Понятие авторского и смежного права

Понятие авторского и смежного права

Содержание

авторское смежное право

Введение

1. Понятие авторского и смежного права

1.1 Понятие, задачи и принципы авторского права

1.2 Объекты авторского права

1.3 Субъекты авторского права

1.4 Реализация авторских прав путем заключения договоров

2. Отдельные авторские правомочия

2.1 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства

2.2 Смежные права

3. Защита авторских и смежных прав

3.1 Общие вопросы защиты прав

3.2 Защита авторских и смежных прав по российскому законодательству

Заключение

Список сокращений

Библиографический список источников и литературы

Приложения

Введение

В последние годы, в связи с коренными преобразованиями в экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее научный, чисто академический интерес.

С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

По сравнению с ранее действующим законодательством об авторском праве и смежных правах, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.[1] впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и установил свободу авторского договора. Кроме того, авторские правомочия распространены Законом на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ[2] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По общепринятому мнению Закон отвечал международным стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций.

В дальнейшем законодательство об авторском и смежных правах изменялось, дополнялось и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет гарантии свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.

Между тем, понимание действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной проблемой для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Актуальность исследования авторского права связано с тем, что новое российское авторское право перешагнуло свой десятилетний рубеж, а это значит, что можно подвести первые итоги его практического применения, выявить пробелы, недостатки и достоинства, возможные пути совершенствования и тенденции его дальнейшего развития.

Кроме того, актуально проведение систематизации основных нарушений прав авторов. Правоприменительная практика наглядно показывает насколько серьезно нарушаются авторские права в Российской Федерации.

Цель данной дипломной работы – изучить авторское право и иные авторские правомочия.

В соответствии с этим можно выделить следующие задачи, которые необходимо выполнить в ходе написания данной дипломной работы.

Во-первых, рассмотреть понятие, задачи и принципы авторского права.

Во-вторых, проанализировать отдельные авторские правомочия, которые включают в себя субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства и смежные права.

В-третьих, изучить обеспечиваемую законом степень защиты авторских и смежных прав.

В научной литературе данный вопрос освещен в трудах Сергеева А.П., Садикова О.Н., который пишет, что в объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства, Калятина В.О. Брагинского М.И., Ю.К. Толстого, а также в работах многих других авторов.

Нормативной базой данной дипломной работы послужили: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Гражданский Кодекс Российской Федерации 1995 г. Ч. 1., Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г., Всеобщая декларация прав человека, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.), Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.), Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Постановление правительства Российской Федерации от 21 марта 1994г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

1. Понятие авторского и смежного права

1.1 Понятие, задачи и принципы авторского права

Предпосылки авторского права возникли из необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вместе с тем необходимости для авторов создания заинтересованности в результате и распространению этих достижений. В соответсчтвии со ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам человека. В ст.27 Декларации говорится:

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является»[3].

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением.