Государственные реформы Петра I

Государственные реформы Петра I

1. Сословные реформы.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий :

v Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия “недвижимая сосбственность”. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации оязательственных отношений.

v Установление института майориата - наследование недвижимости только одним старшим сыном, целью которого было сохранения от раздробления земельной дворянской собственности.

v Наследование заставляло его представителей служить за жалование; быстро стал формироваться бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Продолжением этого Указа стал Табель о рангах (1722 г.) в котором формулировалась система чинов и должностей. Эта система юридически оформила статус правящего класса. Высший чин мог достигаться только через прохождение цепочки низших чинов. Табель уравнивал военную и гражданскую службу: чины и звания присваивались в обеих сферах. Пережитками старых принципов службы являлось то, что дети-дворяне записывались в должность, и уже к 15 годам получали достаточно высокий чин, с рождения. Подготовка кадров осуществлялась в специальных школах и академиях.

2.Реформа духовенства.

Петр I подчинил церковь, ликвидировал Патриархию, создал в 1721 г. Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Управление церковными землями стал осуществлять Монастырский приказ, вошедший в Синод в качестве составной структуры. Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению.

3. Крестьянство.

Петр I завершил создание крестьянских подсословий:

v Государственные крестьяне

v Царские (удельные) крестьяне

v Частновладельческие

В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещено торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад.

Сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Также был установлен порядок приписки государственных крестьян к мануфактурам и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.). Вводится подушная подать.

4. Реформа центральных органов самоуправления.

Боярская Дума постепенно превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Ее структура постоянно дифференцируется, а с образованием Сената в 1711 г. ликвидируется. Централизация государственного аппарата требовала создания специальных контрольных органов. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия . Сенат включал присутствие, где выносились решения и канцелярию во главе с обер-секретарем.

1712 г. при сенате восстановлена Расправная палата.

1718 г. в состав Сената вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.

1715 г. учреждена должность генерал-ревизора, генерал-прокурора, обер-прокурора.

1718 г. был принят реестр коллегий: Иностранных дел, Казенных сборов, Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Военная, Адмиралтейская, Коммерц (торговля), Штатс-контора (ведение гос. расходов(, Берег-коллегии и Мануфактур-коллегии

В нач. 18 в. сложились две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената. при нем был учрежден фискал Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанности доносить о государственных, должностных, и иных тяжких преступлениях и нарушении законности в учреждениях; выступать в суде в качестве обвинителей.

В 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Императора Всероссийского, Россия становится империей.

В 1722 г. издается указ “О престолонаследии” утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона.

5. Местное управление.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 г.г. число губерний возросло до одиннадцати. Во главе губернии стоял губернатор или генерал-губернатор, объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям и управления. В ходе реформы 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд-провинция- губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. В 1719 г. 11 губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были также губернаторы и вице-губернаторы. Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. В 1718-1720 гг. создаются магистраты, подчиненные губернаторам.

6. Военная реформа.

1715 г. создается “Воинский Артикул”- сборник военного права, нормы административной и уголовной ответственности военнослужащих В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. “Устав воинский”, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанностей армейских чинов. В 1720 г. издан Морской устав.

7. Процесс.

1715 г. “краткое изображение процессов”, в кот проявляется теория формальных доказательств. ВОПРОС 31. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 Г.

16 июля 1870 г. было утверждено “Городовое положение”, закреплявшее систему органов городского общественного управления:

городское избирательное собрание

и

городскую думу с городской управой

Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова, утверждаекмый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума – представительный орган городского населения; избирательное право лишь у плательщиков городских налогов (примерно 20 % гор. населения).

Городская управа – исполнительный орган, избиравшийся городской думой

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы: от каждой из групп избиралась 1/3 гласных в городскую думу.

Требования к избирателям:

-старше 25 лет;

-владеющие неджвижимостью, промышленными или

торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными

промыслами или мелкой торговлей;

-любого сословия;

Не допускались к выборам:

- лица, подвергшиеся суду;

- отрешенные от должности;

- подследственные;

- лишенные духовного сана

Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей.

Голосование – тайное.

Дума и управа – избирались на 4 года (половина состава управы должна была обновляться каждые 2 года).

Городской голова мог приостановить решение управы.

Разногласия думы и управы решает губернатор.

В состав управы могло входить не более 1/3 лиц нехристианского вероисповедания; городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

Органы городского управления решали только вопросы городского быта.

В пользу города дума могла устанавливать сборы:

- с недвижимых имуществ (оценочный сбор);

- с документов на право торговли и производства;