Прогулки по Риму

ПРОГУЛКИ  ПО  РИМУ

     История Рима началась с обычного для Средиземноморья города-государства с республиканской формой правления. В результате длительных и упорных войн римлянам удалось сперва подчинить себе соседние народы ( этрусков, собинов и др. ), а потом распространить свою власть на весь полуостров. Огромное значение для судьбы Рима имела победа над Карфагеном - его главным конкурентом в борьбе за контроль над купеческими морскими путями. Что до римского искусства, то и тут не обошлось без захвата и грабежа: римляне покорили не только этрусков, но и греческие колонии на юге Апеннинского  полуострова, а затем, войдя во вкус, завоевали и саму Грецию с Македонией в придачу. С этого момента отношения греков и римлян вошли в весьма своеобразную фазу: с одной стороны, победители-римляне всячески притесняли бедных греков, облагали их данью и даже забирали в рабство, а с другой - пылко восхищались греческими храмами, статуями, греческим театром, живописью и литературой. Среди образованных римлян считалось дурным тоном не понимать греческого языка, а римская молодежь из лучших семейств наперебой стремилась попасть в обучение к греческим философам ( не беда, если для этой цели греческого мудреца приходилось иной раз обращать в рабство ). Римляне присвоили себе даже греческих богов, поменяв только ради приличия их имена на римские: придумать собственную мифологию оказалось для них непосильной задачей. так что влияние сначала Этрурии ( страны этрусков ), а потом  Эллады на искусство и культуру Рима при всем желании нельзя назвать второстепенным.

     Итогом не только политического, но и духовного подчинения Этрурии Риму стала бронзовая статуя оратора Авла Метелла - типично римское произведение, в котором только надпись на этрусском языке ( вскоре, кстати, забытом ) указывает на его истинное происхождение.

3 в. - первые три четверти 1 в. до н.э.

     Искусство времен римской республики в изрядной степени затмевается произведениями более позднего периода, однако кое-какой след это время в истории искусства все-таки оставило. Впоследствии  Рим значительно перестраивался, но некоторые памятники монументального зодчества сохранились. Самыми известными из уцелевших  построек являются три крупных храма, посвященных богине Весте ( 2-1 вв. до н.э. ). Один из них римляне возвели на форуме Романум в центре города, другой - на так называемом  Бычьем форуме ( на берегу Тибра ), а еще один - в трех десятках километров от Рима, в местечке Тиволи. Кроме одинаковой формы, все три храма получили от строителей и одинаковый ордере - коринфский

( самый нарядный из греческих ордеров ).

     Римская республика отнюдь не была свободна от множества государственных чиновников. Чтобы разместить где-то часть из них Юлий Цезарь в середине 1 в. до н.э. на том же форуме Романум велел построить крупное административно-судебное здание, получившее название базилика Юлия. Базилика - это длинное прямоугольное здание с колоннами внутри.

     Основав республику, древние римляне сразу же позаботились о государственной символике. Как известно, символом Рима является волчица, бронзовое изображение которой граждане города и пожелали поместить в самый главный римский храм. Однако поскольку на заре становления великого государства сколько-нибудь приличных скульптуров или художников в нем еще не было,  то бронзовое изваяние Капитолийской ( т.е. стоявшей на Капитолии ) волчицы любезно изготовили этрусские мастера.

     Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков, который был среди них весьма распространен. каждый уважающий себя римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше - целую галерею скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу покойных. Римские мастера просто снимали со своих моделей гипсовые маски ( посмертные ), по которым специально обученный раб изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Естественно, подобная технология не прибавляла изображению жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.

     Впрочем, по мере того как римское государство развивалось и богатело, росли и его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение - тогу.

     Что касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи, уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н.э. Речь идет о детали фрески из гробницы , открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в три яруса, представляла сцену битвы ( с крепостной стеной и вождями враждующих племен ). От более ранней римской живописи сохранились только письменные рассказы, из которых известно, что в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий, покрывший фресками стены храма богини Спасения.

     Владел кистью и  известный трагический поэт середины 2 в. до н.э. Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме. Портретные или аллегорические изображения можно видеть на вилле в Боскореале ( середина 1 в. до н.э. ), а также на стенах помпейских вилл, среди которых самой знаменитой считается "Вилла мистерий".

