Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США
Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО "ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Специальность 080109
Кафедра экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"
Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США
Исполнитель: студентка 15 группы
ускоренная форма обучения
Звягинцева Татьяна Владимировна
ОМСК 2010
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты разгосударствления и приватизации
Глава 1. Понятие разгосударствления и его основные способы
1.1.1 Понятие разгосударствления
1.1.2 Основные способы разгосударствления
Глава 2. Содержание приватизации
1.2.1 Сущность, формы, принципы приватизации
1.2.2 Объекты, модели, сроки приватизации
Раздел 2. Приватизация в России и за рубежом
Глава 3. Особенности приватизации в России и странах СНГ
2.3.1 Предпосылки и цели проведения приватизации в России
2.3.2 Этапы, итоги, перспективы приватизации в России
Глава 4. Особенности приватизации в странах Западной Европы
2.4.1 Процесс приватизация в Испании
2.4.2 Приватизация во Франции
2.4.3 Германский опыт приватизации
Заключение
Список литературы
Введение
За понятием собственности стоит длительная история развития общества, его экономической и правовой культуры, становления важнейших институтов демократической государственности. О собственности, о её роли в обществе говорили ещё древние философы, мыслители, ученые, говорят об этом и сейчас.
В Правительстве РФ в настоящее время бурно обсуждаются перспективы приватизации в России. Поэтому свой выбор я остановила на данной теме, поскольку приватизация вызывает такой интерес правительства в настоящее время, это говорит о её актуальности. Роль собственности понимали ещё в древности. То, какая форма собственности, общинная или индивидуальная, наиболее приемлема для общества, вызывало споры. У каждой формы были свои сторонники и противники. А кто-то вообще не признавал собственность, считая, что она приносит лишь вред. В современном мире, в частности в России, при попытке перейти к нормальным рыночным отношениям от командной экономики, приватизация была неизбежна. Но то, в какие сроки она была проведена, нынешнему Правительству РФ приходиться устранять её последствия по сей день. Остается надеяться, что будут учтены все ошибки, и проводимая в настоящий момент приватизация не приведет в упадок и так нестабильную экономику.
В работе будут рассмотрены теоретические аспекты, а так же то, как проходила приватизация на Западе. Целью работы являются закрепление и расширение знаний по экономической теории в части приватизации. Курсовая работа направлена на решение следующих задач: детальное рассмотрение теоретических аспектов приватизации; анализ процесса массовой приватизации в России и за рубежом; изучение перспективы приватизации.
приватизация разгосударствление россия европа
Для работы мною подготовлен материал, содержащий информацию о приватизации. Это периодические издания, учебная литературы, распечатки с Интернет-сайтов Журнала "Коммерсант", "Российской газеты", отчеты Счетной палаты и другое.
Раздел 1. Теоретические аспекты разгосударствления и приватизации
Глава 1. Понятие разгосударствления и его основные способы
1.1.1 Понятие разгосударствления
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников [10, с.256-268].
1.1.2 Основные способы разгосударствления
Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности [7, с.65-72].
Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства - сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.