Социология Эмиля Дюркгейма

Министерство образования РФ.

Мончегорский политехнический колледж.

       По теме :

                CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА .      

                                                                        Выполнил :                                                     

                                                      Студент гр. ЭПП-00

                                                      Золотарёв Юрий.

       Преподаватель :

                                                      Саенко Л.В.

                Мончегорск 2001.

       Содержание.

1.        Жизненный путь ученого

2.        Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

3.        ВлСоциологизмВ» как философское обоснование социологии

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии

5. Итоги и выводы

1. Жизненный путь ученого.

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввиВнна. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предВнков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолВнжить семейную традицию. БиоВнграфы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это реВншение оказала его школьная учиВнтельница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более обВнщих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) евВнрейской общины и развития ассиВнмиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с осВнлаблением религиозной нетерпиВнмости и процессами секуляриВнзации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравВнственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую НормальВнную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знамеВннитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отноВншения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на форВнмирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелоВнстью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозваВнли его ВлметафизикомВ».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с соВнстоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабораВнтории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем Влсоциальной науки и педагогикиВ» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру Влсоциальной наукиВ» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала ВлСоциологиВнческий ежегодникВ» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получивВншую название ВлФранцузская социологическая школаВ». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру Влнауки о воспитанииВ», впоследствии переименованную в кафедру Влнауки о воспитании и социологииВ». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционВнных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользоваВнлись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реВнформ, основанных на научных рекомендациях. Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реВнформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной соВнциальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примиВнрить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и граВнжданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предВнметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказаВнлось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима ВтоВнрой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонВнников возрождения монархии и приверженнее Влсильной властиВ», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость наВнционального согласия на республиканских, светских и рационалистичесВнких принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социолоВнгической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой соВнциологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молоВндой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноябВнря 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии.

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: ДеВнкарта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой полоВнжил Декарт. ВлМанифестВ» дюркгеймовской социологии, книга ВлПравила социологического методаВ» (в рус. пер. - ВлМетод социологииВ»), удивительВнным образом перекликается с ВлРассуждением о методеВ» Декарта. Оба труВнда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонВнностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие Влправила методаВ», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим ВлправиламВ» посвящена вторая часть ВлРассуждения о методеВ».

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обВннаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальВнной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рациональВнного объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшестВнвенника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии слеВндует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулиВнровал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в опредеВнленном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлеВннию программы создания социальной науки.

Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул ВлотцаВ» социолоВнгии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как ВлпозитивистскойВ» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохВнновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулироВнвал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на ВлобъективнуюВ» социоВнлогию Кота и в то же время решительно отвергал его ВлсубъективнуюВ» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса ВлпочемуВ» вопросом ВлкакВ», он упорно искал глубинные причины социальных явлеВнний. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эвоВнлюционизм Влкрестного отцаВ» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: ВлЧеловечество одновременно пошло различными путями и, следоВнвательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюВнду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулатеВ».

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, преВнжде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.

Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, ВлнеокритицистаВ» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с предВнставлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.

Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государстВнва в установлении социальной справедливости, введение светского воспиВнтания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.

Но меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историВнков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научВнное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стоВнроне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неодноВнзначным: одновременно ВлнегативнымВ» и ВлпозитивнымВ» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с конВнцепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и ВлпозитивноеВ» влияние идей Спенсера. Это относится, в частВнности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стоВнроне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность исВнпользовать Влэлементарные формыВ» как модель для изучения форм развиВнтых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, такВнже строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, станоВнвясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования , что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что соВнциальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социоВнлогия как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая лоВнгическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и Влгрустным зрелищем конфликта между классамиВ». В свою очередь социализм не связан неразВнрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научВнного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия ВлсоциализмВ» и ВлкоммунизмВ». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна* масса но состоит из дифференциВнрованных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и Влстремится связать различные функции с различными органами и последВнние между собойВ»

Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считая, что дм его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: ВлСоциаВнлизм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономиВнческих функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических силВ».

Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологиВнческих интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияВнние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. ДюркВнгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд ВлСтроеВнние и жизнь социальных телВ»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса ВлОбщества животВнныхВ» Дюркгейм считал Влпервой главой социологииВ». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие ВлколлекВнтивное сознаниеВ». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, слезет указать на влияние двух учителей Дюркгейма в ВысВншей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя вывоВндить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специВнфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.

Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели разВнличение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящий образцы исследований развития социальВнных институтов, по существу, исследований в области исторической социоВнлогии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную чеВнстность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. ВлПатриотизм - добродетель, а история -наука; их нельзя смешиватьВ»; ВлДля одного дня синтеза нужны годы аналиВнзаВ» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на переВнсечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыВнслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схеВнматичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

3. ВлСоциологизмВ» как философское обоснование социологии.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначаВнют как ВлсоциологизмВ». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенВнности социологических воззрений французского ученого.

Для понимания дюркгеймовского ВлсоциологизмаВ» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологизмаВ», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный поВнрядок; она столь же устойчива, основательна и Влреальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.

Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социВнальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Вл..Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. КоВннечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтоВнбы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбиВннированы определенным образомВ», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научВнное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощаВнющих противоположность этих реальностей. ВлИндивидуальные факты -социальные фактыВ», Влиндивидуальные представления - коллективные предВнставленияВ», Влиндивидуальное сознание - коллективное сознаниеВ», ВлсветВнское - священноеВ» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с обВнщей концепцией человека у Дюркгейма. Как уже отмечалось, во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория челоВнвека, всякая общая социология гак или иначе базируется на какой-то филоВнсофской антропологии. Социология Дюркгейма не составляла в этом смысле исключения. Человек для нею - и о двойственная реальность, hото dир!ех, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная .

3. Онтологическая сторона ВлсоциологииВ» но сводится, однако, к приВнзнанию основательности и автономии социальной реальности. УтверждаВнется примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поВнведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплоВнщают остальную реальность, безраздельно господствуют: Влколлективные представленияВ» - над индивидуальными, Влколлективное сознаниеВ» - над индивидуальным, ВлсвященноеВ» - над ВлсветскимВ» и т. п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним сущеВнствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отноВншению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - ВлреальныйВ» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более ВлреальнуюВ» реальность, чем индивид, оно доминиВнрует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Таким образом, характерная онтологическая черта ВлсоциологизмаВ» - это Влсоциальный реализмВ», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстреВнмистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон.

Методологический аспект ВлсоциологизмаВ» тесно связан с его онтолоВнгическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее поВнзнавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинВнно-следственных связей ч закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам есВнтественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналоВнгий и понятий а его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согВнласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещиВ». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальВнной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устВнранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. ВлРассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать но отношению к ним опредеВнленную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой предВнставляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от котоВнрых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекциейВ», - писал он. Это обстоятельство нередко игВннорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноВнменологических теориях. Положение об ВлантивещномВ» характере человеВнческого бытия стало для некоторых из них отправным пунктом. Ж.-П. Сартр в своей феноменологической онтологии характерной чертой человеческоВнго существования (Влбытия-для-себяВ») провозгласил его противоположность вещному бытию (Влбытию-в-себеВ»); соответственно подход к человеческой реальности как к вещам трактовался им как ее искажение. ФранцузВнский феноменолог Ж. Моннеро подверг критике идеи Дюркгейма в книге с характерным антисоциологистским названием: ВлСоциальные факты - не вещиВ».

Методологический монизм Дюркгейма резко контрастировал с дуалистиВнческими трактовками научной методологии, противопоставлявшими ВлобъяВнснениеВ» и ВлпониманиеВ» (В. Дильтей), ВлномотетическийВ» и ВлидеографическийВ» (В. Виндельбанд), ВлгенерализирующийВ» и ВлиндивидуализирующийВ» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках о культуре Эта тенденция, харакВнтерная для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методоВнлогия и представление о единстве научного знания.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостояВнтельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и меВнтодологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако ВлсоциологизмВ» Дюркгейма выходит за рамки этого методолоВнгического принципа. Поскольку в соответствии с его Влсоциальным реализВнмомВ» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняюВнщих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единВнственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только  как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гноВнсеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняВнется н ВлсоциологизмеВ» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как Влсоциологический империализмВ»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как Влсистема, корпус социальных наукВ». В результате ВлсоциологизмВ» предстает не только как базовая социологичеВнская концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стреВнмился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к филосоВнфии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличиВнтельных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он. по собственному признанию, всегда оставался философом.

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с ею отрицательным отношением к умозрительВнным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и раВнциональном методическом фундаменте.

Таковы основные принципы ВлсоциологизмаВ», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как саВнмостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в неВнпрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, индиВнвидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным воплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно, что именно в нем ДюркВнгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки.

Парадокс антипсихологизма Дюркгейма состоял в том, что, выступая проВнтив психологического редукционизма в социологии (который логически приВнводил к ее упразднению как самостоятельной науки) и стремясь отделить социологию от психологии, он следовал примеру последней. Выделению соВнциологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психоВнлогии от философии и физиологии. Открытие психической реальности дало толчок к поискам в сфере собственно социальной реальноВнсти и, таким образом, сыграло роль научно-методологического прецедента.

Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом по существу с позиций зарождавшейся тогда социальной психолоВнгии. ВлКогда мы говорим просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности в обВнсуждениях ограничить таким образом смысл слова. Коллективная психоВнлогия - это вся социология целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?В». Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как Влколлективное сознаниеВ», Влколлективные представВнленияВ». Влколлективные чувстваВ», Влколлективное вниманиеВ» и т. и., у него была сугубо ВлсоциологистскойВ»: последние рассматривались как надынВндивидуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим ВлсоциологистскаяВ» социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от ВлпсихологистскойВ» социальной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономерности к индивидуально-психологиВнческим.

Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных ВлсоциологистскихВ» и антипсихологистских форВнмулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчерВнкивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономичесВнкие). Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось резульВнтатом изменения методологической ситуации в социальной науке и постеВнпенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения.

Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апелВнлировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объВнем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к Влсоциальной средеВ» и социальным условиямВ» (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он вес чаще обращается к понятиВням Влчувства долгаВ», Влморального авторитетаВ» общества и другим психологическим и символическим посредникам между общеВнством и индивидом.

Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собВнственно ценностной проблематике в конце жизни.

В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и псиВнхологии.

Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обосноВнванием воспользоваться применительно к определенным социальным явВнлениям, к предмету и методу новой науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, котоВнрые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное возВндействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-В».

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социолоВнгии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском ВлСоциологическом ежегодникеВ». В целом соВнциология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, соВнциальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует Влсубстрат В» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучеВнние, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальВнной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология исследует Влжизненные проявления обществВ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социоВнлогию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию;  6)  эстеВнтическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретичеВнский синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская стоВнрона науки.

4. В поисках социальной солидарности:

от теории разделения труда к теории религии.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию ВлсолидаризирующейВ» функции разделения труда. В своем исследовании самоВнубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создаВнние и поддержание социального единства - основная функция религиозВнных верований и действий.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодоВнвитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: ВлО разделении общественВнного трудаВ» (1893), ВлМетод социологииВ» (1895), ВлСамоубийствоВ» (1897) и ВлЭлементарные формы религиозной жизниВ» (1912).

Книга ВлО разделении общественного трудаВ» представляет собой публиВнкацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет обВнщую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доВнказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот факВнтор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традициВнонные верования утратили былую силу и привлекательность.

Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических (ВлсегментарныхВ») обществах соВнциальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в Влколлективном сознанииВ» (Влмеханическая солидарностьВ»), то в развитых (ВлорганизованныхВ»)) социальных системах она основана на автоноВнмии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (Влорганическая солидарностьВ»), причем Влколлективное соВнзнаниеВ» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто эконоВнмическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современВнные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.

Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного праВнва, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показатеВнлями органической солидарности. Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными тиВнпами обществ .

Общая схема дюркгеймовского описания

механической и органической солидарности в соответствии

определенными типами обществ (по С. Люксу).

Механическая солидарность.

  1. Морфологическая (структурная) основа.

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальВнной        основе)

Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)

Относительно малый объем населения

Относительно низкая материальная и моВнральная плотность

2) Типы норм (воплоВнщенные в праве)

Правила с репрессивВнными санкциями

Преобладание уголовВнного права

З а) Формальные признаки коллективВнного сознания

Большой объем

Высокая интенсивВнность

Высокая определенВнность

Власть группы абсоВнлютна

3 б) Содержание коллективного сознаВнния

Высокая степень религиозности

Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

Приписывание высВншей ценности общестВнву и интересам общества как целого

Конкретность и легальный характер

Органическая солидарность

  1. Морфологическая (структурная) основа

Основана на разделеВннии труда (преобладает в более развитых обществах)

