Генри Форд
Генри ФОРДЗадайте вопрос: кто изобрел автомобиль? Многие ответят: Генри Форд. Это распространенное заблуждение тАУ награда человеку, который сделал автомобиль доступным для миллионов людей.
Хотя считается, что автомобиль был придуман и рожден в Европе, в конце ХIX века практически одновременно с европейскими экспериментаторами над этой идеей работали и американские изобретатели. Неоспоримая же заслуга Генри Форда в том, что он создал автомобиль, который смогли себе позволить купить миллионы людей. Он руководствовался следующей философией: я построю машину для большинства.. она будет настолько недорогой, что любой человек.. сможет приобрести ее.
Благодаря энтузиазму Генри Форда, родилась ВлФорд Мотор КомпаниВ». Три гиганта: сталь, нефть и транспорт создали условия, необходимые Генри Форду для основания его компании. В 1864 г. тАУ через год после рождения Форда тАУ был открыт мартеновский процесс и началась современная эпоха стали. В следующем году нефтяная индустрия проложила первые километры обширной сети трубопроводов, которые вскоре будут давать топливо 75 миллион автомобилей. В 1869 году Американский континент был уже весь покрыт железными дорогами.
ВлФорд Мотор КомпаниВ» начала свою работу 16 июня 1903 г. разместившись в здании небольшой фабрики, прежде выпускавшей кареты. Активы компании составляли инструменты, оснастка, станки, планы, инструкции, чертежи, патенты, несколько моделей и 28 000 долларов США наличными, предоставленные 12 инвесторами.
Вместе с Генри Фордом первыми акционерами новорожденной корпорации были торговец углем, его бухгалтер, банкир, который доверял торговцу углем, два брата, у которых была мастерская по изготовлению двигателей, плотник, два юриста, один клерк, владелец галантерейного магазина и человек, который выпускал ветряные двигатели и пневматические винтовки.
Первый автомобиль, выставленный на продажу, был описан как Влнаиболее совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчикВ». Первый автомобиль был продан доктору Е. Пфеннингу из Чикаго, который купил машину месяц спустя регистрации компании, к большой радости обеспокоенных акционеров, нервно наблюдавших за уменьшением банковского баланса до 223 долларов США.
В течение последующих пяти лет, молодой Генри Форд, сначала как главный инженер, а позже как президент компании, руководил общим развитием и программой производства, которое в 1905 г. переехало из арендованного помещения на Мак Авеню в более вместительное здание, расположенное на улицах Пикетт и Бобиен в Детройте. Всего, в течение первых 15 месяцев работы, на старой каретной фабрике было выпущено 1 700 автомобилей ранней ВлМодели АВ».
В период с 1903 по 1908 гг. Генри Форд и его инженеры перебрали 19 букв алфавита тАУ от ВлМодели АВ» до ВлМодели SВ». Некоторые из этих автомобилей были экспериментальными моделями, которые никогда не дошли до покупателя. У некоторых было два цилиндра, у некоторых тАУ четыре, а у одного было их шесть; некоторые имели цепной привод, а другие приводной вал; в двух моделях двигатель находился под сидением водителя. Пожалуй, наибольший успех у покупателей имела ВлМодель NВ» тАУ маленький, легкий четырехцилиндровый автомобиль, продававшийся на рынке по цене 500 долларов США. А ВлМодель KВ» тАУ шестицилиндровый лимузин стоимостью 2 500 долларов США тАУ продавалась слабо.
Неуспех ВлМодели KВ» и настойчивая уверенность Г. Форда в том, что будущее компании за производством недорогих автомобилей для широкого рынка, увеличили уже имеющиеся трения между Г. Фордом и Александром Малкомсоном, торговцем углем, чей вклад играл важную роль в накоплении первоначального капитала в 28 000 долларов США. В результате, Малкомсон покинул компанию, а Генри Форд приобрел необходимое количество его акций, увеличив свою долю до 58,5 процентов. Он стал президентом в 1906 г., сменив Джона С. Грэя, детройтского банкира, после его смерти.
