Логистика

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

В логике термин ВлпонятиеВ» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые заВнтрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управлеВнния материальными и соответствующими им информационными потоками*.

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последоВнвательности действий. Например, прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложить обраВнтиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в разделе криВнминальной хроники может отметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюВндается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоВнками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начиВннают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенВнциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними инВнформационными потоками.

Прежде чем давать определение логистике, наглядно предВнставим себе процесс управления материальным потоком. В каВнчестве простого физического примера возьмем струю воды, теВнкущую из крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий тАФ закрыв или открыв кран, добавив горяВнчую или холодную воду. Можно переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий изменяются интенсивность потока, его направление; меняется

качественная характеристика тАФ температура, при распылении струи через душевую сетку изменяется структура.

Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулиВнрующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

тАФ Влоткрыли кранВ» тАФ от поставщика к покупателю пошел товар;

тАФ Влоткрыли кранВ» больше тАФ усилили поставки:

тАФ Влзакрыли кранВ» тАФ прекратили поставку. Можно изменить адресата тАФ поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассортиВнмент поставляемых товаров и т. д.

Несмотря на определенное сходство рассмотренных объекВнтов, управление материальными потоками в экономических сиВнстемах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, трансВнпортировки и т. п.), оно включает в себя:

тАФ различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

тАФ поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

тАФ определение оптимальных путей, по которым должны пойВнти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, а также многие другие виды работ.

Подробно состав деятельности, которая осуществляется с цеВнлью доведения материального потока до потребителя, рассмаВнтривается во второй главе.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двухчастей:

тАФ принятие решения;

тАФ реализация принятого решения.

Для того, чтобы принимать обоснованные решения по упраВнвлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к лоВнгистике; соответственно большая группа определений трактуВнет логистику как науку или научное направление: логистиВнка тАФ междисциплинарное научное направление, неВнпосредственно связанное с поиском новых возможноВнстей повышения эффективности материальных потоков (38).

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи (42):

тАФ прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

тАФ определение необходимой мощности производства и трансВнпорта;

тАФ разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

тАФ разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

тАФ построение различных вариантов математических модеВнлей функционирования логистических систем;

тАФ разработка методов совместного планирования, снабжеВнния, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обосноВнванные решения в области управления материальными потокаВнми. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений расВнсматривает логистику как хозяйственную деятельность. логиВнстика тАФ направление хозяйственной деятельности, коВнторое заключается в управлении материальными потоВнками в сферах производства и обращения (38).

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материальноВнго потока тАФ основного объекта логистики, начиная от первичВнного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

тАФ на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

тАФ на втором тАФ изделия народного потребления. Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перераВнбатывающим предприятием, а также между различными произВнводствами, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных произВнводств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков

В ходе логистического процесса материальный поток довоВндится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участВнков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) тАФ наВнука о планировании, контроле и управлении транспорВнтированием, складированием и другими материальныВнми и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производВнственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готоВнвой продукции до потребителя в соответствии с инВнтересами и требованиями последнего, а также передаВнчи, хранения и обработки соответствующей информаВнции.

Настоящее определение, как следует из его содержания, тракВнтует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность лоВнгистика представлена в следующем определении: логистика тАФ процесс управления движением и хранением сырья, комВнпонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте

с момента уплаты денег поставщикам до момента поВнлучения денег за доставку готовой продукции потреВнбителю (принцип уплаты денег тАФ получения денег).

Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономиВнческие процессы, останавливая свое внимание лишь на материВнальных потоках. Однако, такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, наВнчиная от первичного источника сырья через все промежуточВнные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогноВнзировать их поведение, существенно сокращая при этом размерВнность задач моделирования, а также открывает новые возможноВнсти формализованного исследования экономических процессов.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиВнции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений поняВнтия логистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы (например, литература 10, 25, 35, 36, 38, 42) показал, что сегодня под логистикой пониВнмается:

тАФ новое направление в организации движения грузов;

тАФ теория планирования различных потоков в человеко-машинных сиВнстемах;

тАФ совокупность различных видов деятельности с целью получения необВнходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

тАФ интеграция перевозочного и производственного процессов;

тАФ процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

тАФ форма управления физическим распределением продукта;

тАФ эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

тАФ новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

тАФ наука о рациональной организации производства и распределения. В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого наВнчала в решении задач логистики: логистика тАФ это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и соВндержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформуВнлированных учеными и практиками Америки, Франции, Германии, России.

