Особенности разработки и принятия Конституции России 1993 года

Особенности разработки и принятия Конституции России 1993 года

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Особенности разработки и принятия Конституции России 1993 года»

Москва 2009 год

Введение

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Конституция РФ (англ. Constitution of RF) - конституция, единый правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в правовой системе РФ, посредством которого народ определил основные принципы устройства общества и государства, субъекта государственной власти, механизм ее формирования и осуществления на основе принципа разделения властей, закрепил охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина, установил основы местного самоуправления.

Конституция РФ имеет прямое действие, т.е. ее нормы не нуждаются в опосредовании и конкретизации другими правовыми актами и применяются всеми, кому они адресованы, а также судами непосредственно. Законы и др. правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации закреплено новое государственное устройство. Исключен классовый подход к различным группам населения, закреплено и гарантировано многообразие форм собственности, обеспечено действие институтов частной собственности, в т.ч. на средства производства, провозглашена свобода предпринимательской деятельности; введена система конституционных гарантий экономической свободы. Гражданские права и свободы признаются и гарантируются теперь не только в соответствии с Конституцией РФ, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считающихся частью правовой системы РФ. Новая Конституция РФ призвана обеспечить необратимость демократизации общества, сбалансированное развитие Федерации, создать условия для социального прогресса. РФ по своей сущности как конституция демократического правового государства отражает волю многонационального народа РФ, выраженную путем всенародного голосования, направленную на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

1. Особенности разработки Конституции Российской Федерации 1993 года

Весной 1992 г. планируется созвать VI Съезд народных депутатов РФ, которому предстояло решить ряд важных вопросов. Предполагалось представить на рассмотрение этого Съезда проект Конституции. постановлением от 4 апреля 1992 г. "О проекте Конституции Российской Федерации", обсудив доработанный проект, Верховный Совет решает внести его на рассмотрение VI Съезда. Одновременно готовился Закон об изменениях и дополнениях Конституции.

VI Съезд народных депутатов, не принимал новой Конституции, хотя и обращался к этому вопросу. Однако он внес обширные изменения в действующую, которые в сильной степени отразили то, что было заложено в проекте. Причиной было то, что по ряду принципиальных положений об организации власти выработать единую концепцию еще не удалось. Верховный Совет и Конституционная комиссия должны были завершить доработку проекта и внести его на очередной Съезд народных депутатов. По ряду исходных положений о разделении власти и роли, отдельных ее ветвей не складывалось единого мнения, особенно наглядно стало к концу 1992 г. так как на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. остро выявилось противостояние депутатов и Президента.

Был подготовлен проект Закона об изменениях и дополнениях Конституции, который существенно усиливал позиции Верховного Совета в части контроля за формированием и деятельностью Правительства, а также несколько ослаблял влияние Президента на Правительство.

У Президента было сложное положение. Съезд требовал от него кандидатуры Председателя Правительства. Президент хотел бы предложить на этот пост Е.Т.Гайдара, именовавшегося тогда и.о. Председателя Правительства. Президент был против согласования с Верховным Советом такого широкого круга членов Правительства, как это обозначалось в проекте поправок к Конституции. 8 декабря 1992 г. выступил с предложением о том, чтобы согласие Верховного Совета, кроме кандидатуры Премьер-министра, было еще на четырех министров - это министры иностранных дел, внутренних дел, безопасности и обороны. 9 декабря датируется и Закон об изменениях и дополнениях Конституции, который (хотя и учел предложение Президента) в целом усилил контрольные позиции Верховного Совета и Съезда по отношению к Президенту, ослабил президентскую власть.

9 декабря принимается постановление Съезда "О дальнейшей работе над проектом новой Конституции Российской Федерации".В постановлении говорилось - считать важнейшим условием завершения подготовки проекта новой Конституции РФ достижение согласия социальных и политических сил в РФ Этого не получилось, что привело к серьезным конфронтационным событиям в 1993 г В постановлении VII Съезда было предложено Верховному Совету завершить постатейное рассмотрение доработанного проекта Конституции в феврале-марте 1993 г. Однако события в декабре 1992 г. - апреле 1993 г. развивались так, что принятие новой Конституции как единого текста было просто невозможно.

Президент не согласился с мерами, которые ослабляли его положение. 10 декабря 1992 г. Президент взял слово сразу после начала работы Съезда и выступил с "Обращением к гражданам России и ко всем избирателям", в котором обвинил Съезд и Верховный Совет в том, что они тормозят реформы и пытаются взять на себя чрезмерные функции. С участием Конституционного Суда РФ и его Председателя предпринимаются шаги по "примирению" двух ветвей власти. В итоге появляется совместное заявление Президента РФ и Съезда от 11 декабря, в котором они заявляют о своей безусловной приверженности решать спорные вопросы между законодательной и исполнительной властями исключительно конституционными методами и способами.

12 декабря 1992 г. VII Съезд принимает постановление "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации". Он назначил на 11 апреля 1993 г. проведение всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. Идя навстречу Президенту, Съезд определил, что поправки к Конституции, принятые 9 декабря, - в части возможности приостановления Верховным Советом действия указов и распоряжений Президента, предоставления права законодательной инициативы Правительству и немедленного прекращения полномочий Президента по ст. 121-6 - не вступают в действие до проведения референдума, но противостояние органов не прекратилось.

Согласованный проект основных положений, выносимых на референдум, так и не появился. Свой вариант подготовила Конституционная комиссия. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 29 января 1993 г. проект "Основных положений новой Конституции Российской Федерации, выносимых на всероссийский референдум 11 апреля 1993 года" был им направлен в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета для рассмотрения, а также Президенту и Конституционному Суду РФ. В качестве альтернативы референдум для достижения согласия Президент 23 февраля 1993 г. предложил текст согласительного документа под названием "Соглашение федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по стабилизации конституционного строя на период до принятия новой Конституции Российской Федерации".