Основы социально-психологических методов управления
Министерство общего и профессионального образования
Тверской государственный университет
Кафедра менеджмента
реферат на тему:
Вл ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В»
Выполнил:
Принял:
ТВЕРЬ
Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. Это подразумевает, что отдельно взятый человек должен рассматриваться как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальВнное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельВнности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий ВлиндивидВ» и ВлличностьВ», последняя может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей ВлсверхВнчувственныВ». Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявлеВнния, определяющие особую позицию каждого индивида в сисВнтеме межиндивидных связей и шире - в системе общественВнных отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, обВнразующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, харакВнтера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, вообВнражения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповториВнма в своей индивидуальности.
Подобно тому как понятие ВлиндивидВ» и ВлличностьВ» не тожВндественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, обВнразуют единство, но не тождество. Способность очень быстро Влв умеВ» складывать и умножать большие числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть ногти, смешВнливость и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, облаВндающий этими чертами. Если черты индивидуальности не предВнставлены в системе межличностных отношений, то они оказыВнваются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые а наиВнбольшей степени ВлвтянутыВ» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до изВнвестного времени остаются ВлнемымиВ», пока они не станут неВнобходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социВнально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) н социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индиВнвидуальности, представленная в строении темпеВнрамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личВнности. Таким образом, выделяется первая составляющая струкВнтуры личности - ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрироВнвана, не может быть заключена лишь в некое замкнутое проВнстранство внутри органического тела индивида, а обнаруживаВнет себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, а которые включены по меньшей мере два индивида (а фактичеВнски общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Из этого следует, что личность в системе своих Влдействительных отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. Реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и поВнэтому одну из характеристик структуры личности следует исВнкать в ВлпространствеВ» вне органического тела индивида, коВнторое составляет интериндивидную подсистему личности.
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное ВлпространствоВ», мы получаем возможность отВнветить на вопрос о том, что представляют собой феномены коллектива: коллективистское самоопределеВнние, коллективистская идентификация и др. Что это: собственВнно групповые или личностные проявления? Когда характеристиВнки и само существование личности не замыкаются Влпод коВнжейВ» индивида, а выносятся в межинднвидное ВлпространствоВ», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий ВлиндивидВ» н ВлличностьВ» (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конВнкретной форме проявлений личности.
Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура - "совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность". Разработка научного представления о структуре личности является предпоВнсылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направВнленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеВнризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.
Изложенное позволяет следующим образом схематически изобразить социально-психологическую структуру поведения личности (схема 1).
ПОТРЕБНОСТИ МОТИВЫ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТ ВОЛЯ ЭМОЦИИ СПОСОБНОСТИ
(ЧУВСТВА)
ТЕМПЕРАМЕНТ
ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ
БАЗОВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СИСТЕМНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
Темперамент. В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого -сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают - при прочих равных условиях - в общей активности индивида, в его материке и его эмоциональности.
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от треВнбований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруВнживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свяВнзаны между собой, составляют своеобразную структуру. ИндиВнвидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.
Представление о том, какой у человека темпеВнрамент, обычно складывается на основании неВнкоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного с выразительной мимикой и движениями называют сангвиниВнком. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий н речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.
Понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но названные типы принято считать основными. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов. В переводе с греческого ВлхарактерВ» - это ВлчеВнканкаВ», ВлприметаВ». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает чело- век, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживаем себя и в чертах характера.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и, проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для инВндивида способы поведения.
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе обВнщих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем обВнщественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаВнковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудноВнсти, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в рефеВнрентной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае - скрыт- несть, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.
Способности - это такие психологические особенности челоВнвека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, наВнвыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заВнключение о способностях человека. Между тем данные психолоВнгических исследований и педагогического опыта свидетельстВнвуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками неумениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерВнству. У неги проявляются большие, чем у других, способности. Проявляясь в овладении знаниями, умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не сводятся. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности человека являются лишь возможностью приобретения навыков и умений.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. Последнее не означает, разумеется, что человек вообще не может овладеть необходимыми умениями и знания- ми, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребует знаВнчительных усилий и времени педагогов, чрезвычайного напря- дения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способности могут со временем развиться.
Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не могут быть противопоставлены другим качестВнвам и свойствам личности - качествам ума, особенностям паВнмяти, чертам характера, эмоциональным свойствам и т. д., но должны быть поставлены с ними в один ряд. Если какое-либо из этих качеств или совокупность их отвечает требованиям деяВнтельности или формируется под влиянием этих требований, то это дает все основания рассматривать данную индивидуально- психологическую особенность личности как способность.
Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенное значение имеют качества интеллекта (ума). Они проявляются в особенностях умственной деятельности человека, в специфике его умственных способностей. Умственные способности представляют собой совокупность определенных качеств, характеризующих мышление данного человека. К таким качествам ума относятся: любознательность, пытливость, глубина мысли, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность, критичность мышления и др.
Под любознательностью понимается стремление человека узнать то новое, с чем он встречается в жизни, в труде, в учебе. Пытливым называют человека, стремящегося узнать какой-либо предмет, событие, разносторонне разобраться в основных, ранее не известных ему явлениях и причинах.
Глубина ума. Это качество интеллекта проявляется в способности человека вскрыть суть конкретного явления, в его умении установить основные, существенные связи между явлениями и внутри них.
Гибкость и подвижность ума. Эти качества характеризуют способность человека быстро отключиться от старых связей в анализе событий и быстро установить новые отношения и связи, при этом уметь рассмотреть явление, факт с необычной точки зрения.
Логичность. Это качество ума характеризует протекание мыслительного процесса и определяется соотношениями анализа - синтеза, четкой направленностью процесса мышления, его последовательностью, соответствием поставленному вопросу, правильным сопоставлением общих и частных проблем.
Доказательность и критичность ума отражают умение человека обосновать свое решение. Мышление человека приобретает доказательность и убедительность тогда, когда он умеет привести для обоснования своего решения неопровержимые аргументы и факты.
Важнейшим элементом социально-психологической структуры личности является воля. Воля представляет собой регулирующую сторону сознания, выраженную в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Как известно, волевой акт совершается в условиях определенного физического и психологического напряжения, т.е. волевого усилия, которое характеризуется соответствующим количеством энергии, затраченной не выполнение целенаправленного действия или, наоборот удержание от него. Как показывают психологические исследования, напряженность волевого усилия личности, его сила и стойкость зависят от мировоззрения, значимости цели, уровня ответственности и силы характера (в т.ч. типа темперамента).
Уровень развития воли проявляется в следующих основных волевых свойствах личности: целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостояВнтельности.
Целеустремленность - это умение личности ставить и достигать общественно значимые цели. Целеустремленная личность имеет ясные и отчетливые цели в жизни (труде, учебе). Нередко это одержимый в работе человек, работающий по 12-16 ч. в сутки (например, знаменитый физик Эдисон считал, что гениальность - это 1% вдохновения и 99% "потения").
Решительность - это умение личности быстро и продуманно выбрать цель и определить способы ее достижения. Решительный человек способен в нужный момент отбросить все колебания и сомнения и твердо остановиться на конкретной цели или выбрать средство ее реализации.
Настойчивость. Это волевое свойство личности проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а снова и снова мобилизует свои физические и психические силы для выполнения поставленной цели.
Под выдержкой (или самообладанием) понимается волевое свойство личности, которое отражается в способности сдерживать физические и психические проявления (поступки, эмоции), мешающие достижению цели. Выдержка особенно необходима в сложных, экстремальных условиях, угрожающих здоровью и жизни человека, его чести, достоинству и т.д.
Самостоятельность представляет собой волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить средства их достижения. Самостоятельный человек не ждет указаний от других людей, не надеется на подсказку, а сам принимает решения и реализует их на практике.
Следующим элементом социально-психологической структуры, который играет стимулирующую роль в активности личности, являются эмоции и чувства. Чувства представляют собой сложные, устойчивые свойства личности, проявляющиеся под влиянием каких-либо воздействий. Переживания личности, отражающие определенные воздействия, являются эмоциями. Эмоции являются психическими процессами, на основе которых образуются чувства как свойства личности.
В психологии различают следующие чувства личности: моральные (нравственные), интеллектуальные (познаваВнтельные), эстетические.
Моральным чувством называется эмоциональное; отношение личности к поведению людей и своему собственному. Такие чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и отражают нравственные нормы, принятые в обществе, в конкретном коллективе. Эти переживания представляют собой результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, признательВнности и неблагодарности, любви и ненависти. Высшими моральными чувствами, обусловленными мировоззрением личности (системой взглядов и убеждений), являются Интеллектуальные чувства представляют собой переживания, возникающие в процессе умственное деятельности. К основным интеллектуальным (познавательным) чувствам относятся: любознательность, радость и восхищение, гордость в связи с решением задачи, сомнение и разочарования в случае неудачи, вдохновения и др. Особенно важно развитие в человеке (прежде всего в условиях перехода экономики на рыночные отношениям чувства нового как мотива поиска новых приемов и методов работы, борьбы за внедрение нововведений (инновации) и практику, формирование рыночного мышления. Интеллектуальные чувства очень тесно связаны с моральными чувствами. Так, стремление познать истину определяется не только интеллектуальным чувством, но и диктуется моральным долгом человека.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Воспринимая красивое (например, шедевры искусства), человек испытывает эстетическое чувство прекрасного, которое вызывает желание любоваться им, побуждает ко все новым и новым встречам с ним.
К системным качествам личности относят всю совокупность характеристик, отражающих ее социальность, принадлежность к человечеству. К этим качествам можно отнести такие обобщенные характеристики, как мировоззрение, убеждения, патриотизм, гражданская ответственность и т.д.
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие "роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их трудовое поведение регламентируется соответВнствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль - это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, следовательно, социально- типические аспекты поведения.
Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:
1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента, покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);
2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива определяется; должностными инструкциями ( продавца, бригадира и т.д.) в которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества.
Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:
1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);
2) ролевые ожидания;
3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);
4) оценка ролевого поведения;
5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение".
Вышеописанные особенности социального поведения личности ярко проявляются в группах.
Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
К элементарным параметрам любое группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций Каждый из этих параметров может приобретать совершенно разВнличное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, наприВнмер, возрастные, профессиональные или социальные характерисВнтики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описании состава группы в связи с многообразием реальных групп, в кажВндом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная групВнпа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными слоВнвами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеВнристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильВнно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. СущеВнствует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении маВнлых групп: структура предпочтений, структура ВлвластиВ», структура коммуникаций.
Однако, если последовательно рассматривать группу как субъВнект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответстВнвенно. По-видимому, в данном случае самое главное - это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциоВннальная структура группы - структура межличностных отношеВнний, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система Влгрупповых ожиданийВ». Этот термин обоВнзначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выВнполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качеВнство выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенВнным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде слуВнчаев может возникать рассогласование между ожиданиями, котоВнрые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальВнным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой Влустановления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов. поведенияВ».
В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. НорВнмы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественВнных отношений, ее опытом в организации определенной деятельВнности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода цен Настей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и специфические, выработанные именно данной группой Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.
Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспеВнриментальных исследованиях выясняется лишь механизм приняВнтия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержаВнние их, определяемое спецификой деятельности, явно недостатоВнчен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы принимает, и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценносВнтей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.
Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и ВлличностныеВ» нормы. Одна из функВнций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества Владресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, обществаВ». При этом необВнходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа ВлвозвращаетВ» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспеВнчить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санВнкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.
Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатаВнции, своеобразной ВлподгонкеВ» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.
Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследоВнвание на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отлиВнчие от них существуют реальные естественные группы. СоциальВнно-психологический анализ возможен относительно и той, и друВнгой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологиВнческом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразВнделяются на так называемые ВлбольшиеВ» и ВлмалыеВ» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложВннее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследоваВнния (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин ВлгруппаВ» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исслеВндования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся труппы, уже заданные внешниВнми социальными требованиями, но еще не сплоченные совместВнной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме. Все, начиная с рубрики Влреальные естественные группыВ» являетВнся объектом исследования социальной психологии. Все дальнейВншее изложение будет проводиться по данной схеме. ПроанализиВнрованные выше общие закономерности общения и взаимодейстВнвия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реВнальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.
Отсюда - содержание второго узла: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? ПринВнципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отлиВнчие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодейстВнвия. Социально-психологический анализ концентВнрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологичесВнкой категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъВнективного отражения межгрупповых отношений с реальной деяВнтельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когВннитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-следстВнвенные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параВнметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения всей области. В данном случае уместно рассуждение по аналогии: группы существуют объективно, и для социальной психологии важно, при каких условиях группа преВнвращается для индивида в психологическую реальность; точно так же межгрупповые отношения существуют объективно (их исслеВндование с этой точки зрения - дело социологии), и для социальной психологии важно, как этот факт отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом.
Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивВнных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумВнма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групВнповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это ВлцелостностьВ», которая опредеВнляется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе (ВлвсеВ» и так-то или Влне всеВ» думают о другой групВнпе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это ВлунифицированностьВ», которая показывает степень распространения предВнставлений о другой группе на отдельных ее членов (ВлвсеВ» в другой группе такие или Влне всеВ»). Целостность и унифицированность - специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восВнприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы облаВндают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и боВнлее сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт ВлжизниВ» групВнпы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых восприВннимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности.
Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к непосредственному взаимодействию (как это было в экспериВнментах Шерифа). Межгрупповые отношения и, в частности, предВнставления о Влдругих группахВ», могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, как, наприВнмер, в случае отношений между большими группами. Здесь в каВнчестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных условий, общественно-историческая деятельность данВнных групп. Таким образом, межгрупповая деятельность может выВнступать как в форме непосредственного взаимодействия различВнных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных форВнмах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области международной жизни, когда образ ВлдругогоВ» (другой страВнны, другого народа) формируется вовсе не обязательно в ходе неВнпосредственного взаимодействия, но на основе впечатлений, поВнчерпнутых из художественной литературы, средств массовой инВнформации и т.п. Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой групВнпы через стереотип - явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относиВнтельно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереоВнтип другой группы наполняется негативными характеристиками (Влвсе они такие-то и такие-тоВ»). он начинает способствовать форВнмированию межгрупповой враждебности, так как происходит поВнляризация оценочных суждений. Как уже отмечалось, особенно жестВнко эта закономерность проявляется в межэтнических отношениях.
Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Лидерство - это естественный социВнально-психологический процесс в группе, построенной да влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов леВнжит способность лидеров притягивать к себе людей, бесВнсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и .той же личности моВнжет сделать эту личность лидером. Психоаналитики выдеВнлили десять типов лидерствам
1. ВлСоверенВ», или Влпатриархальный повелительВ». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подаВнвить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любВнви и почитают.
2. ВлВожакВ». В нем люди видят выражение, концентраВнцию своих желаний, соответствующих определенному групВнповому стандарту. Личность вожака - носитель этих станВндартов. Ему стараются подражать в группе.
3. ВлТиранВ». Он становится лидером, потому что внушаВнет окружающим чувство повиновения и безотчетного страВнха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминиВнрующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подВнчиняются ему.
4. ВлОрганизаторВ». Он выступает для членов группы как сила для поддержания ВлЯ-концепцииВ» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. ВлСоблазнительВ». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли Влмагической силыВ», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
6. ВлГеройВ». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.
7. ВлДурной примерВ». Выступает как источник заразиВнтельности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. ВлКумирВ». Влечет, притягивает, положительно зараВнжает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.
9. ВлИзгойВ».
10. ВлКозел отпущенияВ».
Существует различие между ВлформальнымВ» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и ВлнеформальнымВ» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих поВнзиций в группе, и поэтому чаще, нежели кто-нибудь друВнгой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен ВлизвнеВ», ставят его в положение, несколько отличное от положений неВнформальных естественных лидеров. Прежде всего стремВнление продвигаться выше по служебной лестнице побуждаВнет его отождествлять себя с более крупными подразделениВнями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к каВнкой-либо рабочей группе не должна служить ему тормоВнзом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руковоВндящим звеном организации - источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защиВнтить их интересы.
Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной оргаВннизации, в которой должны господствовать определенный поряВндок и дисциплина.
В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким цеВнлям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают достиВнжение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отлиВнчие от формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним.
Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой положены материалы О. Виханского и А. Наумова. [2]
Формальный лидер |
Неформальный лидер |
Администратор Командует, убеждает Выполняет указания других Действует на основе расчета Ориентируется на организацию Контролирует Поддерживает движение Принимает решения Делает, как нужно Пользуется уважением |
Инноватор Вдохновляет, призывает Реализует собственные цели Действует на основе видения Ориентируется на людей Доверяет Дает импульс движению Реализует решения Делает, что нужно Пользуется любовью |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоВних случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организаВнтор его активных действий, образец, с которым остальные сверяВнют свои мысли и поступки.
Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интереВнсам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности, только те ее решения, которые не противоречат интересам предВнставляемого им коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давВнление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектиВнва и его противостояние администрации.
Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможВнности с неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеВнет, но вполне заслуживает.
Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, соВнвпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.
В крупных масштабах и на систематической основе изучение лидерства было предпринято с начала 1930-х гг. Тогда была поставлена цель выявить те личностные характеристики людей, которые делают их лидерами. Ими оказались такие качества: уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако исходящая из них "теория великих людей" не могла объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечающий подавляющему большинству перечисленных требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996
- Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. -М., 1997
- Основы психологии: учебное пособие. - М.,1986
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. - Ростов н/Д, 1997
- Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997
Вместе с этим смотрят:
Основы социокультурного проектированияОсобенности преодоления социально-экономических противоречий в Англии и Франции
Отличительные черты русского менталитета
Отношение людей к абортам