Понятие и законодательное регулирование конкуренции
Понятие и законодательное регулирование конкуренции
Оглавление
1. Понятие и законодательное регулирование конкуренции
2. Ограничение монополистической деятельности
3. Ограничение недобросовестной конкуренции Законом "О рекламе"
Список используемой литературы
1. Понятие и законодательное регулирование конкуренции
Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Конкуренция - это борьба между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, за удовлетворение его потребностей, борьба за рынок, успех которой зависит от цены и качества товаров.
В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рынка. Поэтому на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.
В России первым антимонопольным актом стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[1].
Этим Законом определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В дальнейшем в этой области принимается ряд законов: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"[2]; Федеральные Законы от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"[3]; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"[4]; от 27.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"[5].
2. Ограничение монополистической деятельности
Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Виды монополистической деятельности определяются субъектным составом ее участников - хозяйствующих субъектов, государственных органов и органов местного самоуправления.
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.
Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Антимонопольным законодательством такое злоупотребление запрещено. Злоупотребления могут проявляться в виде:
• изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо повышение цен;
• навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
• включение в договор дискриминирующих условий;
• создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
• нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;
• установления монопольно высоких (низких) цен;
• сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
• необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Коллективная монополистическая деятельность проявляется в виде
соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов,
ограничивающих конкуренцию.
В зависимости от субъектного состава различают:
соглашения (согласованные действия) конкурирующих
субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке
определенного товара более 35%. Эти соглашения (согласованные действия) могут быть направлены на:
1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
2) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
3) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по категориям продавцов или покупателей (заказчиков);
монопольный недобросовестная конкуренция законодательный
4) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
соглашение неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).
Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается координировать предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.
Формами проявления индивидуальной деятельности являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. По объекту различают акты или действия, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, например, указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров определенной категории покупателей; на введение дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов (запрет продажи товаров одного региона в другом регионе); на создание благоприятствующих условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам (льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара) и др.
Коллективная деятельность осуществляется в форме соглашений или согласованных действий. Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции. Целями подобных соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
К виду монополистической деятельности можно отнести и участие должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности. Таким должностным лицам запрещается: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности организации; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товариществ а и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности предусматриваются также меры недопущение недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Примерный перечень недобросовестной конкуренции:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;