Понятие общества. Cферы общественной жизни

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. iЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Ва

Существует много определений понятия ВлобществоВ». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны

В широком смысле общество тАУ это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее

неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие ВлподсистемаВ». Подсистемами именуются ВлпромежуточныеВ» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры)

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой ВлобществоВ», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь

Ва

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Ва

Под социальными нормамиобычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

Ва Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы тАУ нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы тАУ формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций

Ва Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими)

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта

Откланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу

Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название тАУ делинквентное поведение

Ва

Трудовая деятельность человека

Ва

Трудовая деятельность людей (или процесс материального производства) тАУ это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели тАУ производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;

2) предметы труда тАУ те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда тАУ все устройства, приборы, механизмы, приспо

собления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии тАУ приемы и способы, применяемые в процессе производства

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда тАУ количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда тАУ соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов тАУ с другой;

3) уровень разделения труда тАУ распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах)

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда

Ва Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером

труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины)

Ва

Ва

Человеческая деятельность, ее многообразие

Ва

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат

Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом тАУ тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь

Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результaтa, к которому стремился субъект

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить

свои потребности

Эти потребно сти могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности

Ва Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих

Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно тАУ о процессе деятельности)

Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие тАУ аналогичную социальную реальность

Различают деятельность прак тическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества Содержанием второй является изменение сознания людей

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производствен ную;

б) социально-преобразовательную

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность

В зависимости от полученных результатов деятельность может

быть охарактеризована как разрушительная или созидательная

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней

В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида

Ва Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества тАУ это история деятельности людей

Ва

Ва

Духовный мир личности. Мировоззрение, человек, общество

Ва

Духовный мир личности (микрокосм человека) тАУ целостное и в то же время противоречивое явление

Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления,

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни

Вместе с этим смотрят:

Потребительство как социальный феномен современности
Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека
Принцип толерантности в социальной работе
Природа социального конфликта