22) и тАЬусилиямитАЭ (Мф. 11: 12) .

Дух Святой действует в Церкви через Апостолов и их преемников и изливается в таинствах. Пастыри, отделившиеся от Церкви, теряют благодать (Гал. 5: 4) и уже не могут преподать её по примеру апостолов: тАЬБог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа) , да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса ХристатАЭ (Евр. 13: 20-21; см. 1Фес. 5: 23; Рим. 15: 13) .

Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Святость.

Церковь - есть образ Пресвятой Троицы и представляет тАЬсобой тайну сущностного единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств. По слову ап. Павла тАЬодно тело и один дух.. один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех настАЭ (Еф. 4: 4-6) тАЭ .

Как Пресвятая Троица пребывает в единстве божественной природы, так и идеал Церкви - пребывание верных в любви и природном единстве, в едином Богочеловеческом организме. Эту мысль развивает архимандрит Иларион (Троицкий) : тАЬЛюди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы, которых Их любовь соединяет во единое Существо. Церковь как бы единосущие многих лиц, создаваемое их общей любовью друг к другутАЭ .

Поэтому т. н. тАЬсущественные свойстватАЭ относятся ко всему церковному телу, лишаясь их церковное общество теряет свою природную полноту, а следовательно и право называться Церковью, и деградирует в секту.

Существенные свойства Церкви изложены в Символе веры и характеризуют Церковь как тАЬединую, святую, соборную и апостольскуютАЭ . Единство Церкви стоит в прямой связи с единством Божиим (см. выше) , она неделима и проста внутри себя и единична по отношению к другим сообществам - это зеркало Божие, разбитое при грехопадении (Рим. 15: 12; 1Кор. 15: 21-22) и собираемое вновь в новом Адаме (Рим. 12: 4-5; 1Кор. 12: 12-13) . Т. о. осколки-ипостаси, отказываясь от единоличного обладания своей природой, вливаются в тАЬодно тело и один духтАЭ (Еф. 4: 4) . тАЬДля чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу членытАЭ , - пишет св. Климент Римский.

Под соборностью Церкви понимается её предельная полнота. Греческий аналог соборности - кафоличность, тАЬпо прямому переводу это слово обозначает высшую степень всеобъемлемости, целостности, полнотытАЭ . Такое определение полностью соответствует словам ап. Павла, возводящим Церковь на неизреченную высоту: Отец поставил Христа тАЬпревыше всякого начальства и власти, и силы и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всёмтАЭ (Еф. 1: 21-23) .

По определению митр. Макария, Церковь соборна по пространству, времени и устройству, т.к. она непрерывно во все времена от основания (Мф. 16: 18) и до настоящего времени тАЬнаходится по всей вселенной, от концов земли до концов еётАЭ (Кирилл Иерусалимский) , включая в себя всех когда-либо и где-либо живших православно верующих людей, в независимости от национальных, языковых или социальных барьеров. Церковная полнота распространяется и на её учение: тАЬКафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины, ибо Св. Дух.., предохраняет её от всякого заблуждениятАЭ (Посл. Патр. Вост. -Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.) , чл. 12) Почкованию гностических сект во II в св. Ириней Лионский противопоставлял тАЬтвердое предание от АпостоловтАЭ , которое тАЬдает нам видеть, что у всех одна и та же вератАЭ (V, 20,2) . В единой Церкви одно и тоже учение, одно устройство, один тАЬпуть спасениятАЭ (V, 20,2) . По словам св. Иринея, тАЬтолько Церковь надежна (как) рай в этом миретАЭ (V, 20,2) . И только от неё можно безопасно вкушать знания с тАЬненадменным умомтАЭ (V, 20,2) . Поэтому тАЬне должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из неё питие жизнитАЭ (III, 4,1) .