Но все разногласия среди акционеров не угрожали будущему молодой компании так серьезно, как это делал человек по имени Джордж Селден. Селден имел патент на дорожные локомотивы, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания. Чтобы защитить свой патент, он образовал влиятельный синдикат, который давал лицензии избранным производителям и брал плату за право пользования патентом с любой повозки, передвигающейся без лошади, сделанной или проданной в Америке. Едва двери фабрики на Мак Авеню открылись, как синдикат Селдена подал судебный иск на ВлФорд Мотор КомпаниВ», которая смело начала свою деятельность без лицензии Селдена.
Другие, более крупные, автомобильные компании предпочитали платить за право пользования патентом, чем иметь дело с синдикатом Селдена. Но Генри Форд был убежден, что патент Джорджа Селдена на все дорожные транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания не имеет законной силы и ему надо противостоять. Таким образом, он и его партнеры решили бороться.
Через восемь лет, в 1911, после дорогостоящего и невероятно сложного судебного процесса, ВлФорд Мотор КомпаниВ» выиграла тяжбу, освободив тем самым себя и всю быстро растущую автомобильную индустрию от угрозы ее дальнейшему развитию.
Между тем, несмотря на неприятности, связанные и судебным процессом, маленькая компания процветала. В то время автомобиль был игрушкой для богатых людей. Но у Генри Форда была мечта создать простой крепкий автомобиль по цене доступной для большинства. Такой машиной стала ВлМодель ТВ», самый известный автомобиль за всю историю автоиндустрии. И, хотя он продавался по цене всего лишь 260 долларов США за базовую модель, все предпочитали дополнительное оборудование, и средняя цена составляла около 400 долларов.
ВлМодель ТВ» вошла в историю 1 октября 1908 года. Генри Форд называл ее универсальной машиной. Она стала символом недорогого надежного транспортного средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. ВлМодель ТВ» завоевала признание миллионов американцев, которые ласково называли ее ВлЛиззиВ». В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности.
К концу 1913 г. ВлФорд Мотор КомпаниВ» производила половину всех автомобилей в США. Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Г-н Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся.
Чтобы проверить эту теорию, летом 1913 г. на заводе в Хайланд Парке (штат Мичиган), шасси физически тянули за веревку. Родилось современное массовое производство! Наконец, ВлМодель ТВ» сходила с конвейера каждые десять секунд в течение рабочего дня.
Генри Форд удивил мир 5 января 1914 года, объявив, что минимальная зарплата на ВлФорд Мотор КомпаниВ» будет 5 долларов в день, увеличив тем самым существующий минимальный оклад более чем в два раза. Он чувствовал, что при существующей возможности производить недорогие машины в большом объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие смогут их купить. Форд находил увеличение платы до 5 долларов за восьмичасовой рабочий день самым лучшим ходом по сокращению затрат, который он когда-либо делал. ВлЯ найду методы производства, которые увеличат заработные платы, тАУ сказал он. тАУ Если сокращать зарплаты, то сокращается число ваших покупателейВ».
ВлМодель ТВ» начала сельскую революцию, 5 долларов в день и философия, которая за этим стояла, подняли социальную революцию. Двигающийся конвейер начал индустриальную революцию.
За 19 лет производства ВлМодели ТВ» только в США было продано 15 007 033 машин. ВлФорд Мотор КомпаниВ» стала гигантским индустриальным комплексом, охватившим весь мир. За годы своей стремительной экспансии, компания:
- построила более крупный завод в Хайланд Парке, Мичиган (1910 г.);
- основала свой первый филиал по сборке автомобилей в Канзас Сити, Миссури (1911 г.);
- открыла новые заводы в Филадельфии, Миннеаполисе, Лонг Айланд Сити и Буффало, чтобы удовлетворять спрос на автомобили (1913 г.);
- начала производство грузовиков и тракторов (1917 г.);
- начала строительство гигантского комплекса ВлРужВ» в Дирборне, штат Мичиган (1917 г.);
- вела массовое производство подводных лодок ВлИглВ», известных Влморских охотниковВ» времен Первой Мировой войны (1918 г.);
- полностью перешла в собственность Генри Форда и его сына Эдзеля, который сменил затем своего отца на посту президента (1919 г.);
- купила ВлЛинкольн Мотор КомпаниВ» (1922 г.);
- построила первый из своих 196 самолетов, которые использовались первыми американскими коммерческими авиалиниями (1925 г.).
