АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «коммерческое право»

НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА»

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности: «юриспруденция»

специализации «гражданско-правовая»

6 курса ЮР6-05/1 группы

Москва – 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества

1.1. Понятие и значение основных правовых категорий

1.2. Субъекты отношений

1.3. Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества

Глава 2. Приемка товаров

2.1. Порядок приемки товаров

2.2. Сроки приемки товаров

Глава 3. Экспертиза качества товаров

3.1. Понятие и виды экспертизы товаров

3.2. Порядок проведения экспертизы качества товаров

Заключение

Библиография

Введение

правовой приемка товар экспертиза качество

В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти до потребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при смене владельца проходят процедуру приемки.

Тема данной работы выбрана неслучайно. Дело в том, что процедура приемки товара до сих пор нормально не отрегулирована. Отсутствует кодифицированный акт, устанавливающий правоотношения сторон в этой области. Существующее множество нормативных правовых документов либо затрагивают данную тему частично, поверхностно, либо вообще не отвечают современным реалиям и нуждаются в коренной переработке. Положение усугубляется тем, что и здесь действует принцип свободы договора, чем стороны нередко злоупотребляют, перегружая договор подчас абсолютно ненужными положениями. Что касается приемки товаров, данная процедура е носит чисто формальный характер. Это процесс трудоемкий, требующий затрат времени, сил, необходимых знаний. Оттого как проведена приемка, нередко зависит дальнейшее благополучие сторон. Вовремя и грамотно выявленные недостача или несоответствие качества товара помогут в дальнейшем избежать сложных процедур доказывания.

Цель работы – выявление необходимости принятия нормативного акта, максимально подробно регулирующего данную правовую процедуру.

Задача работы - полное, детальное изучение нормативной базы, регулирующей этот правовой институт, изучение научной литературы и судебной практики.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет разделы, посвященные той или иной проблематике, заключения и библиографии. В первой главе предстоит рассмотреть основные правовые категории, касающиеся приемки товаров, такие как товар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества. Вторая глава посвящена процедуре приемки товаров, срокам и порядку проведения. В третьей главе необходимо детально изучить такую правовую процедуру, как экспертиза, которая неразрывно связана с приемкой товаров и на практике довольно часто применяется. Также следует рассмотреть виды экспертизы и ее порядок.

Данная работа основывается на законодательстве Российской Федерации. Кроме того, при написании работы использовалась теоретическая база, труды таких корифеев как Пугинский Б.И., Андреева Л.В., Попондопуло В.Ф. Детально изучена судебная практика по данной тематике.

Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества

1.1 Понятие и значение основных правовых категорий

В процессе деятельности любой коммерческой организации наряду с множеством проводимых операций осуществляется постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов. Поэтому основной задачей на этом этапе является организация приемки получаемых материальных ценностей, проверки их количества и качественного состояния. Приемка товаров является видом правовой деятельности, согласующимся с соответствующими правилами, и организуется руководством с привлечением квалифицированных специалистов. Не последнее место среди них занимает юрист фирмы, который может дать правовую оценку действиям, осуществлять контроль за соблюдением установленных требований, пресекать нарушения закона. Лицо, представляющее интересы принимающей товар стороны, должно обладать существенным багажом знаний и умело использовать его в целях процветания организации, в том числе и при приемке товара.

Для начала необходимо разобраться с понятийным аппаратом рассматриваемой темы, дать определения основных терминов, определить значения данных правовых категорий. Еще Ф. Бэкон советовал: перед началом спора (в широком смысле - любого обсуждения проблемы) нужно уточнить терминологию. Поэтому проблема для своего правильного понимания требует предварительного четкого пояснения основных применяемых терминов.

Товар является основным объектом коммерческого права. В научной литературе товар определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Однако не каждый объект имущественных отношений может быть товаром. Как отмечает Пугинский Б.И. «Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительскую стоимость, то есть способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, то есть свойство обмениваться на другие товары»[1].

Двоякое значение термина «товар» отмечал Шершеневич Г.Ф.: «В широком смысле под товаром понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд. В узком смысле товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам»[2]. Однако, Шершеневич Г.Ф. относит к объектам коммерческого права только товар, обозначенный в узком смысле.

Определения понятия «товар» содержится в ряде законов. В частности, в соответствии с п.1. ч.1 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Данная трактовка носит расширенное толкование объекта, относящегося более к предпринимательскому праву, нежели к коммерческим отношениям. Гражданский кодекс вообще не дает нам определение понятия «товар», однако по существу отождествляет это понятие с понятием «вещь». Согласно п.1 ст.455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил оборотоспособности. Статья 38 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. В Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» данный термин активно используется, однако здесь не дается его определение.

Множественность трактовок понятия «товар» в зависимости от регулируемых отношений и отсутствие кодифицированного акта, регулирующего коммерческие отношения, порождают проблему определения одного из ключевых понятий в данной отрасли. Унифицировать использование понятия призван Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», принятый постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 №242-ст. согласно п.64 раздела 2.4 ГОСТа товар – это «любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи».