Семья как социальный институт

Содержание:

I.   Введение                                                                                   тАж стр. 2

II.  Исторический взгляд на брак                                                   тАжстр. 3

      1. Классификация семейно-брачных отношений                  тАж стр. 5

      2. Социальная сущность и функции семьи                            тАж стр. 6

      3. Кризис семьи и ее будущее                                               тАж стр. 12

III. Заключение                                                                             тАж стр. 17

IV. Библиография                                                                         тАж стр. 19

Введение.

П

роблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи тАУ одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более  3 тысяч названий. Ведущие исследователи  этой отрасли социологии тАУ Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский,  С.И. Голод,  И.С. Кон,  М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков,  А.Г. Харчев и многие другие.  Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция) и др.

Семья тАУ неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья тАУ начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья тАФ это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

  1. Почему люди живут семьями?
  2. Семья тАУ это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
  3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает тАЬдавлениетАЭ на семью?
  4. Всегда ли существовала семья?
  5. Сохранится ли семья в будущем?
  6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие  вопросы.

Исторический взгляд на брак.

С

емья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах тАЬИдеального государстватАЭ в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой тАЬИсториитАЭ отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встреВнчаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты тАЬидеального государстватАЭ, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют тАЬселениятАЭ, а соединение тАЬселенийтАЭ тАУгосударство.

Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: тАЬСамое древнее из всех обществ и единственно естественное тАУ это семья.. Таким образом, семья тАУ это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель тАУ это подобие отца, народ тАУ детей..тАЭ.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель тАУ в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия тАЬбрактАЭ и тАЬсемьятАЭ, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями тАЬбрактАЭ и тАЬсемьятАЭ существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы тАЬМатеринское правотАЭ. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818тАФ1881) тАЬДревнее обществотАЭ. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что тАЬсемья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется обществотАЭ. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Классификация семейно-брачных отношений.

В

истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной тАЬпостольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаемтАЭ. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. тАЬОбъективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллективатАЭ.

Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу тАУ запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками.

Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией тАУ абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

  1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;
  2. жизнь требовала расширить социальные  контакты, иметь связь с другими человеческими объединениями;
  3. таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Полигиния тАУ мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Полиандрия тАУ женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

Социальная сущность и функции семьи.

К

ак уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

В литературе времен тАЬзастоятАЭ принято считать, что основное назначение семьи тАУ удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие тАЬфункции семьитАЭ отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную тАФ биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную тАФ удовлетворение потребности в детях. В ее основе тАФ удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, тАФ это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. тАЬМужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаютсятАЭ. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие Другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина тАФ женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные разВнличия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соедиВнняясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда тАФ вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.

И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования тАФ жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям  в России.

2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводВнстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении челоВнвеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве наВнселения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человеВнчества, с поддержанием его здоровья, а также с предотВнвращением тАЬвоспроизведения в новых поколениях различВнного рода биологических аномалийтАЭ.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журВнналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. БоВнлее половины всех семей имеют одного ребенка или вообВнще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

3. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери тАФ все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.)

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь тАЬизнутритАЭ. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. 

4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений тАФ брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи тАФ социаВнлизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биоВнлогическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личВнности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способВнность любить ближнего, способность к сочувствию и сопеВнреживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся тАЬсенситивные пикитАЭ развития, закладываются основы личности тАФ память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, позВннавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивиВндуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребеВннок усваивает запреты и нормы поведения, которые заклаВндываются в его тАЬСверх-ЯтАЭ.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: тАЬЯблоко от яблони недалеВнко падаеттАЭ. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на реВнбенка.

Эффективность родительства как института социализаВнции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители тАФ живут и дети.

5. Следующая важнейшая функция семьи тАФ экзистенциВнальная, функция социальной и эмоциональной защиты своВних членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьВнями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека тАФ маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопоВнжертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

6. Следующая важнейшая функция семьи тАФ экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественВнной точки зрения заключается в поддержании несовершенВннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственВнно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

7. Социально-статусная функция связана с воспроизводВнством социальной структуры общества, так как предоставляВнет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психолоВнгических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучеВнна, но ученые располагают достоверными фактами, доказыВнвающими положительное влияние семьи на здоровье супруВнгов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаюВнщие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косВнвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает боВнлее благоприятное воздействие на здоровье супругов, приВнчем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

9. Досуговая функция осуществляет организацию рациоВннального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индиВнвида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы услоВнвимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотВнрению. Свободное время одна из важнейших социальВнных ценностей, незаменимое средство восстановления фиВнзических и духовных сил человека, всестороннего развиВнтия личности. Повышению роли досуга способствуют праВнвильный ритм и режим жизни семьи, разумное распредеВнление обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В    целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отВнпуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревноВнваниях, в проведении праздников.

11. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поВнколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый тАФ формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, баВнбушкой и др.) накопленного обществом социального опыВнта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фиВнзическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект тАФ систематическое воспитательное возВндействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий тАФ постоянВнное влияние детей на родителей (и других взрослых члеВннов семьи), побуждающее их активно заниматься самоВнвоспитанием.

12. Все большее значение социологи придавали и приВндают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество сеВнмьи в контакте своих членов со средствами массовой инВнформации (телевидение, радио, периодическая печать), лиВнтературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного обВнъединения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаВнточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательВнный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свяВнзывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динаВнмичную эпоху сильно возрастает значение семьи как псиВнхологической ячейки).

13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потВнребностей супругов.

Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.

Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались.

Более того, новый закон отменял понятие тАЬнезаконнорожденный ребеноктАЭ - как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права.

Кризис семьи и её будущее.

с

овершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь перВнвичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий, как в России в целом, так и во всех регионах. Календарь рождаемости менялся под знаком сокращения протогенетического (между вступлением в брак и рождением первого ребенка) и интергенетических (между последующими рождениями детей в семье) интервалов и резкого ускорения темпов формирования семей, особенно у самых молодых женщин.

Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин (Следует учитывать также, что рост интенсивности ВлбрачностиВ» в эти годы отчасти был стимулирован на редкость идеальной ситуацией на брачном рынке).

С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между  рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует  странам Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она достигла столь высокого уровня, что обеспечивает  почти 18% суммарной рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет, невеста бывает, беременна более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. [5].

Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодВння? Каково ее будущее?

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количесВнтва разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей тАФ 15%), сознательный отказ от роВнждения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестоВнкое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое соВнкращение уровня ВлбрачностиВ» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. тАФ 246,1 тыс. браков.

Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

С 1991 г. смертность значительно превысила рождаеВнмость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность тАФ 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокраВнщения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. тАФ (-6,6). [6].

  Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов тАУ семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция тАУ снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается.

Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители. [7]

Испытание семьи на прочность происходит под воздейВнствием тотального кризиса, переживаемого обществом, глуВнбинная природа которого носит цивилизационный характер.

При прогнозировании семейно-брачных отношений слеВндует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувВнших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, инВнформатизация общества, возрастание личностного потенциВнала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама метоВндом проб и ошибок, ценой больших лишений тАЬнащупываеттАЭ механизмы выживания. В современных условиях значительВнно изменяются социальные функции семьи. Например, больВншим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и пониВнмание того, что выживание семьи тАФ дело рук самой семьи (по принципу тАЬСпасение утопающих тАФ дело рук самих утоВнпающихтАЭ). На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономиВнческой единицей различных альтернативных видов собственВнности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутВнренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыВнночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гаранВнтированной поддержкой семейного бюджета все более выВнступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйстВнво. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.

Развитие современной семьи во многом связано с возВнрастанием роли и значения личностного потенциала в семейВнных отношениях. Это обусловлено действием таких фактоВнров, как переход к рыночным отношениям, правовому госуВндарству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. СкладыВнвается новое отношение к каждому члену семьи как персоВнне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи тАФ персоналитарную (от лат. persona тАФ особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творВнческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинстВнва личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количестВнво детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. ОднаВнко наибольшее влияние на преобразование воспроизводяВнщей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатиВнзацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адапВнтации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информациВнонном обществе будет активно заниматься повышением инВнформированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

Для обеспечения качественного роста работника и подВнрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включаюВнщие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

Алгоритм тАЬкачество информационного производства тАФ качество информационного работника тАФ качество жизнитАЭ неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном общестВнве будут происходить в основном из-за неумения и нежелаВнния считаться с индивидуальными личностными особенностяВнми членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждоВнго отдельного члена семьи тАФ серьезная причина для конВнфронтации и отчуждения.

   Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (группоВнвой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачВнные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когВнда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери).

Заключение.

и

так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья тАУ единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое Вландрогенное существоВ», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Библиография:
  1. Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). тАУ Челябинск, 1991.
  2. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. тАУ С.-П., 1990.
  3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. тАУ М., Просвещение, 1991.
  4. Елисеева И.И. Перестройка тАУ семья, семья тАУ перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. тАУ М., Мысль, 1990.
  5. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования № 7, 1997.
  6. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.

Вместе с этим смотрят:

Система воспитания как условие становления личности
Службы социальной помощи населению
Современная семья
Современное состояние и ресурсы механизмов массового влияния на общественное мнение