К 1927 г. ВлМодель ТВ» устарела. Улучшенная, но в основном остававшаяся прежней в течение многих лет, она начала проигрывать более стильным и мощным машинам, предложенным конкурентами Форда. 31 мая заводы Форда по всей стране закрылись на шесть месяцев с целью переоборудования для производства новой ВлМодели АВ».
ВлМодель АВ» получилась усовершенствованным по всем аспектам автомобилем. Более 4 500 000 этих машин с несколькими видами кузовов и большим выбором цветов выехали на дороги страны с конца 1927 по 1931 гг.
Но ВлМодели АВ», в конце концов, тоже пришлось потесниться, так как потребитель требовал еще больше роскоши и мощности. ВлФорд Мотор КомпаниВ» была уже наготове со своим следующим изобретением: первый ее V-образный восьмицилиндровый двигатель был представлен общественности 1 апреля 1932 г. ВлФордВ» стал первой компанией, которой удалось выпустить монолитный восьмицилиндровый блок. Пройдут еще многие годы пока конкуренты ВлФордаВ» смогут запустить в массовое производство надежные двигатели V-8. Тем временем, автомобиль ВлФордВ» и его надежный двигатель стали фаворитами практичных американцев.
Производство гражданских машин резко остановилось в 1942 г., когда у компании возникла необходимость направить все свои усилия на военные нужды. Гигантская программа военного времени, начатая Эдзелем Фордом, произвела 8 600 четырех-моторных бомбардировщиков ВлВ-24 ЛибераторВ», 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и другого военного оборудования менее чем за три года. Эдзель Форд умер в 1943 г., как раз в то время, когда его программа достигла максимальной эффективности. Опечаленный пожилой Генри Форд возобновил свое президентство до конца Второй Мировой войны, когда он оставил свою должность во второй раз. Его старший внук тАУ Генри Форд II тАУ стал президентом компании 24 сентября 1945 г. Позже, он будет являться председателем правления с 13 июля 1960 г. по 13 марта 1980 г. Его уход стал первым случаем в истории компании, когда Влза рулемВ» не был наследник Форда. Он остался председателем финансового комитета до своей смерти в 1987 г.
В то время как первая послевоенная машина сходила с конвейера под руководством Генри Форда II, он планировал реорганизовать и децентрализовать компанию. Теряя несколько миллионов долларов в месяц, ВлФорд Мотор КомпаниВ» находилась в критическом положении и не могла восстановить своего довоенного положения ведущего автомобильного производителя в сложной конкурирующей среде авто индустрии. Так же как и его дед решал проблемы компании в самом ее начале, молодой Генри Форд II взялся за работу перестройки автомобильной компании заново.
Передав, наконец, дела компании своему внуку, г-н Форд спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении ВлФэа ЛейнВ», в Дирборне до своей смерти 7 апреля 1947 г., в возрасте 83 лет. Вскоре после его смерти, два его младших внука тАУ Бенсон и Вильям Клэй тАУ приняли на себя больше ответственности в делах компании.
В 1948 г. все крупные автомобильные компании представили общественности радикальные изменения в своих новейших моделях. После трех лет выпуска слегка усовершенствованных машин 1942 года, процветающая послевоенная Америка была готова к революции дизайна в автомобильной индустрии. 8 июня 1948 г. модель ВлФордаВ» 1949 г. была торжественно представлена на выставке в Нью-Йорке. Модель 1949 года, с гладкими боковыми панелями, имела независимую переднюю подвеску и открывающиеся задние боковые стекла. Интеграция кузова и крыльев была новинкой, которая установила стандарт будущему автомобильного дизайна. Автомобиль 1949 г. дал ВлФорд Мотор КомпаниВ» толчок к завоеванию второго места на конкурирующей американской арене автомобильных производителей. В 1949 г. ВлФордВ» продал примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою прибыль с 94 миллионов (за предыдущий год) до 177 миллионов долларов, достигнув самого высокого объема продаж за период с 1929 года.