     "Вилла мистерий", насчитывающая 60 комнат, получила свое название по росписи стен одного из залов. Считается, что образцом для подражания римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник ( мистерию ) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка ( весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее ), припавшая к креслу женщины властного облика.

27 г. до н.э. - 14 г. до н.э.

     В один прекрасный день ( в 30 годы до н.э. ) вдруг выяснилось, что республиканская форма правления для Рима больше не годится. Римляне путем завоеваний слишком расширили свою территорию, чтобы продолжать удерживать в подчинении многочисленные народы  иначе, чем посредством могучей военной машины. Настала пора империи.

     После довольно продолжительных гражданских войн к власти пришел Октавиан Август. Октавиан постеснялся сразу разгонять республиканские учреждения и объявил себя чем-то вроде почетного консультанта при римском сенате. Называлась эта соеобразная форма правления принципиатом, причем она римлянам так понравилась, что в благодарность они буквально засыпали Октавиана всевозможными почестями и даж присвоили ему титул "Август" ( что означает - "возвеличенный богами" ).

     С утверждением Августа и наступлением после долгих внутриримских смут сытого и богатого мира Рим дорвался наконец до настоящей роскоши. Тон задавал сам император, который хотел превратить Рим в некое подобие Афин классической эпохи. Чтобы римляне почаще вспоминали  о мире ( а значит, и о нем, императоре, этот мир обеспечившем ), Октавиан велел построить на Марсовом поле специальный алтарь Мира.

     Алтарь Мира ( 19 - 9 гг. до н.э. ) представляет собой прямоугольную площадку ( 10х11 м ), в центре которой помещен на ступенях сам алтарь-малоинтересное, в общем-то, сооружение для официальных церемоний. Однако вокруг алтаря выстроена толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи.

     Изобразительное искусство времен принципиата сделало в области скульптурно портрета заметный шаг вперед. Император вовсе не собирался остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел скульптурам изобразить собственную персону и членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство все-таки сохранялось, однако письменные источники свидетельствуют, что Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной, мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из Прима Порта.

     Август изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с тем величественной позе, позаимствованной, без сомнения, из произведений Поликлета. Октавиан был приемным сыном Цезаря ( что и помогло ему стать императором ), и авторитет популярного в народе погибшего правителя в какой-то мере переносится на самого Августа. В подражание греческим скульптурам статуя Августа была раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность.

     Октавиан до такой степени не страдал застенчивостью, что в некоторых скульптурных портретах позволял изображать себя в виде Юпитера, так что статую можно было использовать для поклонения в храме, причем вполне узнаваемая голова императора венчала мощный торс атлета, Октавиану, может быть, и не принадлежавший. В классическом духе создавались и портреты жены Августа Ливии, его сподвижника и зятя Агриппы ( построившего в Риме баню, водопровод ), а также многих других римлян попроще.

     Так под влиянием греческого искусства 5 в. до н.э., но с поправкой на римские императорские амбиции в эпоху принципата августа сложился римский классический стиль, нашедший отражение не только в официальных скульптурных портретах, но и в архитектуре и внутреннем убранстве жилых помещений. Во время принципата Рим пережил настоящий строительный бум: Август построил новый форум ( форум августа ), несколько базилик, храм марса Ультора ( на форуме Августа ) и множество других зданий. К этому же времени относится и возведение общественных терм ( бани ) Агриппы, акведука Клавдия и театра Марцелла - единственного сохранившегося здесь античного театра.

     Начало меняться и  внутренне оформление римских вилл: стенные росписи стали еще более пышными с множеством декоративных элементов. Впрочем, в конце концов римлянам надоело ощущать себя в гигантских залах или среди рощ и садов и захотелось побольше уюта. В результате на рубеже н.э. в моду вошел так называемый третий декоративный стиль, известный также под названием "египтизирующего". Теперь росписи не "раздвигают" стены, а, напротив, подчеркивают их плоскости. Название "египтизирующий" этот стиль получил потому, что иногда ( например, в "Доме Орфея" в Помпеях ) в нем используются древнеегипетские элементы - сфинксы и женские фигурки. Росписи становятся более камерными, рассчитанными на то, чтобы их рассматривали с близкого расстояния. Что же касается тем живописных фрагментов, то ими по-прежнему остаются излюбленные римлянами греческие мифы ( "Вилла наказанного Амура" в Помпеях ).

1 - 3 вв. н. э .