Организованный тип (слияние рынков и рост городов)

Большая взаимозавиВнсимость (относительно сильные социальные связи)

Относительно больВншой объем населения

Относительно высокая материальная и моВнральная плотность

2) Типы норм (воплоВнщенные в праве)

Правила с реститутивными санкциями

Преобладание коопеВнративного права (гражВнданского, коммерчесВнкого, процессуального, административного и конституционного)

З а) Формальные признаки коллективВнного сознания

Малый объем

Низкая интенсивность

Низкая определенВнность

Больший простор для индивидуальной инициативы и рефВнлексии

3 б) Содержание коллективного сознаВнния

Возрастающая светскость

Ориентированность на человека (связь с интеВнресами человека и открытость для обсужВндения)

Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудоВнвой этике и социальВнной справедливости

Абстрактность и общий характер.

Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формироваВнлась под влиянием (Влпозитивным)) и ВлнегативнымВ») соответствующих теоВнрий Конта, Спенсера и Тенниса.

В работе ВлО разделении общественного трудаВ» эволюционистский подВнход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур (ВлсегментарныхВ» и ВлорганизованныхВ» обществ) и расВнсмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюВнционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов .другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказыВнвается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главВнным образом говорить не об обществе, а об обществах.

Хотя ВлмеханическаяВ» солидарность в его интерпретации характерна преВнимущественно для архаических обществ, а ВлорганическаяВ» - для современВнных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов ВлмеханическойВ» солиВндарности при господстве ВлорганическойВ», и вообще эти категории в его инВнтерпретации выступают преимущественно как Влидеальные тиныВ», по терминологии М. Вебера.

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труВнда само придет к своему ВлнормальномуВ» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования ВлСамоубийства)В» (1897) и особенно выхода второго издания книги ВлО разделении общественного трудаВ» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаВнторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежВнде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что но помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой раВнботе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории;

помимо уже упоминавшегося Влколлективного сознанияВ», это, в частности, такие понятия, как Влсоциальная функцияВ» и ВланомияВ».

Под социальной функцией Дюркгейм понимает отношение соответВнствия между млением или процессом и определенной потребностью соВнциальной системы. Образцом для подобного понимания функции послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганичесВнкой школой (органицизмом) в социологии. Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнения с биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал главВнной познавательной целью социологии.

Вообще Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленВнности социальных явлений. Он считает, что любой более или менее значиВнтельный обычай или институт; если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмыВнсленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения. В своем труде ВлЭлементарные формы религиозной жизниВ» в качестве Влглавного постулата социологииВ» он провозглашает: Вл..Созданный людьВнми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не кореВннился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которого не смог бы преодолетьВ».

Важное значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативВнного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и соВнстоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились'.

Работа ВлМетод социологииВ» (заглавие в оригинале - ВлПравила социологиВнческого методаВ») вначале была опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана па опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, ВлМетод социологииВ» во многом перекликается с ВлРассуждением о методеВ» Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: опреВнделения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательстВнва, различения ВлнормальныхВ» и ВлпатологическихВ» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.

Сама попытка систематизации и обоснования социологического метоВнда было новым явлением для того времени. Ранее у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблеВнматике предметной теории и общей научной методологии.

В ВлМетоде социологииВ» проявилось стремление Дюркгейма строить соВнциальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обосВннованном фундаменте: отсюда его понятие Влметодическая социологияВ». Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направВнлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих труВндов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную пауку.

В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в ВлМетоде социологииВ». Сформулированные в нем ВлправилаВ» - больВнше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя. В конечном счете они основываВнются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизиВнческих и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного непредвзятого поВнзнания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции МаВнкса Вебера, выраженной в его знаменитой работе ВлНаука как профессияВ».

Исследование Дюркгейма ВлСамоубийствоВ» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризуВнющего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоВнды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоВнубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистиВнческое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остаВнется наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом инВндивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. Видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индиВнвидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. АнеВнмия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в ВлСамоубийствеВ» дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергаВнлось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом.

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - ВлЭлеменВнтарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в АвстралииВ». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австВнралийских аборигенов. Обращение к этим ВлэлементарнымВ» формам позвоВнляет, с точки зрения автора, исследовать религию в Влчистом видеВ», без последующих геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил пеВнред собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была горазВндо более широкой. Во-первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеВнологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством выВнведения основных категорий мышления из первобытных социальных отноВншений. Не случайно первоначально Дюркгейм намеревался назвать его ВлЭлементарные формы мышления и религиозной жизниВ».