Послевоенная программа реорганизации Генри Форда II быстро восстановила здоровье компании и привела к расширению, результатом которого явилось строительство 44 производственных заводов, 18 сборочных заводов, 32 склада запчастей, двух огромных испытательных полигонов и 13 инженерно-исследовательских лабораторий в США. Кроме увеличения количества производственных сооружений ВлФордаВ», эта программа установила диверсификацию компании. Новые виды деятельности включали: финансовый бизнес (ВлФорд Мотор Кредит КомпаниВ»), страхование (ВлАмерикан Роуд Иншуранс КомпаниВ»), автоматическую замену запчастей (ВлФорд Патс анд Сервис ДивиженВ»), электронику, компьютеры, космические технологии и др.
Финансовые услуги ВлФордВ» начал оказывать в октябре 1987 г., с целью получения постоянного источника доходов, чтобы уравновесить автомобильный бизнес компании. ВлФорд КредитВ», филиал полностью принадлежащий ВлФорд Мотор КомпаниВ» тАУ самая крупная компания в мире занимающаяся автомобильным финансированием. У нее более 8 миллионов клиентов в 36 странах и около 16 000 различных служащих. Она также обслуживает финансовые потребности более 11 000 дилеров в оптовой торговле, капитальных займах и ссудах под залог. ВлФорд КредитВ», лидер в лояльности к клиенту, получил больше наград от ВлJ. D. Power and AssociatesВ» за хорошее обслуживание клиентов и дилеров, чем какая-либо другая компания этого рода деятельности. ВлФорд Мотор КомпаниВ» исполнился только один год, когда она начала свою программу расширения в других странах, официально открыв скромный завод в Волькервилле, Онтарио, названный ВлФорд Мотор Компани Канада Лтд.В».
Сегодня у ВлФордаВ» есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Форд ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки.
ВлФорд Мотор КомпаниВ» стала открытым акционерным обществом в январе 1956 г. В настоящее время у компании около 700 000 акционеров.
Центром внимания 60-х гг. стала молодежь. Молодой президент Кеннеди правил экономически здоровой Америкой. ВлФорд Мотор КомпаниВ» выявила сильный рыночный спрос на недорогие новые спортивные автомобили, предназначенные молодому покупателю. Ли Иакокка, тогда генеральный менеджер ВлФорд ДивижинВ», лично продал поразительный новый концепт Генри Форду II и скептически настроенному финансовому департаменту. Издержки освоения нового производства составляли целых 75 миллионов долларов США, из-за капиталовложений в усовершенствование двигателя ВлФалконаВ», в котором совмещались два агрегата тАУ трансмиссия и ведущий мост. Но и прибыль обещала быть феноменальной.
Представление ВлМустангаВ» публике в 1964 г. привлекло толпы людей в выставочные залы по всей стране. Такого острого интереса не наблюдалось со времен представления ВлМодели АВ». Привлекательный четырехместный ВлМустангВ» 1965 г. стал любимцем Америки. В первые же 100 дней было продано 100 000 ВлМустанговВ». Общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что значительно превысило ожидаемых 100 000. После неудачи модели ВлЭдзелВ», дизайнерской новинки Форда 50-х гг., рекордный первый год продаж ВлМустангаВ» и 1 миллиард долларов прибыли были именно тем, что нужно.
Очередная история успеха ВлФорд Мотор КомпаниВ» последовала вскоре после спада начала 80-х годов. Баснословные цены на газ и уменьшение объема продаж побудили ВлФордВ» создать автомобиль, эффективный в экономии топлива и отличительный с точки зрения дизайна. Целью было создать лидера мирового класса в среднем и представительском среднем сегменте рынка. В результате появились ВлФорд ТаурусВ» и ВлМеркури СэйблВ». Эти автомобили подготовили базу для будущих направлений дизайна в автомобильной индустрии и воплотили новый уровень качества продукции компании ВлФордВ».
