Мировое соглашение как процедура банкротства

Мировое соглашение как процедура банкротства

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Раздел 2. Процедуры банкротства

Раздел 3. Мировое соглашение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Данная контрольная работа посвящена теме: "Мировое соглашение как процедура банкротства"

В соответствии с темой цель работы - изучить данную процедуру банкротства. Исходя из цели задачами являются:

· Изучить понятие банкротства;

· Рассмотреть нормативно правовые акты регулирующие несостоятельность (банкротство);

· Рассмотреть основные критерии банкротства;

· Рассмотреть процедуры банкротства;

· Изучить процедуру мирового соглашения.

Неумение хозяйствующего субъекта из-за отсутствия опыта, неспособности или лени вести свое предпринимательское дело. Плохое изучение конъюнктуры рынка, возможных колебаний спроса и предложений на товары, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к тому, что выпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым грузом на складе. Естественно, понесенные затраты не возмещаются, взятые взаимообразно деньги и сырье в расчете на то, что долги будут погашены из выручки от продажи товара, возвращать нечем. Так появляется потенциальный банкрот.

Неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство нужных и пользующихся спросом товаров. Непомерные издержки производства, высокая себестоимость приводят к неконкурентоспособности товара и разоряют, делают несостоятельным (банкротом) его создателя. Следовательно, подобно тому, как свобода конкуренции есть объективное свойство рыночной экономики, банкротство имманентно последней.

Раздел 1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Несостоятельность, банкротство — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не тождественные по своему содержанию. Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, что несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений.

Первым нормативным правовым актом, регулирующим институт банкротства, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Согласно этому Указу основаниями для признания государственного предприятия банкротом являлись невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговый кредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения, а также наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукратную величину стоимости имущества предприятия.

Основным недостатком Указа было то, что он распространял свое действие только на государственные предприятия. Но и это время уже функционировали частные предприятия и иные негосударственные хозяйствующие субъекты, которые нередко оказывались несостоятельными, но к ним применение процедуры банкротства

Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом РФ и введенный в действие с 1 марта 1993 г. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 г., когда был подготовлен проект нового федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Несмотря на то что в декабре 1995 г. этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении, работа над ним была приостановлена. Причинами этого были появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие нижней палатой парламента РФ в первом чтении проекта федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций". Последний законопроект был самостоятельным, никак не связанным с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). После многократных обсуждений указанных проектов специалистами был выработан новый проект закона, который и стал Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с п. 1 ст. 185 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" вступил в силу с 1 марта 1998 г.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" регулировал весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего в нем определялись критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической его чертой стало включение в него не только норм материального права, но и большого количества норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, видах процессуальных документов и т. д.

В качестве основного признака банкротства Законом избран критерий неплатежеспособности. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При определении размера денежных обязательств принимается во внимание только задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В то же время на всех стадиях дела о несостоятельности, вплоть до конкурсного производства, не учитываются обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должником принятых на себя обязательств (неустойка, штрафы, пени и убытки).

Тем не менее такой подход к определению признаков банкротства не мешал кредиторам взыскивать с должника в процессе конкурсного производства понесенные убытки и неустойку, а также применять финансовые санкции, но стоит помнить, что данные требования в соответствии со ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. могли быть удовлетворены только в пятую очередь, после полного погашения всех остальных требований.

Таким образом, Федеральный закон 1998 г., кроме факта неплатежей и временного их отсутствия, устанавливал и минимальную задолженность.

Необходим был новый закон, который исходил бы из интересов подъема экономики страны, защищал имущественные права хозяйствующих субъектов.

Таким законом стал Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который вступил в силу со 2 декабря 2002 г.

Федеральный закон 2002 г. изменил критерии оценки несостоятельности (банкротства), определив, что дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб.

Таким образом, принятые за последние почти полтора десятка лет нормативные акты, регулирующие институт банкротства, постоянно подвергались изменениям. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. учел недостатки двух предыдущих законов и установил более прозрачные процедуры банкротства.