Политическое устройство Канады
Политическое устройство Канады
Введение
Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с прошлым; на протяжении 19 в. она шла за Великобританией по пути конституционной эволюции. При этом процесс формирования политического устройства Канады обогащался идеями и институтами, которые были заимствованы у США, включая принцип федерализма.
Канада – федеративное парламентское демократическое государство с монархической формой правления. Было образовано 1 июля 1867, в соответствии с Актом о Британской Северной Америке, как федерация британских колоний. Страна получила свою государственность, но главой государства оставался британский монарх, а за Великобританией сохранилось исключительное право на изменение конституции Канады, право представлять ее в международных отношениях, заключать от ее имени договоры и соглашения, решать вопросы войны и мира. Канада не имела собственного гражданства. Такое государственное устройство получило наименование доминиона. Согласно Вестминстерскому статуту 1931, Канада и другие британские доминионы обрели политический суверенитет, внешнеполитическую независимость и на них более не распространялись британские законы. Но лишь 17 апреля 1982 Канада официально получила новую конституцию, в соответствии с которой канадские органы получали право менять конституцию.
Данная тема особенно актуальна в современных условиях, так как изучение конституционного строя зарубежных государств является важным моментов развитии Российской федерации, так как опыт зарубежных стран позволит избежать ошибок Российскому государству.
Объектом исследования выступает государство Канада, а предметом исследования является конституционный строй государства.
Основная цель работы изучение основ конституционного строя Канады, которая требует решения следующих задач:
1. изучение Конституции Канады и основных её положений;
2. описание исполнительной власти государства;
3. рассмотрение законодательной власти;
4. описание системы судебной власти.
1. Конституция Канады
Первым прообразом конституции для Канады была Королевская прокламация 1763. Этот акт переименовывал Канаду в «Province of Quebec», преобразовывал её границы и учреждал провинциальное правительство, назначаемое британским правительством. Прокламация фактически считалась конституцией Квебека, до того как в 1774 британское правительство не приняло Квебекский акт 1774, устанавливавший в области Квебека многочисленные процедуры для коронных владений. Среди прочего он расширил границы колонии и утвердил британский уголовный кодекс.
Колония Канада получила свою первую настоящую конституцию в виде Конституционного акта 1791, установившего состав правительства. Позднее он был заменён Актом о Британской Северной Америке 1867, основавшим Доминион Канада.
В 1931 британский парламент голосует за Вестминстерский статут. Этот акт предоставил всем странам-доминионам законодательные права, равные правам Соединённого королевства. В 1982 это получило логическое продолжение при голосовании британского парламента за Акт о Канаде 1982, прекращающий все его конституционные и законодательные связи, остававшиеся с Канадой, и принимающий законность Конституционного акта 1982. Конституционный акт 1982 был принят как Приложение B Акта о Канаде 1982.[1]
С введением Акта о Канаде и Канадской хартии прав и свобод, прилагаемой к нему, в канадском конституционном праве многое изменилось. Конституционный акт включил в себя ряд конституционных соглашений и сделал процедуру внесения изменений намного сложнее (см. Процедуры внесения изменений). Хартия произвела драматическую перемену в конституционном праве, так что оно сосредотачивается теперь, главным образом, на личных и коллективных правах канадцев. До принятия Хартии в 1982 личные права и свободы не имели в Канаде никакой крепкой конституционной защиты. Когда один из уровней власти принимал закон, вступавший, как казалось, в противоречие с политическими правами, канадские конституционные адвокаты должны были приводить изобретательные доводы, например, утверждая, что закон нарушает разделение федеральных и провинциальных властей или приводя технические недостатки, которые было сложно разглядеть в правах и свободах личности. Однако с 1982 Хартия стала наиболее цитируемой частью Конституции и укрепила защиту прав канадцев. Квебек так и не ратифицировал канадскую конституцию.
Конституционный акт 1867, был актом британского парламента и первоначально известен под названием Акт о Британской Северной Америке 1867, он создал Доминион Канада из трёх отдельных провинций (Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Соединённой Канады, состоящей из Нижней (Квебек) и Верхней Канады (Онтарио)) Британской Северной Америки и позволил после этого другим провинциям (колониям) присоединиться к этому союзу. Он определяет образ правления Канады, сочетающий Вестминстерскую модель парламентского правления Соединённого королевства с разделением властей (федерализм). Хотя и последовал ряд Актов о Британской Северной Америке, именно первый из них остаётся наиболее известным и считается основополагающим документом Канадской конфедерации (то есть союза провинций и колоний Британской Северной Америки). С репатриацией конституции в 1982 этот акт был переименован в Конституционный акт 1867.
Конституционный акт 1982, был актом Парламента Канады, требующим полной политической независимости от Соединённого королевства. Это соглашение было подписано без согласия одной из провинций-основательниц страны и единственной официально франкоязычной территории Канады — Квебека. Верховный суд Канады постановил, что односторонняя патриация конституции без согласия Квебека законна, но несправедлива. Часть V этого акта создала процедуру конституционного изменения, которая не требует голосования британского парламента. К тому же, часть I этого закона образует Канадскую хартию прав и свобод, определяющую политические права и свободы каждого канадского гражданина, в том числе свободу совести и отправления религиозных культов, выражения мнения, право на передвижение и т. д. Часть II посвящена правам коренных народов Канады.
Канадская хартия прав и свобод, как отмечено выше, Хартия образует часть I Конституционного акта 1982. Хартия является конституционной гарантией личных и коллективных прав. Это относительно короткий документ, написанный простым языком для обеспечения его доступности для среднего гражданина. Считается, что эта часть конституции оказывает наибольшее влияние на повседневную жизнь канадцев и является формой конституционного права, расширение которой на протяжении нескольких лет наиболее стремительно.
После принятия Конституционного акта 1982 поправки к конституции должны производиться в соответствии с частью V Конституционного акта, предусматривающей пять различных процедур изменения. Изменения могут быть предложены по статье 46(1) любой провинцией или уровнем федерального правительства. Обычная процедура, описанная в статье 38(1) и известная под названием «формула 7/50», требует: а) одновременного согласия Палаты общин и Сената; б) согласия двух третей провинциальных законодательных органов (по меньшей мере, семи провинций), представляющих в совокупности, по меньшей мере, 50 % всего населения (они непременно включали бы, по меньшей мере, Квебек и Онтарио, принимая во внимание, что это наиболее населённые провинции). Эта формула применяется особым образом к любому изменению, касающемуся пропорционального представительства в Парламенте, полномочий, способа отбора и составления Сената, Верховного суда, а также добавления новых провинций или территорий. Другие процедуры изменения предусмотрены Актом в исключительных случаях:
- В случае изменения, касающегося положения Королевы, числа сенаторов, употребления одного из двух официальных языков (о чём сказано в статье 43) или состава Верховного суда, изменение должно быть принято провинциями единогласно в соответствии со статьёй 41.