ЛОГИСТИКА тАФ это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обесВнпечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в устаноВнвленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребВнность в этой продукции.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о планировании, реализации и контроле эффекВнтивных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранеВнния материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места поВнтребления в соответствии с требованиями клиентуры.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о процессе физического распределения продукВнции в пространстве и во времени.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о взаимодействии всех элементов производственВнно-транспортных систем: от производства до производительного потреблеВнния.

ЛОГИСТИКА тАФ комплексное направление в науке, охватывающее проВнблемы управления материальными потоками.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о рациональной организации производства и расВнпределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

ЛОГИСТИКА тАФ наука о планировании, управлении и контроле постуВнпающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предВнприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.

ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ

В процессе управления материальными потоками в эконоВнмике решается множество разнообразных задач. Это тАФ задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объВнема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельноВнсти различных предприятий и организаций, производящих и поВнтребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользуВнющихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предВнприятия и организации:

тАФ транспортные предприятия общего пользования, различВнные экспедиционные фирмы;

тАФ предприятия оптовой торговли;

тАФ коммерческо-посреднические организации;

тАФ предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукВнции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются маВнтериальные потоки, непосредственно осуществляется и контроВнлируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического проВнцесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином ВлфункцияВ» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородВнных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуВнюся от другой совокупности действий, имеющих также опредеВнленную цель. Логистическая функция тАФ это укрупненная группа логистических операций, направленных на, реализацию целей лоВнгистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляВнет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупВнность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниВнками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

Участник  логистического  процесса

Название логистической функции

ТрансВнпорт общего пользоВнвания, экспедиВнционная фирма

ПредприВнятия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические органиВнзации

Склады готовой продукВнции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их разВнвитие, корректировка и раВнционализация

Х

Х

Х

Определение объемов и наВнправлений материальных потоВнков

Х

Х

Прогнозные оценки потребноВнсти в перевозках

Х

Х

Х

Определение последовательВнности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товароВндвижения

Х

Развитие, размещение и орВнганизация складского хозяйВнства

Х

Х

Управление запасами в сфере обращения

Х

Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых опеВнраций в пути следования груВнзов к пунктам назначения

Х

Выполнение операций, непоВнсредственно предшествующих и завершающих перевозку тоВнваров1

Х

Х

Управление складскими опеВнрациями2

Х

Х

1 Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

2 Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю асВнсортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.

Отметим две характерные особенности приведенного комВнплекса логистических функций:

все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напраВнвлены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функВнций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА

Понятие материального потока является ключевым в логиВнстике. Материальные потоки образуются в результате трансВнпортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями тАФ начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различныВнми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разбеВнрем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы*.

*В качестве примера выбран склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного исВнточника сырья к конечному потребителю.

Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

На рис. 13 приведена принципиальная схема материального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение*, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приеВнмочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов соВнсредоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 13 изображено 4 вариВнанта:

*Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно буВндет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь неВнбольшая выборочная партия.

а) участок хранения тАФ участок погрузки;

б) участок хранения тАФ отправочная экспедиция тАФ участок погрузки;

в) участок хранения тАФ участок комплектования тАФ отправочВнная экспедиция тАФ участок погрузки;

г) участок хранения тАФ участок комплектования тАФ участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразВнные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции*. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соотВнветствующей операции. Например, материальный поток по разВнгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптоВнвых баз складской площадью 5 тыс. кв. м по проекту составляет 4383 т.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной опеВнрации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отВндельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материВнального потока внутри склада, издержки можно минимизироВнвать**.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объВнемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9740 т/год.

Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 13), Это означает отказ от опеВнраций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). ОднаВнко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значиВнмых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операВнций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

Таблица 3

Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м

№ п/п

Наименование логистической операции

Величина материального потока, т/год

1.

2

3.

Разгрузка вагона и укладка товаров на поддоны

Разгрузка вагона и укладка товаров на электротележку

Перемещение сформированного пакета а) на участок приемки б) в экспедицию в) до зоны хранения

4383

487

2922 730 1218

ИТОГО

9740

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекаВнющих на ее отдельных участках. Расчет совокупного материВнального потока для нашего примера представлен в табл. 4.

Материальным потоком называются грузы, детали, тоВнварно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и отВннесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, детаВнлей, товарно-материальных ценностей через транспортные, проВнизводственные, складские звенья позволяет:

увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукВнта к конечному потребителю;

проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе тАФ единица измерения времеВнни (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока тАФ тонн/год.

