Экономическая сущность туристической ренты

Российская Международная Академия Туризма

Уральский Институт Туризма

Курсовая Работа По программе: Социальная экономика и туризм

Тема: Туристская рента

Исполнитель: Карпов С. О.

(4 курс, заочное отделение)

Преподаватель: Николаенко В. Н.

Екатеринбург, 2003 г.

Содержание

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3

1. Понятие туристской ренты

1.1. Экономическое значение туризма и туристской рентытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.4

1.2. Экономическая сущность туристской ренты тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.6

1.3. Формы туристской рентытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..12

2. Модели применения туристской ренты

2.1. Туристская рента в системе отношений собственноститАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.23

2.2. Принципиальные основы распределения и использования туристской рентытАжтАжтАжтАж.30

2.3. Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использования туристской рентытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж32

Заключение . тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.37

Литература тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж..38

Введение

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели поняВнтие экономической ренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономических школ и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь: появились понятия - рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая, железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичная и т. п. Туристская рента как категория, а также методология и подВнходы к проблеме разработки ее различных аспектов в соВнвременных российских условиях впервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А. Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой проВнблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследоваВнния, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим.

В данной курсовой работе дано обосВннование основных аспектов туристской ренты: ее эконоВнмической сущности, форм образования, места в системе отВнношений собственности.

Экономическое значение туризма и туристской ренты

По прогнозам современных политологов и футурологов, будущее общество станет (и уже становится!) постиндустриВнальным, то есть в качестве основной сферы хозяйства оно будет иметь информацию и услуги, а основным видом реВнсурса станут эколого-оздоровительные и информационные технологии. Уже сейчас доля услуг в развитых странах мира весьма и весьма значительна: в структуре валового внутренВннего продукта этих стран она колеблется в пределах 30 - 55 %. В Швеции, например, эта величина в отраслевой структуре валового внутреннего продукта ныне составляет 55,6 %, в Дании - 53,5, Канаде - 53,5, США - 50,9, ВеликоВнбритании - 50,8, России - всего 29,9 %1.

В самой сфере услуг особое место занимает туризм -временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,  спортивных,  религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. На долю туризВнма приходится около 10 % мирового валового национальВнного продукта2, а в отдельных странах его доля еще знаВнчительнее: например, в Греции свыше 50 %, в Мексике более 30 % валового внутреннего продукта. Россия заниВнмает весьма скромное место на мировом туристском рынВнке - менее 1,5 % мирового туристского потока. Доля туВнризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - менее 1 %. Объем всех платных услуг населению в 1995 г. составил около 40 трлн руб. в фактически действовавших ценах, из них туристско-экскурсионные услуги - всего 1,4 %.

Между тем туризм становится одной из ведущих и диВннамичных отраслей мирового хозяйства. По прогнозам ВсеВнмирной туристской организации, к 2010 г. количество межВндународных туристских поездок удвоится и составит 937 миллионов, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.

Тенденции международного развития туризма свидеВнтельствуют о том, что и в России эта сфера должна претерВнпеть радикальные изменения. Потенциальный динамизм развития российского туризма объективно обусловлен цеВнлым рядом обстоятельств и причин. Как показал мировой опыт, туризм - это, во-первых, важнейший фактор роста национального богатства и улучшения жизни нации в цеВнлом, во-вторых, важнейшая сфера притяжения рабочей сиВнлы, фактор обеспечения занятости населения, в-третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйВнство, кустарный промысел, производство товаров народного потребления; в-четвертых, одна из самых высокоэффекВнтивных сфер современной экономики, успешно конкуриВнрующая с такими отраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия. При этом туризм может быть эффективным сектором экономики на всей терВнритории страны, а не только в отдельных ее центрах.

Кроме того, при умелой государственной направленности национальный туризм может стать "окном" на мировой рынок.

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность туризма, имеющую важное значение для современной РосВнсии. Речь идет о том, что сам характер туризма как особой социально-экономической сферы развития общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития общества. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыВнночный его аспект - как средство ее реализации. Социально ориентированный туризм может сочетать в себе оба этих начала: и служение интересам человека, общества в целом, и получение доходов как на микро-, так и на макроэконоВнмическом уровнях.

Пока же в российском туризме преобладают коммерВнческие начала, к тому же разрушающие экономические основы государства, нации в целом. В 1992 - 1997 гг. доля России по количеству принятых иностранных граждан в мировом туризме упала с 1,4 % до 0,6 %. Максимальное количество иностранных граждан, посетивших Россию, быВнло зарегистрировано в 1989 г. и составило 7,5 млн человек. В эти же годы доля России по количеству поездок за граниВнцу в мировом туризме увеличилась с 0,8 % до 1,8 %. В 1988 - 1997 гг. численность граждан России, выезжавших за границу, увеличилась почти в 2,5 раза, а численность иностранных граждан, посетивших нашу страну, сократиВнлась более чем в 2 раза. Доля выезда в национальном туВнристском обороте ныне составляет 75 %, а доля въезда -25 %. Более чем трехкратное превышение выездного туризВнма обусловливает вывоз из России миллиардов долларов ваВнлюты, который не компенсируется соответствующим ввозом иностранной валюты. В конечном счете дисбаланс выездноВнго и въездного туризма выступает как дополнительный дестабилизирующий фактор разрушения экономики России. Очевидно, что будущее российского туризма - это социальВнный туризм, который предполагает доступность туристских услуг широким слоям населения.

В Российской международной академии туризма разраВнботана концепция социального туризма и формула, ее реалиВнзации: саморазвитие, самофинансирование и самоуправлеВнние. Эту концепцию, в свою очередь, реализует коммерВнческий расчет туристских предприятий.

Сфера туризма в отличие от других отраслей народного хозяйства дает возможность реализовать указанную концепциюза счет собственных ресурсов, собственных финансовых источВнников. Один из важных внутренних источников этого рода -туристская рента. Данный источник не является единственВнным, но в современных условиях он может и должен стать одВнним из основных, практически - решающим.

В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, когда вопрос о налоговой реформе в России стал злободневным и не терпящим отлаВнгательств, - в сфере туризма не менее, а, может быть, более остро стоит вопрос о туристской ренте. Говоря о роли туВнристской ренты, можно вспомнить легенду о сфинксе, коВнторый обладает силой или омолодить путника, или его уничтожить - в зависимости от того, сумеет ли этот путник (путешественник, турист) отгадать загадки сфинкса. ПодобВнно сфинксу, туристская рента при соответствующих законоВндательных основах и мудрой социально-экономической поВнлитике государства может создать необходимую материальВнно-экономическую основу для самофинансирования, самоВнразвития и самоуправления туристской деятельности в люВнбом регионе России. И напротив, полное забвение вопроса о туристской ренте может повести развитие туризма в РосВнсии по двум направлениям, которые одинаково гибельны: или постоянное упование на дотацию из государственного бюджета, или безудержная коммерциализация туризма, коВнторый из-за этого скоро станет недоступным миллионам тружеников. Иными словами, вопрос о туристской ренте -вопрос столь же экономический, сколь и политический, соВнциальный. Рассмотрим его более обстоятельно в постаноВнвочно-проблемном аспекте.

Экономическая сущность туристской ренты

Использование какого-либо явления в интересах обВнщества и человека предполагает знание природы этого явВнления. Социально-экономическая природа туристской ренВнты может быть раскрыта, если известны: 1) ее эконоВнмическая сущность; 2) формы ее образования и бытия; 3) ее социальное содержание.

Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хоВнзяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Иными словами, туристская рента - это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы.

В аграрном и добывающем секторах экономики образоВнвание ренты связано с правами владения и хозяйственного использования земли и ее недр. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода - земельная рента и ее разновидности, модификации - горная, нефтяная, газовая, водная и другие виды ренты.

В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отВнраслей ресурсы в сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсам относятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использоВнваны для организации отдыха и оздоровления людей. К туВнристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туВнристских организаций.

Полезность туристских ресурсов проявляется в их функВнциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетвореВнния профессиональных и духовных потребностей; она проявВнляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских орВнганизаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отВндых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия и паломВнничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравВнственных потребностей людей.

Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объВнекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:

1) курортологические факторы;

2) общеоздоровительные и рекреационные факторы;

3) духовно-культурологические факторы.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаиВнмосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добыВнвающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные, экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновреВнменным воздействием на физические, умственные и духовВнно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельВнности человека. Помня народную мудрость: "Не хлебом единым жив человек!", трудно переоценить социально-экоВнномическую значимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовно богатого не в том, чтоВнбы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. ТуВнризм - одна из сфер жизни общества, которая предприниВнмает попытку дать ответ на этот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данный воВнпрос приобретает в наши дни.

В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т. е. все потенциальВнные факторы производства в процессе их купли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражениВнем рыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала - процент; туристские ресурсы в их рыВнночной оценке принимают форму ренты, коренное отличие которой от других факторных доходов - заработной платы и процента - состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию она представляет собой добаВнвочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует исВнходить из того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякий хозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль - результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности.

Имеются ли в сфере туризма условия для образования добавочной прибыли - материальной основы туристской ренты? Для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыВнночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта. Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основных сегмента:

1) производство туристских услуг;

2) производство туристского продукта;

3) реализация туристского продукта;

4) потребление туристского продукта.

Туристская услуга - это целесообразная производственВнная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма - это всяВнкий самостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется в соответствии с действующим закоВннодательством страны и потому является юридическим лиВнцом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров и услуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты и реВнзультаты своей деятельности в целях максимизации комВнмерческого успеха. Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологической модели туризма, а туристское предприятие - наименьшей юридической едиВнницей, которая создает и реализует эти услуги.

В своем движении на пути к рынку туристские услуги проходят стадии пакетирования и анимации, т. е. комплекВнтуются в туристский продукт. Потребителю в сфере туризма предлагается обычно интегральный туристский продукт как совокупность вещественных, материальных и нематериальВнных благ и услуг. Формирование целостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, котоВнрые готовят этот продукт для реализации в скомплектованВнном и законченном виде. Важную роль в процессе реализаВнции турпродукта выполняют туристские агенты, доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие его. Процесс потребления туристских услуг происходит в туВнристском центре - непосредственно в местах их производВнства. Та часть туристских услуг, в которой происходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма.

Таким образом, туризм в экономическом (рыночном) асВнпекте - это прежде всего рынок индивидуальных и коллекВнтивных услуг, пакет которых формирует туроператор. А поВнтребление туристского продукта как бы завершает воспроизВнводственный цикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристские ресурсы как факторы производства тура - комплекса услуг в данной сфере.

В условиях рыночных форм хозяйствования и сами реВнсурсы, и результат их использования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услуги приобретают все качества товара: потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость.

По своему характеру туристские ресурсы количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар. Качественно эти реВнсурсы различны, дифференцировании. Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны, раритетны, единственны в своем роде не только в России, но и в мире. Количественная ограниченность и качестВнвенная дифференцированность туристских ресурсов в усВнловиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деяВнтельности туристских организаций. Внешним выражением различий в затратах выступают издержки этих организаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференциВнруют в широких пределах. Внешним выражением различий в результатах хозяйственной деятельности туристских орВнганизаций выступают дифференциация производительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Между тем на рынке туристских услуг формируется рыВнночная цена, которая может быть ниже или выше индивиВндуальной цены, вследствие чего образуется разность между рыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражениВнем данной разности является добавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основу туристской ренты. При этом в качестве исходного условия образоваВнния туристской ренты выступают не просто туристские реВнсурсы, а лишь те, которые создают для туристских предВнприятий более благоприятные рыночные условия произВнводства и реализации туристского продукта.

Туристские расходы представляют собой стоимость тоВнваров и услуг, использующихся непосредственно для удоВнвлетворения посетителей, туристов. С точки зрения макроВнэкономических процессов, эти расходы есть не что иное, как конечное потребление в системе национальных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы предВнставляют собой затраты (издержки).

Классическими видами туристских затрат являются:

1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и компВнлексные туры;

2) расходы по размещению;

3) затраты на питание и напитки;

4) транспортные расходы;

5) затраты на рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности и мероприятия;

6) расходы на посещение магазинов;

7) прочие расходы туристских организаций всех видов и форм.

Совершенно очевидно, что издержки туристских оргаВннизаций, взятые в расчете и на весь объем туристского проВндукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономиВнческих явлений эти неравные издержки по туризму в разВнличных туристских организациях порождают различия в инВндивидуальных стоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы от туризма на микроэкоВнномическом уровне. Сопоставление этих доходов и издерВнжек, т. е. отношения

                Доходы от туризма          .100,

Издержки по туризму

или

Доходы от туризма

                                                         тАв100

Туристские ресурсы

как раз и выражают эти различия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынке туристского проВндукта.

Доходы по своей природе - это результаты, а издержки и ресурсы - это затраты. Следовательно, в основе отношеВнния доходов от туризма к издержкам или ресурсам туристВнских организаций лежит общий принцип экономической эффективности, который выражается формулой

                        max Р                         max P

Э= тАФтАФтАФтАФтАФ , или Э =

                                min 3                     min ресурсы

т. е. эффективность туристской деятельности Э на микроВнэкономическом уровне - это максимизация результата Р при минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты образует повышенВнная эффективность хозяйствования в сфере туризма.

Формы туристской ренты

В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования трех форм туристском ренты; монопольной, дифВнференциальной и абсолютной. При этом современная эконоВнмическая наука располагает теорией стоимости, теорией предельной полезности и теорией неоклассического синтеВнза, которые при всех различиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснить образование трех форм туристской ренты.

Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникальВнного качества. Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественно они иногда предВнставлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, .они практически невоспроизводиВнмы. Россия в целом, Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеют уникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие как Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково и некоторые другие. К униВнкальным туристским ресурсам России можно отнести ЭрмиВнтаж, Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкиногорье, Музей Андрея Рублева и другие величайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордость росВнсийской и мировой цивилизации.

Именно уникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходной основой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольВнной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов - основы этой ренты - ведут к реальной возможВнности установления на эти ресурсы высшей формы несоВнвершенства современного рынка - абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естеВнственной, или натуральной, монополией, так как в ее осноВнве лежат два источника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствие заменителей (субстиВнтутов) данного уникального туристского продукта на рынке туристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещения Московского Кремля или Валаама - и вы поймете тщетность этих попыток: их заменить нечем.

Господство абсолютной монополии на уникальные туВнристские ресурсы порождает на рынке туристских услуг моВннопольно высокие цены на эти услуги (рис.3.1).

       Цена        1

       

                            Количество предлагаемых

                             услуг на туристском рынке

Рис.3.1. Формирование цены на туристские услуги в условиях абсолютной монополии

(1) и в условиях совершенной конкуренции (2)

На рынке совершенной конкуренции малейшему увеВнличению спроса на туристские услуги сопутствует соответВнствующее предложение, поэтому цена на эти услуги остаетВнся неизменной. В условиях рынка абсолютной монополии появляется возможность назначить для потребителя туристВнских услуг свою цену. Разумеется, эта цена превышает преВндельные издержки.

