Действие населения в чрезвычайных ситуациях
Введение
Обучение населения защите от возВндействия оружия массового поражеВнния и других средств нападения проВнтивника тАФ одна из основных задач Гражданской обороны России. Оно орВнганизуется и проводится на основании указаний старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и решеВнний местных партийных и советских органов по вопросам ГО.
Обучение по ГО является всеобВнщим для всех граждан России. Сегодняшние события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не застрахован от нападения. Поэтому вопрос ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ актуален и по сей день. ОтветВнственность за обучение руководящего состава ГО, рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения, проживающего в ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО объекта. Через штаб ГО объекта он организует, обеспечивает и рукоВнводит проведением учебных мероприяВнтий, осуществляет постоянный контВнроль за своевременным и качественВнным проведением занятий и учений.
На объекте в соответствии с функВнциональными обязанностями по гражВнданской обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следуюВнщие категории обучаемых: руководяВнщий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и служащие; население, не занятое в сферах произВнводства и обслуживания, проживаюВнщее в ведомственном жилом секторе.
Каждая категория обучается по специально разрабатываемым проВнграммам.
1. Принципы, формы и методы обучения
Общими принципами при организаВнции и проведении обучения населения по ГО являются: коммунистическая партийность и научность; обучение тоВнму, что необходимо в условиях военВнного времени; систематичность и поВнследовательность; сознательность и активность; наглядность и доступВнность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуальный подход в обучении;
выработка морально-психологической стойкости.
Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и методов обучения. Формы обуВнчения выражают организационную сторону учебного процесса. Они предуВнсматривают состав и группировку обучаемых; структуру занятия (учеВнния); место, время и продолжительВнность его проведения; роль и специфиВнку деятельности обучаемых и руковоВндителя занятий.
Формы обучения: классные заняВнтия, тренировки, тактико-специальные учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения гражданской обороны.
Метод обучения тАФ это способ или прием, посредством которого руковоВндитель занятия, опираясь на сознаВнтельность обучаемых, вооружает их знаниями, умением, навыками и форВнмирует у них необходимые умственВнные и физические качества для выполВннения задач ГО. Основной метод обуВнчения тАФ практические занятия. При обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции, практичеВнские занятия и групповые упражнеВнния. Изучение программы завершаетВнся участием руководящего состава в комплексном учении по гражданской обороне, в ходе которого совершенстВнвуются знания и практические навыки по ведению ГО в различных условиях обстановки, в управлении силами ГО и проведении СНАВР.
При подготовке формирований применяются: для командно-начальстВнвующего состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава тАФ практические заВннятия.
Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенствоВнвания навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия массового пораВнжения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, отработки нормаВнтивов по практическому обучению заВнщите от оружия массового поражения.
Планирование и учет. ПланироваВнние подготовки руководящего состава, формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществляВнется на основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и задаВнчам на новый учебный год, программ подготовки, выписок из планов компВнлектования курсов ГО и учебных заведений повышения квалификации.
При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разраВнбатывать следующие документы: приВнказ начальника ГО объекта по итогам подготовки по ГО за минувший и заВндачам на новый учебный год; план основных мероприятий подготовки руВнководящего состава, формирований, рабочих, служащих и обучения населеВнния, не занятого в сферах производстВнва и обслуживания, проживающего в ведомственном жилом секторе; распиВнсание занятий с каждой учебной групВнпой; перечень тем штабных тренироВнвок и учений по ГО; план-заявку подВнготовки руководящего и командно-наВнчальствующего состава на курсах ГО в новом учебном году.
Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: граВнфик использования учебно-материальВнной базы объекта, месячный план раВнботы штаба ГО объекта и другие доВнкументы по произвольной форме. На основании приказа, плана, программ, руководящих документов по ГО создаВнются учебные группы в структурных подразделениях и составляется распиВнсание занятий для каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и командВнно-начальствующего состава составляВнет начальник штаба ГО объекта; бойцов формирований тАФ командиры форВнмирований; обучающихся остальных категорий тАФ руководители занятий.
Дни занятий определяются начальниВнком ГО объекта. В расписаниях заняВнтий необходимо отражать последоваВнтельность отработки тем учебных заВннятий, предусмотренных программами обучения.
Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на видВнном месте, вблизи рабочих мест, чтоВнбы каждый обучающийся мог его своеВнвременно прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводиВнмых занятий организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает руководитель учебной группы.
