Махновщина

Махновщина

Учебный материал

РОССИЙСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ РЕФЕРАТОВ (с) 1996

http://referat.students.ru; http://www.referats.net; http://www.referats.com

Введение

Отечественная историография всегда с предубеждением относилась к личности Махно. До недавнего времени этот образ был сугубо гротескный, сатирический. Последнее десятилетие, правда, явилось урожайным на различные гипотезы относительно этой исторической фигуры. Но, не смотря на то, что брешь в однобокости подхода была пробита, далеко не все точки над i расставлены. Это связано, прежде всего, с тем, что сохранилось мало подлинных архивных документов того периода. Надо также иметь в виду, что период классовых битв был богат на различного рода политические провокации и инсинуации, фальсификации фактов, как с той, так и с другой стороны. Со многими вопросами до сих пор трудно разобраться и найти истину.

I. Краткая биография Махно

Махно Нестор Иванович (27 октября 1888, с. Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии,- 6 июля 1934, Париж). Из бедной крестьянской семьи. С 7-летнего возраста подпасок, с 12-летнего возраста, после окончания начальной школы, работал у немецких колонистов и в имениях помещиков, затем на гуляйпольском чугунолитейном заводе. В 1906 вступил в кружок молодёжи Украинской группы хлеборобов анархистов-коммунистов и участвовал в экспроприациях. В его юношеское сознание была заложена идея борьбы за всеобщее освобождение народа от ига власти и насилия. Участвовал в террористических актах, дважды в 1906-07 арестовывался. В 1908 застрелил чиновника военной управы и вскоре был арестован. В марте 1910 приговорён к повешению, просидел в камере смертников 52 дня. Но т.к. к моменту совершения преступления Махно не достиг совершеннолетия (21 год), смертная казнь была заменена на бессрочную каторгу. Отбывал её в Бутырской каторжной тюрьме (Москва). Арест, смертный приговор, почти девять лет тюрьмы - высокую цену заплатил Махно за свой юношеский максимализм. Но мечты о создании светлого будущего не померкли, а лишь усилились под влиянием идейных анархистов, в особенности Аршинова-Марина. оказавшим большое влияние на дальнейшее формирование взглядов Махно. Он постарался использовать тюрьму "в целях самообразования и проявил в этом отношении крайнюю настойчивость. Он изучил русскую грамматику, занимался математикой, русской литературой, историей культуры и полит, экономией . Упорный, не могущий смириться с полным бесправием личности . он всегда спорил с начальством и вечно сидел по холодным карцерам, нажив себе, таким образом, туберкулёз лёгких".[1]

II. Махно и махновское движение

1. Махно и революция

Буржуазная и пролетарская революции 1917 года открывают перед Нестором Махно богатые перспективы “третьей революции”, которая должна идти дальше пролетарской, уничтожив власть и насилие в обществе. Махно, как известно, все свои действия подчинял осуществлению своей заветной мечты - созданию вольного анархистского общества в рамках отдельно взятой территории. Движение Махно возникает в 1918 г., как повстанческое движение против режима гетманщины и германского империализма на Украйне. Махно впервые появляется в 1918 г., как вождь восставших в Гуляйпольском районе крестьян. Удар повстанцев, крестьян, возглавляемых Махно, направляется против гетмана Скоропадского, против желтого Петлюры, против войск Вильгельма. Махно наносит ряд ударов белым. Махно дезорганизует тыл белых. Удар Махно по белым совпадает с тем ударом, который наносят оккупантам германцам и русским украинским белогвардейцам восстающие украинские рабочие. В конце 1918 года из Екатеринослава белые были выбиты соединенным ударом Махно и героических екатеринославских рабочих. Рабочие, в огромном большинстве большевики, действуют совместно с махновцами, тогда еще не подозревавшими, что они скоро будут анархистами. Но уже при этом крупном успехе Махно вскрывается слабая сторона махновщины, как партизанского и крестьянского движения. Несколько тысяч махновцев, вошедших в город, заливает Екатеринослав волной пьяного разгула, бесшабашного пьянства, бандитизма, грабежа и погромов. Все усилия лучших екатеринославских рабочих совладать с этой партизанско-крестьянской стихией ни к чему не приводят. Екатеринославскому революционному комитету не удается ввести какой бы то ни было порядок и организацию в махновские ряды. В результате: через несколько дней несколько сот петлюровцев занимает Екатеринослав почти без всяких потерь. Потери екатеринославских рабочих оказываются огромными: озверелые белогвардейцы расправляются с повстанцами дико-жестоко; до 2.000 рабочих повстанцев было утоплено в Днепре при попытке бежать.

