Автомобильная промышленность Японии
Содержание.
Введение. 3
1. Автомобильная промышленность Японии. 5
2. Японские компании автомобильной промышленности. 11
Заключение. 17
Список использованной литературы. 19
Введение.АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ тАФ одна из ведущих отраслей японской экономики.
После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. К середине 30-х гг. в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в годы войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен.
После поражения Японии во второй мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны штаба оккупационных войск. И хотя в 1949 г. они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х гг. расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.
К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 г. был запрещен, но автомашины ввозились американцами.
В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х гг. в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные.
С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать Вллокомотивом промышленного развитияВ». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.
В данном реферате пойдет речь о автомобилестроении Японии и компаниях основывающих данную отрасль машиностроения Японии.
1. Автомобильная промышленность Японии.26 июня 1950 г. началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий Соединенные Штаты начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Только за первый месяц после начала войны на эти закупки было израсходовано 9,4 млрд. иен (21,1 млн. долл.). ВлБлагодатный дождь после засухиВ», ВлБум закупок в автопромышленности за счет корейского народаВ» тАФ такими и подобными им заголовками пестрели японские газеты. За 8 месяцев Соединенными Штатами было закуплено 11 920 автомобилей на сумму 9,8 млрд. иен (27,2 млн. долл.). ВлТойотаВ» увеличила ежемесячный выпуск с 700 до 1000 автомобилей. ВлЕсли бы не война в Корее, тАФ констатировали японские экономисты, тАФ автомобильная промышленность страны вряд ли смогла в будущем развиться столь быстро и мощноВ».
Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям ВлТойотаВ», ВлНиссанВ» и ВлИсудзуВ» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Прибыли росли, а с ними и капиталовложения.
Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла ВлПрограмма восстановления американских автомобилейВ». Она действовала с 1945 г., когда после демобилизации армии США в Японию начали свозиться автомобили со всего Тихоокеанского театра военных действий. Новый мощный толчок этой программе дала война в Корее, когда ежемесячно восстанавливалось до 4 тысяч автомобилей. Это позволило открыть около 30 тысяч рабочих мест, до полутора десятков компаний занималось ремонтом американской техники.
Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться. По инвестициям до конца 50-х гг. она занимала второе место среди других отраслей, а в 60-х вышла на первое.
В 60-е гг. в крупнейших японских автомобильных компаниях началась коренная перестройка организационно-производственной структуры. Создавалась основанная на подрядах система взаимодействия с жестким планированием на всех этапах. В настоящее время некоторые автомобильные производства в Японии имеют третьи, четвертые и даже пятые ступени субподряда. На первый взгляд, это громоздкая пирамида, но она работает четко, без срывов благодаря жесткому планированию и контролю за работой и состоянием каждого звена субподрядной системы. В итоге каждая компания такой пирамиды получила возможность устанавливать месячные, недельные и даже дневные графики производства и отгрузки продукции. А это, в свою очередь, обеспечило максимально эффективную загрузку оборудования как на головных предприятиях, так и на предприятиях субподрядчиков. В результате такой перестройки были значительно снижены издержки производства, а конкурентоспособность была повышена до мирового уровня.
Первые попытки внедриться на автомобильные рынки развитых стран окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов.
На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности японских изделий, в первую очередь автомобилей, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию.
Автомобилестроение в 60-е гг. действительно стало ВллокомотивомВ», вытягивающим экономику страны. Темпы роста производства в нем были выше поражавших мир темпов роста экономики Японии в целом в те годы. С первых шагов, даже в самые сложные годы, отрасль была ориентирована на экспорт. Однако и внутренний спрос был очень большим, особенно во второй половине 60-х гг., по этой причине экспорт вплоть до 70-х гг. не превышал 20% производства. И тем не менее в стоимостном выражении к 1970 г. он составлял уже 8,2% всего экспорта страны. Из произведенных в том году 3179 тыс. автомобилей 726 тыс. было экспортировано.
70-е гг. стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о ВляпонскомВ» этапе в мировом автомобилестроении. ВлНефтяной шокВ» 1973 г. вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 г. Япония обошла по экспорту автомобилей Германию и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю. К 1980 г. в стоимостном выражении доля экспорта автомобилей в общем объеме экспорта страны увеличилась до 20%. У основных японских производителей на экспорт шло больше половины выпускаемых автомобилей.
В 1980 г. Япония впервые преодолела
10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. В тот год с конвейеров их сошло 11 043 тысячи штук. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х гг., начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США.
Япония активно сотрудничает в глобальной ВлПрограмме развития автомобильной промышленностиВ», в которой участвуют 7 держав с развитой автомобильной промышленностью (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция). На эти страны приходится 3/4 объема мирового производства автомобилей, 2/3 продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения.
Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов тАФ двигателей, коробок передач. В связи с этим наращивается экспорт японскими компаниями комплектующих для автосборочных заводов за рубежом, и не только японских.
Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, Европе, Азии. Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствии с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производство на емком американском рынке.
Еще в 1982 г. с конвейера завода компании ВлХонда Норс АмерикаВ» в Огайо сошли первые автомобили ВлХонда АккордВ», которые сразу завоевали популярность у американцев. Сейчас на Североамериканском континенте действуют уже три автосборочных завода ВлХондыВ»: два тАФ в США и один тАФ в Канаде, наращивают производство моторный завод и завод по выпуску коробок передач. На 31 марта 1998 г. кумулятивный выпуск на заводах ВлХондыВ» в Америке превысил 7 млн. автомобилей. За 1997 г. ВлХонда Норс АмерикаВ» произвела 813 тысяч автомобилей. 5 крупнейших автомобильных компаний Японии планировали довести производство автомобилей на своих заводах в США до 3 млн. штук в год уже в 1998 г.
По подсчетам экономистов, продажи японских компаний на европейском рынке в 1999 г. составят около 2,4 млн. автомобилей при общем объеме продаж примерно 15 млн. автомобилей. Половину из 2,4 млн. составит непосредственный экспорт из Японии, а другую тАФ производство на трансплантах.
Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный.
Заглядывая в новый век, большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления.
Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы ВлДженерал моторзВ» смогла управлять своими запасами также эффективно, как ВлТойотаВ», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе Влпоставки точно в срокВ», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.
В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.
2. Японские компании автомобильной промышленности.ТОЙОТА МОТОР (Toyota Motor Corp.) тАФ ядро финансово-промышленного объединения (кэйрэцу) ВлТойотаВ». Создание прообраза будущего автомобильного гиганта относят к 1890 г., когда 23-летний Сакити Тойода изобрел деревянный ткацкий станок, названный его именем. Сакити и его потомки сумели затем расширить производство, долгое время специализируясь на изготовлении ткацкого оборудования.
С 30-х гг. нашего века фирма приступила к разработкам перспективных автомобильных технологий. Первый автомобиль тАФ седан модели ВлТойода ААВ» тАФ был выпущен в 1936 г. На следующий же год была создана новая фирма тАФ ВлТойота мотор Ко., Лтд.В», а еще через год был открыт первый завод в г. Тойота (префектура Айти), ставший главным сборочным цехом ВлТойотыВ». После расформирования довоенных дзайбацу, в число которых входила ВлТойотаВ», компания пережила серьезный кризис, сменившийся резким подъемом, в котором немалую роль сыграл новый подход к управлению фирмой. В 1957 г. ВлТойотаВ» начала экспортировать свои автомобили в США, а в 1962 г. число собранных машин достигло миллиона. За следующие 9 лет своего существования фирма выпустила еще 9 млн. автомобилей.