     Несмотря на множество трудностей, римляне сумели создать одну из самых знаменитых цивилизаций, ставшую образцом для подражания в разное время для многих других народов. Императорская форма правления помогла Риму добиться славы и могущества, которые, естественно, оказали огромное влияние и на искусство этого периода. Монументальная скульптура начинает отличаться особым, истинно римским величием, что же до архитектурных памятников, то они строятся с таким размахом и из таких ценных материалов ( мраморная облицовка различных цветов, позолота, рельефы и т.д. ), что продолжают поражать воображение и через много веков после постройки.

     Октавиан Август нашел себе достойных продолжателей в лице следовавших за ним императоров из дома Юлиев Клавдиев Тиберия, Калигулы, Клавдия и особенно Нерона. Именно во время их правления римляне начали украшать стены и потолки своих домов разнообразными росписями в так называемом "четвертом помпеянском стиле", отличавшемся совсем уж неправдоподобной роскошью. По существу, четвертый стиль являлся чем-то средним между вторым и третьим - далекие перспективы с нимфами, амурами и нарисованными фасадами фантастических дворцов в сочетании с различными медальонами, гроздьями винограда невообразимой величины, лентами и гирляндами. Своим появлением четвертый стиль обязан повальному увлечению римлян театром ( это неправда, будто римляне ломились на одни только гладиаторские бои, игнорируя высокое искусство: театральные постановки тоже были среди них очень популярны ). Дело в том, что именно такими, преувеличенно помпезными  ( чтобы их хорошо было видно из задних рядов ) делались театральные декорации, оказавшие сильное влияние на оформление жилых и парадных помещений.

     Известно о знаменитом "Золотом Доме", построенном по приказанию императора Нерона в 60-х гг. 1 в. н. э. Нерон вообще славился как страстный поклонник театра и большой оригинал. Он даже выступал на подмостках в качестве трагического актера, а поскольку римские граждане не разделяли его восторгов относительно собственного таланта, то в театр их доставляли силой, в принудительном порядке. Нерону вдруг захотелось оставить шумный город и поселиться в деревне, среди лугов и полей, в загородном поместье с фруктовым садом и сеновалом. Однако сложности политического характера не позволили императору просто взять и уехать из Рима, бросив государственные дела на не очень надежных приближенных. Другой бы отступился, сочтя свое желание неосуществимым. Но не таков был Нерон - он распорядился выстроить себе загородное поместье прямо посреди блистательной столицы, невзирая на естественные в таком предприятии трудности.

     Такое поместье было выстроено. С садами, полянами, лесом, деревенькой и даже мельницей с водяным колесом. В самом центре Рима, на холмах Палатин и Эсквилин на колоссальном участке земли раскинулось императорское поместье, включавшее в себя, кроме дворца, несколько парков с беседками и статуями, озеро с живыми лебедями, виноградники, бани, акведуки, группы строений различного назначения, фонтаны, увеселительные павильоны, коровник и птичий двор. Особой роскошью отличалось внутренне убранство дворца: стены и потолки помещений были отделаны мрамором различных цветов и украшены многочисленными росписями в четвертом стиле римского живописца Фабулла. Для большей выразительности росписи были поверх еще обильно покрыты позолотой, что и послужило причиной назвать дворец в народе "Золотым домом".

     Эта идиллия продолжалась недолго, потому что в конце концов римлянам надоели бесконечные выходки их правителя. В результате борьбы император был свергнут и погиб, а "Золотой дом", будивший в его преемниках неприятные воспоминания, торопливо разрушен. Но история "Золотого дома" на этом не кончилась. Поскольку ломали его не особо старательно, то некоторые части дворца уцелели и оказались просто засыпанными землей и последующим мусором. Откопали их снова, случайно обнаружив во время земляных работ, как нельзя более вовремя - в разгар эпохи Возрождения ( 15-16 вв. ).

     После того как разрушили "Золотой дом", в Риме освободилось так много места, что его хватило на возведение двух других грандиозных сооружений - терм Тита и Колизея. Что до терм, то они не намного отличались от любых других общественных римских бань, а вот Колизей до сих пор остается  одним из самых выдающихся архитектурных памятников мира. Своим возникновением Колизей обязан увеличению количества малоимущих римлян, обитавших в высоких ( до пяти этажей ) многоквартирных домах. Работать эти люди не очень хотели, зато обожали разнообразные смуты и революции, от которых их периодически приходилось отвлекать бесплатными раздачами хлеба и организацией простых и грубых зрелищ. Любимым из подобных мероприятий в Риме являлись гладиаторские бои, собиравшие толпы народа и не требовавшие от зрителей, в отличие от театральных постановок, ни самого элементарного образования, ни вкуса, ни чувства юмора. Для гладиаторских боев строили специальные амфитеатры, крупнейшим из которых и был Колизей.

