ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА

Муниципальное образовательное учреждение «Сунтарская гимназия»

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА

Автор: Иванов Сергей Серафимович,

учитель обществознания и права

высокой категории

2010 г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………… 3

1. Стержневые понятия патриотизма…………………………………………….4

2. Виды деятельности воспитания гражданина - патриота………… 5

Заключение…………………………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………………… 10

Сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина – патриота России, потому что «сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм». Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, основу которого должна составлять педагогика, акцентированная на воспитание патриотизма.

Патриотическое воспитание – это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь к Родине; в ходе и в результате этого процесса происходят становление и развитие патриотической направленности личности, ее патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту ее интересов.

Патриотизм как понятие:

- любовь к Родине;

- интегральное проявление общественного сознания и самосознания;

- осознанное желание и умение жить для Родины;

- общественно-политический принцип российской государственности.

Цель патриотического воспитания: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Основные задачи:

· Формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе учебы, развивать познавательную активность школьников.

· Формировать и развивать в разных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений.

· Формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское и национальное самосознание школьников.

· Способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции школьников, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности.

· Создавать условия для реализации в обществе принципов здорового образа жизни.

1. Стержневые понятия патриотизма.

Ими являются: СЕМЬЯ - ШКОЛА – РОДИНА – ПАМЯТЬ.

Семья- это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья также является ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, семья выступает как один из основных объектов социальной политики. Сейчас родители начитают всерьез задумываться о воспитании детей, об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что было накоплено в семейном воспитании за прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, педагогического просвещения родителей.

Школа, в последние десятилетия определявшая в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически устранилась от решения проблем воспитания. А сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план. Гражданин и патриот начинаются в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать и чтить ее историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы, способствовать формированию нравственного климата в школе, развивать свою познавательную активность.

Родина – понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, а стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для своей страны.

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Это понятие включает заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти. Каждая семья начинает осознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою великую Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

2. Виды деятельности воспитания гражданина - патриота.

Военно-спортивная, туристическая

Учебная

Виды деятельности

Общественная

Досуговая

Трудовая,

производственная

Семейно-бытовая

1. Учебная деятельность.

На уроках истории, обществознания и права ученики знакомятся с основными законами государства, политической культурой общества, политическими партиями и их программами. Здесь они задумываются над судьбой страны и мира. Формируются патриотическое мировоззрение и патриотическое видение мира.

2. Досуговая деятельность.

Экскурсии в музеи, по достопримечательным местам родного края, экскурсионные поездки в другие места, походы к памятникам культуры и истории имеют огромнейшее воспитательное значение. И первое путешествие ученик должен совершить по своей стране. Знакомство с историей Родины, с ее памятниками, культурными достижениями – это всегда радость нескончаемого открытия чего-то нового.

3. Военно-спортивная, туристическая деятельности.

На военно-полевые сборы и военно–патриотические игры развиваются готовность и способность к защите Отечества, где появляются утверждение в сознании будущих воинов необходимости исполнения воинского долга и формирование положительного образа Российской Армии. А также воспитываются чувства принадлежности к великому героическому прошлому России, уважение к поколению ветеранов войны.