2. Махно и Советская власть

В январе Екатеринослав был взят советскими большевистскими войсками. Красная армия в неделю прошла район, занятый Махно, и двинулась вперед к Черному морю и на восток к Ростову против белых. Очевидно, что в этих условиях совершенно меняются роль и значение партизанских отрядов Махно. Им предстоит в той или иной степени влиться в организацию Красной армии, которая уже объединила к тому времени собой миллионы рабочих и трудящихся крестьян, признав единое командование и единое снабжение. Советское командование и Рабоче-Крестьянская власть не могут во имя победы над белыми допустить, чтобы организация Красной армии срывалась отдельными партизанскими отрядами, захватывающими снаряжение и хлеб в районах своего нахождения, действующими по собственной стратегии, по собственной инициативе, не считаясь с планами командования, не признающими гражданских и военных органов Советской власти на территории своего расположения. В направлении постепенного вхождения махновских частей в состав Красной армии и развивается работа советского командования. Вождь партизан - Махно не может, конечно, примириться с таким решением Рабоче-Крестьянского государства. Вождь партизанщины, превратившийся к тому времени уже в батько Махно, саботирует, срывает всеми возможными мерами и способами единую организацию армии, единое командование и единое снабжение. На словах, согласившись признать единое командование, Махно фактически не признает его распоряжений, задерживает в своем районе уголь и хлеб, от перевозки, которых зависит судьба армии, борющейся с Деникиным и полковником Григорьевым, соблюдает нейтралитет, не препятствуя Григорьеву ничем, во время выступления последнего ограничиваясь посылкой всяческих посреднических комиссий к Григорьеву в то время, когда григорьевские пушки стреляли по революционным рабочим под Екатеринославом, Кременчугом и Одессой. Конфликт между Махно и Советской властью назревает, таким образом, неуклонно в течение всей весны 1918 г. Конечно, поход Махно против Советской власти не может не вызывать раскола в его собственных рядах, от него начинают отходить беднейшее и среднее крестьянство, объединяемое Советской властью. За него начинают усиленно цепляться деревенские богатеи. Махно постепенно, медленно, но неуклонно начинает превращаться из крестьянского вождя в батько зажиточных крестьян.

3. Махно и анархисты

Весной 1918 года началось отделение от Махно беднейших слоев крестьянства, - следовательно, началась изоляция, отделение Махно от трудящихся масс села. В этот момент разложения Махно приходят на помощь русские и украинские анархисты. Из различных анархических групп, связавших свою судьбу в дальнейшие годы с махновщиной, выделяется одна из крупнейших анархических организаций на территории Р. С. Ф. С. Р. - группа "Набат". Эта группа сорганизовалась в ноябре 1918 года в Курске на небольшой конференции из представителей анархистов из различных течений. Окончательно же она сложилась на 1-ом съезде конфедерации анархических организаций Украйны "Набат" в Елизаветграде в апреле 1919 года. Большинство вошедших в конфедерацию "Набат" организаций составляют анархо-коммунисты, но одновременно к ней примкнул ряд и анархо-синдикалистских групп. В резолюциях и постановлениях, как ноябрьской конференции, так и Елизаветградского съезда отчеканивается резко отрицательное отношение к рабочему государству. Исходной точкой такого отношения является своеобразный "анархический максимализм". Конференция отрицает необходимость, какого то бы ни было переходного периода к безвластному анархическому обществу, отрицает необходимость организации пролетариата в господствующий класс в период перехода от капитализма к социализму . Фантазер, интеллигентский мечтатель, сидящий в набатовце, не считаясь с необходимостью для отпора всемирной буржуазии организовать в государственном масштабе сопротивление белым, твердит во всех резолюциях и Курской конференции и Елизаветградского съезда: "можно и нужно немедленно у нас на Украйне, у нас в России перескочить перед лицом Антанты к анархическому безвластному обществу" . Практик и партизан, сидящий в том же набатовце, делает из первого логический вывод: "Раз можно совершить в России в конкретных русских условиях этот прямой переход от царства буржуазии к анархическому обществу, то очевидно основной помехой этому переходу являются государственники-коммунисты, организовавшие пролетариат в господствующий класс и не желающие вопреки интересам трудящихся немедленно ликвидировать Советскую власть и перейти к безвластному обществу". Отсюда лозунг Елизаветградского съезда: "никаких компромиссов с Советской властью".