2. Организация обучения на промышленном объекте
Подготовка руководящего состава.
Цель обучения тАФ подготовка руковоВндящего состава объекта к практичесВнкому выполнению своих функциональВнных обязанностей по гражданской обороне, а также постоянное соверВншенствование знаний и закрепление навыков в решении задач гражданской обороны на объекте. От уровня теореВнтических знаний и практических навыВнков руководящего состава зависит их умение управлять силами и средстваВнми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.
Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на курсах гражданской обороны, в инВнститутах, на факультетах и курВнсах повышения квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника ГО объекта, работники штаба ГО, начальВнники служб ГО и главные специалисВнты, начальники цехов и им равных структурных подразделений, командиВнры формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений, обучаютВнся по программе подготовки формироВнваний). Состав учебной группы рукоВнводящего состава определяет начальВнник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий на учебно-маВнтериальной базе своего объекта. ЗаняВнтия с учебной группой руководящего состава проводят: начальник гражВнданской обороны объекта, его замесВнтители, начальник штаба ГО объекта, начальники служб, главные специаВнлисты, а также работники вышестояВнщих штабов ГО, организаций и учрежВндений.
В научно-исследовательских учрежВндениях, конструкторских бюро и учебВнных заведениях для проведения заняВнтий по отдельным темам привлекаются научные работники, специалисты наВнродного хозяйства и преподавательВнский состав.
Подготовка формирований. Ее цель тАФ готовить формирования к слаВнженным действиям в очагах поражеВнния (зонах заражения), районах стиВнхийных бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназнаВнчением.
На командно-начальствующий соВнстав возлагается ответственность по поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполнеВннию возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющейВнся обстановки. Обучение личного соВнстава формирований на объекте проВнводится ежегодно и включает общую, специальную подготовку и тактико-специальные учения.
Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе подВнготовки рабочих и служащих и оргаВннизуется по цехам, производствам, отВнделам, бригадам и т. д.
Специальная подготовка и тактиВнко-специальные учения проводятся в рабочее время. При планировании обучения личного состава формироваВнний предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предшеВнствовали занятиям с рядовым состаВнвом по общим темам. Изучение тем общей и специальной подготовки моВнжет осуществляться параллельно.
Для подготовки командВнно-начальствующего состава на объекте по общей тематике специВнальной подготовки создаются учебные группы не более 30 человек из команВндиров различных формирований. СпеВнциальные темы изучаются в составе групп, комплектуемых из одноименных формирований или по родственным специальностям.
Занятия с командирами формироВнваний проводят начальник штаба ГО, начальники служб и главные специаВнлисты объекта.
Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем темам) проводитВнся их командирами (начальниками) на учебно-материальной базе своего объВнекта с целью привития обучаемым практических навыков в выполнении своих функциональных обязанностейтАФ на тактическом фоне с использованием средств имитации, создающих обстаВнновку, максимально приближенную к реальной.
Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным учеВннием. На тактико-специальные заняВнтия и учения формирования необходиВнмо выводить полностью укомплектоВнванные личным составом, техникой, приборами, инструментами, средстваВнми индивидуальной защиты и имущеВнством.
В конце учебного года по результаВнтам тактико-специальных учений, а также степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом выставляется оценка.
Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемоВнму дается определенный объем знаний и практических навыков в эффективВнном использовании всех средств и споВнсобов защиты от оружия массового поражения и других средств нападеВнния противника.
Обучение осуществляется по проВнграмме, предусматривающей привитие твердых и уверенных практических наВнвыков в использовании основных средств и способов защиты, действий в очагах поражения и зонах заражеВнния, а также оказания само- и взаимоВнпомощи при поражениях. Занятия в осВнновном проводятся практически.
Важным элементом обучения, споВнсобствующим решению этой задачи, является выполнение специальных нормативов при отработке тем проВнграммы. Выполнение и сдача нормаВнтивов тАФ это одна из форм практичесВнкого обучения способам защиты от воздействия оружия массового пораВнжения.
Нормативы наиболее полно охваВнтывают комплекс практических мероприятий по защите населения от оруВнжия массового поражения. Они споВнсобствуют выработке твердых навыков в использовании средств индивидуальВнной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи пораженВнным и при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановиВнтельных работ в очагах поражения и зонах заражения.
Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на пракВнтические занятия, тренировки, выполВннение зачетных требований. Умение выполнять нормативы дает возможВнность установить единый подход в опВнределении степени готовности обучаеВнмых к защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника.
Для проведения занятий на кажВндом объекте по цехам, отделам к друВнгим подразделениям создаются учебВнные группы численностью до 30 челоВнвек, в которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в формированиях. Руководители заняВнтий подбираются из числа начальниВнков служб, командиров формироваВнний, главных специалистов, начальниВнков цехов, мастеров, инженерно-техниВнческого состава и других подготовленВнных лиц, назначенных приказом наВнчальника ГО объекта.
Руководители учебных групп ежеВнгодно обучаются на курсах ГО или на своем объекте. Для занятий по медиВнцинским темам привлекаются медиВнцинские работники.
Итоги изучения программы рабочиВнми и служащими ежегодно объявляютВнся приказом начальника ГО объекта.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживаВнния. Данная категория населения изучает способы защиты от оружия масВнтного поражения и других средств нападения противника. Основное вниВнмание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиВнты, оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил поведения при стихийВнных бедствиях.
Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, котоВнрому принадлежит жилой сектор. ЗаВннятия проводят в учебных группах (10тАФ12 человек) по расписанию, котоВнрое составляют на учебный год. РукоВнводителей учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. ЗаВннятия по медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студенВнты старших курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятельВнно изучает памятку ВлЭто должен знать и уметь каждыйВ».
Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории неВнсут начальники ГО объектов.
3. Учения по гражданской обороне
Учения являются высшей и активВнной формой подготовки руководящего состава, формирований и населения к выполнению задач гражданской обороВнны. На учениях вырабатываются необВнходимые практические навыки, четкие и слаженные действия личного состаВнва формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее целесообразВнные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и инстВнрументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.
Учения по ГО, проводимые в соотВнветствии с современными требованияВнми, дают возможность обучать формиВнрования, рабочих, служащих и населеВнние, не занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения противником оружия масВнсового поражения и других средств нападения, воспитывать в людях высоВнкие морально-политические и психолоВнгические качества.
В зависимости от целей, задач, меВнтода проведения и состава участниВнков на объектах организуются и проВнводятся:
тАФ тактико-специальные учения гражданской обороны;
тАФ командно-штабные учения гражВнданской обороны;
тАФ объектовые тренировки по гражданской обороне;
тАФ комплексные учения гражданВнской обороны.
Тактико-специальные учения гражданской обороны тАФ основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки форВнмирований к выполнению стоящих пеВнред ними задач.
На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-наВнчальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации поВнследствий применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также при оргаВннизации и проведении мероприятий ГО по защите населения и производВнства.
Формирования на тактико-специВнальных учениях используют учебно-маВнтериальную базу своего объекта: комВнмунально-энергетические сети, защитВнные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними задачи в условиВнях конкретной тактической обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).
Со спасательными формированияВнми тактико-специальные учения проВнводятся, как правило, совместно с формированиями служб ГО, самостояВнтельно или в ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем учеВнния с формированием общего назначеВнния является соответствующий начальВнник ГО, начальник штаба или команВндир этого формирования, а с формироВнванием службтАФсоответствующий наВнчальник службы, которому непосредВнственно подчинено формирование.
Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить заблаВнговременно и всесторонне. Она осущеВнствляется в соответствии с календарВнным планом.
На основании указаний руководиВнтеля учения разрабатываются: план проведения учения, организационные указания, частные планы заместитеВнлей, помощников руководителя учеВнния , план политической работы, плаВнны обеспечения учения (материально-технического, связи, имитации, коменВндантской службы и др.), инструкция по мерам безопасности на учении.
Основной учебно-методический доВнкумент тактико-специального учениятАФ план проведения учения, в котором отВнражаются ход учения и последовательВнность отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается текстуВнально и включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вреВнмя проведения учения; состав привлеВнкаемых к учению формирований; колиВнчество техники и нормы расхода мотоВнресурсов и имитационных средств;
этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую обстаВнновку, группировку сил, место нахожВндения пунктов управления, обстановку на объекте после применения противВнником оружия массового поражения; решения соответствующих начальниВнков ГО и задачи подчиненным.
Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте постоянного расположения формироВнваний или внезапно по тревоге. В наВнчале необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и проВнверить их готовность к действию. КоВнмандирам формирований руководиВнтель учения вручает тактическое задаВнние или вводные и предоставляет неВнобходимое время для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач подчиненным и оргаВннизации их действия. Руководитель учения заслушивает и утверждает реВншения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае неВнобходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, обВнращая особое внимание на своевреВнменную организацию спасательных работ в соответствии со сложившейся обстановкой и на эффективное испольВнзование техники. Дальнейший поряВндок проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений обучаемых им командиров и разрабоВнтанного плана учения. Руководитель учения лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку, предусматривая выход из строя людей и техники, изВнменение радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановки на объекте. В соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным задач и соответствующих действий последних. Рядовой состав формирований выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение руВнководитель проводит разбор учения.
Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных форм совместной подгоВнтовки начальников штабов, начальниВнков служб ГО, другого руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих функциВнональных обязанностей. На нем отраВнбатываются все основные вопросы организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработанВнных планов ГО.
Основные цели командно-штабного учения: повышение теоретических знаВнний и практических навыков руководяВнщего и командно-начальствующего соВнстава в выполнении мероприятий ГО объекта; отработка взаимодействия между службами, формированиями и соседями; уточнение и отработка вопВнросов управления ГО объекта и всеВнстороннего обеспечения мероприятий; привитие обучаемым необходимых практических навыков в организации и ведении ГО на объекте.
Командно-штабное учение проводитВнся на фоне конкретной тактической обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед коВнмандно-штабным учением рекомендуВнется проводить штабные тренировки. Количество их и время проведения опВнределяет начальник ГО объекта, исхоВндя из целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего соВнстава и органов управления. На учеВнние могут привлекаться разведываВнтельные формирования, формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины (посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и спасаВнтельные. Руководителем командно-штабного учения является начальник гражданской обороны объекта.
Объектовые тренировки по гражданской обороне. ОбъекВнтовые тренировки по гражданской обоВнронетАФнаиболее совершенная форма подготовки малых объектов и учебных заведений к действиям в условиях возВнможного применения противником оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким расВнчетом, чтобы за 2тАФ3-летний цикл отВнработать весь комплекс мероприятий, предусмотренных планом ГО объекта. Проверяется реальность этих мероВнприятий.
К участию в объективной тренировВнке привлекаются: руководящий состав, формирования, рабочие и служащие, студенты и учащиеся и население веВндомственного жилого фонда и незаняВнтое в производстве и сфере обслужиВнвания.
Главная задача 0'бъектовых трениВнровоктАФотработка основных, наиболее Э1рфективных приемов и способов заВнщиты людей от оружия массового поВнражения и других средств нападения противника, а также мероприятий, поВнвышающих устойчивость работы объВнектов в военное время.
Подготовка объектовой тренировВнки осуществляется лично начальником ГО объекта с учетом характера произВнводственной деятельности объекта и организации гражданской обороны. Для более организованной и целенаВнправленной подготовки объектовой тренировки разрабатываются и издаВнются: приказ начальника гражданской обороны объекта, который доводится до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до начала тренировки, план проведения тренировки (может дополняться графиком), частные плаВнны помощников руководителя трениВнровки, план политической работы.
Основной учебно-методический доВнкумент тАФ план проведения тренировки, который состоит из текстуальной часВнти, где указывается тема, время проВнведения объектовой тренировки, соВнстав участников, учебные цели и учебВнные вопросы для каждой категории обучаемых, место отработки практиВнческих мероприятий, их материальное обеспечение и порядок организации и проведения имитации. План провеВндения объектовой тренировки утверВнждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не менее чем за месяц до ее начала. Кроме плана разрабатывается график, в коВнтором указывается состав привлекаеВнмых участников, мероприятия и время отработки каждого из них.
График утверждается начальником ГО объекта народного хозяйства и доВнводится до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. НаВнчальники основных производственных подразделений, помощники руководиВнтеля тренировки, посредники разрабаВнтывают частные планы. Частные плаВнны утверждает руководитель трениВнровки. План политической работы разВнрабатывается партийным комитетом.
Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе котороВнго уточнить порядок проведения треВннировки. Объектовая тренировка проВнводится на территории объекта народВнного хозяйства с максимальным исВнпользованием материальной базы. Производственная деятельность объекВнта не прекращается; тренировка проВнводится в удобное для объекта время, что позволяет сократить до минимума потери рабочего времени. ФормироваВнния привлекаются для выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены планом. В хоВнде тренировок отрабатываются: оргаВннизация защиты рабочих и служащих при внезапном нападении противника; практическое осуществление мероприВнятий, проводимых при угрозе нападеВнния противника; мероприятия по ликВнвидации последствий стихийных бедстВнвий, крупных аварий и катастроф.
Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от содержания плана ГО объекта. По реВншению начальника ГО объекта отдельВнные наиболее важные мероприятия могут отрабатываться в ходе всех треВннировок, Оценка качества проведен-ной объектовой тренировки осуществВнляется в соответствии с положением ВлКритериев оценки тренировок гражВнданской обороны на объектах народВнного хозяйстваВ».
По окончании тренировки начальВнник ГО объекта проводит разбор, в коВнтором анализируются действия обучаВнемых, указываются недостатки, опреВнделяются пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной тренировки вносятся изВнменения в план ГО объекта.
О результатах тренировки по ГО не позднее 10 суток со времени ее провеВндения докладывается в штаб ГО райоВнна (города) и в министерство (ведомВнство) по подчиненности.
Комплексные учения гражданской обороны завершают установленный цикл подготовки объВнекта по ГО, являются одной из важВннейших форм подготовки объекта в цеВнлом.
Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейстВнвуют одновременно в единой тактиВнческой обстановке и решают весь комВнплекс задач, предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-произВнводственной базе, без остановки произВнводственной деятельности. На учении обычно проверяются: реальность плаВнна ГО объекта; степень готовности объВнекта к осуществлению мероприятий ГО и проведению работ по ликвидаВнции последствий применения противВнником оружия массового поражения и других средств нападения, а также поВнследствий стихийных бедствий, крупВнных аварий и катастроф; устойчивость работы объекта в военное время. ТаВнкое учение дает возможность отрабоВнтать весь комплекс мероприятий ГО с учетом производственной деятельности объекта в военное время.
Руководителем учения, как правиВнло, является начальник ГО объекта, а некоторых ученийтАФстаршие начальВнники. Это дает возможность улучшить методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской обороВнны объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-начальВнствующий состав, формирования, раВнбочие и служащие, не входящие в форВнмирования. Формирования привлекаВнются к действиям на определенных этапах и выполняют свои специфичеВнские задачи, а руководящий и командВнно-начальствующий состав действует на учении от начала до конца.
На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, хаВнрактерная для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и обоснованных решеВнний, умелых и решительных действий. В ходе учения руководящий и командВнно-начальствующий состав обучается четкой организации в управлении форВнмированиями в условиях сильных разВнрушений, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых пожаров, На учении необходимо решительно пресеВнкать пассивность и медлительность в действиях обучаемых, а также не доВнпускать упрощений в создаваемой обВнстановке.
Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении , как правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соотВнветствии с планом учения для выполВннения определенных задач.
Основные должностные лица на комплексном учении. Для подготовки и проведения комплексного учения назначаются: руководитель учения; заВнместители и помощники руководителя учения, посредники, а также штаб руВнководства.
В тех случаях, когда руководитеВнлем учения является начальник ГО объекта, функции штаба руководства выполняет штаб ГО объекта. Штаб руководства при организации и провеВндении комплексного учения организует подготовку всех лиц, привлекаемых на учение; проверяет их готовность, в том числе меры безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методиВнческие документы; подготавливает учебную и производственно-техническую базу.
Помимо этих, общих для всех рукоВнводящих лиц обязанностей, каждый выполняет свои обязанности, связанные с его должностью на учении.
Подготовка учения. От уровня подВнготовки комплексного учения во мноВнгом зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с учеВнтом плана ГО объекта, его организаВнционно-штатной структуры, материально-производственной базы, специфики производства, территориального размещения, состояния ГО и других факторов.
Для подготовки учения разрабатывается календарный план. РуководиВнтелю учения необходимо: определить тему учения, учебные цели, этапы и учебные вопросы, уточнить количество командно-начальствующего состава, формирований, рабочих, служащих и других категорий населения, привлекаВнемых на учение, выработать основные положения плана учения, провести реВнкогносцировку района учения, опредеВнлить порядок материально-техническоВнго обеспечения. Руководитель учения лично готовит своих заместителей, поВнмощников, посредников и штаб руководства. Он несет ответственность за организацию, подготовку и проведение учения.
Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредственВнно на объекте методом групповых упВнражнений и решением летучек.
Для проведения учения на основаВннии указаний руководителя разрабаВнтываются:
тАФ план проведения учения;
тАФ организационные указания;
тАФ частные планы заместителей и помощников руководителя учения;
тАФ план политической работы;
тАФ планы обеспечения учения (маВнтериально-технического, связи, имитаВнции, комендантской службы и другие);
тАФ инструкция по мерам безопасноВнсти на учении.
План проведения учения тАФ основВнной документ. В нем определяются теВнма, учебные цели, этапы учения, поВнследовательность отработки учебных вопросов по этапам, время проведения и Другие вопросы. План и организациВнонные указания разрабатываются штаВнбом руководства текстуально, с прилоВнжением карт, схем и утверждаются руВнководителем учения не позже чем за две недели до его начала.
Заместители и помощники руковоВндителя разрабатывают текстуально или графически частные планы, в котоВнрых указывают учебные цели для соВнответствующего формирования (катеВнгории обучаемых), обстановку и содерВнжание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения. ЧастВнные планы утверждаются руководитеВнлем учения.
План политической работы разраВнбатывается партийным комитетом объВнекта.
План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации, сигналы управления, силы и средства, выделяемые для выВнполнения имитационных работ, а такВнже меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности. План имиВнтации утверждается руководителем учения.
Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать с вручения распоряжения наВнчальника ГО района начальнику ГО объекта о приведении ГО в готовВнность.
Введение угрозы нападения противВнника дает возможность постепенно наВнращивать обстановку и более детальВнно проверить реальность плана ГО объекта. В этом случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане ГО на период угрозы нападения противника и соответственно уточняВнются этапы учения, количество и соВндержание которых зависят от темы, учебных целей и масштабов учения, а также отведенного на него времени.
На первом этапе тАФ мероприятия ГО, выполняемые во время угрозы наВнпадения противника: оповещение и сбор руководящего, командно-начальВнствующего состава и формирований, развертывание пунктов управления, приведение и готовность защитных соВноружении, выдача и подготовка средств индивидуальной защиты, изготовление противопыльных тканевых масок и ватно-марлсвых повязок, организация и повышение устойчивости работы объВнекта, а также другие мероприятия, предусмотренные реальным планом ГО объекта.
На следующих этапах отрабатываВнются мероприятия по рассредоточеВннию и эвакуации и ведению спасательВнных и неотложных аварийно-восстаноВнвительных работ.
После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практичеВнские действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения заканВнчиваются. Руководитель дает указания о месте и времени сбора формироваВнний, о дальнейших действиях остальВнных участников учения, проверке наВнличия техники, приведении в порядок района учения, месте и времени провеВндения разбора. После выполнения этих указаний и соответствующих докладов заместителей, помощников и начальниВнка штаба руководства руководитель учения объявляет отбой учения.
Разбор учения необходимо готоВнвить тщательно и всесторонне. РазВнбортАФзаключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ дейВнствий обучаемых, подводят итоги учеВнния и определяют, в какой степени доВнстигнуты поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с руковоВндящим и командно-начальствующим составом, а затем со всеми участникаВнми. Руководитель учения дает оценку действиям обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатВнков.
После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные разборы с отдельными катеВнгориями обучаемых, а также со служВнбами и формированиями.
О результатах проведенного комВнплексного учения представляется докВнлада штаб ГО района; на основании учения разрабатывается план практиВнческих мероприятий по устранению выявленных недостатков на объекте. При необходимости вносятся соответВнствующие изменения в план ГО объВнекта.
Заключение
Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной и бытовой техники.Человечество радуется достижениям науки и техники, однако не надо забывать что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того от того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого второго телефон , люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это то чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать никогда. Ежедневно где- либо в мире идет перестрелка и гибнут люди, и когда- нибудь это Влгде-тоВ» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А потому обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех учебных заведениях.
Литература1.Откуда исходит угроза миру.2-е изд. М.,1984
2. Методическое указание к практическим работам по курсу ВлГражданская оборонаВ», под ред. Л.Г. Ширшева М.,1981
3. Гражданская оборона: Учебное пособие , Под. Ред. А.Т. Алтунина. М.1985
4. Защита от оружия массового поражения: Справочник , Под ред. В.В.Мясникова М., 1984
Вместе с этим смотрят:
Дорожно-транспортные происшествияЕдиница измерения ионизирующих излучений
Если вы заблудились в тайге
Естественные и антропогенные негативные факторы