При осуществлении некоторых логистических операций маВнтериальный поток может рассматриваться для заданного моВнмента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

Таблица 4

Расчет совокупного материального потока* для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м

п/п

Наименование технологического участка, на котором осуществляется группа логистических операций или название самой группы

Материальный поток, т/год

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8.

9. 10. 11. 12.

Участок разгрузки железнодорожных вагонов

Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

Участок разгрузки автомобильного транспорта

Участок приемки Размещение товаров на хранение

Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при храВннении товаров

Отборка товаров

Перемещение товаров к участку комплекВнтования

Участок комплектования товаров Перемещение в отправочную экспедицию Перемещение в зону погрузки Участок погрузки

9740 4870

4870 7305 17435

1461 9740

6818 6682 5844 9470 9740

ИТОГО

93975

*На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как праВнвило, грузовым потоком.

3.2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваеВнмые в процессе приложения к ним различных логистических опеВнраций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. РеВншая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объекВнтом исследования может быть груз, рассматриваемый в процесВнсе приложения большой группы операций. Например, при проВнектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач тАФ например, при организации внутрискладского логистического процесса, деВнтально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим ос-новным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образуВнющих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный поВнток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результаВнте осуществления логистических операций с грузом внутри лоВнгистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется сумВнмой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

Разгрузка железнодорожных вагонов        4870 Выгрузка контейнеров                     2435 Разгрузка автомобильного транспорта      2435

ИТОГО входной материальный

поток                       9740

Выходной материальный поток поступает из логистичеВнской системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно

71

определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортВнных средств. В нашем примере величина выходного материальВнного потока определится следующим образом, т/год:

Погрузка автотранспорта                   8279 Погрузка контейнеров                       974 Погрузка железнодорожных контейнеров       487

ИТОГО выходной материальный

поток*                         9740

* На предприятиях оптовой торговли выходной материВнальный поток называют, как правило, грузооборотом базы.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные поВнтоки делят на одноассортиментные и многоассортиВнментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный соВнстав потока существенно отражается на работе с ним. НаприВнмер, логистический процесс на оптовом продовольственном рынВнке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средВнством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки тАФ несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяюВнщие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, поВнпутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение межВнду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обраВнзуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобиВнлями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использоваВнние грузоподъемности транспортных средств, требуют для храВннения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обраВнзуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках жеВнлезнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяВнющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировВнки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовВнместимые. Этот признак учитывается в основном при трансВнпортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на поВнтоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных груВнзов.

Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство тАФ сыпучесть. Могут перевозиться в спеВнциализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автоВнмашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физиВнко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинноВнмерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы тАФ грузы перевозимые наливом в цистерВннах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняютВнся с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков предВнставлена на рис. 14.

Рис. 14. Классификация материальных потоков

3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Как отмечалось, материальный поток образуется в результаВнте совокупности определенных действий с материальными объВнектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается дейВнствиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо приниВнмать, обрабатывать и передавать информацию, соответствуюВнщую этому потоку. Выполняемые при этом действия также отВнносятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупВнность действий, направленных на преобразование материальВнного и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можВнно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектаВнцию, складирование, упаковку и другие операции. ЛогистичеВнские операции с информационным потоком тАФ это, как отмечаВнлось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выВнполнение логистических операций с информационными потокаВнми составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоВнком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логиВнстической системы. Это объясняется имеющим место перехоВндом права собственности на товар и переходом страховых рисВнков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Классификация логистических операций приведена на рис.15.

Рис. 15. Классификация логистических операций

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производВнства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выВнполняемые в процессе Влобщения логистической системы с внешВнним миромВ», относят к категории внешних логистических опе-

раций. Логистические операции, выполняемые внутри логистиВнческой системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обесВнпечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические сиВнстемы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отВнношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре приведено следующее опредеВнление понятия ВлсистемаВ»: ВлСистема (от греч. тАФ целое, состаВнвленное из частей; соединение) тАФ множество элементов, находяВнщихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреВнделенную целостность, единствоВ».

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза логиВнстических систем оно не удовлетворяет. Для более точного опреВнделения понятия ВлсистемаВ» воспользуемся следующим приемом.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. ТоВнгда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объВнект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен облаВндать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуВнют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладаюВнщие потенциальной способностью образования системы. ЭлеменВнты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеВнются существенные связи, которые с закономерной необходимоВнстью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней среВндой, так как в противном случае система не сможет существоВнвать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возВнможность ее создания. Для появления системы необходимо сфорВнмировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих сиВнстеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкВнновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элеменВнтов тАФ корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе:

между элементами имеются связи тАФ ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свяВнзать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не быВнли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества,

которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов тАФ ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как авВнтомобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаВнимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системаВнми.