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как сущеВнствуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предпоВнлагает противоположную веру тАУ в естественное, -возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он происходит из того, что отличиВнтельной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объеВнктов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как ВлсвязВнную систему верований н обрядов, относящихся к священным, то есть отдеВнленным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонникаВнмиВ».

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общестВнва, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия тАУ это символическое выражение общества; поэтому, поклоВнняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - ВлреальномуВ» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга ВлЭлементарные формы религиозной жизниВ» явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное сообщество единодушно относит се к разряду социологической классики. Соответственно, бесспорВнным классиком социологии считается и ее автор.

5. Итоги и выводы.

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науВнки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутстВнвует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследоВнваний. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологиВнческой школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтолоВнгических обоснований необходимости и возможности социологии как науВнки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность облаВндает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулиВнрованию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожноВнго и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальВнные процессы.

В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обВнществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. ВлМежду Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу- Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символическиВ».

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об общеВнстве - социологии.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Доказывая ВлнормальныйВ» характер солидарности в обществе и ВланормальВнныйВ» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаеВнмое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы ВлорганичесВнкойВ» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) ВлмеханическойВ» солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда не только порождает социальную солиВндарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельВнство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше осВннования, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более ВлнормальноеВ» и универВнсальное явление, чем социальный конфликт.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социВнальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как праВнктическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравВнственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравВнственные ценности и устремления общества.

   Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда реВнгулируется некоторым набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

В эпистемологическом аспекте вклад Дюркгейма был не менее значителен, чем в онтологическом. Он убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных сисВнтемах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказаВнтельства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологиВнческих предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научВнные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении соВнциологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение професВнсиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собстВнвенной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практичесВнкой ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу общестВнву, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональВнную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Будучи противником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгейм одновременно был противником растворения социологического подхода в подходах, свойственных другим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и отстоять самостоятельность социологии сочеталось у него с решительным неприятием дилетантизма в этой науке, компрометировавшеВнго ее в глазах ученых и широкой публики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под рубрикой или заглавием ВлсоциологияВ» нередко фигурировало все, что угодно. Социологическая этика Дюркгейма - это этика честного, непредВнвзятого и компетентного исследования.

В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря ему социоВнлогия во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из перВнвых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологичеВнские кафедры.

Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире соВнциологических журналов - ВлСоциологический ежегодникВ» (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных предВнставителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные приверВнженностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая шкоВнла, или школа Дюркгейма.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, осВннованной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опредеВнленных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских

связях и т. д.

Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог МарВнсель Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс; экономист Ф. Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес; синолог М. Гране и др.

Коллективная форма научной работы, характерная для школы ДюркВнгейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отлиВнчавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении Влучитель-ученикВ». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивиВндуальность.

Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца      19-начала 20 в. существовали и другие, конкурирующие направления: школы Влсоциальной наукиВ» к Влсоциальной реформыВ», следовавшие традициям        Ф. Ле Пле; органицистское и психологическое направления, объединенные вокруг выходившего во Франции ВлМеждународного обозрения социологииВ»      (с I893 г.); ВлкатолическаяВ» социология. Но именно дюркгеймовская школа занимала ключевые позиции во французской академической системе вплоть до начала второй мировой воины. Правда, к 30-м годам она уже не предстаВнвляла собой единого целого. В середине 20-х годов Марсель Мосс предВнпринимает попытку возобновить издание ВлСоциологического ежегодникаВ», но ему удается выпустить только два тома (1925, 1927 гг.). В выходящей с 1949 г. третьей серии ВлСоциологического ежегодникаВ» характерные черты школы утрачены, и дюркгеймовская традиция сосуществует с другими.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. НаВнучное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодоВнтворным для развития социологического знания.

                               

Литература.

1.Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. МтАЮ 1991.

3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

5.Дюркгеим Э. Ценностные и ВлреальныеВ» суждения // Дюркгейм Э.        Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

6.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. СоциоВнлогия. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

8. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классиВнфикации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. МтАЮ 1996.

9. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.

Вместе с этим смотрят:

Соционика и социоанализ в современном обществе
Социум
Спортивные предпочтения досуга молодежи
Средний слой общества в РФ