Таким образом, абсолютная монополия отдельных туВнристских фирм, использующих уникальные туристские реВнсурсы, порождает на рынке туристских услуг монопольную власть, которая выражается прежде всего в том, что указанВнные фирмы устанавливают на рынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточно просВнтой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английский экономист Абба П. Лернер (1905 - 1982) предВнложил использовать индекс:

                              Рм - МС

       М =         ,

                                   Рм

где М - индекс монопольной власти; Рм - монопольная цена (от англ. monopolio price); MC - предельные издержки (от англ. marginal costs).

Смысл индекса М в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти, ибо в условиях соверВншенной конкуренции рыночные цены равны предельным издержкам и, следовательно, сила монопольной власти равВнна нулю, в условиях монополизма цена выше предельных издержек. Интервал между нулем и единицей и характериВнзует силу монопольной власти.

Предельные издержки в условиях современной России практически рассчитать трудно, поэтому можно заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принцип подхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числитель и знаменатель умножить на количество реализоВнванных туристских услуг Q, то в числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли, а в знаменателе - объем продаж турпродукта. ОтношеВнние между массой общей прибыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показываВнет, какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:

                                    ( Рм тАУ АТС) . Q

                                                                        М =                         .

                                      Рм  . Q

Экономический смысл приведенной формулы заклюВнчается в том, что высокая доля прибыли, получаемой данной туристской фирмой, является признаком силы ее монопольВнной власти. Высокая доля прибыли туристских фирм, моноВнпольно использующих уникальные туристские ресурсы, одВнновременно свидетельствует о том, что эти фирмы получают добавочную прибыль, или сверхприбыль, - материальную основу монопольной туристской ренты.

Таким образом, с точки зрения закона стоимости, исВнточник монопольной туристской ренты заключен в монопольВнно высокой цене на уникальный туристский продукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристской ренты заключен в моноВнпольной цене на уникальный турпродукт, которая формируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой моВннополии. С точки зрения закона стоимости, монопольная туВнристская рента - это добавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамок нормальной рыночной стоиВнмости. С точки зрения закона спроса и предложения, моноВнпольная туристская рента - это нормальный доход от испольВнзования такого фактора производства туристских услуг, предВнложение которого абсолютно неэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис. 3.2).

       R        S

               R2        . . . . . . . . . . . . . . . . . .

               R1        . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                                                       Q1                                      Q

Рис. 3.2. Образование монопольной туристской ренты

На рис.3.2 использованы следующие обозначения: Q -количество туристских ресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1 - количество уникальных туристских ресурВнсов; S - кривая предложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply - предложение); D1 и D2 - кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (от англ. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (от лат. rent -рента); r1 и R2 - монопольная туристская рента в условиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсы уникального качества и предложением этих ресурсов.

Как следует из рис. 3.2, конкретная величина моноВнпольной туристской ренты целиком и исключительно завиВнсит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных по качеству туристских ресурсов, б) от их исключительной поВнлезности и в) от объема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса на уникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер: он зависит от объема спроса на уникальный турпродукт. "Не потому доВнрого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот"*. "Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли.. Фактически более правдоподобно обВнратное утверждение: цена земли потому и высока, что высоВнки цены на зерно".

Если стоимость земли определяется стоимостью выраВнщиваемой на ней продукции (а не наоборот), то, очевидно, стоимость уникального туристского ресурса определяется стоимостью туристских услуг, которые может предоставить та или иная фирма в процессе использования этого ресурса. Музей-усадьба Кусково - уникальный туристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-за бедности широких слоев населения, ограниченности платеВнжеспособного спроса. Соответственно мала и величина моВннопольной туристской ренты, которую ныне она (усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться местаВнми. Ниже будет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спроса на турпродукт при сущестВнвующей на данный момент платежеспособности населения.

Дифференциальная туристская рента образуется на осноВнве хозяйственного использования туристских ресурсов неравВнного качества. Известно, что эти ресурсы характеризуются различной степенью функциональной пригодности для отВндыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; они имеют различную степень комфортности, надежности, разВнличные эстетические, духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы в неодинаковой степени удоВнвлетворяют основные цели туристов. В этих условиях уже не уникальные, а массовые, основные туристские ресурсы условно можно разделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсов ограниченно, в особенВнности ограниченно количество лучших и средних ресурсов.

Дифференциация качества туристских ресурсов, их разВнличная степень привлекательности порождают объективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибыВнли. в том случае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы.

Механизм образования добавочной прибыли - основы дифференциальной туристской ренты - с точки зрения заВнкона стоимости, можно представить в следующем виде.

Использование туристскими предприятиями ресурсов неравного качества порождает дифференциацию производиВнтельности   индивидуального  труда.   По   выражению К. Маркса, "труд исключительно высокой производительВнной силы функционирует как умноженный труд, т. е. создаВнет в равные промежутки времени стоимость большей веВнличины, чем средний общественный труд того же рода"1. Дифференциация производительности труда приводит к тоВнму, что индивидуальная стоимость турпродукта в отдельных предприятиях оказывается различной, что находит выражеВнние в различных уровнях издержек (затрат) в туристских предприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой турпродукт продают не по индивидуальным, а по общеВнственным (рыночным) ценам. При этом рыночная цена турпродукта ориентируется на уровень затрат тех предприяВнтий, которые используют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельство вызывается двумя фак-   \\торами: количественной ограниченностью туристских реВнсурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого не могут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристские предприятия, испольВнзующие ресурсы лучшего и среднего качества, на нациоВннальном и мировом туристском рынке получают добаВнвочную прибыль, так как их индивидуальные издержки ниВнже общественных (рыночных). Эта разность между общеВнственными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль - основу дифференВнциальной, или разностной, туристской ренты. Таков мехаВннизм ее образования в рамках закона стоимости.

Механизм образования дифференциальной туристской ренты достаточно убедительно можно объяснить и в рамках закона спроса и предложения. В отличие от туристских реВнсурсов уникального качества, предложение которых на рынВнке абсолютно неэластично и единично, предложение туВнристских ресурсов среднего и лучшего качества на рынке характеризуется низкой эластичностью, а иногда и полной неэластичностью. В противоположность туристским ресурВнсам уникального качества, существующим в абсолютно моВннопольном могуществе своей неповторимости, средние и лучшие туристские ресурсы могут иметь заменители (субсВнтитуты), их ограниченность не абсолютна, ибо потребитель-турист может выбрать другие варианты турпродукта. Тем не менее и эти средние, а также лучшие туристские ресурсы, равно как и другие факторы производства (труд, капитал, организация, информация), количественно ограниченны, их предложение на туристском рынке или неэластично, или имеет весьма низкую эластичность. И этих условий достаВнточно, чтобы туристские ресурсы лучшего и среднего качества породили факторный доход - добавочную прибыль, которая составляет материальную основу дифференциальВнной туристской ренты.

Для наглядности представим этот процесс графически. Предположим, на данном туристском рынке в условиях соВнвершенной конкуренции действуют три фирмы: фирма А располагает лучшим туристским ресурсом (ее гостиница наВнходится в самом центре города); фирма Б располагает средВнним туристским ресурсом (ее гостиница находится на некотором расстоянии от центра города); фирма В располагает худшим туристским ресурсом (ее гостиница находится за городом, что требует значительных затрат на доставку туВнристов). Предположим, что все прочие условия у этих фирм одинаковы и равны. В таком случае кривые средних валоВнвых (АТС) и предельных издержек (МС) будут иметь вид, показанный на рис.3.3.

                                                  а)                             б)                                   в)

Рис.3.3. Образование дифференциальной туристской ренты у фирм А и Б

на основе местонахождения гостиниц. ТранВнспортные затраты на

обслуживание туристов фирмы А (а), Б (б), В (в)

Поскольку речь идет о рынке совершенной конкуренВнции, линия спроса D на туристский продукт (проживание в гостинице) у всех трех фирм будет горизонтальной и зафикВнсирует одинаковый уровень рыночной цены Р\ на эти услуги. Количество услуг Q\ также может оказаться равным. Однако фирма А в рассматриваемых условиях получит значительную сверхприбыль, так как ее общие средние издержки на транВнспортные услуги (АТС) минимальны или вообще отсутствуют. Фирма Б получит меньшую величину добавочной прибыли по сравнению с фирмой А, поскольку ей приходится нести определенную величину общих средних издержек на транВнспортные услуги. Фирма В на транспортном факторе никакой добавочной прибыли не получит: ее местонахождение удалеВнно от центра города столь значительно, что ей приходится нести значительные издержки на транспортные услуги.

Линия предельных издержек (МС) пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке, которой явВнляется точка равенства средних и предельных издержек, то есть точка пересечения кривых МС и АТС. С увеличением количества (объема) туристских услуг средние и предельные издержки растут, при этом предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Каждая туристВнская фирма стремится установить на рынке такое равновеВнсие, при котором ее предельные издержки были бы равны предельному доходу. Такой объем услуг для фирмы оптимаВнлен. В нашем примере это уровень Р\. Однако индивидуВнальные средние издержки на транспортные услуги у всех трех фирм (А, Б и В) различны. Более удачное расположеВнние гостиниц у фирм А и Б принесет им факторный доход -дифференциальную туристскую ренту. Из этого следует, что дифференциальная туристская рента - это факторный доход, который получают туристские фирмы в результате использоВнвания лучших и средних ресурсов в условиях, когда предлоВнжение этих ресурсов или неэластично, или имеет низкую эластичность.

Обратим внимание на особенность, которая имеет месВнто в истории экономических учений и в современной экоВнномической науке: дифференциальную земельную ренту признавали и ныне признают представители всех эконоВнмических школ и всех экономико-теоретических направлеВнний (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Признание дифференциальной туристской ренты также не может подвергаться какому-либо сомнению. Сложнее обВнстоит дело с вопросом об абсолютной туристской ренте.

Классическая экономическая школа образование абсоВнлютной земельной ренты увязывает с монополией частной собственности на землю. Не отрицая этот тезис, подчеркВннем, что в отличие от государства частный собственник не отдает в аренду на бесплатных началах даже самый худший участок земли. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает научный поиск других социально-экономических условий и факторов, которые порождают образоваВнние туристской ренты в процессе хозяйственного использоВнвания всякого туристского ресурса, включая и худшие из них. Разумеется, подобная постановка вопроса не традиционна, но она должна быть высказана.

В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолютной туристской ренты на чисто рыночВнной основе вне зависимости от формы собственности на туВнристские ресурсы. Речь идет о том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных, истоВнрических и социально-культурных факторов по своим поВнтребительским качествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор. Понятие "худший приВнродный ресурс" как бы остается в пределах чисто природВнной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурс обладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической, исторической и социальВнно-культурной, духовной.

Вспомним еще раз цели, которые преследует турист: досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых и родственВнников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия и паломничество; другие цели, включая удовлетворение фиВнзических, духовных и умственных потребностей. Все эти обВнстоятельства как бы подчеркивают особую социальную знаВнчимость даже худшего туристского ресурса.

По мере перехода общества к постиндустриальной стаВндии развития значение услуг в целом и прежде всего туристВнских услуг будет возрастать. Повышенный спрос на туристВнские услуги по сравнению со спросом на чисто материальВнные блага не может не найти отражения в стоимости этих услуг и соответственно в стоимости этих ресурсов. Не слуВнчайно во многих странах смешанной и развитой экономики норма прибыли в сфере рекреации и туризма выше, чем в земледелии и добывающих отраслях. Образно говоря, муВнзей-усадьба при прочих равных условиях имеет большую полезность и потому стоит дороже, чем просто дом такого же типа на таком же по размеру и качеству участке земли. Наряду с дополнительной полезностью относительно худВнших туристских ресурсов следует учитывать и то обстоятельВнство, что количественно эти ресурсы ограничены, из-за чего их предложение на рынке характеризуется низкой эласВнтичностью.

Таким образом, рыночный механизм образования трех форм туристской ренты различен. Монопольная туристская рента полностью базируется на уникальности и исключиВнтельной полезности туристского ресурса, который имеет предельно высокий рыночный спрос, как правило, значиВнтельно превышающий рыночное предложение в силу его абВнсолютной неэластичности, что находит выражение в моноВнпольно высокой цене на уникальный турпродукт. ДиффеВнренциальная туристская рента основана на различиях в каВнчестве (уровне полезности) и ограниченности лучших и средних туристских ресурсов, предложение которых на рынке или неэластично, или малоэластично, что находит отражение в разности между рыночными и индивидуальныВнми ценами на турпродукт тех фирм, которые их используют. Абсолютная туристская рента предполагает, что обычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границей формирования предельного продукта.

Предельный продукт может иметь физическое выражеВнние в виде прироста туристских услуг от одной дополниВнтельной единицы туристского ресурса и денежное выражеВнние в виде предельного -физического продукта, представВнленного в рыночной цене. Предельный продукт выполняет важную роль в практике коммерческого расчета туристских фирм: он помогает определить долю отдельных факторов в общем результате фирмы, уровень заработной платы при найме дополнительной рабочей силы, дает возможность свести к минимуму издержки и одновременно максимизиВнровать прибыль и в конечном счете решить проблему замеВнщения ресурсов. Если худший природный фактор, равно как и средний, и лучший, одновременно выступает и как туристский ресурс, т. е. имеет дополнительную полезность, .появляются условия для образования абсолютной туристВнской ренты.

В современной экономической литературе "доход, обесВнпечиваемый любым фактором производства, у которого предложение временно сохраняет неизменную величину, иногда называют квазирентой"\ (от лат. quasi - как будто, почти; reddita - отданная назад). Например, построенная гидроэлектростанция после того, как полностью окупятся затраты на ее сооружение, длительное время действует как "даровая" сила природы и приносит добавочную прибыль. Относительно худший туристский ресурс - любой муВнзей-усадьба, имеющий полезность как турпродукт, - может приносить добавочную прибыль в форме абсолютной туВнристской ренты, если предложение этого ресурса длительВнное время неэластично и в обществе на туристском рынке имеется спрос на данный турпродукт. То, что современное неоклассическое направление называет квазирентой, класВнсики прошлого называли добавочной прибылью или сверхВнприбылью. Эту добавочную прибыль в сфере туризма с полВнным основанием можно назвать абсолютной туристской рентой.

Графически процесс образования всех трех форм туВнристской ренты на рынке туристских услуг в его микроэкоВнномическом аспекте, т. е. на уровне отдельных предприятий и фирм, представлен на рис. 3.4:

Рис. 3.4. Образование трёх форм туристской ренты на рынке туристских услуг

На рисунке буквенные символы означают: Q - количество туристских ресурсов на рынке туристских услуг; Q1 - количестВнво уникальных туристских ресурсов, предложение которых абВнсолютно неэластично и единично; Q2 - количество лучших туВнристских ресурсов, предложение которых неэластично, но не единично; Qз - количество средних туристских ресурсов, предВнложение которых характеризуется низкой эластичностью и на которые могут появиться заменители; Q4 - количество относиВнтельно худших туристских ресурсов, предложение которых хаВнрактеризуется низкой эластичностью и на которые имеются заменители; S1, S2, Sз и S4 - кривые предложений на рынке туВнристских услуг соответственно уникальных, лучших, средних и худших туристских ресурсов; D - кривая спроса на туристВнские ресурсы как следствие спроса на туристские услуги; R -величина той или иной формы туристской ренты; R1 - веВнличина монопольной туристской ренты в условиях рыночного равновесия; R2 - величина дифференциальной туристской ренВнты, образующейся при использовании лучших по качеству туВнристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; Rз - веВнличина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использовании средних по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; R4 - величина абсолютной туВнристской ренты в условиях рыночного равновесия.

На поверхности экономических явлений все три формы туристской ренты выступают как единая величина, как едиВнный факторный доход. Это означает, что предприятия и фирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают только абсолютную туристскую ренту, т. е. факторный доход относительно небольшой величины. Те предприятия и фирмы, которые используют средние и лучшие туристские ресурсы, получают абсолютную и дифВнференциальную туристскую ренту, т. е. факторный доход большей величины, чем в первом случае, а те, которые исВнпользуют уникальные туристские ресурсы, получают все три формы туристской ренты - абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный доход этих туристских предВнприятий максимально высок. Практическая реализация всех рассматриваемых процессов образования трех форм и совоВнкупной туристской ренты осуществляется через механизм рыночных цен на туристские услуги.

Проанализированные выше закономерности образования туристской ренты отражают лишь чисто экономический аспект проблемы. Для более глубокого понимания природы и мехаВннизма функционирования туристской ренты следует от изучения сущности первого порядка перейти к рассмотрению сущности второго, более глубокого порядка - к анализу социВнальной природы туристской ренты.

Туристская рента в системе отношений собственности

Туристская рента органически соединяет в себе целый комплекс не только экономических, но и социальных свяВнзей и отношений. После того, как рента произведена и поВнлучена, начинаются процессы ее распределения, перерасВнпределения и использования, которым, однако, предшествуВнет процесс присвоения. Еще до того как туристская органиВнзация была создана, она начала приобретать, т. е. присваиВнвать, туристские ресурсы. В процессе работы она присваиВнвает результаты своей деятельности. Узловым вопросом, определяющим социальное содержание туристской ренты, как раз и является вопрос о том, кто, в какой форме и в каВнком размере (объеме) присваивает этот факторный доход.

Всякая рента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности на тот фактор, на те ресурВнсы, использование которых порождает ренту, традиционно именуемую соответствующим факторным доходом - доходом от земли, недр, воды, туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы: всякая добаВнвочная прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогда становится рентой, когда он поступает в распоВнряжение собственника ресурса. Соответственно туристская рента есть форма реализации права собственности на туристВнские ресурсы.

Собственность как система социально-экономических отношений присвоения включает четыре аспекта:

1) объект присвоения, т. е. что именно присваивает собВнственник;

2) субъект присвоения, т. е. кто конкретно присваивает данное благо или услугу;

3) форму присвоения, т. е. как присваивается данное благо или услуга, в какой форме - индивидуально или колВнлективно;

4) характер отношений присвоения между субъектами присвоения благ и услуг.

Первый аспект этой системы характеризует материально-вещественное содержание собственности, второй - персоВннального, конкретного носителя присвоения, третий аналиВнзирует форму бытия и существования отношений присвоеВнния, четвертый аспект - социально-экономическое содержаВнние отношений присвоения.

Применительно к проблеме туристской ренты эти четыре подсистемы отношений присвоения могут быть охаВнрактеризованы следующим образом. Объектом присвоения в сфере туризма являются туристские ресурсы и соответВнственно результаты хозяйственной деятельности туристских предприятий, в частности, туристская рента. При этом тот, кто владеет ресурсами, владеет и результатами хозяйственВнной деятельности. Субъектами присвоения туристских ресурВнсов и соответственно ренты выступают туристские предприяВнтия и государственные органы власти. Российским законодаВнтельством признаны в экономическом аспекте три основные формы присвоения: индивидуальная, коллективная и государВнственная, в юридическом аспекте признаны две основных формы - частная и государственная. Последняя, в свою очередь, может быть федеральной, республиканской и муВнниципальной. Из этого следует: передавая туристские ресурВнсы в частную собственность, федеральные и местные органы власти тем самым лишают себя права взимать туристскую ренту - факторный доход от туристских ресурсов. Решаясь на такой шаг, общество должно заранее просчитывать будуВнщие последствия этой меры.

Одним из самых сложных вопросов в системе отношеВнний собственности является четвертый аспект - вопрос о характере социально-экономических отношений между людьми по поводу присвоения благ и услуг. Уже в V в. н. э. знаменитое "Римское право" определяет собственность как право владения, пользования и распоряжения. При этом владение предполагает, что сам собственник или его предВнставитель имеет возможность исключительного контроля над ресурсами, благами, услугами. Пользование - это функция владения, при которой имеет место фактическое приВнменение ресурса, блага, услуги. Распоряжение - это функВнция пользования, при которой принимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. В целом собственность имеет все права полного присвоения, а соВнставляющие триады - владение, пользование и распоряжеВнние - есть формы неполного присвоения. Собственником уникального музея-усадьбы на правах полного присвоения может быть государство (например, его федеральный орган власти), а вся триада неполного присвоения может быть пеВнредана туристской организации на правах аренды.

Вопрос о содержании отношений собственности столь важен, что в современной экономической науке возникло целое направление - экономическая теория прав собственВнности. Согласно этой теории собственностью являются не ресурсы, а "пучок прав" (термин, введенный лауреатом НоВнбелевской премии Р. Коузом), или доля прав по использоВнванию ресурсов. Здесь проявляется явная недооценка экоВнномической роли объекта присвоения и прежде всего роли факторов производства, однако эта теория имеет и положиВнтельные аспекты: она пошла дальше триады неполного приВнсвоения и тем самым развила ее как вширь, так и вглубь. Современная экономическая теория прав собственности включает в себя 11 основных элементов ("веток") этого "пучка":

1) право владения, т. е. право исключительного для других физического контроля над благами, ресурсами;

2) право пользования в собственных интересах, т. е. право применения полезных свойств благ и услуг для себя;

3) право управления, т.е. право решать, кто, как и в каВнком порядке будет обеспечивать использование благ и услуг;

4) право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ и услуг;

5) право суверена, хозяина на капитальную стоимость блага, услуги, т. е. право на отчуждение, потребление, измеВннение или уничтожение блага, услуги;

6) право на безопасность, т. е. право на защиту (имВнмунитет) от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу благ, ресурсов в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом;

9) запрет на использование благ и услуг способом, наВнносящим вред внешней среде или другим участникам права;

10) право на ответственность взыскания по долгам, т. е. возможность взыскания блага или услуги для уплаты долга, возможность вещи быть отобранной для уплаты;

11) право на остаточный характер, т. е. право на автоВнматическое возвращение вещи прежнему владельцу по исВнтечении определенного времени, право на осуществление процедур и существование институтов, которые обеспечиВнвают восстановление нарушенных полномочий.

Разумеется, перечисленные 11 основных элементов прав собственности не исчерпывают всех видов и форм выражеВнния отношений присвоения, которые могут иметь место в реальной жизни. Некоторые правоведы и экономисты насчитывают более 1500 видов правомочий в рамках полноВнго права собственности. Однако перечисленные выше осВнновные элементы прав собственности помогают выработать поведенческие отношения между предприятиями в сфере туризма и органами власти. Эти правила "игры" должны быть такими, чтобы и органы власти, и сами туристские организации были максимально заинтересованы в высокой эффективности использования туристских ресурсов.

В реальной жизни применение основных прав собВнственности может испытывать влияние двух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всем "пучком прав", состоящим из всех 11 "веточек", владеет туристская органиВнзация (фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсы используются только в форме праВнвового режима частной собственности. Туризм в данном случае приобретает исключительно коммерческую направВнленность в пользу субъектов частной собственности на туВнристские ресурсы. Общество и прежде всего государственВнные органы власти в этом варианте сознательно лишают сеВнбя права взимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации права собственника на туристские ресурВнсы. Часть туристской ренты государством может быть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеет место в любом обществе. Возможность разВнвития социальной направленности туризма в этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо рыВнночные, меркантильные правила игры, которым чужды инВнтересы человека без кошелька.

Другая крайность состоит в том, что всем "пучком прав", состоящим из всех 11 "веточек", владеет государство в лице его федеральных, республиканских и местных оргаВннов власти. Это означает, что все туристские ресурсы исВнпользуются только в форме правового режима государственВнной собственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы, агентства) оказываются не заинтереВнсованными в экономических результатах своей деятельВнности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства и реализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может стать реальностью.

Совершенно очевидно, что в сфере туризма нужна орВнганизация таких правил "игры" в отношениях собственВнности, которая учитывала бы принцип полиморфизма (от греч. poly - много и morphe - форма). Это означает, что указанный выше "пучок прав", состоящий из 11 элементов прав собственности, должен быть рационально поделен между субъектами присвоения туристских ресурсов и соотВнветственно между субъектами присвоения туристской ренты. Такими субъектами прав собственности являются органы власти (федеральные, республиканские, местные), с одной стороны, и туристские организации, которые непосредВнственно создают, реализуют и оказывают услуги, - с другой стороны. Только такие правила "игры" создают возможВнность соединить два прямо противоположных начала в разВнвитии туризма: достижение коммерческого успеха во имя интересов человека и общества в целом и во имя социальВнной направленности российского национального туризма. Сам туризм становится важнейшей отраслью социально-культурной сферы общества.

Утверждая принцип обязательного разделения "пучка прав" собственности между органами власти и туристскими организациями, необходимо избежать еще одной возможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристские ресурсы, смысл которой состоит прежде всего в том, что к туристским ресурсам исключается свободный доВнступ. В противном случае ресурсы ничьи, они не принадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретному органу власти. Исключающий харакВнтер отношений собственности генетически предопределяетВнся тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеют лимитированный характер, а также тем, что нет места бесВнхозяйственности и бесконтрольности. Смысл спецификации прав собственности на туристские ресурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организаВнциями должны быть поделены все 11 элементов "пучка прав''. Это обеспечит правовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений. Основными криВнтериями для разделения "пучка прав" должны быть два "золотых" правила: 1) данный элемент права надо отдать тому субъекту дележа, кто может извлечь из него наибольВншую пользу; 2) нельзя один и тот же элемент на равных правах отдавать одному и одновременно другому субъекту присвоения туристских ресурсов, что может создать правоВнвой беспредел и тупиковость в вопросах присвоения.

С учетом сказанного выше "пучок прав" собственности между органами власти (федеральными, республиканскими и муниципальными), с одной стороны, и туристскими оргаВннизациями, с другой стороны, может быть поделен следуюВнщим образом.

Органы государственной власти получают: А. Право полного отчужВндения. Б. Элементы прав.

1. Право суверена, т. е. право на отчуждение, поВнтребление, изменение или уничтожение ресурса.

2. Право на безопасВнность, т. е. право на защиту от экспроприаВнции ресурса и от вреда со стороны внешней среды.

3. Право на передачу ресурсов в наследство.

4. Право на бесВнсрочность обладания ресурсами.

5. Запрет на использоВнвание ресурсов спосоВнбом, наносящим вред другим или внешней среде.

6. Право на ответственВнность взыскания по долгам.

7. Право на остаточный характер, т. е. автомаВнтическое возвращение вещи, ресурса прежнему владельцу.

Туристские организации получают: А. Право неполного приВнсвоения. Б. Элементы прав.

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над ресурсами.

2. Право использоваВнния, т. е. право примеВннения полезных свойств ресурсов для себя.

3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать исВнпользование ресурсов. 4. Право на доход, т. е. право обладать резульВнтатами от использоваВнния благ, ресурсов.

Следует подчеркнуть, что перечисленные 11 элементов "пучка прав" собственности не исчерпывают всего многообВнразия отношений и что/реальная жизнь богаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование туВнристских ресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплекс интересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, так и орВнганов власти - федеральных, республиканских и местных. В данных условиях взаимный учет этих интересов предполаВнгает полиморфизм, который наряду с многообразием форм присвоения предполагает учет приоритетов. Уникальность целого ряда туристских ресурсов, их мировая и истоВнрическая ценность не дают оснований для передачи их в полное отчуждение рамками частной формы собственВнности: эти ресурсы должны принадлежать обществу в целом. Данная концепция проистекает из всех мировых религиозВнных учений - Будды, Моисея, Мухаммеда, Христа, а также политических и всех социалистических учений. Например, Третьяковская картинная галерея и Лувр должны принадлеВнжать обществу, которое их хранит и оберегает. Это пониВнмали сами основатели и создатели данных шедевров.

Другими словами, современное общество и его выразиВнтели - органы власти - должны провести учет и анализ соВнстояния туристских ресурсов, дать им своеобразную каВндастровую оценку. В этом состоит исторический долг соВнвременного общества перед будущими поколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсов позволит четко определить отношения всех заинтересованВнных субъектов.

Взаимоотношения между органами власти и туристскиВнми организациями по поводу прав собственности на туристВнские ресурсы можно представить следующим образом: оргаВнны власти - федеральные, республиканские и местные - поВнлучают право полного отчуждения; туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастроВнвых оценок органы государственной власти закрепляют туВнристские ресурсы за тем или иным органом власти - федеВнральной, республиканской и местной - на правах полного собственника. Затем эти органы власти вступают с туристВнскими организациями в договорные правовые и эконоВнмические отношения, которые могут иметь характер аренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органаВнми власти и туристскими организациями четко определяютВнся и распределяются элементы прав собственности на данВнный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделеВнние "пучка прав" собственности могло бы стать основой этих договорных взаимоотношений.

Четкое разделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органами власти и туристскими органиВнзациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальную направленВнность, если органы власти будут выражать интересы народа, широких слоев общества. В то же время разделение прав собственности между участниками договорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности туристВнских организаций. Туристская рента теперь становится объВнектом присвоения двух основных субъектов присвоения туВнристских ресурсов: органов государственной власти и туВнристских организаций. В свою очередь, государственные органы власти должны четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными представителями этой власти - федеральными органами, субъектами федераВнции и местными органами. И тогда туристская рента в кажВндом конкретном случае окажется или объектом присвоения только двух субъектов - местных органов власти и туристВнских организаций, или объектом присвоения трех субъекВнтов - федеральных органов власти, местных органов власти и самих туристских организаций. Этот дуализм или триада субъектов прав собственности объективно предопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресурВнсы находятся в собственности местных органов власти и туВнристских организаций, во втором - в собственности федеВнральных органов власти и туристских организаций, однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав и обязанностей по использованию туристских ресурсов федерального значения.

Анализ отношений собственности, определяющих соВнциальное содержание туристской ренты, позволяет более конкретно рассмотреть следующие важнейшие вопросы: а) принципы распределения туристской ренты; б) механизм ее распределения; в) социальную направленность в процессе использования; г) механизм процесса использования туВнристской ренты.