Апостольство Церкви заключается в том, что она основана апостолами, сохраняет верность их учению, имеет непрерывное преемство от них и продолжает их служение на земле. Ап. Павел говорит о том, что Церковь создана тАЬна основании апостолов и пророковтАЭ (Еф. 2: 20) . Вся Церковь есть общество миссионеров, призванных к проповеди Христа словом и делом, и она призвана на это Самим Господом: тАЬИдите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого ДухатАЭ (Мф. 28: 19) .

Отвечая новоявленным тАЬоснователям и изобретателям.. превратного учениятАЭ (III, 4,3) своего времени, которые тАЬгораздо позднее епископов, коим Апостолы вверили ЦерквитАЭ (V, 20,1) , св. Ириней указывает на отсутствие у них тАЬпреемства церковного от Апостолов, здравой и неукоризненной жизни и неискаженного и неповрежденного учениятАЭ (IV, 26,3-5) . Само по себе тАЬпреемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению ОтцатАЭ дает тАЬизвестное дарование истинытАЭ (IV, 26,2) . Преемство непрерывно прослеживается вплоть до Самого Господа тАЬи мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквях, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредяттАЭ (III, 3,1) . И проповедь апостолов, возвещаемая в мире через их преемников, неизменна, всегда та же и о том же, тАЬи кто не согласен с ними, тот.. противится своему собственному спасениютАЭ (III, 1,2) .

Святость Церкви - одно из главных основополагающих церковных свойств. Именно святость есть тАЬсоль землитАЭ (Мф. 5: 13) и тАЬсвет миратАЭ (Мф. 5: 14) и освящение вселенной - главное назначение кафолической Церкви. Незамутненный источник, всегда очищающий и животворящий церковное тело, есть

  • Сам тАЬИисус Христос краеугольный камень, на Котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в ГосподетАЭ (Еф. 2: 20-21) и
  • Дух Святой с тАЬЕго благодатными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях церковныхтАЭ .

тАЬИбо все мы одним Духом крестились в одно тело.., и все напоены одним ДухомтАЭ , - говорит апостол (1Кор. 12: 13) . Святость Церкви обусловлена не только её корнями, но и плодами: тАЬвсякое дерево доброе приносит и плоды добрыетАЭ (Мф. 7: 17) . В Церкви во все времена были тАЬсвятые и непорочныетАЭ (Кол. 1: 22) , апостолы называют всех верных тАЬсвятымитАЭ , показывая, что святость не недосягаемая вершина, а норма христианской жизни: тАЬплод ваш есть святость, а конец - жизнь вечнаятАЭ (Рим. 6: 22) . Об этом же мы слышим и во время литургического действа перед раздоянием Св. Даров: тАЬСвятая СвятымтАЭ !

Большинство членов Церкви - люди несовершенные и не лишенные греха, тАЬв этом смысле о христианах говорится, что они находятся in patria et in via - в отечестве и в пути, т.е. и внутри Церкви и на пути к нейтАЭ и тАЬона судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому.. они остаются и признаются членами Кафолической ЦерквитАЭ (Посл. Патр. Вост. -Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.) , чл. 11) . Это не нарушает её чистоты, т.к. по учению Спасителя Он пришел не к тАЬздоровымтАЭ и тАЬправедникамтАЭ , но к тАЬбольнымтАЭ и тАЬгрешнымтАЭ (Мф. 9: 13-14) , тАЬибо сила Моя совершается в немощитАЭ (2Кор. 12: 9) . Спаситель Сам говорит о том, что неизбежно в Его Церкви будут рабы добрые и худые (Мф. 18: 23) , девы мудрые и юродивые (Мф. 25: 1) , и в поле вместе с пшеницею растут плевелы, а невод вытаскивает и добрую рыбу и негодную. Нераскаянные грешники отсекаются от Церкви тАЬили видимым действием церковной власти или невидимым действием суда БожиятАЭ .

Кафолическая Церковь непогрешима и в своем учении, т.к. Дух учит Церковь, тАЬибо Он есть тот истинный Утешитель, Которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верныхтАЭ (Посл. Патр. Вост. -Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.) , чл. 12) .

