Кодекс административного судопроизводства Украины от 1 сентября 2005 года

Кодекс административного судопроизводства Украины от 1 сентября 2005 года

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Саратовская государственная академия права"

Реферат

Кодекс административного судопроизводства Украины от 1 сентября 2005 года

Введение

Кодекс административного судопроизводства Украины, принятый Верховной Радой 6 июля 2005 года и подписанный президентом Виктором Ющенко, вступит в силу с 1 сентября.

Как сообщили в пресс-службе Министерства юстиции, по словам директора Департамента законодательства о правосудии, правоохранительной деятельности и борьбе с преступностью Минюста Руслана Рябошапки, Кодексом устанавливаются полномочия административных судов, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства.

В соответствии с положениями Кодекса, делами административной юрисдикции являются публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основании законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий.

Согласно положениям Кодекса, окружные административные суды начнут свою деятельность лишь после назначения в состав суда не менее трех судей и при наличии обустроенного помещения. О начале деятельности каждого окружного административного суда через общегосударственные и соответствующие местные официальные печатные органы будет сообщать Государственная судебная администрация Украины.

Таким образом, до начала деятельности окружного административного суда подсудные ему дела будут решать в первой инстанции соответствующие местные общие суды, кроме дел, подведомственных хозяйственным судам, которые будут решаться соответствующим хозяйственным судом, но по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины. При этом подсудность таких дел определяется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

С 1 сентября 2005 года заявления и жалобы по делам, возникающим из административно-правовых отношений, по делам об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести исправление в актовую запись гражданского состояния, а также апелляционные, кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных решений в связи с нововыявленными и исключительными обстоятельствами в таких делах, поданные и не рассмотренные до вступления в силу этого Кодекса, будут рассмотрены в устанавливаемом им порядке.

Судебные же решения, которые были приняты в первой инстанции до вступления в силу этого Кодекса и не обрели законной силы, с 1 сентября 2005 года могут быть обжалованы в апелляционном порядке по правилам этого Кодекса без подачи заявления об апелляционном обжаловании, если срок апелляционного обжалования в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины 1963 года или Хозяйственным процессуальным кодексом Украины 1991 года не истек.

Со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины связано вступление в силу и нового Гражданского процессуального кодекса Украины, принятого Верховной Радой 18 марта 2004 года. Это позволит упорядочить гражданско-правовые отношения, в первую очередь, в процедурном и процессуальном правовых измерениях.

Общие положения КАС

Небольшая предыстория: в свое время новым Законом "О судоустройстве Украины" (N 3018-III от 07.02.2002 г.) было предусмотрено, что в системе судов Украины появятся доселе невиданные суды – административные. На формирование системы админсудов Законом был отведено 3 года, в течение которых админдела должны были рассматриваться судами общей юрисдикции.

Указом N 1417/2004 от 16.11.2004 г. тогдашний Президент постановил создать 27 окружных админсудов, 7 апелляционных, а Указом N 889/2002 от 01.10.2002 г. - Высший админсуд. И вот 3 года прошли незаметно, но верится с трудом, что даже имея в наличии свеженький Кодекс, мы уже с осени сможем обращаться в административные суды – на данный момент только идет процесс назначения судей и выделения помещений.

Однако, в Переходных положениях КАС предусмотрено, что до начала деятельности окружных административных судов подсудные им дела в первой инстанции будут решать соответствующие местные общие суды, а административные дела, подведомственные хозяйственным судам в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Украины 1991 года, пока будут решаться соответствующим хозяйственным судом, но по правилам КАС. При этом подсудность таких дел определяется ХПК.

Кроме того, Кодексом установлено, что окружной административный суд начинает свою деятельность после назначения (избрания) в его состав не менее 3 судей и при наличии обустроенного помещения. О начале деятельности каждого административного суда Государственная судебная администрация Украины обязана будет сообщить в общегосударственных и соответствующих местных официальных печатных изданиях.

Итак, рассмотрим более подробно, что представляет собой КАС.

Задачей административного судопроизводства, как определяет ее ч. 1 ст. 2 Кодекса, является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений, то есть отношений, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или иной объект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий, от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий.

Кодекс состоит из семи разделов, каждый из которых, за исключением раздела 1 "Общие положения", раздела 6 "Меры процессуального принуждения" и раздела 7 "Заключительные и переходные положения", делятся на главы.

Кодекс административного судопроизводства определяет полномочия административных судов относительно рассмотрения дел административной юрисдикции, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства.

Согласно Общим положениям КАС, юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, который осуществляет властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения.

Компетенция административных судов распространяется на:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения от публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:

1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;