Принципиальные основы распределения и использования

туристской ренты

Всякая наука и прежде всего экономическая - не самоВнцель, а средство. Мы исследуем закономерности и формы образования туристской ренты, изучаем ее социальное соВндержание для того, чтобы поставить это экономическое явВнление на службу обществу и человеку.

Закономерности образования туристской ренты и хаВнрактер разделения прав собственности на туристские ресурВнсы предопределяют принципиальные основы распределения и использования туристской ренты.

Субъектами процесса распределения туристской ренты могут быть:

1) собственно туристские организации (предприятия, фирмы), непосредственно использующие туристские ресурВнсы как объект хозяйства на правах неполного отчуждения (неполного присвоения);

2) федеральные органы власти, если они являются собВнственниками данных туристских ресурсов и обладают праВнвом полного отчуждения;;

3) республиканские и областные органы власти, если они являются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полного или неполного отчуждения;

4) местные органы власти, если они являются собственВнниками данных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения, а также в том случае, когда туристские ресурсы находятся в собственности федеральных, республиВнканских или областных органов власти на правах полного отчуждения, а местные органы власти имеют право неполВнного отчуждения, т. е. обладают некоторыми элементами прав из общего "пучка прав" собственности.

Следует отметить, что в действительности реализация федеральной, республиканской и областной власти осуВнществляется через органы местной власти, вследствие чего они всегда являются непременными участниками распредеВнления туристской ренты.

Таким образом, первый вывод, который неизбежно слеВндует из теории прав собственности, - туристская рента должна распределяться между туристскими организациями, у которых образуется этот факторный доход, и органами гоВнсударственной власти, имеющими права полного или неВнполного отчуждения. В качестве конкретных представителей государственной власти всегда выступают местные органы власти, а в отдельных случаях - республиканские и федеВнральные. Следовательно, туристская рента становится объВнектом распределения двух, а иногда трех субъектов распреВнделения.

Этот принцип раздела туристской ренты между двумя (а в отдельных случаях - между тремя) субъектами - самими туристскими организациями и соответствующими органами власти - предопределяется также факторами и причинами чисто экономического характера. Дело в том, что процесс распределения - это не только следствие процесса произВнводства (известно, что распределять можно то и столько, что и сколько создано); процесс распределения - это одновреВнменно и фактор воздействия на хозяйственную деятельность самих туристских предприятий. При определенных условиях механизм распределения туристской ренты может стать фактором воздействия на эффективное использование туВнристских ресурсов. Более конкретно это может выражаться в том, что туристская рента, во-первых, может и должна стать источником покрытия затрат на отрицательные внешВнние эффекты, которые вызывает развитие туризма, во-вторых, может и должна стать источником развития туВнристской индустрии и туристской инфраструктуры.

Известно, что развитие туризма порождает не только поВнложительные, но и отрицательные внешние эффекты или косвенные издержки, некомпенсируемые затраты: загрязнеВнние воды, воздуха, мусор, шум, уничтожение элементов жиВнвой природы, разрушение социокультурного наследия и т. п. Все эти издержки экономического характера могут быть комВнпенсированы развитием инфраструктуры и индустрии туризВнма. Разумеется, выгоды от развития туризма превышают его издержки (как прямые, так и косвенные). Однако совершенВнно очевидно, что отрицательные внешние эффекты - явление реальное и что компенсироваться они могут лишь развитием современной туристской инфраструктуры и индустрии.

На современном этапе развития России решение укаВнзанных выше задач приобретает особую остроту и прямой характер чрезвычайности. Острейшая необходимость исВнпользования туристской ренты на развитие самого туризма в современной России предопределяется целым рядом обстояВнтельств. Во-первых, практически нереально бюджетное фиВннансирование туризма как на макро-, так и на микроуровне в силу дефицитности самого бюджета. Во-вторых, объем платных туристско-экскурсионных услуг населению России после 1990 г. неуклонно сокращается1. В-третьих, сам фонд накопления в национальном доходе и валовом внутреннем продукте страны после 1990 г. неуклонно сокращается -и абсолютно, и относительно. В-четвертых, наблюдается тенденция  замедления  темпов  социально-культурного и спортивного строительства: только с 1992 г. ввод в дейВнствие домов отдыха сократился в 5,5 раза, по сравнению с 1980 г. - в 36 раз, а по сравнению с 1970 г. - в 110 раз2, за пять лет (1992 - 1996 гг.) прекратили работу 37 тысяч спорВнтивных сооружений3. В-пятых, обострилась проблема соВнхранения целого ряда уникальных природных, исторических и социально-культурных памятников. Будущие поколения не простят того процесса разрушения, которое имеет место в России после 1990 г. Грозным символом этого разрушения может служить нынешнее состояние мемориального комВнплекса "Родина-Мать" на .Мамаевом кургане в Волгограде.

Развитие туризма тормозится целым рядом социально-экономических факторов как внутреннего, так и внешнего характера: падением уровня жизни, диктатом антироссийВнского образа жизни со стороны средств массовой информаВнции, отсталостью страны от мировых стандартов в развитии туризма и т. д. Общий вывод приведенной аргументации соВнстоит в том, что туристская рента как факторный доход от хозяйственного использования туристских ресурсов должна направляться на развитие самого туризма и что субъектами распределения туристской ренты должны стать туристские организации и соответствующие органы власти.

Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения

и использования туристской ренты

Китайская притча, идущая от Конфуция, гласит: камень будем подогревать - цыпленка не получим, яйцо будем поВндогревать - цыпленка получить можем, если будем его подоВнгревать так, как требует того Природа. Мораль этой притчи в том, что источник развития всякого явления должен быть заключен в самом явлении, однако нормальное развитие всякого явления нуждается в хорошей внешней среде. СкаВнзанное в полной мере относится к туризму, в частности, к процессам формирования в нем рентных отношений.

Рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды, которые неизбежно связаны с производством, реализацией и потреблением туВнристских услуг, однако каждый участник туристского рынка стремится эти издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Реальна и такая ситуация, когда издержки несут юридические и физические лица, непосредственно не являющиеся участниками рыночной сделки, а выгоды полуВнчают продавцы туристских услуг. Непосредственные участВнники рынка туристских услуг - продавец (туристская оргаВннизация) и покупатели (туристы, путешественники). Их отВнношения находят выражение в цене турпродукта, в которой, однако, не отражается целый ряд затрат, реально имеющих место и связанных с деятельностью туристских организаций. Типичным примером таких затрат и одновременно важным элементом внешних эффектов является загрязнение воды, воздуха, окружающей среды. В этом случае фактические бухгалтерские издержки туристских организаций, учитываеВнмые в цене на турпродукт, оказываются ниже полных экоВнномических издержек, которые реально несет общество с учетом внешних эффектов.

Внешние эффекты по своей природе и по своим последВнствиям могут быть отрицательными и положительными.

К отрицательным внешним эффектам в туризме относятВнся: заторы и аварии на дорогах, авто- и авиакатастрофы, болезни, преступность, пожары, загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, уничтожение живой природы, ущерб природВнной красоте, полное или неполное изъятие территории, пригодной для промысла или для сельского хозяйства, разВнрушение социально-культурного наследия и традиций и т. д.

К положительным внешним эффектам в туризме отноВнсятся: доходы нетуристских организаций в связи с увеличеВннием потребителей и оказанием услуг, непосредственно не входящих в пакет турпродукта; рост зарплаты в регионе в связи с развитием инфраструктуры; увеличение числа раВнбочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налоговых сборов и сбора пошлин; поступления-нетто в иностранной валюте и т. д. При этом эффект мультиплиВнкации оказывает положительное влияние на рост валового национального продукта. К положительным внешним эфВнфектам в туризме относятся также факторы и последствия социального характера: развитие образования, усвоение опыта других стран и народов, развитие медицинских услуг, реализация духовных потребностей, взаимообогащение культур. В отличие от современных российских средств масВнсовой информации туризм, в частности внутренний, не разВнвращает, а обогащает человека нравственно, духовно, воспиВнтывая в нем патриота.