В 1982 г. ВлТойота мотор Ко., Лтд.В» объединилась с ВлТойота Мотор сэйлз Ко., Лтд.В». В результате слияния образовалась новая компания тАФ ВлТойота мотор корпорейшнВ». Капитал корпорации достиг почти 400 млрд. иен, объем продаж тАФ 7770 млрд. иен, а количество персонала равняется теперь приблизительно 71 тыс. человек. ТМС вышла на третью позицию в мире по уровню производства автомобилей (4756 тыс. машин в год), пропустив вперед только ВлДженерал моторсВ» и ВлФордВ». На японском рынке ВлТойотаВ» тАФ безусловный лидер. Ее доля продаж без учета мини-автомашин составляет 39,2% от общего объема производимых в стране автомобилей. ВлТойотаВ» располагает сегодня двумя мощными исследовательскими техническими центрами в Японии, тремя в США и одним в Европе, а также целым рядом дизайнерских центров и полигонов. Продукция компании создается на 12 заводах внутри страны и 40 за ее пределами.
ВлТойотаВ» является также одним из лидеров среди мировых автогигантов в области применения передовых научных разработок.
Общий объем продаж составляет 12 749 млрд. иен, количество сотрудников тАФ 67,9 тыс. чел. (март 1999 г.).
В Москве с 1997 г. функционирует представительство компании.
НИССАН МОТОР (Nissan Motor Co., Ltd.) тАФ компания, основанная в 1933 г. и являющаяся одним из крупнейших в Японии и в мире производителей широкой гаммы автомобилей.
Помимо производства автомобилей, широко известна как автор ряда разработок для нужд аэрокосмической промышленности.
Многие предприятия, ориентированные главным образом на местные рынки, вынесены за пределы Японии, в т.ч. в Европу.
Годовой объем продаж тАФ 6580 млрд. иен, количество работающих тАФ 39,4 тыс. человек (март 1999 г.).
ХОНДА МОТОР (Honda Motor Co., Ltd.) тАФ известная фирма тАФ производитель мотоциклов, автомобилей, двигателей.
В 1998 г. на долю мотоциклов приходилось 12%, а на автомобили тАФ 75% от общего объема продаж компании. Кроме того, ВлХондаВ» производит лодочные моторы, мини-тракторы, автономные электростанции, мотоблоки для фермерских хозяйств и прочие оснащенные бензиновыми двигателями механизмы.
В производстве мотоциклов компания является абсолютным лидером. Из 16,5 миллиона проданных в мире в 1995 г. единиц этого средства передвижения 5,3 миллиона, т.е. почти треть, приходится на долю ВлХондыВ». Знаменательно, что примерно 4,3 миллиона мотоциклов с маркой фирмы выпущено на заводах, расположенных вне Японии. На внутреннем рынке ВлХондаВ» занимает третью строчку в списке крупнейших производителей автомобилей. А общий объем продаж компании в 1998 г. составил 6231 млрд. иен.
Нынешняя ВлХондаВ» тАФ это компания, в которой трудится, включая дочерние фирмы в разных странах, около 97 тысяч человек. Причем на долю зарубежных филиалов приходится 56% от общего объема производства.
Фирма была создана в 1946 г. механиком Хонда Соитиро. Первый крупный коммерческий успех пришел к начинающей компании уже спустя год. Она приобрела с армейских складов малогабаритные моторы, усовершенствовала их и поставила на велосипеды.
В 1949 г. поступил в продажу мотоцикл, оснащенный двухтактным двигателем объемом 98 куб. см. Через четыре года был выпущен мотоцикл с четырехтактным двигателем объемом 146 куб. см. Победа в гонках на мотоциклах, которые состоялись в 1961 г. в Англии, принесла компании мировую известность.
В 1963 г. ВлХондаВ» выпустила свои первые автомобили тАФ мини-грузовик и спортивную автомашину. Ровно через 20 лет число проданных компанией автомашин достигло 10 миллионов, а к октябрю 1995 г. их количество возросло до 30 миллионов. Первой из японских компаний ВлХондаВ» наладила производство своих автомобилей в США тАФ это произошло в 1982 г. Десять лет спустя фирма стала выпускать свои автомашины и в Европе тАФ на одном из заводов в Великобритании.
Приступив в 1969 г. к разработке экологически чистого двигателя, компания уже через два года создала его. Это был знаменитый CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion). Так что к декабрю 1975 г., когда первые автомобили, оснащенные этим двигателем, поступили в продажу, ВлХондаВ» оказалась единственной японской компанией, чья продукция полностью соответствовала требованиям американского закона о предотвращении загрязнения атмосферы. Стремясь содействовать распространению экологически чистых автомобилей, компания сделала возможным использование и другими фирмами патента на двигатель CVCC.
