ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Понятие и сущность стадии исполнительного

производства

Под стадией понимается совокупность ряда процессуальных действий, преследующих определенную и одну цель. Стадии гражданского судопроизводства – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные часть гражданского судопроизводства. Они отделены друг от друга соответствующим процессуальным решением. Поставленная цель достигается в результате совершения определенных процессуальных действий, которые создают условий для перехода дела из одной стадии в другую. Всего существует семь стадий гражданского процесса.

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

- добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;

- принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора.

Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений.

К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

К иным федеральным законам относится, например Семейный кодекс РФ, в котором определен порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей, а также порядок уплаты и взыскания алиментов, а также Гражданский процессуальный кодекс РФ (раздел VII), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (раздел IV), Гражданский кодекс Российской Федерации (например, ст. 448, 449).

Источниками исполнительного производства являются также соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: различные инструкции, положения об исполнительном производстве и др.

Особенности исполнительного производства:

1. Общественные отношения, возникающие при исполнении судебных актов, не являются отношениями по осуществлению правосудия.

2. В исполнительном производстве существенно меняется субъектный состав, стороны исполнительного производства именуются должник и взыскатель. Место государственного органа занимают органы, осуществляющие исполнение. На стадии исполнения в исполнительном производстве появляются и новые участники: хранители арестованного имущества, специализированные организации, проводящие торги, специалисты по оценке имущества и другие лица.

3. Нормы исполнительного производства носят комплексный характер. Исполнительное производство является не только стадией гражданского процесса, нормы законодательства об исполнительном производстве включаются в систему соответствующих отраслей права (гражданского процессуального и арбитражного процессуального, налогового, трудового права). Исполнительное производство регулирует исполнение решений актов арбитражных судов, административных органов, актов третейских судов, комиссии по трудовым спорам и т.д.

2. Основания исполнительного производства

Исполнительное производство не начинается само собой. Для его начала необходимо наличие основания и повода. Основанием для начала исполнительного производства является вступление в законную силу постановления суда или другого органа, которое, согласно закону, подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, а также истечение предоставленного законом срока для добровольного исполнения.

Поводом для начала исполнительного производства является подача в Службу судебных исполнителей заявления с приложением исполнительного документа. При наличии основания и повода, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство.

По правилам исполнительного производства исполняются акты судов общей юрисдикции и правоприменительные акты других органов, для исполнения которых используются правила исполнительного производства. В Законе "Об исполнительном производстве" нет специальной статьи, посвященной основаниям исполнения. Однако ст. 7 Закона позволяет различать следующие основания выдачи исполнительных документов:

2. судебные акты (решения, определения и постановления судов общей юрисдикции по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий, штрафа, конфискации и др., постановления в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях, решения арбитражных судов);

3. решения международного коммерческого арбитража и иных третейских судов. К международному коммерческому арбитражу относятся: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

4. решения иностранных судов и арбитражей. Сами по себе решения иностранных судов не подлежат исполнению на территории Российской Федерации. Вопрос о признании такого решения Термином "расчеты" обычно называют процесс исполнения денежных обязательств. Три способа расчетов: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований .Операции банков по получению или передаче денег. Правовая природа безналичных денег.решается по ходатайству заинтересованного лица судом субъекта Российской Федерации по месту нахождения должника. В случае, если такое решение в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации подлежит признанию, об этом выносится определение, которое вместе с решением является основанием для совершения исполнительных действий;

5. решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. К таким межгосударственным органам относится, в частности Европейский суд по правам человека, который может рассматривать иски против Российской Федерации по фактам нарушения прав человека. Европейский суд по правам человека, а также Комитет министров Совета Европы могут выносить решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права;

6. судебные приказы по делам о взыскании денег либо движимого имущества;

7. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

8. решения комиссии по трудовым спорам;

9. требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя (инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, выдаваемые, в частности, налоговыми органами) в случае, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их исполнения;

10. постановления судебного пристава-исполнителя (например, о взыскании исполнительского сбора и расходов по исполнению);

11. постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, исполнительную надпись нотариуса).

3. Исполнительные документы

Исполнительными называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, и необходимость предъявления его до начала исполнительного производства. При этом он может иметь самостоятельное значение, составляться отдельно от документа, фиксирующего основание исполнения. В то же время документ, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполнительным документом. Согласно действующему законодательству, все исполнительные документы можно разделить на три вида: