Молодежные конфликты
Московский государственный
Авиационный институт
(технический университет)
тАЬМАИтАЭ
Гуманитарный факультет.
Кафедра социологии и психологии.
Курсовая работа.
Молодежные конфликты.
Выполнил: Аксенов И. Н. гр. 10-201
Руководитель: проф. Эфендиев А. Г.
Москва 1997
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение.
- Определение конфликта.
- Предмет молодежной конфликтологии.
- Классификация молодежных конфликтов.
- Межгрупповые (межпоколенные) конфликты.
- Проблема юношеского возраста в истории.
- Межпоколенные отношения.
- Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
- Теории межпоколенных конфликтов.
- Конфликты в школе.
- Кризис института образования.
- Конфликты тАЬученик тАУ учительтАЭ.
- Конфликты тАЬученик тАУ родительтАЭ
- Конфликты тАЬученик тАУ учениктАЭ.
- Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
- Межгрупповые молодежные конфликты.
- Классификация молодежной группы.
- Современное состояние молодежной группы.
- Типология членов молодежной группы.
- Истоки межгрупповых конфликтов
- Межличностные конфликты в армии.
- Кризис в армии.
- Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
- Ценности тАУ как основание межличностных конфликтов.
- Заключение.
Введение.
- Определение конфликта.
- Предмет молодежной конфликтологии.
- Классификация молодежных конфликтов.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: тАЬПод конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторонтАЭ. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Л. Козер в своей классической работе тАЬФункции социального конфликтатАЭ считал, что тАЬчастичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структурытАЭ. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов. Выделим:
- Межпоколенные молодежные конфликты тАУ наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.
- Межгрупповые молодежные конфликты тАУ конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.
- Межличностные молодежные конфликты тАУ конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте). В работе такой тип конфликтов будет рассматриваться на примере конфликтов в армии.
- Проблема юношеского возраста в истории.
- Межпоколенные отношения.
- Аспекты конфликтности межпоколенных отношений.
- Теории межпоколенных конфликтов.
Рассмотрим проблему межпоколенных молодежных конфликтов. Они касаются взаимоотношений во время социализации, между подростками и родителями, подростками и школой и т. п. есть несколько подходов к вопросу об истоках таких конфликтов.
Вообще период юности обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. тАЬДетство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослыхтАЭ.
В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся все более многомерными.
В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. тАЬРебенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.)тАЭ.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя тАЬснижатьтАЭ границы юношеского возраста. Напротив, усложнение тАЬобщественно-трудовойтАЭ деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Наше новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. И во все времена буйный юношеский возраст отнюдь не вызывал у старших умиления, скорей наоборот возникало непонимание: тАЬМы такими не былитАЭ, напряжения, которые переходили в конфликты. Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.
Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность.
Преемственность поколений вообще не обязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника.
Нечто подобное произошло и в нашей стране. Сталинский террор 1930-40-е гг. посеяло в душах неискоренимый страх, а последовавшая затем бюрократизация общественной жизни - социальную апатию, равнодушие, лицемерие. Люди с детства воспитывались в духе двоемыслия: тАЬна словах их призывали быть принципиальными и смелыми, а на деле учили приспособленчеству, искусству выходить из острых ситуаций и добиваться желаемого с заднего хода (тАЬУмный в гору не пойдет, умный гору обойдет!тАЭ)тАЭ. Перестраховка и ложь стали привычными в обществе.
Сегодня, в эпоху перемен, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, и носителем новых устремлений, выражающим новые потребности, чаще всего становится молодое поколение. В 1993 году среди сельских жителей были проведены исследования, которые ставили своей задачей выявить "Желаемые качества детей". В анкете обследований на селе были включены открытые вопросы о качествах, которые хотели бы видеть респонденты у своих детей, внуков. Этот косвенный вопрос выявляет важные для респондентов качества людей.
Вот как выглядит "десятка" наиболее часто называемых качеств (% к числу ответивших)
Трудолюбие |
31 |
Честолюбие |
27 |
Доброта |
22 |
Образованность |
8 |
Уважение к старшим |
7 |
Порядочность |
5 |
Добросовестность |
5 |
Трезвость |
4 |
Самостоятельность | 3 |
Способность постоять за себя |
3 |
Так считают родители, а что же считают их дети?
Молодежь острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы развития во всех нетрадиционных обществах. тАЬПроцесс культурного движения подчиняется поколенческим ритмам: смена представлений, сложившихся во время кризиса, совершается как вытеснение одного поколения другим, претендующим на более эффективную модель переустройства обществатАЭ. Различия между поколениями тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в той или иной стране.
Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам:
- Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.
- Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.
- Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.
- Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.
- Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.
- Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.
- Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.
Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности. Старшее же поколение тАУ наоборот по-прежнему консервативно.
Важно, для решения конфликта, в современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании с тАЬразумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Но вернемся к истокам межпоколенных конфликтов.
Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что тАЬконфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьбатАЭ. Фойер утверждал, что тАЬистория всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениямитАЭ.
Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном (тАЬЭдипов комплекстАЭ). Другие авторы пошли еще дальше, основатель этологии К. Лоренц утверждал, что тАЬвражда между поколениямитАЭ имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда - требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди тАЬиспытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам - старшему поколению, - сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее тАЬслепойтАЭ и создает угрозу эскалации враждытАЭ.
Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель противопоставляет классическому тАЬконфликтутАЭ, описанному Фрейдом (тАЬЭдипов комплекстАЭ), идею тАЬКризиса поколенийтАЭ. Если тАЬконфликт поколенийтАЭ, связанный с Эдиповым комплексомтАЭ, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, тАЬсоциальных отцовтАЭ, то тАЬкризис поколенийтАЭ означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства.
Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье.
В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем выборки - 405 единиц.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с матерью по важным для себя вопросам.
Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).
Варианты |
Москва |
Подмосковье |
Мать |
68 |
71 |
Отец |
23 |
17 |
Старший брат (сестра) |
6 |
11 |
Друг (подруга) |
36 |
43 |
Кто-либо еще (бабушка, дядя др.) |
6 |
3 |
Ни с кем не советуются |
28 |
15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля над детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.
Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.
Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития.
Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.
Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.
Часть вторая.Конфликты в школе.
- Кризис института образования.
- Конфликты тАЬученик тАУ учительтАЭ.
- Конфликты тАЬученик тАУ родительтАЭ
- Конфликты тАЬученик тАУ учениктАЭ
- Итоги и последствия межпоколенных конфликтов. (тезисы)
Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что системы образования развитых стран во всем мире испытывают кризис. Причем кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в самых развитых и тАЬспокойныхтАЭ в смысле национальных потрясений странах.
Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества, представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы образования. Нарушены многие формы самоутверждения и выживания человека. Раньше его самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.
В институте образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней). Отсюда можно выделить 10 видов противостояний:
- ученик - учитель
- ученик тАУ родитель
- ученик - ученик
- ученик - администратор
- учитель - учитель
- учитель - родитель
- учитель - администратор
- родители - родители
- родители - администратор
- администратор - администратор
Нас же интересует первые три вида противостояния.
конфликт между учеником и учителем тАУ один из примеров межгрупповых, межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются:
- оскорбление со стороны учителя
- нетактичное поведение
- необъективность при оценке знаний
- завышенные требования
Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников с учителем:
- сотрудничество
- компромисс
- соперничество
- уклонение от контактов
- приспособление
Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.
Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за:
- Неинтересного ведения урока учителем (38%)
- Неподготовленного домашнего задания (36,6%)
- Пропусков уроков (36,3%) [11]
Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью, приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного учителя.
Другая точка зрения - это мнение учителей. В ходе социологического исследования главными причинами возникновения конфликтов с учениками были названы:
- Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)
- Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)
- Нездоровые отношения между учениками (22,6%) [12]
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 66,7% ответов;
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы - внушения) - 50%
- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию - 11,1% [13]
Еще одним внешним фактором в отношениях учителей и учеников, способствующим ухудшению в школе, становится рост числа безработных, особенно среди молодежи. По мнению американского ученого Б. Саймона, тАЬмассовая безработица среди молодежи.. оказывает отрицательное воздействие на мотивацию как учеников, так и учителей: первые катастрофически теряют интерес к учебе, вторые - к работетАЭ[14].
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт тАЬученик - родительтАЭ вписывается в вечную тему тАЬотцы и детитАЭ.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков. |
Ответы девочек |
54,5% - мало учу уроки дома |
50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему |
46,1% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему |
47,4% - мало учу уроки дома |
40,5% - из-за плохой учебы |
37,2% - из-за моей грубости, несдержанности |
34,1% - мало читаю |
33,7% - из-за плохой учебы |
33,5% - много гуляю |
31,9% - не убираю свои вещи |
32,7% - не убираю свои вещи |
28,6% - ссорюсь с братом |
31,6% - из-за моей грубости, несдержанности |
27,4% - забываю выполнять просьбы, поручения |
30,2% - много смотрю ТВ |
25,4% - много смотрю ТВ |
24,6% - много слушаю магнитофон |
23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе |
24,3% - мало помогаю по дому |
23,5% - мало помогаю по дому |
24,3% - ссорюсь с сестрой |
23,3% - меня не понимают |
24,3% - плохо веду себя в школе |
23,3% - из-за выбора профессии |
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей тАЬявляются обычным делом для школытАЭ[7]. Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор между представителями разных музыкальных культур (тАЬреперамитАЭ и тАЬметаллистамитАЭ), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и Спартак). тАЬДетская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли..тАЭ[6]
Как признается ученик 10-го класса г. Новосибирска, в школе, тАЬчтобы выжить, надо иметь тАЬкрутыхтАЭ знакомых, или много денегтАЭ/8/
Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом.
Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку. О том, что важнейшие дисциплинарные проблемы в школах США приобрели качественно иной характер, свидетельствует следующая таблица /9/:
1940 г. |
1982 г. |
|
Разговоры на уроках |
изнасилование |
вымогательство |
Жевание резинок |
грабежи |
наркомания |
Шум в классах |
нападения |
алкоголизм |
Беготня в коридорах |
кражи со взломом |
война между группировками |
Одевание чужой одежды |
убийства |
беременность |
Бросание бумаги на пол |
самоубийства |
аборты |
вандализм |
венерические заболевания |
|
прогулы |
Анализ конфликтных ситуаций в школе является как бы примером отношений между двумя поколениями. Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим:
- Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.
- Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы институты, которые напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или учителя в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее их последствия) одни из механизмов социализации, которые позволяют зафиксировать на себе внимание социализирующейся личности.
- Важным последствие таких конфликтов может служить то, что ввиду постоянного противостояния норм и ценностей двух поколений, окажется, что в итоге сохранятся тАЬлучшиетАЭ (как естественный отбор у Дарвина). Такие процессы не дают стагнировать обществу, приводят его к постоянному развитию.
Часть третья.
Межгрупповые молодежные конфликты.
- Классификация молодежной группы.
- Современное состояние молодежной группы.
- Типология членов молодежной группы.
- Истоки межгрупповых конфликтов.
Говоря о конфликтах между учениками, мы уже затронули второй класс конфликтов тАУ конфликты внутри молодежной среды. Рассматривая такие конфликты, попытаемся разделить саму молодежную группу.
Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют следующие виды молодежных групп:
- Случайная группа тАУ например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность тАЬотпустить тормозатАЭ. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.
- Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности тАУ это суицид). Обычное занятие ретристских групп тАУ бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.
- Агрессивная группа тАУ основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: тАЬмы - онитАЭ.
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены тАЬстайтАЭ, как правило, из конфликтных семей. А отсюда тАУ примитивный уровень мышления.
В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он тАЬвсе можеттАЭ. Такие тАЬстаитАЭ обоснованно называют тАЬмолодежными бандамитАЭ.
У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали тАЬмальчишескимитАЭ шалостями, принимали за особую молодецкую забаву, которой будто бы издавна тАЬславиласьтАЭ Русь. Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.
Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.
У немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. тАЬПозиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого досугатАЭ.
Криминальные последствия демонстрации по каналам средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические исследования, тесно связаны с тАЬпсихологической склонностью детей, подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам. Отсюда, мы можем наблюдать тАЬразборкитАЭ между самими подростками (рэпирами и металистами) тАУ тАЬкак большие!тАЭ, а ведь виновники этого тАУ сами взрослые - те социальные институты, которым общество поручило воспитание детей. Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко оказываются перед выбором: кем стать тАУ жертвой или преступником. Многие выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.
Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению. тАЬДалеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликттАЭ.
В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти.
Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов молодежных групп и выделили следующее:
1. тАЬАутсайдертАЭ - человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации.
2. тАЬМаргиналтАЭ - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт.
3. тАЬКонформисттАЭ - человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. тАЬПриспособленецтАЭ - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе.
5. тАЬФанаттАЭ - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет в разрез интересам группы.
6. тАЬБорецтАЭ - человек, для которого процесс борьбы за идею значит больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, ее автономии и ценностей.
7. тАЬВождьтАЭ - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий для этого способностями.
8. тАЬПопутчиктАЭ - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми ценностями и нормами.
9. тАЬИмитатортАЭ - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.
10. тАЬСкучающийтАЭ - человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.
В таких компаниях "модель поведения" убого-примитивная: слабый - пропадай, сильный - выживай. Под "силой" нередко понимается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими их требованиям.