Сегодня в компании ведутся интенсивные работы по созданию не отравляющего природу выхлопными газами ВлпостбензиновогоВ» транспортного средства. Занимаются этим специалисты, которые ранее разрабатывали автомобили для гонок ВлФормула-1В». Фронт исследований и разработок смещается из области создания скоростных в сферу создания экологически чистых машин. Уже сейчас ВлХондаВ» располагает несколькими моделями электромобилей. Опытная модель ВлCivic EVВ» успешно преодолела дистанцию в 42,195 км. А созданный мотоциклетным отделением фирмы электроскутер ВлCUV-EXВ» уже может использоваться не только как опытный образец: он способен пройти на одной подзарядке 35 км в условиях городского движения, подзарядка его батареи производится от домашних источников электропитания, а управление им мало отличается от управления обычным мотоциклом.
В 1995 г. затраты ВлХондыВ» на исследования и разработки составили 220,5 млрд. иен. Это 5,2% от общего объема продаж. Располагая множеством различных научно-технических центров как в Японии, так и за ее пределами, ВлХондаВ» обеспечивает практически полный цикл создания нового товара: от фундаментальных исследований до его изготовления.
МИЦУБИСИ МОТОРЗ (Mitsubishi motors Corp.) тАФ автомобильная корпорация, входящая в группу Мицубиси и первую пятерку крупнейших автомобильных компаний Японии. Имеет широкий спектр выпускаемой продукции тАФ от крупных многотонных грузовиков и автобусов до микролитражных автомобилей. Поддерживает тесные производственные связи с американской корпорацией ВлКрайслерВ» и немецкой ВлДаймлер-БенцВ». Производит автомашины на заводах как в Японии, так и за ее пределами, в том числе в США.
Годовой объем продаж тАФ 3513 млрд. иен (март 1999 г.). Число работающих тАФ 26,7 тыс. человек.
ИСУДЗУ МОТОРЗ (Isuzu Motors, Ltd.) тАФ автомобильная фирма, основанная в 1949 г. и производящая автомобили среднего класса.
Наиболее известна как производитель грузовых автомобилей, джипов. 49% акций тАФ в распоряжении американской корпорации ВлДженерал моторзВ». Занимает 2-е место среди фирм, специализирующихся на выпуске обычных грузовиков, и 5-е тАФ среди производителей малолитражных грузовых автомобилей. Годовой объем продаж тАФ 1619 млрд. иен, количество работающих тАФ 13 тыс. человек (март 1999 г.).
ФУДЗИ ХЭВИ ИНДАСТРИЗ (Fuji Heavy Industries Ltd.) тАФ автомобильная компания, существующая с 1953 г. и возникшая как дочернее предприятие ВлНиссан моторВ». Имеет долгие традиции производства машин с полным приводом под торговой маркой ВлСубаруВ». Занимает 3-е место по выпуску микролитражных автомобилей. В сотрудничестве с компанией ВлНакадзима ЭйркрафтВ» работает в аэрокосмической отрасли. В последнее время чрезвычайно активно наращивает производственные и торговые мощности как в самой Японии, так и за ее пределами.
Годовой объем продаж тАФ около 1353 млрд. иен, число работающих тАФ 14,9 тыс. человек (март 1999 г.).
ДАЙХАЦУ МОТОР (Daihatsu motor Co., Ltd.) тАФ компания, основанная в 1907 г. и входящая в промышленную группу ВлТойотаВ» (ВлТойота моторВ» владеет 51,1% акций).
Основная специализация тАФ производство мини-автомобилей, главным образом мини-грузовиков. Один из ведущих производителей на рынке микролитражных автомобилей Японии. Компания явилась пионером в производстве электропогрузчиков и мини-каров в Японии. Число сотрудников тАФ 11,3 тыс. человек, объем продаж тАФ 891 млрд. иен в год (март 1999 г.).
ХИНО МОТОРЗ (Hino Motors, Ltd.) тАФ крупнейший производитель грузовых автомобилей, входящий в группу ВлТойотаВ».
Компания основана в 1942 г. В сфере интересов компании тАФ также малые грузовые и грузопассажирские автомобили фирмы ВлТойотаВ». В стадии развития находятся и отношения с многообещающим китайским рынком.
Годовой объем продаж тАФ около 432 млрд. иен, число работающих тАФ 9,5 тыс. человек (март 1999 г.).
МИЦУБИСИ МОТОРЗ (Mitsubishi motors Corp.) тАФ автомобильная корпорация, входящая в группу Мицубиси и первую пятерку крупнейших автомобильных компаний Японии. Имеет широкий спектр выпускаемой продукции тАФ от крупных многотонных грузовиков и автобусов до микролитражных автомобилей. Поддерживает тесные производственные связи с американской корпорацией ВлКрайслерВ» и немецкой ВлДаймлер-БенцВ». Производит автомашины на заводах как в Японии, так и за ее пределами, в том числе в США.
Годовой объем продаж тАФ 3513 млрд. иен (март 1999 г.). Число работающих тАФ 26,7 тыс. человек.
Заключение.Руководство японских компаний основное внимание уделяет созданию глобальных производственных систем, которые, как считается, будут более стабильными, чем в отдельных странах, и менее подверженными политическим и экономическим катаклизмам, могущим возникать в отдельной стране. Предусматриваются сокращение поставщиков, ориентация на способных обеспечивать мировые стандарты. В расчет берется и то, что различные регионы имеют свои преимущества в изготовлении той или иной продукции. Межрегиональная кооперация в производстве комплектующих, по мнению японских экономистов, позволит снизить издержки производства, лучше использовать конкурентные рычаги.
По оценкам японских специалистов, и внутри страны нужна реорганизация отрасли. Необходимо сокращение излишков мощностей, что уже фактически началось. Считается, что 11 компаний тАФ слишком много для отрасли. Сокращение их числа позволит рационализировать производство.
На 31 марта 1998 г. общие производственные мощности внутри страны оценивались примерно в 14 млн. автомобилей в год. По данным профсоюзов, в отрасли было занято около 850 тыс. человек, из них на сборочных предприятиях тАФ 160 тыс. и 690 тыс. тАФ на заводах, поставляющих комплектующие изделия.
Пика производства внутри страны отрасль достигла в 1990 г. тАФ 13,49 млн. автомобилей. Затем производство несколько сократилось, и в 1997 г. оно составляло уже 10,97 млн. автомобилей, из них легковых тАФ 8,49 млн., грузовых тАФ 2,42 млн. и автобусов тАФ 62 тыс. штук.
В 90-х гг. удельный вес продукции автомобилестроения в ВВП Японии составлял примерно 10%. Это крупнейшая по объемам продаж отрасль национальной обрабатывающей промышленности. На внутреннем рынке ежегодно продается 5тАУ6 млн. автомобилей. Суммарный оборот всех автомобильных компаний страны тАФ около 25 трлн. иен в год.
Из 11 компаний по внутренним продажам в 1997 г., как и во все послевоенные годы, лидировала компания ВлТойота моторВ» (38,9%), за ней шли ВлНиссан моторВ» (20,3%), ВлХонда моторВ» (10,9%), ВлМицубиси моторзВ» (8,3%), ВлМазда моторВ» (5,9%). На остальные 6 компаний (ВлИсудзу моторзВ», ВлФудзи хэви индастризВ», ВлДайхацу моторВ», ВлХино моторзВ», ВлСудзуки моторВ» и ВлНиссан дидзэру когёВ») приходилось 9,0% продаж.
Список использованной литературы.- Автомобильная промышленность, № 7, 1993.
- Автомобильная промышленность, № 10, 1994.
- Авто-РЕВЮ, №2 (165), 1998.
- Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1998.
- Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1999.
- Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. - М.: Издательство ВлЗнаниеВ», 1986.
- За рулём, №2 (165), 2000.
Вместе с этим смотрят:
Автомобильные маслаАвтомобильные пробки в Москве
Автоперевозки
Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7