Церковь - хранилище неповрежденного знания, тАЬстолп и утверждение истинытАЭ (1Тим. 3: 15) , по словам ап. Павла, тАЬХристос возлюбил Церковь и предал Себя за неё.., чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочнатАЭ (Еф. 5: 27) .

Понятие о таинствах, действительность и действенность таинств. Таинство миропомазания: установление, видимая сторона, невидимая сторона.

Таинством в православном богословии называется тАЬсвященнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божию благодатьтАЭ .

Греческое слово тАЬmysterionтАЭ (таинство, тайна) происходит от глагола myo, означающего тАЬпокрывать, скрыватьтАЭ . Свв. отцы использовали его для обозначения всей христианской жизни, таинственного действия Духа Божия на душу человека или же событий из жизни Господа. В разное время говорится о разном числе таинств-священнодействий, например Дионисий Ареопагит к таинствам причисляет и пострижение в монашество, и погребение.

В настоящее время в Православной Церкви принято именовать таинствами Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Учение о семи таинствах пришло из западной схоластики (тАЬболее сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретикамитАЭ (Посл. Патр. Вост. -Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.) , чл. 15) ) . тАЬВосточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитать ихтАЭ . То же можно сказать и о числе Вселенских соборов - Византийская традиция насчитывала 9 Вселенских соборов, последний - в 1351г. в Константинополе был посвящен фаворскому свету. Главная отличительная черта таинств - богоустановленность и неизменность сути во все времена существования Церкви.

Таинства действительно сообщают верующему благодать Божию, это не только знаки Божественных обетований, или обозначение лояльности Церкви, не только аллегория или внешний обряд. Т. к. человек обладает душевно-телесной природой, то и таинства состоят из видимой стороны - собственно совокупности слов, действий, употребляемого вещества - и невидимой - действия благодати, духовно преобразующей и возрождающей человека. Для совершения таинства необходимы призвание Св. Духа, законно рукоположенный священнослужитель и соответствующие таинству предметы.

В каком случае таинство считается совершённым и действенным?

Действительность таинства, его подлинная благодатность, присущая ему по природе - различается от действенности (силы и степени воздействия на принимающего таинство) . Для того, чтобы таинство было признано действительным, необходимы:

  • законно рукоположенный пресвитер (епископ) ;
  • соответствие внешних действий тАЬбогопреданному чинутАЭ .

Но не дает права не признавать таинство в качестве действительного

  • не достаточно благочестивый пресвитер (епископ) , т.к. благодатная сила таинства зависит только от заслуг и воли Христа и совершается Его действием (1Кор. 3: 7) ;
  • недостаток веры лиц, принимающих таинство.

Перечисленные критерии имеют значение только для степени восприятия Божественных сил, изливающихся на всех в равной степени по Его безграничной благости.

Таинство Миропомазания в Православной Церкви составляет с Крещением один богослужебный чин, но является самостоятельным таинством и в некоторых случаях может совершаться независимо от Крещения. Если в Крещении человек рождается духовно (Ин. 3: 6) и избавляется от последствий первородного греха, то через Миропомазание на возрожденного человека низводится Святой Дух, Своим присутствием оживляющий дух человека и дающий силы к укреплению в добродетели.

Как и любое таинство, Миропомазание обязано своим существованием Христу Спасителю. На празднике поставления кущей Христос открыто предсказывает пришествие Святого Духа, тАЬКоторый имели принять верующие в НеготАЭ (Ин. 7: 39) . тАЬКто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того,.. из чрева потекут реки воды живойтАЭ , - говорит Он (Ин. 7: 37-38) . Можно предположить, что под тАЬреками воды живойтАЭ Христос понимал непрерывное истечение благодатной любви, как высшего дара Духа Святого, на верующего и через него на всё бытие. тАЬКак же мы представляем себе эту духовную энергию? - Пишет свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . - Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство её - потребность изливаться на кого-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом миратАЭ . тАЬБог есть любовь, и излияние Духа Его есть излияние любви на все живущеетАЭ .

Пророчество Господа свершилось после того, как Он тАЬбыл прославлентАЭ , и действительно апостолы, приняв Духа в Сионской горнице, изливали Его на всех приходящих ко Христу. Так, прийдя к самарянским христианам, апп. Петр и Иоанн нашли, что Дух Святой тАЬне сходил ещё ни на одного из них, а только были крещены во имя Господа Иисуса Христа; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа СвятоготАЭ (Деян. 8: 16-17) . С аналогичным примером мы встречаемся и в рассказе о крещении ефесских учеников Предтечи: тАЬкогда Павел (после крещения) возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествоватьтАЭ (Деян. 19: 9) . В первые десятилетия проповеди апостолов низведение Духа Святого совершалось через непосредственное возложение апостольских рук. Но с ростом числа христиан апостолами вводится древний чин преподания благодати через освященное ими миро. Помазание св. елеем известно ещё в Церкви ветхозаветной (Пс. 88: 21; 1Цар. 10: 1; 1Цар. 15: 3; 1Цар. 12: 13) , вследствие чего цари назывались христами, помазанниками. В новозаветной Церкви христами, священниками и царями в Царстве Иисуса Христа являются все христиане (Гал. 2: 20) .

Хотя в кн. Деяний не говорится прямо об употреблении св. мира, но в Св. Писании об этом есть косвенные свидетельства (1Ин. 2: 20; 2Кор. 1; 21,22) . И несомненно, что это именно апостольское постановление, т.к. во всех церковных писаниях оно принимается безоговорочно и недопустимо, чтобы ревностно хранимое Предание было кем-либо самовольно переменено.

Видимая сторона Таинства включает в себя:

  • молитву о ниспослании Святого Духа;
  • крестообразное помазание лба, ноздрей, губ, ушей, груди, рук и ног св. миром;
  • произнесение тАЬтайносовершительной формулытАЭ : тАЬпечать дара Духа СвятоготАЭ (2Кор. 1: 21-22) .

Целью совершения таинства является получение даром, за крестную смерть Спасителя (Ин. 16: 7) , тАЬдругого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истинытАЭ (Ин. 14: 16-17) . Христианин становится храмом, в котором пребывает Божественный Дух, ведущий его в Царство Бога Отца, сообщающий Свои дары (Ис. 11: 2-3) и при их активном усвоении обоживающий человеческую природу и приносящий многие плоды (Гал. 5: 22-23) во взаимном сотрудничестве Бога и человека. тАЬДуховная жизнь становится постепенным осознанием тАЬкрещенской благодатитАЭ - осознанием, преображающим всего человекатАЭ , способным в критические моменты жизни вновь тАЬпреобразовать ситуацию смертитАЭ , когда тАЬсделанный грех рождает смертьтАЭ (Иак. 1: 15) тАЬв ситуацию воскресениятАЭ (См. рис. 1) .

Критика католической практики причащения: причащение под одним видом; причащение облатками; использование опресноков.

Господь, совершая в первый раз преломление хлеба заповедал Своим ученикам:тАЭ сие творите в Мое воспоминаниетАЭ (Лк. 22: 19) . Т. о. Церковь ревностно относится ко всему, что берет своё начало от Христа и Его апостолов.

Причащение под одним видом было введено Римской Церковью с IX в. (время великих эпидемий) , с этого момента миряне причащаются только Телу Христову, полноценные Св. Дары принимают лица, находящиеся в духовном сане.

Такая практика вступает в прямое противоречие со словами Св. Писания: тАЬпейте из неё всетАЭ , - говорит Господь, подняв чашу и обращаясь ко всей Церкви. В пророческой беседе о хлебе жизни (Ин. 6) Спаситель хотя и говорит о Себе, как о хлебе (Ин. 6: 51) , но в то же время Он не разделяет на части Свою плоть и кровь. Как та, так и другая могут оживотворять вкушающего человека (Ин. 6: 54) . Не вкушая как плоти, так и крови Христа-Спасителя, человек тАЬне будет иметь в себе жизнитАЭ (Ин. 6: 53) . Ап. Павел в послании к коринфским христианам (мирянам) пишет: тАЬя от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус Христос в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: тАЬприимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминаниетАЭ . Также и чашу после вечери, и сказал: тАЬсия есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминаниетАЭ .. Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сейтАЭ (1Кор. 11: 23-28) . тАЬОтныне будешь вкушать Пасху чистую и непорочную, хлеб квасной, хлеб полноты, замешанный и выпеченный Духом Святым: и вино, смешанное с огнем и Духом: тело и кровь самого Бога, предложенные всем людямтАЭ , - пишет св. Ефрем Сирин .

В защиту практики причащения под одним видом западные богословы выдвигают утверждение о том, что причащаясь тела Христова, миряне тем самым принимают и кровь Его, т.к. где тело, там и кровь. Но тогда встает вопрос: для чего духовные лица причащаются и кровью и для чего Иисус установил таинство в том виде, в котором оно существует в Православной Церкви до нашего времени?

Согласно апостольским постановлениям, мы веруем, что тАЬпричащаться сему таинству, как духовные, так и мирские люди должны под обоими видами хлеба и винатАЭ (Правосл. исп. Кафол. и Апост. Церкви Вост. (1662 г.) , вопр. 107) .

Причащение облатками (тонкими пластинками-хлебцами круглой формы) , принятое в католической традиции, тоже не имеет корней в апостольском предании - в древней Церкви вся община приобщалась от единого хлеба и одной чаши. тАЬОдин хлеб, и мы одно тело; ибо все причащаемся от одного хлебатАЭ , - пишет апостол (1Кор. 10: 17) .

В Дидахе мы читаем: тАЬКак этот преломляемый хлеб, некогда рассеянный по склонам, был собран, чтобы составить одно, так и Церковь Твоя собирается в Царстве Твоем со всех концов землитАЭ . Символ единства в когда-то множественном подчеркивает св. Киприан Карфагенский: тАЬКогда Господь назвал Своим Телом хлеб, состоящий из множества собранных вместе зерен, Он указал тем самым на единство нашего народатАЭ . .

В Св. Писании при упоминании хлеба Евхаристии, используется греческое слово тАЬartozтАЬ(Евангелия, кн. Деяний, послания ап. Павла) , что обычно обозначает пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске (тАЬопресночныйтАЭ выражается прилагательным тАЬaxumozтАЭ ) . Из Св. Писания известно, что в апостольское время преломление хлебов совершалось каждую неделю в течение всего года как в иудео-христианских общинах, так и у христиан из язычников. Неквасной, пресный хлеб употреблялся иудеями в соответствии с Законом исключительно 7 дней: с вечера 14-го нисана до вечера 21-го нисана, тАЬСемь дней квас да неявится в домах вашихтАЭ (Исх. 12: 19) . Иудеи никогда не согласились бы принимать опресночный хлеб тАЬкаждый деньтАЭ (Деян. 2: 42-46) . Для совершения таинства хлеб заимствовался из приношений верных, т.е. это был обычный пшеничный чистый хлеб, часть которого вдобавок предназначалась для помощи бедным (1Кор. 11: 21-22) .

Установление таинства Евхаристии произошло 13 нисана (Вел. Четверг) за день до начала употребления опресноков (Ин. 13: 1) и если Господь, как Господин субботы вкушал пасхального агнца вместе с опресноками на день раньше, то из этого не следует, что после вкушения ветхозаветной пасхи Благодарение было совершено также на пресном хлебе. Евхаристия - таинство тАЬНового ЗаветатАЭ (Лк. 14: 24) , замещающее ветхозаветные образы и тени, на новом веществе - квасном хлебе.

В Римской Церкви с XI в. Евхаристия совершается на опресноках, хотя богословами признается использование и квасного хлеба.

Мы не знаем насколько данные нарушения вредят духовной жизни и полноценному участию в таинстве Евхаристии, но как верные сыны Божии мы исповедуем верность Св. Писанию и Св. Преданию, не осуждая, но призывая возвратиться отпадших.

Римо-католическое учение о чистилище, его критика. Священное Писание о частном суде.

Латинское учение о чистилище (purgatorium) опирается на несколько изречений Св. Писания: 1Кор. 3: 11-15; Мф. 5: 26; Лк. 12: 58-59; Мф. 12: 32. На основании этих цитат католические богословы выводят учение о том, что после частного предварительного суда душа может находиться в 3-ех состояниях:

  • блаженство;
  • чистилище, где души, не получившие разрешения легких грехов или не понесшие за них наказание претерпевают очищение (expiationis) огнем ради удовлетворения (satisfactio) правде Божией;
  • пребывание в геене.

Чистилище - временное, промежуточное место пребывания (состояние) души, где через переносимые мучения душа очищается и удовлетворяет неизменной правде Божией, требующей удовлетворения высшей справедливости.

Об очистительности загробных мучений говорили и некоторые свв. Отцы. тАЬТот, кто в прошлом веке не принес плода обращения, прежде должен быть очищен очистительным огнем, и хотя тот огонь не будет вечным, однако я поражаюсь, до какой степени он будет тяжектАЭ (блаж. Августин) ; грешник по смерти тАЬпройдет через страдание огня, дабы, быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестаннотАЭ (св. Амвросий Медиоланский) ; тАЬкак очистительным огнем уничтожается негодная материя, так точно необходимо, чтобы душа, которая соединилась со скверной, была бы в огне до тех пор, пока совершенно не истребится огнем внесенная сквернатАЭ (св. Григорий Нисский) .

Православная Церковь отвергает возможность тАЬочищения мучениямитАЭ после смерти, т.к. тАЬв настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехитАЭ (Правосл. исп. Кафол. и Апост. Церкви Вост. (1662 г.) , вопр. 64) . Душа человека за дверьми смерти как ракета после отделения последней ступени, выбравшая свой курс в пределах земной атмосферы и летящая в космосе в заданном направлении. тАЬМежду нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящия перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходяттАЭ , - говорит Авраам мучающемуся в аду богачу (Лк. 16: 26) . Избавление от адских мук возможно только через приношение бескровной жертвы, через молитву Церкви тАЬо еже во аде держимыхтАЭ и через благодеяния ныне живущих на земле в пользу умерших (2Мак. 12: 45) .

Кроме того не приемлем крайний юридизм учения о чистилище - с одной стороны учение о сверхдолжных заслугах, когда Господь становится должником человеку; тАЬс другой стороны - всякий грех, всякое нарушение завета с Богом с необходимостью требуют удовлетворения, так сказать платы за себятАЭ . Заслужить вечное блаженство путем временного подвига здесь и сейчас нельзя, т.к. все труды не соответствуют величию награды. тАЬВремя покаяния коротко, царствию же небесному нет концатАЭ (св. Ефрем Сирин) ; тАЬчто может человек совершить такого, чтобы совершенно заслужить щедроты ВладыкитАЭ (св. Иоанн Златоуст) . С другой стороны тАЬпокаявшийся разбойник все-таки должен понести следуемое наказание за прежние дела: а с другой стороны, праведник должен пользоваться некоторым снисхождением. Не так правда Божия. Господь.. смерти грешника.. не желает, поэтому, простив человеку всякий грех настоящий, прошедший и будущий, Господь устремляется к человеку и предлагает ему жизнь, предлагает безразлично всем и праведным и грешным. Но.. необходимо, чтобы люди приняли этот дартАЭ .

тАЬПравда Божия.. действует не так, что Бог для своего удовлетворения хочет мучения и смерти грешника.., а так, что Бог.. от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1: 31) .., руководится она (правда Божия) уже не чувством оскорбления, а нравственным достоинством бытиятАЭ .

Т. о. правда - Божия - есть любовь и единственно, что требуется от человека - это открыть своё сердце для принятия плодов искупительной жертвы Христа-Спасителя, даруемых безвозмездно по Его благости. Наказание грешников происходит тАЬпотому единственно, что не успели ещё вполне усвоить себе заслуги Спасителя, по слабости ли веры в Него, или по недостаточности покаяния, а главное потому, что не принесли плодов достойных покаяния и самым делом не очистились от греховтАЭ . Бог - абсолютное добро, любовь, милость и справедливость, а не тиран-волюнтарист с садистическими наклонностями, требующий удовлетворения своих прихотей, несмотря ни на что.

В IV в. Церковью были осуждены попытки оригенистов рационально обосновать идею апокастасиса (всеобщего восстановления) - избавления всего творения от уз ада. В Откровении говорится о вечных мучениях и Господь запрещает измышлять спекулятивные учения, для дополнения того, что скрыто от нашего знания. Однако остается надежда, вырастающая из литургического и мистического опыта Церкви, на спасение всех людей, упразднение ада и кончины вечных страданий силою тАЬвсехитрейшего СловатАЭ .

В Священном Писании не сказано о том, как будет происходить частный суд, но мы знаем, что тАЬчеловекам положено однажды умереть, а потом судтАЭ (Еф. 9: 27) . тАЬЛегко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его, - сказано в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (11,26-27) . При смерти особое место отводится ангелам, которые берут душу умершего (Лк. 12: 20) и относят тАЬна лоно АвраамовотАЭ или в ад (Лк. 16: 22-23) . Но на своем пути душа встречает тАЬначальстватАЭ , тАЬвластитАЭ , тАЬмироправителей тьмы века сеготАЭ , тАЬдухов злобы поднебеснойтАЭ (Еф. 6: 12) , тАЬгосподствующих в воздухетАЭ и тАЬдействующих ныне в сынах противлениятАЭ (Еф. 2: 2) , ходящих тАЬкак рыкающий лев, ища кого поглотитьтАЭ (1Пет. 5: 8) . День кончины называется тАЬднем злымтАЭ , когда надо тАЬвсе преодолевши, устоятьтАЭ (Еф. 6: 13) и тАЬесли мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противниковтАЭ (Евр. 10: 26-27) .тАЭ Страшно впасть в руки Бога живого!тАЭ - восклицает апостол (Евр. 10: 31) . До последнего суда души тАЬне получают совершенного воздаяния за дела свои; но.. не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаютсятАЭ (Правосл. исп. Кафол. и Апост. Церкви Вост. (1662 г.) , вопр. 61) . На Страшном суде же произойдет окончательное разделение: тАЬмногие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамлениетАЭ (Дан. 12: 2) , тАЬи пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечнуютАЭ (Мф. 25: 46) .

Священное Писание об изменении живых во Втором Пришествии.

Из Откровения нам известно, что перед кончиной мира тАЬСам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будемтАЭ (1Фес. 4: 16-17) . Тогда же Господь тАЬуничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу ЕготАЭ (Фил. 3: 21) . Одновременно с воскресением мертвых произойдет и мгновенное изменение живых тАЬвдруг, во мгновение ока, при последней трубетАЭ (1Кор. 15: 52) . Всё творение Божие предстанет пред Христом в преображенном, бессмертном тАЬдуховном телетАЭ (1Кор. 15: 43) : тАЬмертвые воскреснут нетленными, а мы (живые) изменимсятАЭ (1Кор. 15: 52) . Полное знание о свойствах духовных тел, об устроении жизни будущего века скрыто от нас до времени: тАЬтеперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познантАЭ (1Кор. 13: 12) .

Вместе с этим смотрят:

Друиды и религия древних кельтов
Евангелие от Варнавы
Евреи - богоизбранный народ
Египетская религия