     Колизей был выстроен в конце 1 в. в правление императоров из династии Флавиев - Веспасиана и Тита и был рассчитан  на 56 тыс. зрителей. Своим видом Колизей, как и другие амфитеатры, более всего походил на современные стадионы. Эллиптическую ( овальную ) арену со всех сторон окружали поднимающиеся вверх ряды скамеек для зрителей, причем для большей помпезности скамейки эти были облицованы мрамором. Под местами для зрителей находились сводчатые галереи, выстроенные из кирпича и бетона ( римляне первыми стали применять бетон в строительстве ), а снаружи вся огромная постройка ограничивалась овальной стеной с регулярными арками. Стена делилась на три яруса с арками и полуколоннами тосканского, ионического и коринфского ордеров и высоким без арок, венцом сверху. Некогда в арках размещались статуи, похищенные оттуда после падения римской империи, что же касается самого Колизея, то, несмотря на неоднократные попытки его разрушить, он до сих пор украшает центр Рима.

     Расцвет искусства всегда прямо связан с экономическим подъемом. Удачные торговые операции, рост производства или победоносная война приносят обществу те средства, которые необходимы для содержания художественных школ, оплаты труда скульптуров и архитекторов, для обширных строительных работ и дорогостоящих материалов. Да и государство, добившееся ( неважно как ) экономического процветания, нуждается в громком и как можно более заметном прославлении собственного могущества, для чего используются разнообразные грандиозные сооружения культового или общественного назначения.

     2-й в. н. э., а особенно первую его половину называют "золотым веком" Римской империи. Император Траян ( 98-117 ) расширил границы государства до самых больших за всю римскую историю пределов. Окрыленный победами Траян задумал удивить современников и потомков, снеся кое-что из не представлявших ценности, на его взгляд, построек и воздвигнув на образовавшемся месте грандиозный форум Траяна - самый большой архитектурный комплекс древнего Рима. Для осуществления замысла Траян пригласил выдающегося римского зодчего Аполлодора Дамаскского, который и выстроил в Риме новый форум.

      Форум Траяна получился не только самым большим, но и самым сложным по устройству. На его территорию попадали через  триумфальную арку, за которой простиралась обширная прямоугольная площадь, украшенная по краям статуями и колоннами. По праздникам и другим выдающимся дням площадь служила местом сбора римских граждан, а чтобы другие жители города ( не граждане ) криками и всякими выходками не мешали проведению торжественных церемоний, площадь предусмотрительно обнесли каменной стеной. Справа и слева от арки стена образовывала обширные ниши, служившие для зрительного расширения пространства площади, причем снаружи к одной из ниш примыкал городской рынок с пятиэтажными торговыми постройками. Вряд ли стена форума в этом месте тоже достигала пятиэтажной высоты , а это значит, что рабы, варвары и просто любопытные бездельники из числа приезжих имели возможность, забравшись на рыночные крыши, подсматривать за происходящими на форуме событиями.

     Другие, более важные части форума Траяна, оставались недоступными постороннему взгляду. Напротив триумфальной арки за площадью поперек форума располагалась огромная базилика Ульпия с пятью нефами ( просветами между колоннами ) - крупнейшее сооружение подобного рода за всю древнеримскую империю. Сразу за базиликой помещался небольшой двор с колоннами ( как и греки , римляне украшали колоннами любое мало-мальски подходящее для этого место ) и примыкавшими ко двору справа и слева двумя библиотеками - греческой и латинской. В центре двора возвышалась мемориальная колонна Траяна со статуей императора на вершине и с лентой рельефа, по спирали  покрывающей всю колонну. За двором с колонной находился еще один двор ( на этот раз последний ) с храмом Траяна, т. е., по обыкновению многих правителей, и не только римских, посвященным императором себе.