В то время, как потери ВлФордаВ» ужасали, ставка в размере 3,5 миллиардов долларов на успех ВлТаурусаВ» было рискованным решением. Никто не был уверен в том, как воспримет общественность смелый новый аэродинамический дизайн. ВлФордВ» рискнул. Команда, работающая над созданием ВлТаурусаВ», поставила перед собой цель достичь совершенства в каждой детали. При поддержке высшего руководства, члены команды были бескомпромиссны в своих обязательствах. Все были вовлечены в разработку ВлТаурусаВ» тАУ от высшего руководства компании до рабочих на конвейере. Обратная связь приветствовалась, и хорошие предложения внедрялись. ВлФорд Мотор КомпаниВ» работала сообща на всех уровнях, чтобы сделать ВлТаурусВ» победителем.
Представление ВлТаурусаВ» пришлось отложить на 26 декабря 1985 г., когда команда обнаружила, что качество не полностью соответствует своим суровым стандартам. Усилия принесли хорошие плоды. Даже праздники и холодная погода не помешали его позднему появлению. ВлТаурусВ» был назван Автомобилем 1986 Года, а в 1987 г. он стал бестселлером в Америке.
Следующими новинками ВлФордаВ» стали ВлМондеоВ», Европейский Автомобиль 1993 г., первый мировой семейный автомобиль ВлФордаВ», а также видоизмененный ВлМустангВ». Представленный как модель 1994 г., ВлМустангВ» быстро стал фаворитом среди покупателей. Для 1994 г. новыми стали также ВлФорд ЭспайаВ» и микроавтобус ВлВиндстарВ». Автомобилей ВлФорд КонтурВ» и ВлМеркюри МистикВ», североамериканские версии мирового автомобиля, было продано в 1995 году на 88 000 машин больше, чем его ближайшим японским конкурентом. Затем Северная Америка увидела усовершенствованные ВлФорд ТаурусВ» и ВлМеркюри ТрэйсерВ» тАУ любимые модели американцев, продемонстрировавшие первые большие изменения в дизайне автомобилей, которые появились на рынке в конце 80-х годов. Эти изменения были очень важны для ВлФордаВ», и многие журналисты автомобильных изданий дали усовершенствованным моделям положительные отзывы. В Европе были также представлены видоизмененный пикап ВлФ-СерииВ», новая ВлФиестаВ» и минивэны ВлГэлаксиВ». К концу десятилетия компания ВлФордВ» была готова увеличить производство новых моделей на 50%, на одну треть снизить время их разработки и сократить расходы на миллиарды долларов США.
Результатами крупной программы глобализации, которая вызвала самые драматические корпоративные перемены в истории ВлФордаВ», стали мировые автомобили. Движущей силой комплексной перестройки компании была простая цель тАУ постоянно совершенствовать свою продукцию, снижая при этом затраты на ее производство.
ВлФордВ» тАУ крупнейший в мире производитель грузовиков и второй по счету производитель легковых и грузовых автомобилей по суммарному показателю. Мы продаем более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками ВлФордВ», ВлЛинкольнВ», ВлМеркюриВ», ВлЯгуарВ» и ВлАстон МартинВ». У ВлФордаВ» есть также доля акций в компании ВлМазда Мотор КорпорэйшенВ» (33,4%) и ВлКиа Моторс КорпорэйшенВ» (9,4%).
В настоящее время планы ВлФордаВ» по дальнейшему расширению как в США, так и в других странах, а также широкая диверсификация компании означают появление дополнительных рабочих мест по всему миру.
В то время как ВлФордВ» приближается к празднованию своего столетия в 2003 г., и для автомобильной индустрии начинается второй век, хочется подчеркнуть важность достижений Генри Форда. Сквозь годы процветания и нужды, через войну и мир, ВлФорд Мотор КомпаниВ» начавшись с одного человека, маленького гаража и четырехколесного велосипеда, выросла в могущественную силу Америки, вносящую вклад в международную экономическую стабильность. Между тем, страна стала индустриальным гигантом неизмеримой силы и жизнеспособности.
В каком-то смысле, история ВлФордаВ» тАУ это современная история Америки. А как показала жизнь Генри Форда, будущее тАУ это всегда вызов.
Вместе с этим смотрят:
Городские пути сообщения транспортаГорьковская железная дорога
Грузовой план морского судна
Двигатели внутреннего сгорания