Основные типы научных и богословских теорий происхождения религий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Днепропетровский национальный университет

Финансово тАУ кредитный факультет

Р Е Ф Е Р А Т ПО КУРСУ: РЕЛИГИОЗНАВСТВО

               

НА ТЕМУ :

                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                       Студентка гр.КФ-01-01

                                                                                                          Доброскок Т.

                                                                                                          Проверил:

                                                                                                          Манюк О.В.

Днепропетровск, 2001

П л а н

  1. Религия и ее структуратАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж3
  2. Научные и богословские подходы к изучению религиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж6
  3. Роль религии и подходов к ее изучению в жизни человека и обществатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж10

Список использованной литературытАжтАжтАжтАж.14

РЖ. Религия и ее структура.

Дать точное и однозначное  определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество.  Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: тАШтАЩВера в Бога.тАЩтАЩ

Слово тАШтАЩрелигиятАЩтАЩ буквально обозначает , связывание, запряжение, повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял   религию   другому   термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово тАШтАЩрелигия тАШтАЩ  вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и  нравственная  система.

Религия может  быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования  или  несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Религия тАФ очень сложное и многоплановое явление. Выделяют такие ее главные элементы:

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знаюВнщий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и лоВнгики. Она предполагает в первую очередь религиозное чувВнство, настроение, эмоции. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в проВнцессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством челоВнвеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его дуВнховной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существоВнвать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусВнстве и т.п. Создатели религиозного учения тАФ специально обВнразованные и подготовленные люди, многие из которых облаВндают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, неВндоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может приВнменяться полный аналог слова ВлтеологияВ» тАФ богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопроВнсами устройства и функционирования божьего мира, то богоВнсловы излагают и обосновывают конкретные аспекты данноВнго вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиВнозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распросВнтраняют свою веру, теологи сочиняют научные труды, препоВндаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности тАФ это культ (с лат. возделываВнние, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклоВннения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковВнное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусстВнво, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в больВншинстве религий требуются специально подготовленные свяВнщеннослужители.

Любой из перечисленных элементов культа тАФ храм, предВнметы культа, священство тАФ может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаВнметен.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церВнковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия . В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, наВнпример, Влчеловек православного вероисповеданияВ»).

Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаВнются и трактуются в разных религиях. Например, в православВнном богословии церковь тАФ это соединение всех православных, живущих ныне, а также уже умерших, т. е. пребывающих в Влжизни вечнойВ» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь выступает в качестве некоего вневреВнменного и в непространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы повеВндения. Некоторые из церквей делают акцент на особую ВлпосвященностьВ» и изолированность своих членов от всех окруВнжающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех.

Обычно у религиозных объединений существует организаВнционная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашеВнство со своей специфической организацией; иерархия (соподВнчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заВнведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т.п. Хотя все пеВнречисленное абсолютно не обязательно для всех религий.

Церковью обычно именуют крупное религиозное объедиВннение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачасВнтую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церкоВнвью не ведется).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греВнческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви.

РЖРЖ. Научные и богословские подходы к изучению религии.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебная дисциплина, изучающая релиВнгию? Не спешите говорить ВлдаВ» или ВлнетВ»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (церковВнный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретВнным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные реВнлигиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить исВнтинность своей религии, доказать ее превосходство над друВнгими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о ВлсвоейВ» религии, считая, что она должна расВнсматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осоВнбой методологии. Такой подход можно назвать еще апологеВнтическим (защитительный).

2. Атеистический или натуралистический, рассматВнривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехоВндящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознаВннии. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономиВнческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительВнное и даже смешное.

3. Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описываВнется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичесВнком изучении религий сыграли историки культуры, археолоВнги, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вреВнмя. Их может интересовать историческая роль церкви, котоВнрую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом Влвстречи с БогомВ».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия тАУ это ответ человека на проявление божественной сущности.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, тАФ сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. С точки зрения философского подхода выделяют:

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возВнникла потому, что существуют Бог и человек, который спосоВнбен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говоВнрят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возВнникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия тАФ продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками наВнуки, языком у них появились элементы религиозного мировозВнзрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория происВнхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза) достаточно стройна, но имеет два Влслабых местаВ»: 1) происхождение человека от обеВнзьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь Влтемных местВ», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека совреВнменного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования Влдорелигиозного периоВндаВ» в истории человечества так и не обнаружено.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатироВнвать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскому учению, она должВнна была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог покаВнрал человечество за попытку построить Вавилонскую башню Влдо небаВ». Он разделил людей на языки (т. е. отдельные наВнроды), которые стали верить в многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появВнлением ветхозаветной религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они нахоВндят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся натуВнралистического взгляда на мир) утверждают, что первонаВнчально человек обожествлял силы природы, предметы, животВнных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично религиозный путь человека можно выразить так:от примитивных верований к языческому многобожию (поВнлитеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

Археология и этнография подтверждают наличие у древВнних людей примитивных верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов тАФ камней, кусВнков дерева, амулетов, фигурок и т.п. тАФ получила в науке наВнзвание фетишизм. Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это вероВнвание обычно называют тотемизмом (слово ВлтотемВ» пришло от североамериканских индейцев и буквально озВнначает Влего родВ»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе, грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. ВозВнможно, что именно из этого родилось представление о множеВнстве богов.

РЖРЖРЖ.Роль религии и подходов к ее изучению в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия тАФ это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в заВнвисимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без реВнлигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее чеВнловек был бы лучше и совершеннее. Религия тАФ реальность чеВнловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госуВндарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одноВнго тАФ живущего по законам какой-либо строгой и изолированВнной секты, а другого тАФ ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлаВнгают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и воВнобще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих релиВнгия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менятьВнся. Яркий пример того тАФ Украина. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. РеВнлигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездейВнствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничиВнвать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всеВнгда необходимо рассматривать конкретно как роль данной реВнлигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойВнственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет челоВнвеку устройство мира, определяет его место в этом мире, укаВнзывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. СоверВншенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обраВнщая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (КоВннечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеВнты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека чеВнрез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и цеВнлые государства, живущие по законам данной религии. КонечВнно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегдаудерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальВнное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи мноВнгих религий, Влпроиски сатаныВ» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, поВнмогают складыванию наций, образованию и укреплению госуВндарств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеВнких предков объединяла не столько национальная, сколько реВнлигиозная идея тАФ Влвсе мы тАФ христианеВ»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаВнду государств и обществ, когда большие массы людей начинаВнют противостоять друг другу по религиозному принципу. НаВнпряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возВнникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими меВнтодами, не останавливаясь перед террористическими актами.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняюВнщим фактором духовной жизни общества. Она сберегает обВнщественное культурное наследие, подчас буквально прегражВндая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверВнняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово ВлкультураВ» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среВнди философов бытует и та, и другая точка зрения), но соверВншенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельВнности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире суВнществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковВнное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. ФорВнмально это так, но, если проникнуть в глубину столь непросВнтого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, ВлраскрепощалВ» художника и давал простор его самовыражению.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательВнную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утверВндилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преВнобразив его.Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенВнно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что посВнле утверждения христианства государственной религией РимВнской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общеВнственных порядков, традиций и законов жизни. Так как релиВнгия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкВнви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охВнранительной части политического спектра. Их роль в качеВнстве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашей Украине..

Список использованной литературы:

  1. Кулаков А. Е.тАЬРелигии миратАЭ. Учебное пособие. М. тАУ 1991.
  2. Мень А.тАЬИстория религии: в поисках Пути, Истины и Жизни.тАЭ М. тАУ 1992.
  3. Колодный А.М. , Яроцкой  П.Л. тАЬИстория религии в УкраинетАЭ. Учебное пособие. К. тАУ 1999.

Вместе с этим смотрят:

Основы формирования личности христианина
Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой горы Афон
Отношение к смерти в различных культурах и религиях
Отношения РПЦ и Советского государства в период 1917-1985 гг