Этносоциология

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    КОМИТЕТ   РОССИЙСКОЙ

                         ФЕДЕРАЦИИ  ПО   ВЫСШЕМУ   ОБРАЗОВАНИЮ

Институт мировой экономики и информатизации

Реферат

          Студентки 

  

                    По предмету:

       тАЬСоциологиятАЭ

                     На    тему:

тАЬЭтносоциологиятАЭ

Преподаватель: Малькова Т. П.

                     

г. Москва

                                         2001

План

Введение

I. Нации и этнические группы

       а) понятие нации и этноса

    б) развитие взглядов на этносы

II. Тенденции развития духовной жизни народов

III. Этнические аспекты политики

Заключение

Литература

Введение

Предметом этносоциологии являются национальное самоВнсознание и этническое поведение, опосредованные конкретВнно-историческими условиями их функционирования.

Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятельное существование их культуры и даже самоназвание, третьи были лишены возможности иметь свою письменность, свой язык, свою литературу.

В этноВнграфической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правиВнло, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроеВннием и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы-группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным строем и психологией. Будем употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенВнность этнической группы.

I. Нации и этнические группы

На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой тАФ от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капитаВнлистических экономических отношений. Соответственно больВншим был разрыв и в уровне культуры1

. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщеВннии к достижениям человеческой цивилизации. На уклад жизни влияли религиозная обстановка, историческое прошлое, языковые особенности, степень развитости контактов с друВнгими нациями и народностями. Специфика проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйств, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

Все это многообразие общественных связей внутри кажВндой нации, народности и этнической группы и между ними образовывало самые различные оттенки, типы и формы наВнциональных межнациональных отношений.

Совместная жизнедеятельность не могла не порождать проблемы, противоречия.

Поэтому вполне естественно, что наука, отдельные учеВнные уже давно стали специально изучать историю наций, их культуру.

В работах историков (Ю.В.Бромлей, Ю.Кахк, В.И.КозВнлов, К.В.Чистов), как правило, характеризовались этапы реВншения национального вопроса, опыт осуществления нациоВннальной политики в различных регионах страны. Часть работ была посвящена путям и средствам развития отдельных сфер национальной жизни, главным образом в сфере экономики и духовной жизни. Определенный интерес представляют рабоВнты, посвященные становлению двуязычия, роли русского и национальных языков в создании культуры. Немало исследоВнваний тАФ и исследований интересных тАФ было связано с анаВнлизом этнографических проблем жизни тех или иных наций, народов и народностей.

В работах философов (Э. А. Баграмов, М. С. Джунусов, Ж. Г. Голотвин, А. М. Егизарян, И. П. Цамерян, М. И. Куличенко и др.) чаще всего рассматривались проблемы социально-классовой структуры, социальные проблемы развития кульВнтуры, языка, образования и быта. При этом акцент делался на позитивных процессах, свидетельствовавших о расцвете национальных культур, о сближении образа жизни наций и народностей, и совсем недостаточно говорилось о том, с какими противоречиями сталкивалось осуществление национальной политики, какие процессы происходили в экономических, социальных и политических отношениях, какие нерешенные вопросы возникали в ходе взаимодействия кульВнтур различных наций.

При анализе методов решения национального вопроса исследователи очень часто ограничивались анализом покаВнзателей экономического и социального развития наций и народностей и чрезвычайно мало обращали внимание на те аспекты национальных отношений, которые самым непоВнсредственным образом связаны с восприятием людьми объВнективной реальности, с противоречиями в национальном самосознании. Особое место в этносоциологии занимает группа историВнков, которая знаменовала в своей работе единство историВнческого и социологического подхода (Ю. В. Арутюнян, М. А. Губогло, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов и др.) и которая с 60-х годов реализовала ряд уникальных исследовательских проектов. Именно исследования этих ученых, а также социоВнлогов-философов (В. Н.И ванов) вскрыли многие тревожные симптомы, которые появились задолго до распада СССР и свидетельствовали о созревании скрытых напряженностей (например, отток русскоязычного населения из республик, в частности Грузии, начался еще в конце 70-х годов, а не в конце 80-х, и тем более не после 1991 года).

Вместе с тем ни в теории (в социологии), ни на практике не был своевременно замечен и оценен рост национального самосознания. Хотя этот процесс происходил в условиях инВнтернационализации общественной жизни, нельзя забывать, что и этот вид общественного сознания может неадекватно отражать объективную реальность. При определенных услоВнвиях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведеВннии) возникает возможность появления национализма и шоВнвинизма, представляющих по своей сути деформацию полиВнтического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма тАФ стремВнление обеспечить привилегии своему народу за счет других.

Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. Так как практически в мире не осталось однонациональных гоВнсударств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (осоВнбая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих многоВнплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна счиВнтались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмечаВнлись в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в ПендВнжабе (Индия), в Югославии.

      Поворот к национальным, этническим проблемам происВнходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войВннах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора в 1984тАФ1989 годах достиг, по данным Д.Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 по 1983 год) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических вооруВнженных конфликтов в ближайшем будущем будет возрастать. Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. Обострились проблемы крупных этничесВнких групп и диаспор, по тем или иным причинам не имеюВнщих своей государственности на территории СНГ: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов. До сих пор кровоточат раны от переселения целых народов: калмыков, чеченцев, ингуВншей, кабардинцев и т.д.

II. Тенденции развития духовной жизни народов

Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, область национальной самобытности. И это в самом деле так. Именно культура, язык, обычаи и траВндиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой нации, народности, этнической группе.

Прежде всего исследователи  отмечают значение культуры, накопленных ею ценносВнтей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинВнное уважение к духовным ценностям других народов тАФ этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-класВнсовые черты каждой национальной культуры.

Национальная культура проявляет себя в таких явлениях и процессах, как деятельность массовых (библиотеки, клубы, кино) и специализированных учреждений (театры, музеи, художестВнвенные выставки, филармонии и т.д.). Как показывают социоВнлогические исследования, развитие таких форм национальной культуры и их влияние на национальное самосознание протекаВнют весьма своеобразно. Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации2

.

Аналогичные процессы характерны и для образования и науки. Попытки ограничить себя национальными школами, подготовкой молодежи к будущей жизни только на нациоВннальной основе ни к чему позитивному не приводят. НаобоВнрот, нарастает отвержение этой национально-культурной замкВннутости, о чем свидетельствуют социологические данные по многим республикам.

Это в значительной степени объясняется тем, что ограниВнчение подготовкой только в национальных школах приводит к потере конкурентоспособности молодого человека во взроВнслой жизни, затрудняет его приобщение к достижениям миВнровой культуры.

Не менее сложной для развития духовной жизни народов является проблема языка. Мы оправданно гордимся тем, что нации и народности имеют свою письменность, язык, литеВнратуру. Но не все. Дело в том, что в стране проживает немало этнических групп, численность которых не превышает 500, 800, 1500 человек. И хотя они составляют 0,3% населения, решение этой проблемы не снимается, а лишь обостряет неВнобходимость поиска приемлемых форм, базирующихся как на общечеловеческих, так и на национальных ценностях и традициях.

В ряде республик вследствие долгих деформаций в нациоВннальной политике возникло движение за превращение языка своего народа в государственный язык. Можно понять, что прошлые ошибки вызывают стремление к своего рода историВнческому возмездию. В самом деле, калмык должен чувствовать себя полноправным гражданином, решительно ни в чем не ущемленным в своих человеческих правах, в том числе и в вопросе языка. Но только гарантирует ли этот акт от изъянов в решении национально-языковых проблем? Нет! Наиболее раВнзумное и приемлемое решение проблемы языка в рамках многоВннациональных государств тАФ это двуязычие, би- и трилингвизм.

Вместе с тем требуется осмысление и новой ситуации с русским языком как языком межнационального общения. В условиях научно-технической революции незнание русского языка серьезно тормозит освоение и внедрение новой техниВнки и технологии, выравнивание уровней культурного развиВнтия, овладение последними достижениями науки.

Сторонникам абсолютизации роли национального языка и игнорирования русского языка можно привести следующие данВнные: на Земле существует около 2000 языков в 266 странах, из которых 259 являются государственными. Но более 90% населеВнния мира в качестве государственных используют 12 основных языков, которые имеют аудиторию от 100 млн до 1,2 млрд челоВнвек.

Оптимальным развитие духовной жизни можВнно назвать тогда, когда учитываются такие уникальные явлеВнния, как традиции, обычаи и нравы народов, их приверженВнность к определенному образу и стилю жизни. Именно они с наибольшей наглядностью отражают сущность и особенносВнти национального самосознания.

Наиболее полный материал по этим характеристикам жизни народа накопили этнографы и этнологи. Социологи пока еще слабо их учитывают и исследуют. Но все же можно сделать следующие выводы. Иногда дается не совсем точная трактовка роли и значения национальных траВндиций, обрядов, обычаев. Применительно к проблемам традиций, обычаев, привыВнчек может быть сформулировано единственное требование: их существование, развитие, поддержка должны основыватьВнся на одном тАФ уважении к человеческому достоинству, на том, чтобы специфические явления духовной жизни одного народа не ущемляли и не попирали ни в коей мере ценности других наций и народностей.

Гипертрофикация стремления ориентироваться только на национально особенное порождает серьезные издержки в разВнвитии национальной культуры. Неоднократно выдвигавшееВнся требование стремиться к соблюдению адекватных пропорВнций в удовлетворении культурных, языковых и других запроВнсов как у коренных, так и у некоренных народов, к установлению пропорционального их представительства в орВнганах управления, культуры, будучи привлекательным по форВнме, создает на уровне индивидуального и группового сознания потенциальную почву для национальной кичливости и чванства у одних групп населения и порождает неудовлетвоВнренность у других.

В этом плане важно развитие всех форм межличностного общения, что способствует адаптации в этнической среде. В конечном счете доверие утверждается не вообще, а в конкретВнной обстановке, в реальном сознании и поведении людей.

III. Этнические аспекты политики

Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятельное существование их культуры и даже самоназвание, третьи были лишены возможности иметь свою письменность, свой язык, свою литературу.

В этом смысле решение национального вопроса в СоветВнской России после 1917 года и в 20-х годах можно считать существенным сдвигом с точки зрения признания прав всех без исключения народов. Обнародованная 2 ноября 1917 года тАЬДекларация прав народов РоссиитАЭ устанавливала своВнбодное развитие, равенство и суверенность всех национальВнностей и народностей России. Некоторое время спустя СоВнветское правительство в своем обращении тАЬКо всем трудяВнщимся мусульманам России и ВостокатАЭ гарантировало им полную свободу устройства своей жизни. Эти акты принесли определенные плоды, создав условия для доверия между наВнродами, что стало основой для решения ряда экономических и социальных проблем и в области национальных отношеВнний. Были осуществлены меры по развитию национальных культур, созданию письменности многих национальных меньВншинств. Интересным, но, к сожалению, утерянным было многообразие в решении национальной государственности и культурной автономии: вплоть до начала 30-х годов сущестВнвовали не только республики и округа, но и национальные районы и даже волости (сельсоветы), многочисленные нациВнонально-культурные центры. Только в Новосибирске в 1919 году издавалось 17 газет на национальных языках, в том числе на венгерском, чешском, немецком, китайском3

.

В 90-е годы многие аналитики возложили вину за распад СССР, за этнические конфликты, взлет национализма и шоВнвинизма на национальную политику, на создание национальВнно-государственных (республики) и национально-территориВнальных (национальные области и округа) образований. ОднаВнко ссылка на опыт США и других стран несостоятельна тАФ она олицетворяла тАЬплавильный котелтАЭ, в котором все прибыВнвающие представители других наций подвергались ассимиВнляции и превращались в представителей такой нации, котоВнрой не знала история, тАФ американской.

В условиях же России все народы имели свою историю, свою территорию, свой язык и культуру, многие из которых обладали тысячелетними традициями. Ошибка состояла не в том, что, по Конституции СССР 1936 года, была создана четырехчленная система национально-государственного строительВнства тАФ союзная республика, автономная республика, автономВнная область и национальный округ, а в том, что по мере огВнромных индустриальных преобразований в стране в результаВнте большой миграции и социальных перемещений была самым серьезным образом изменена этническая карта. И нужно было приводить изменения в соответствие с реальностью, закрепВнленной в законодательных актах, а не консервировать ее, отВнкладывая решение на потом.

Кроме того, нужно было учитывать, что реальная совместВнная жизнь наций и народов была далеко не беспроблемной. Главная беда состояла в том, что противоречия, социальные болячки загонялись вглубь, скрывались. В отношении отдельВнных народов принимались произвольные решения, многие перспективные вопросы игнорировались или их решение имитировалось.

В национальной политике не учитывалась специфика наВнциональных и межнациональных отношений, которая заклюВнчается в необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, во-первых, они включают в себя отВнношения всех сфер общественной жизни тАФ экономические, социальные, политические, духовные тАФ и, во-вторых, одноВнвременно предполагают их анализ как единства материальноВнго и идеального. Игнорирование такого подхода привело к тому, что болезненно заявили о себе стремления к национальной замкнутости, местничеству, иждивенческие настроения.

Поэтому для этносоциологии большое значение имеет изучение национальных особенностей всех сфер общественВнной жизни.

Игнорирование национально-особенного в экономичесВнкой жизни, крупные просчеты в решении назревших проблем материального производства, слабый учет интересов людей проявились в огромных социально-экономических издержках, в потере национального суверенитета, в диктате общесоВнюзных министерств и ведомств, что в конечном счете пороВндило идею хозяйственной автаркии и стремление к максиВнмальной независимости от центра.

Чрезмерная централизация экономического и социальВнного развития, подавление инициативы и самостоятельносВнти породили такие процессы, которые, с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского общества мигВнрацию из одной республики в другую, а с другой тАФ стагнаВнцию социальных перемещений, избыток рабочей силы в ресВнпубликах Средней Азии и Закавказья. Несовершенство этих отношений тормозило трудовую активность и в государстВнвенном, и в кооперативном секторе, серьезно искажало структуру потребления и доходов и, самое главное, оказало пагубное влияние на сознание и поведение людей. Все это в немалой степени способствовало распространению тАЬтеневой экономикитАЭ, имеющей нередко национальную окраску и глубоко деформирующей нравственные устои.

Эти и другие процессы, происходящие в экономической жизни, со временем породили в национальном самосознании вопрос: насколько справедливо распределяется национальный доход как достояние всего народа между республиками, друВнгими национальными образованиями и соблюдаются при этом интересы конкретных наций и народностей? И здесь вступали в силу мотивы духовного порядка: при отсутствии информаВнции появлялись убежденность в неправильном, не соответстВнвующем вкладу распределении ресурсов, в ущемлении прав отдельных республик. Именно эти факторы и послужили одВнной из причин роста настроений националистического толка, когда ряд представителей интеллигенции с уверенностью утВнверждали, что их республики больше отдают стране, чем полуВнчают от нее. Неудивительно, что очень часто эти претензии появлялись тогда, когда не было полной и достоверной картиВнны экономических процессов, и в этом смысле идея защиты национальных интересов получила поддержку населения.

В условиях рыночных отношений национальные аспекты экономической жизни наряду с позитивной тенденцией росВнта самостоятельности обнаружили и свои противоречивые последствия. Что касается национального самосознания наВнселения бывших союзных республик, то стало очевидным, что их экономика поддерживалась Россией и полученная незавиВнсимость пока ничего, кроме изъянов, не принесла: они стали в еще большей степени обездоленными.

Что касается национального самосознания населения ресВнпублик России, то его высокая степень автономности поддерВнживается лишь в тех из них, которые обладают значительным экономическим потенциалом (Татарстан, Якутия, Бурятия и Башкирия). Для других же идеи хозяйственной автаркии, экоВнномического суверенитета и самостоятельности обернулись серьезными издержками. Важным направлением в социологии наций стала социальВнная сфера национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы социальной справедливости, осущестВнвляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние факторов, свяВнзанных с функционированием общественного сознания, проВнявляется еще острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных нациВнональностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни. Национальный компонент таВнких проблем оказывает существенное влияние на сознание и  поведение людей. Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у людей постоянно подрывалась вера в равенство социВнальных возможностей. Пресловутая пятая графа была источВнником многих личных трагедий. Аналогичная по своим посВнледствиям ситуация сложилась и в условиях провозглашенВнного национального суверенитета: представители не титульных народов осознали себя людьми второго сорта, оказавшись живущими в иноязычной среде.

В принципе место человека, возможности его развития и т.д. определяются не классовой или национальной принадВнлежностью, а личными качествами, способностями, трудом. В то же время сохранение национального деления общества не может не отражаться на конкретных индивидах и социальВнных группах, на формировании их сознания и психологии.

Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением проявляется, во-первых, в ценВнностях, установках и ориентациях людей, которые могут быть деформированы по самым различным причинам, и, во-втоВнрых, в конкретных способах решения социальных проблем, когда они приобретают национальную окраску, что может иметь как положительный, так и негативный эффект.

Так, анализ просчетов в национальной политике показыВнвает, что если интересы представителей одной нации или наВнродности преувеличиваются, то это, как правило, ведет к ущемВнлению интересов других национальностей. Эти предпочтения четко фиксировались в общественном сознании, на основании чего делались и практические выводы. Именно таким обВнразом понятая национальная политика с точки зрения подВндержки интересов определенной нации привела к уменьшеВннию населения других национальностей в ряде республик. По отношению к представителям других национальностей стали употребляться слова тАЬмигранттАЭ, тАЬинородецтАЭ, что сильно затраВнгивало национальные чувства и нередко вело к обострению межнациональных отношений4

.

Такая местническая, недальновидная политика не могла в своем развитии не привести и к ущемлению интересов отВндельных групп одной нации в ущерб другим. Это проявилось в республиках Прибалтики, в Молдове, Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете обернулись межнациональным противостоянием, возрождеВннием и оживлением недоверия между коренным населением и представителями других наций. Такое нарушение принциВнпа социального равенства, равенства возможностей людей на национальной основе не проходит бесследно и, как правило, имеет негативные социальные последствия.

Как ни покажется странным, но многие недостатки в росВнсийском обществе стали своеобразным продолжением достоВнинств, когда в национальной политике реализуются неоправВнданные приоритеты. Так, Россия, долгое время делившаяся всем необходимым с другим республиками в интересах их экономического и социального развития, попала в чрезвыВнчайно затруднительное положение: население части исконно русских земель жило хуже, чем население многих республик. Это послужило в немалой степени основой для проявления русского национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду ложно понятым национальным интересам права одних нароВндов и обеспечение этих прав превалировали над правами друВнгих наций и народностей.

Те предпочтения, которые были оправданы на предшествуВнющих стадиях развития, стали препятствием на пути дальнейВншего развития межнациональных отношений, ибо они уже не соответствовали новой исторической реальности. Более того, они порождали новые противоречия, которые питали почву для оживления националистических настроений. В то же время остро стоит вопрос о решительном исправлении тех грубейших наруВншений, которые проявились по отношению к так называемым репрессированным народам. Некоторые из них, как, например, крымские татары и немцы Поволжья, до сих пор не вернулись к тому статусу, который был у них в 30-е годы. Достойно сожалеВнния, что государственная политика по отношению к этим нароВндам половинчата, аморфна и губительна с точки зрения нравстВнвенного здоровья общества. В результате социальные ожидания были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями различных наций.

Все это в ряде мест привело к росту несоответствия межВнду социальной и национальной структурой, к националистиВнческим деформациям в развитии структуры профессиональВнной. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее преВнстижные профессии стали в некоторых республиках превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности.

Что касается национальных, этнических аспектов полиВнтической сферы жизни общества, то, как показала жизнь, их деформации и изменения переносятся особенно болезненно.

Перестройка, а затем события, происшедшие после авгусВнта 1991 года, резко обнаружили те подспудные политические процессы, которые скрытно развивались почти во всех ресВнпубликах, в жизни многих народов. Их итогом стали распад СССР, создание самостоятельных государств и резкое обостреВнние взаимоотношений между нациями, народами и этничесВнкими группами; Попытки на этой основе реанимировать проВнцесс создания нового Содружества даже как экономического пространства, не говоря уже о политическом, имеют слабую поддержку. Более того, они часто встречают сопротивление или имеют неоднозначную трактовку. Готовность возродить некую организацию наднационального характера больше проВнявляется в глубинных пластах общественного сознания, чем в действиях национальных лидеров.

Предпосылки деформации политических аспектов нациВнональных отношений накопились еще в пору существования СССР. Давно уже выдвигались требования уточнить полноВнмочия республик, определить пути дальнейшего развития национальной государственности, более эффективно решать вопрос о представительстве интересов наций и народностей. Ведь очевидно, что даже самые незначительные проблемы в этой области, а тем более непродуманные или половинчатые решения особенно остро воспринимаются людьми, непосредВнственно связываются с исторической справедливостью, подВнлинным национальным равноправием и т.д.

Заключение

На современном этапе развития человеВнчества есть целый ряд национальных проблем, которые обоВнстрились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются осоВнбенности проявления национальных и этнических отношеВнний  в разных странах,  тем  не  менее  есть общее, интересующее этносоциологию, тАФ социальное положение человека как представителя нации, его национальное самоВнсознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что опВнределяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоВнречий грозит обернуться серьезными социальными потряВнсениями.

Рассматривая национальные и межнациональные отношеВнния, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительВнных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. ЛокальВнность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеоВнлогическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функциониВнрование всей общественной жизни.

Литература

1. Русские этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В.Арутюняна и др. М., 1992.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1989.

3. Россия: социальная ситуация и межнациоВннальные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н.ИваВннов, И.В.Ладодо, Г.Ю.Семигин. М., 1996.

4. Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

5. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси, 1980.

6. Россия: социальная ситуация и межнациоВннальные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н.ИваВннов, И.В.Ладодо, Г.Ю.Семигин. М., 1996.


1 Русские этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В.Арутюняна и др. М., 1992.

2 Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

3 Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

4 Россия: социальная ситуация и межнациоВннальные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н.ИваВннов, И.В.Ладодо, Г.Ю.Семигин. М., 1996.

Вместе с этим смотрят:

Автономное выживание
Азбука выживания в экстремальных ситуациях
АСИНДР
Бактериологическое (биологическое) оружие