     Самым выдающимся сооружением на самом большом римском форуме являлась, без сомнения, именно колонна Траяна. Высота колонны, изготовленной из мрамора и покрытой расположенным по спирали рельефом, равняется 38 м, причем если венчает ее статуя Траяна, то прах воинственного императора захоронен в цоколе. Что до рельефов, то их темой послужил удачный поход римских войск против даков на Дунай в 101-102, а также в 105-106 гг. Общая длина рельефной ленты равняется примерно 200м, причем рельефы образуют на колонне 23 витка.

     Колонну Траяна надо рассматривать долго и не спеша. С протокольной обстоятельностью и с соблюдением точной хронологической последовательности на рельефных витках изображены различные эпизоды военного похода, дома, корабли, мосты, осадные орудия, одежда и снаряжение римлян и их противников. По существу, колонна Траяна - настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 века н. э.

     Снизу рассматривать спиральный рельеф колонны Траяна было очень неудобно, однако для этой цели были специально оборудованы крыши двух библиотек, примыкавших ко двору с колонной. Как и другие рельефные изображения, поверхность колонны была раскрашена и в отдельных деталях покрыта позолотой, что придавало ей особую пышность, лишний раз напоминая о беспредельном римском богатстве.

     После Траяна управлять Римской  империей стал Адриан. Адриан покровительствовал наукам и искусствам, каковых не был чужд и сам. Среди римских императоров встречались не одни только суровые полководцы: Нерон играл в театре, Марк Аврелий  ( он правил позднее Адриана, в 161-180гг. ) был одним из известнейших философов, а сам Адриан вошел в историю не только как заказчик нескольких грандиозных сооружений в Риме и его окрестностях, но и как архитектор некоторых из них. Как и многие его соотечественники, Адриан был горячим  поклонником греческой культуры, на которую и ориентировали в своих эстетических запросах. Его увлечение греческими древностями выразилось и в архитектурном решении огромной императорской виллы в Тиволи ( в окрестностях Рима ). Здесь с максимальной точностью были воспроизведены отдельные здания и даже чуть ли не кварталы Афин и Александрии, например, Афинский Ликей, предместье Александрии Каноп или так называемый "Пестрый портик", стоявший в Афинах и расписанный там знаменитым греческим художником Полигнотом. Полы и стены помещенией виллы Адриана были украшены обширными мозаичными картинами, также повторяющими в несколько упрощенной манере знаменитые греческие оригиналы. В частности, изображение голубей у чаши с водой восходит к мозаике знаменитого пергамского мастера Соса. Отдельные сооружения виллы были причудливо разбросаны по окрестным холмам и окружены прекрасным парком.

     В самом Риме Адриан по собственному проекту построил возле Колизея ( на территории, примыкавшей раньше к "Золотому дому" ) храм Венеры и Ромы, тоже отличавшийся грандиозными размерами и откровенным влиянием эллинистического искусства. Занимаемое Адрианом общественное положение ( все-таки император ) и почти неправдоподобные технические возможности богатейшего государства тогдашнего мира позволили Адриану не считаться с трудностями в любимом деле. Увлеченный монументальными формами правитель Рима тут и там расставил по городу сооружения такого размаха, что к каждому из них абсолютно справедливо подходят определения "крупнейший", "выдающийся" и "грандиозный".  Даже собственный мавзолей Адриан выстроил в таких масштабах, что он стал крупнейшим надгробным сооружением рима. Круглый в плане, мавзолей имел очень толстые стены, а сверху венчался скульптурной группой. Опасаясь за сохранность гробницы, Адриан как в воду глядел: через много веков итальянцы переделали мавзолей в оборонительную крепость, а позднее даже в тюрьму.

     Однако самым знаменитым и выдающимся сооружением эпохи Адриана является Пантеон. Пантеон ( храм всех богов ) в основе своего плана также имеет круг, причем фундаментом зданию послужил огромный бассейн - нимфеум, оставшийся на этом месте от снесенных терм Агриппы. Массивные цилиндрические стены облегчены за счет устроенных в их толще парадных ниш, служивших в древнеримское время алтарями. На верхнюю часть стен краями опирается гигантский купол, своим пролетом ( 43 м ) перекрывающий без единой опоры все внутреннее пространство Пантеона, причем в самом центре купола имеется небольшое круглое отверстие для освещения внутренности храма. Постройка пантеона датирована 125 г. н. э., а его купол, изготовленный из бетона и кирпича, до сих пор считается настоящим архитектурно-инженерным шедевром. Подобно остальным римским храмам, Пантеон был богато украшен и производил своим монументальным величием неизгладимое впечатление как на современников императорского Рима, так и на видевших его людей более поздних эпох.

     Эстет и любитель роскоши Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой цели посвящен хранящийся теперь в Ватикане мраморный бюст императора, изображенного с бородой и несколько рассеянным выражением лица. С этого времени и на протяжении всего 2 в. в римском портретном искусстве господствует тема самоуглубления, печали, грустного раздумья. Скульпторы перестают раскрашивать мраморные статуи, и теперь эстетический эффект целиком зависит от высокого уровня обработки мрамора. Зрачок со времени Адриана помечается посредством резца, но иногда и этого не делается, и тогда портрет имеет совсем уж отрешенный вид.

     В 130 г. в водах Нила призагадочных обстоятельствах утонул любимец императора Адриана прекрасный юноша Антиной. Безутешный император основал на месте гибели Антиноя город его имени, этим  же именем назвал звезду и буквально наводнил  Римскую империю статуями погибшего фаворита. В бюстах, статуях и рельефах, изображающих Антиноя то в виде божества полей и пастбищ Сильвана, то в образе Вакха, то в облике  Меркурия, явно читается желание уподобиться греческим  классическим прототипам, однако другая эпоха рождает и другое искусство: вместо спокойной ясности облик юноши преисполнен меланхолии и глубокой печали. По существу, портреты Антиноя стали отражением несбывшейся мечты о "золотом веке", о царстве гармонии и порядка, до которых римскому обществу осталось, кажется, совсем чуть-чуть..

     Следующий, 3 век, прошел для Рима в обстановке постепенно развивающегося кризиса, гражданских войн, насильственной гибели многих императоров. Удерживать власть в подобных условиях могли только люди очень жестокие, суровые, и это не замедлило сказаться на трактовке образов правителей на официальных портретах. Теперь глубина психологической характеристики достигается не тщательной проработкой деталей и мастерской отделкой, а лаконичным отбором нескольких основных черт портретируемого. Обобщенная лепка лица позволяет сосредоточить внимание на волевом взгляде, на твердо сжатой линии  губ. Таков, к примеру, портрет Филиппа Аравитянина ( хранится в Эрмитаже ) - "солдатского" императора, приведенного к власти римскими легионами. Жутковатое впечатление оставляет портрет Каракаллы, с поразительной силой раскрывающий перед нами образ человека жестокого и грубого, за свой исключительно свирепый нрав снискавшего славу одного из самых ужасных римских тиранов.

     Впрочем, при всех своих недостатках Каракалла заботился о римлянах и, в частности, выстроил для них обширные общественные термы - вторые по размерам в Риме. Каракалла тоже постарался размахнуться, подобно Адриану, и, помимо ванн и бассейнов, устроил в термах специальные площадки для физических упражнений, места для отдыха и бесед, библиотеку и даже магазин. Термы Каракаллы могли посещать одновременно 1 800 человек, а самой интересной особенностью комплекса является то, что при его строительстве были использованы едва ли не все архитектурно-художественные и конструктивные приемы, применявшиеся в то время в римском строительстве. Оно и понятно: не имея возможности соперничать с предшественниками в грандиозности постройки ( у Каракаллы было много врагов, и борьба с ними отнимала большую часть средств ), свирепый император решил превзойти их в сложности и многообразии декоративных элементов и пышности оформления. Термы Каракаллы стали для последующих исследователей настоящей архитектурной энциклопедией, а для самих древних римлян еще и местом, где можно было недорого помыться.

     Термы были украшены, кроме прочего, мозаикой, изображавшей атлетов-победителей с венками и пальмовыми ветками. Возможно, в угоду незатейливым вкусам простых римлян лица  спортсменов изображены подчеркнуто грубыми, а тела хотя и мускулистыми, но не особенно правильными с анатомической точки зрения. Клонясь к упадку вместе с империей, римское искусство на протяжении следующего века постепенно утрачивало классический опыт, чтобы только в эпоху Возрождения стать объектом пристального изучения и переосмысления в условиях новой  европейской цивилизации.

Реферат  по  МХК

ученицы 8в класса

Бочаровой  Марии

г. Тула

1999 год

Вместе с этим смотрят:

Психологический климат туристической группы
Развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма в Новгородской области
Развитие туризма в Европе
Развитие туризма в Италии