В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость, доходящая порой до садизма, развязность, оскорбления в адрес "чистых мальчиков и девочек", которые "сидят дома, читают книги и хорошо учатся".
Где же истоки таких отношений? Подводя итоги надо заметить:
- Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.
- Другой тип конфликтов тАУ ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.
- Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.
Часть четвертая.
Межличностные конфликты в армии.
- Кризис в армии.
- Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.
- Ценности тАУ как основание межличностных конфликтов.
Для анализа межличностных конфликтов рассмотрим взаимодействие в такой ярко выраженной конфликтной группе как армия.
После распада Советского Союза российская армия в числе прочих унаследовала проблему тАЬнеуставных отношенийтАЭ как элемент конфликтности. Проводимые социологические опросы показывают, что от 50% до 70% солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящие службу по призыву, подтверждают наличие в своих частях (на кораблях) случаев неуставных взаимоотношений. Только каждый четвертый из числа опрошенных характеризует обстановку в своем воинском подразделении как товарищескую. 52% солдат и сержантов отмечают равнодушное и безразличное отношение друг к другу; а 23% респондентов склонны оценивать ситуацию в своих коллективах как напряженную, осложняемую конфликтами.
В основе таких ситуаций лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие тАЬсоциальный или социально-психологический статус личности или групп, материальные духовные интересы, их честь и достоинствотАЭ При анализе неуставных взаимоотношений среди военнослужащих срочной службы необходимо выделять различные основания этих тАЬпосягательствтАЭ и тАЬуниженийтАЭ, область проявления которых весьма широк.
Можно выделить, по меньшей мере, шесть различных оснований для конфликтов в армии:
Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.При рассмотрении содержания каждой из приводимых выше механизмов, нужно иметь в виду, что в тАЬчистомтАЭ виде ни тАЬдедовщинатАЭ, ни тАЬземлячествотАЭ, ни другие формы, как правило, не встречаются. Каждая из механизмов функционирования в определенные периоды времени может выступать в качестве доминирующей, но это не означает, что другие формы при этом отсутствуют. Они существуют, но имеют не столь ярко выраженное проявление. Приводимая граница дается для удобства рассмотрения этого сложного комплекса негативных явлений.
тАЬДедовщинатАЭ (получившая на флоте название тАЬгодковщинатАЭ) представляет собой проявление неуставных взаимоотношений, при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса тАЬпривилегийтАЭ или тАЬобязанностейтАЭ в неформальной структуре подразделения) выступает срок службы.
Разделение военнослужащих на тАЬкатегориитАЭ с соответствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций. Данные ритуалы, как стихийно возникшее средство упрочнения тАЬдедовщинытАЭ, тАЬисключительно разнообразны по своей форме, но суть их одна: закрепить дифференциацию, разделение военнослужащих срочной службы по периодам, тАЬнапомнитьтАЭ о роли каждого в структуре искаженных, деформированных внутриколлективных связей, порожденных феноменом неуставных взаимоотношенийтАЭ.
Неформальная иерархическая структура (в нашем случае тАУ тАЬдедовщинатАЭ), существующая практически в каждом воинском подразделении, компенсирует недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость института младших командиров. Так же, как в уставной структуре существуют свои системы форм дисциплинарного воздействия и морального поощрения, призванные обеспечить нормальное функционирование официальной структуры, так и в неформальной структуре воинских подразделений сложились свои системы мер аналогичного предназначения.
Неформальная система морального поощрения заключается в основном в том, что неукоснительное выполнение тАЬобязанностейтАЭ младших периодов службы гарантирует своевременное перемещение в новое качество тАУ старший период службы с последующей утратой названных тАЬобязанностейтАЭ и приобретением ряда тАЬпривилегийтАЭ. Система тАУ отлаженная, безотказная и весьма действенная, а потому и воспринимаемая большинством военнослужащих как необходимая и целесообразная в армейских условиях.
Разделение форм насилия на акты физического и психического воздействия представляется весьма условным, так как иногда весьма трудно определить, какая из этих составляющих доминирует. Психическое насилие часто переходит в физическое или является его существенным дополнением. Нельзя однозначно определить и преобладающее значение того или другого вида насилия по степени воздействия на личность.
В случае с дедовщиной, главное состоит в том, что обе противостоящие стороны (старослужащие и молодые солдаты) во всех случаях вынуждены воспринимать роли (тАЬруководителейтАЭ и тАЬподчиненныхтАЭ) навязываемые им неформальной структурой (как в тАЬТюремном экспериментетАЭ Ф. Зимбардо).
тАЬЗемлячествотАЭ - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала 90-х годов шел интенсивный процесс вытеснения тАЬдедовщинытАЭ тАЬземлячествомтАЭ (на национальной основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и закавказских республик.