Сопоставление отрицательных и положительных эфВнфектов показывает эффективность влияния туризма на окружающую экономическую и социальную жизнь. Важно, чтобы это отношение было больше единицы. Формула дейстственности внешних эффектов в сфере туризма может иметь следующий вид:

Позитивная действенность                         Положительные внешние эффекты

внешних эффектов в                          =                       .

сфере туризма                                               Отрицательные внешние эффекты

Наличие внешних эффектов свидетельствует о том, что истинная предельная полезность туристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различна, ибо туристский рынок не улавливает последствий как отрицательВнных, так и положительных внешних эффектов.

Туристские организации и потребители не хотят нести затраты по сохранению окружающей среды, содержанию дорог, а также затраты социального характера. Однако эти же туристские фирмы не жалеют туристских ресурсов и фиВннансовых средств в погоне за максимальным чисто комВнмерческим результатом. Напротив, при наличии явных поВнложительных внешних эффектов туристский рынок направВнляет на производство данного турпродукта недостаточное количество ресурсов и средств. Типичный пример: музей приносит выгоду не только тем туристам, которые его поВнсещают, но и региону, обществу в целом. Истинная преВндельная полезность туристских услуг, которые предоставляет музей, для общества неизмеримо выше, чем предельная поВнлезность этих услуг с точки зрения рынка и отдельного туВнриста, оплачивающего эти услуги.

Сказанное позволяет заключить, что в учете как отрицаВнтельных, так и положительных эффектов туристский рынок терпит "фиаско". Во-первых, он не включает в рыночные цены социальные издержки по компенсации отрицательных внешних эффектов, оставляя решение этих задач третьим лицам, которые не являются непосредственными участникаВнми рынка. Во-вторых, туристский рынок игнорирует многие положительные внешние эффекты, так как с точки зрения рынка они не имеют денежного выражения, хотя их социВнальная   (духовная,   культурологическая,   историческая и т. п.) ценность очевидна.

В подобных условиях возникает острая экономическая и социальная необходимость учесть влияние внешних эфВнфектов, т. е. найти средства для финансирования затрат соВнциального характера, вызванных отрицательными внешниВнми эффектами, и одновременно найти способы поддержки тех туристских организаций, которые несут обществу и реВнгионам положительные внешние эффекты, недооцененные рынком.

Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:

тАв государственное вмешательство;

тАв разделение прав собственности.

В экономической литературе длительное время эти два подхода рассматривались как нечто прямо противоположВнное. Одни экономисты - сторонники только государственВнного вмешательства - предлагали, чтобы государство облагаВнло налогом те предприятия, которые порождают отрицаВнтельные внешние эффекты. Данный налог, по их мнению, призван покрыть социальные издержки. Предприятия вклюВнчают его в свои издержки, следовательно, внешние эффекты превращаются во внутренние затраты. Другие экономисты полагали, что эту проблему можно решить на основе раздеВнления прав собственности. И если частные и социальные издержки всех участников прав собственности определены, то, значит, внешние эффекты ими учтены. Иными словами, ' права собственности обретают экономический смысл, если каждый участник прав собственности несет свои издержки и каждый участник готов идти на взаимные уступки и обяВнзательства.

В реальной жизни решение проблемы учета внешних эффектов надо искать, используя оба подхода: и вмешательВнство государства, и разделение прав собственности. При отВнсутствии двоякого подхода решение проблемы видится только одно: или чисто налоговое, или чисто рыночное. Следует помнить, что при отсутствии вмешательства госуВндарства, нет и реального участника прав собственности, коВнторый взял бы на себя возмещение социальных издержек.

В данных рекомендациях предпринята попытка докаВнзать, что в сфере туризма можно решить проблему учета внешних эффектов за счет туристской ренты на основе раздеВнления прав собственности между государственными органами власти и туристскими организациями, не применяя при этом никакого дополнительного налогообложения для покрытия социальных затрат.

Наличие внешних эффектов - как положительных, так и отрицательных - свидетельствует о том, что проблема туВнристской ренты - проблема не только микро-, но и макроВнэкономическая. Отрицательные внешние эффекты, порожВндаемые деятельностью туристских организаций, необходимо компенсировать так же, как и социальные затраты по их усВнтранению. Эти затраты, как правило, сами туристские оргаВннизации не несут, а если и несут, то частично, не в полной мере. В данных условиях органы власти - федеральные, обВнластные и местные - как участники прав собственности берут на себя возмещение социальных издержек по туризму. Чтобы реализовать эту экономическую функцию, органы власти должны иметь реальный финансовый фонд для проведения комплекса мероприятий по устранению влияния отрицаВнтельных внешних эффектов. Практически это содержание и развитие всей инфраструктуры туризма. Источником такого фонда финансирования всех указанных социальных затрат может и должна стать туристская рента.

Конкретной формой финансирования всех социальных затрат в сфере туризма могла бы стать туристская рента как особая статья доходов и расходов бюджетов соответствуюВнщих органов власти. Источниками доходной части рентной статьи в бюджетах соответствующих органов власти должны быть:

1) 5%-ная ставка от валовой выручки туристских оргаВннизаций во всех процессах реализации услуг по внутреннеВнму туризму;

2) 10%-ная ставка от валовой выручки в процессах реаВнлизации услуг по выездному туризму.

К основным расходным статьям этой рентной части в бюджетах соответствующих органов власти можно отнести:

1) финансирование инфраструктуры внутреннего отеВнчественного туризма;

2) субсидирование (или дотирование) въездного туризма с тем, чтобы изменить нынешнюю тенденцию развития наВнционального туризма в прямо противоположном направлеВннии: на первых этапах в сторону выравнивания, а в последуВнющем - в сторону превышения въездного туризма над выВнездным;

3) финансовую поддержку отдельных туристских оргаВннизаций, использующих особо ценные национальные туВнристские ресурсы, в тех случаях, когда эти туристские оргаВннизации создают положительные внешние эффекты.

Этот вновь создаваемый централизованный фонд туВнристской ренты, законодательно зафиксированный в бюдВнжетах соответствующих органов власти, позволит без каких бы то ни было дополнительных налогов решить основные проблемы развития национального туризма в интересах России.

Заключение

Развитие национального туризма невозможно только на основе бюджетного финансирования в форме дотаций или только на основе безудержной коммерциализации, поскольВнку туризм - явление не только экономическое, но и социВнальное, явление не только рыночное, но и духовное, кульВнтурологическое. В этих условиях рынок туристских услуг не отражает адекватно влияния внешних эффектов, как полоВнжительных, так и отрицательных. Полезность и ценность туристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различны. Возникает объективная необходимость для государства в лице его федеральных, республиканских и местных органов власти иметь реальный экономический меВнханизм, который позволил бы придать сфере туризма высоВнконравственную и гуманную направленность. Таким инструментом в экономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.

Литература

  1. Козырёв В. М. Туристская рента: Методические рекомендации - М.: Финансы и статистика, 1998 г.
  2. Козырев В. М. Туристская рента: Учеб. Пособие тАУ М.: Финансы и статистика, 2001 г.

Вместе с этим смотрят:

Экономические условия развития туризма в Бразилии
Экскурсия в Болдино
Экскурсия на Останкинскую башню
Экскурсия на Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде