Основы туризма
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
- Определение туризма
- Характеристики и особенности видов туризма
3. Типы туристов
Заключение
Список использованной литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Туризм тАУ явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств тАУ основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).
Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как украинской, так и мировой экономики. Туризм тАУ это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА
Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как ВлтуризмВ»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих тАУ путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие ВлтуризмВ» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
- Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
- Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
- Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны тАУ это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени тАУ это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
- туризм тАУ это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм тАУ это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ТУРИЗМА
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отВнправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратВнковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления оргаВннизма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морВнской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентироВнванный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путеВншествующие с познавательной целью, чаще всего интереВнсуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризВнма выступают поездки с целью посещения родственниВнков, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives тАФ VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что пуВнтешествующие сознательно интегрируются в группы. ОбъеВндинение в группы происходит при наличии интересуюВнщей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятВнся поездки с целью активного участия в спортивных меВнроприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
Пример активного участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного учасВнтия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.
Экономический туризм тАФ поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещеВнние бирж, выставок, ярмарок и т.д.
Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатиВнческий туризм, участие в конгрессах, а также туризм, свяВнзанный с политическими событиями и мероприятиями.
Пример дипломатического туризма: члены Российского парламенВнта едут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях;
туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. симВнпатизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии.
Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критеВнрия такой классификации выбран срок пребывания в пуВнтешествии. Если путешествия различаются по такому внешВннему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным форВнмам туризма. Существует много возможностей, позволяВнющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме;
по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.
На первый взгляд может показаться, что между форВнмами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из опреВнделенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествуюВнщих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма тАФ по внешним причинам и воздейВнствиям, что очень важно для менеджмента.
Формы туризма в зависимости от происхождения туриВнстов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и междуВннародный. В данном случае слово ВлпроисхождениеВ» относится не к национальности или месту рождения чеВнловека, а к его месту жительства и работы.
Формы туризма в зависимости от его организации (органuзaцuoннoй формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур тАФ это стандартизированВнный, предварительно организованный комплекс туристВнских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиВнночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
Понятие Влиндивидуальный туризмВ» чаще всего проВнтивопоставляется понятию Влмассовый туризмВ». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобВнрело отрицательное значение. В настоящее время с масВнсовым туризмом ассоциируются отрицательные воздейВнствия прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больВнше не подходят для выделения форм туризма по количеВнству участников.
Формы туризма в зависимости от длительности пребыВнвания. Очень важной классификацией форм туризма явВнляется их классификация в зависимости от продолжительВнности пребывания.
Продолжительность путешествия относится ко вреВнмени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. ОднодневВнные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три тАФ пять часов; шесть тАФ восемь чаВнсов; девять тАФ одиннадцать часов; двенадцать и более чаВнсов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом:
1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополВнняются непродолжительными поездками. К непродолжиВнтельным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. ТранВнзитный туризм тАФ это остановки туристов по пути следоВнвания к месту назначения. Однодневный туризм тАФ это туры продолжительностью в световой день: они не предВнполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма тАФ кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, соверВншаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включаВнют минимально один, максимально тАФ три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возраста путеВншествующих. При классификации форм туризма учитыВнвается также возраст путешествующих. По возрастной шкаВнле определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туВнристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экоВнномически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возВнраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеВнры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, разВнличаются следующие формы туризма: авиатуризм, автоВнбусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В завиВнсимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показыВнвает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий тАФ межсезоньем. Туристские сезоны в разВнных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать пуВнтешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим тиВнпам: внутренний туризм тАФ путешествия жителей какоВнго-либо региона по этому региону; въездной туризм тАФ путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм тАФ путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут отВнноситься не только к какой-либо стране, но и к региону; термин ВлрегионВ» тАФ к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение Влтуризм в пределах страныВ» охватывает собой внутренний и въездВнной туризм; Влнациональный туризмВ» тАФ внутренний и выезВндной туризм; Влмеждународный туризмВ» тАФ въездной и выездВнной.
3. ТИПЫ ТУРИСТОВ
При изучении туристического бизнеса очень важно правильВнно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристВнскими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отдыВнхать одинаково и совпадут ли их потребности в туристВнском продукте. Ответ однозначен тАФ нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:
- в зависимости от их активности;
- в зависимости от стиля жизни.
Традиционно среди туристов по их активности во вреВнмя отпуска выделяют шесть групп:
Любители спокойного отдыха. Его представители отВнправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от поВнвседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скоплеВнния людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлеВнкают солнце, песок и море.
Любители удовольствий. Это тип очень предприимчиВнвых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атВнмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляютВнся такие слова, как флирт, дальние расстояния.
Пример. Г-н М. просыпается около полудня и идет в плаваВнтельный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полуВндня г-н М. играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть
договоренность на ужин. После ужина тАФ посещение дискотеки, которая длится до утра.
Любители активного отдыха. Эти туристы любят прироВнду и создают активную нагрузку своему телу. ПредпочиВнтают размеренное движение и пребывание на свежем возВндухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха. В отличие от активВнно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень ваВнжен спорт тАФ их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.
Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательВнного уровня, познании нового. В данном типе выделяютВнся три подгруппы: П1 П2 и П3 Туристы типа П1, посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимаВнние не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувВнства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженВнные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.
Любители приключений. Лишь немногие любители остВнрых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному рисВнку. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с опреВнделенной долей риска. Для них риск тАФ это возможность испытать себя.
Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаВнниями.
При выделении групп туристов в зависимости от стиВнля их жизни в основу положен не какой-то отдельный
критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономиВнческая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.
В зависимости от стиля жизни выделяют четыре групВнпы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, сеВнмейные и исключительно отдыхающие туристы. При данВнной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.
Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие тАФ это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
Пример. Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.
Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данВнную группу, отдых тАФ это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требоваВнниями, но в отличие от Влнаслаждающихся жизньюВ» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с приВнродой, тишины и возможности психологической разгрузВнки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для поВнсещения региона.
Пример. Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много катаВнется на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, тАФ читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительВнно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убиВнрает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туриВнстов этого типа является возможность отдохнуть. В данВнную группу входят сравнительно пассивные туристы, коВнторые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальВнние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые приВнвычки, ведь они не любят экспериментировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Ва жной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промыш ленных банковских, страховых и др. компаний.
Интенсивное ра звитие ме ждународных туристских свя зей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВместе с этим смотрят:
Памятник Свободы в ЛатвииПерспективы развития туризма в Приморье
Петродворец - русский Версаль
Петрозаводск - культурная столица Карелии