Однако ввиду распада СССР на суверенные государства (и как следствие этого тАУ образование национальных республиканских армий) проблема тАЬземлячестватАЭ в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время утратила свое прежнее значение.
тАЬКульт силытАЭ - неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой основе особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного состава. Этот фактор может являться основным поводом для межличностного конфликта. Особенно в армии, где проявляется тАЬспецифика юношеской психологии в условиях закрытого мужского сообщества, и попытки компенсации дефицита свободного времени, мероприятий культурно-досугового характера, различных видов довольствия, трудностей воинского быта и др.тАЭ
тАЬРелигиозный фактортАЭ - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям, когда имеет место противоправное действие одних военнослужащих к другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности, мусульман). тАЬДанная разновидность неуставных взаимоотношений имела ограниченное распространение, но исключать возникновение данной проблеме в перспективе не стоиттАЭ.
тАЬКриминогенный фактортАЭ - неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных Сил. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла 18,3% и 3,7%.
Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими сроки заключения в местах лишения свободы, и как следствие этого тАУ перенявшие тАЬстиль и форму поведения, свойственные этому кругу лиц (от внешних признаков тАУ татуировка и жаргон, до восприятия особой идеологии о тАЬвысшихтАЭ принципах и нормах поведения)тАЭ.
В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва к указанной группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени тАЬдобиваются привилегированного положения, не свойственному их статусу ни с точки зрения тАЬдедовщинытАЭ (срок службы), ни тАЬземлячестватАЭ (национальность или место жительства). При наличии же в подразделении, части (на корабле) нескольких таких военнослужащих, создаются предпосылки для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе некий имидж высшей кастытАЭ, столь характерный для мест лишения свободы.
тАЬОбщественно-политический фактортАЭ - неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до призыва в Вооруженные Силы к различным политическим и общественно-политическим организациям и объединениям.
Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в ВС к одним и тем же политическим партиям и организациям. Противостояние же подобных социальных образований создает предпосылки к возникновению системы посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к борьбе за доминирующее положение в казарме. Усилению данной тенденции способствует всевозрастающее расслоение общества на различные социальные группы по уровню доходов.
Рассмотрев механизмы проявления межличностных молодежных конфликтов, надо сказать об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых лежит:
- Конфликт ценностей тАУ конфликт, связанный с исповедованием индивидами различных ценностей, установок и предпочтений.
- Конфликт интересов тАУ имеет место, когда действие одной личности, стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиямидругой личности, также пытающейся достичь своих целей.
- Обладание возможностями тАУ конфликты, связанные с контролированием и обладанием материальных ценностей и возможностей.
Сложно сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным, для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях.
Заключение.
Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так как межпоколенные конфликты (проблема тАЬотцов и детейтАЭ) тАУ и есть та глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности.
То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда появился новый феномен: тАЬмолодежные разборкитАЭ (забить стрелку) - подростки сами не ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане завтра, которые должны будут, например, участвовать в выборах. Так кто же они, люди будущего?
Литература- Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. тАЬВладостАЭ 1995
- Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996
- США глазами американских социологов.// Под ред. Ю. Н. Давыдова Г. В. Осипова. М. тАЬНаукатАЭ1982
- Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласснников.// Социс 6/95
- Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94
- Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета 4/91
- Аргументы и факты //№52
- Суд над системой образования. М.,1991
- Симонова Л. Способы взаимодействия старшеклассников с учителями в конфликтных ситуациях.//Психология учителя. М.,1988.
- Исаичева Н. Школа глазами учеников и учителей.//Вопросы психологии 4/90
- Школа - 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М.,1989.
- Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учениками.//Психология учителя. М.,1988.
- Саймон Б. тАЬОбщество и образованиетАЭ М.,1989.
- Образцов И. В. Формы проявлений неуставных отношений.//Социс2/96
- Д. Джонсон, Р. Джонсон Программы по разрешению конфликтов и посредничеству лиц равных по статусу в начальной и средней школах: обзор исследований.// Социальный конфликт. 1/97
- Основы социологии. Курс лекций./под ред. А. Г. Эфендиева М.,1994
- А. Г. Здравомыслов Социология конфликта. М., 1996
- Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991
- А. Г. Здравомыслов Исследование конфликта на макроуровне, Теоретические предпосылки. Н-Новгород, 1994
- Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.
- Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993
Вместе с этим смотрят:
Молодежь в современном российском обществеМолодежь и время
Молодежь и предпринимательство
Молодежь на рынке труда