4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Продвижение материальных потоков осуществляется квалиВнфицированным персоналом с помощью разнообразной техники:

транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подВнготовленности к нему, самих движущихся и периодически наВнкапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место маВнтериальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отВндельных элементов (различных предприятий или же подраздеВнлений одного предприятия тАФ см. Вз 1.3).

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоВнничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованноВнсти входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и расВнсмотренных в предыдущем параграфе.

Первое свойство (целостность и членимость) - систеВнма есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элеменВнты можно осуществлять по-разному. Па макроуровне при прохоВнждении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприВнятия, а также связывающий их транспорт (рис. 16).

Рис. 16. Принципиальная схема макрологистической системы

На микроуровне логистическая система может быть предстаВнвлена в виде следующих основных подсистем*:

ЗАКУПКА тАФ подсистема, которая обеспечивает поступлеВнние материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ тАФ эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных техВннологических операций, превращающих предмет труда в проВндукт труда.

СБЫТ тАФ подсистема, которая обеспечивает выбытие матеВнриального потока из логистической системы (рис. 17).

Рис. 17. Принципиальная схема микрологистической системы

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечиваВнется единством цели, которой подчинено функционирование лоВнгистических систем.

Второе свойство (связи): между элементами логистиВнческой системы имеются существенные связи, которые с заВнкономерной необходимостью определяют интегративные качеВнства. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических систеВнмах элементы связаны внутрипроизводственными отношенияВнми.

Третье свойство (организация): связи между элементаВнми логистический системы определенным образом упорядочены, то   есть   логистическая   система   имеет   организаВнцию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логиВнстическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это споВнсобность поставить нужный товар, в нужное время, в нужВнное место, необходимого качества, с минимальными затраВнтами, а также способность адаптироваться к изменяющимВнся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производВнственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникаюВнщий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма тАФ подъемно-транспортная техника, центральная нервная система тАФ сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического проВнцесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспоВнсабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение логистической системы гласит:

Логистическая система тАФ это адаптивная система с обратВнной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической сиВнстемы можно рассматривать промышленное предприятие, терВнриториально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы тАФ доставка товаров и изВнделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производВнственному или личному потреблению при заданном уровне изВндержек [35].

Границы логистической системы определяются циклом обраВнщения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются средВнства производства. Они в виде материального потока поступаВнют в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в поВнтребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Рис. 18. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа Влуплаты денег тАФ получения денегВ» (рис. 19).

Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип Влуплата денег тАФ получение денегВ»

4.3. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система тАФ это крупная систеВнма управления материальными потоками, охватывающая предВнприятия и организации промышленности, посреднические, торВнговые и транспортные организации различных ведомств, расВнположенных в разных регионах страны или в разных страВннах. Макрологистическая система представляет собой опредеВнленную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватываВнющей разные страны, необходимо преодолеть трудности, свяВнзанные с правовыми и экономическими особенностями междунаВнродных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударВнственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенВнных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфорВнмации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистеВнмами, структурными составляющими макрологистических сиВнстем. К ним относят различные производственные и торгоВнвые предприятия, территориально-производственные комплекВнсы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав котоВнрых входят технологически связанные производства, объединенВнные единой инфраструктурой.                

В рамках макрологистики связи между отдельными миВнкрологистическими системами устанавливаются на базе товарВнно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимоВндействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, раВнботающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистичеВнских систем.

Логистические системы с прямыми связями. В этих лоВнгистических системах материальный поток проходит непосредВнственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

Эшелонированные логистические системы. В таких систеВнмах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

Гибкие логистические системы. Здесь движение материальВнного потока от производителя продукции к ее потребителю моВнжет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

Рис. 20. Принципиальные схемы логистических систем различных видов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы -СПб ИЗД-BО Санкт-Петербург ун-та экономики и финансов 1995

2 Васильев Г.А. и др. Логистика   М. Экономическое образоваВнние, 1993

3 Гаджинский А.М. Основы логистики Учеб. пособие   М. ИВЦ ВлМаркетингВ» 1995

4 Голиков Е.А. Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логиВнстики Монография тАФ М. Изд-во Рос экон акад , 1993

5 Гончаров П П и др Основы логистики. Учеб. пособие   Оренбург, 1995 (Издат. центр ОГАУ)

11. Залманова М. Е. Логистика: Учеб. пособие для студ. эконом. спец. вузов / Саратовский гос. техн. ун-т.тАФ Саратов, 1995.

12. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии.тАФ М.: Прогресс-Академия, 1995.

13. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке:

Учеб. пособие / Под общ. научной ред. проф. А. В. Зырянова. ЕкатеВнринбург, 1995.

14. Костоглодов Д. Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика.тАФ Ростов н/Д: Экспертное бюро, 1997.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.тАФ М.: Прогресс, 1990.

16. Лаврова О. В. Планирование межцеховых материальных потоВнков в логистике: Конспект лекций по курсу ВлЛогистикаВ» для студентов спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т.тАФ Саратов, 1995.

17. Лаврова О. В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу ВлЛогистикаВ» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т.тАФ Саратов, 1995.

18. Леншин И. А., Смоляков Ю. И. Логистика. В 2-х ч.тАФ М.: МаВншиностроение, 1996.

19. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина.тАФ М.:

ИНФРА-М, 1997.

20. Макмиллан У. Японская промышленная система / Пер. с англ.тАФ М.: Прогресс, 1988.

21. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. и др. Транспортная логистика:

Учеб. пособие.тАФ М.: Брандес, 1996.

22. Монден Я. ВлТоётаВ»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Мотылев.тАФ М.:

Экономика,1989.

23. Нагловский С. П. Экономика и надежность логистических конВнтейнерных систем / Рост. гос. акад.тАФ Ростов н/Д, 1996.

24. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов.тАФ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

25. Новиков О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие.тАФ СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1993.

26. Новиков О. А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие.тАФ СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финанВнсов, 1995.

27. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность:

Учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений.тАФ М.: ИнформациВнонно-внедренческий центр ВлМаркетингВ», 1996.

28. Парамонов М. Ю. Логистика биржевых потоков.тАФ СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1996.

29. Плоткин Б. К. Основы логистики.тАФ Л.: Иэд-во ЛФЭИ, 1991.

30. Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистиВнку: Учеб. пособие.тАФ СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1996.

31. Промыслов Б. Д., Жученко И. А. Логистические основы упраВнвления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения).тАФ М.: Нефть и газ, 1994.

32. Промышленная логистика.тАФ СПб.: Политехника, 1994.

33. Райнхард Юнеманн. Материальные потоки и логистика.тАФ БерВнлин: Изд-во Шпингер, 1989.

34. Рейфе М. Е. Организация развития логистической деятельноВнсти на оптовом рынке.тАФ СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та эконоВнмики и финансов. 1996.

35. Родников А. Н. Логистика: Терминолог. словарь.тАФ М.: ЭконоВнмика, 1995.

36. Русалева А. Ю. Основы логистики.тАФ Новосибирск, 1996.

37. Рыжова О. А. Организация материальных потоков в ВлтолкаюВнщихВ» и ВлтянущихВ» системах производства: Конспект лекций по курВнсу ВлТеория организации машиностроительной промышленностиВ» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т.тАФ Саратов, 1995.

38. Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона.тАФ М.: Экономика.

1993.

39. Семененко А. И. Предпринимательская логистика.тАФ СПб.: ПоВнлитехника, 1997.

40. Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор.тАФ СПб., 1996.

41. Сердюкова Л. О. Транспортно-складская логистика цеха: КонВнспект лекций по курсу ВлЛогистикаВ» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. ун-т.тАФ Саратов, 1995.

42. Смехов А. А. Введение в логистику.тАФ М.: Транспорт, 1993.

43. Смехов А. А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.-д. трансп.тАФ М.: Транспорт, 1995.

44; Туровец О. Г., Родионова В. Н. Логистика.тАФ Воронеж: ВГТУ,

1994.

45. Чернышев М. А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса:

логистический подход.тАФ Ростов н/Д: Иэд-во Рост. ун-та, 1995.

46. Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем тАФ наука и искусство / Пер с англ. Под. ред. Е. К. Масловского. М.: Мир, 1978.

47. Эффективность стратегий логистического развития: МежвуВнзовский научный сборник / Саратовский гос. техн. ун-т.тАФ Саратов,

1995.

Вместе с этим смотрят:

Логистические потоки
Машины с электрическим приводом
Международные железнодорожные перевозки
Многоцелевое сухогрузное судно