Понятие, виды, система и общие условия проведения и оформления следственных действий

Понятие, виды, система и общие условия проведения и оформления следственных действий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Уголовное право»

по теме: Понятие, виды, система и общие условия проведения и оформления следственных действий

УПК РФ не дает определению понятию «следственные действия». В п. 19 ст. 5 УПК РФ сказано, что под неотложными закон понимает следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. УПК РФ не содержит конкретного перечня неотложных действий, отнесенных к компетенции органов дознания.

Рассмотрим общие условия проведения и оформления следственных действий.

Прежде всего, следственные действия должны проводиться с соблюдением принципов законности. Это вытекает из требований ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и дополнительных гарантий защиты прав участников процесса, которые обязывают должностных лиц органов правосудия соблюдать Конституцию и законы, обеспечивать их проведение в жизнь. Следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий действующему УПК. Нарушение порядка применения закона недопустимо и влечет за собой юридическую ответственность, а предпринятые должностными лицами правосудия следственные действия подлежат немедленной отмене. При нарушении закона должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, к ним могут быть применены различные виды юридической ответственности.

Суд, установив при рассмотрении дела факты нарушений законности при производстве дознания или предварительного следствия, вправе согласно ст. 29 УПК РФ реагировать путем вынесения частного определения или постановления. В свою очередь, такое определение может служить основанием для применения к нарушившим закон мер дисциплинарного воздействия.

Принцип охраны чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве вытекает из общих, более широких конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Следователь, орган дознания и дознаватель при проведении следственных действий обязаны уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц, а также пресекать действия других субъектов, умаляющие достоинство человека либо создающие опасность для его жизни и здоровья.

Запрещается производство следственных действий, которые ставят участвующих в них граждан в унизительное положение. При допросе недопустимо задавать вопросы в грубой форме, использовать уничижительные выражения.

При производстве осмотра, обыска, выемки запрещены действия, которые выходят за пределы действий процессуального предназначения и требований к доказательствам. При освидетельствовании лица другого пола следователь (дознаватель) не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением человека. Личный обыск производят лица одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых, специалистов того же пола, участвующих в данном следственном действии.

В ходе следственного эксперимента запрещено воссоздавать условия, опасные для жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого и других лиц. С места его производства должны быть удалены все посторонние, а также приняты меры к обеспечению безопасности участников процессуального действия и окружающих. При эксперименте воспрещается такое моделирование ситуации, при котором возможно причинение вреда их здоровью.

Должностные лица обязаны обеспечить соблюдение медицинских правил и в необходимых случаях участие врача в качестве специалиста в ходе предварительного и судебного следствия.

Обеспечение прав и свобод участников уголовного судопроизводства - составная часть принципиальных положений и требований ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующих права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

Разъяснение прав, обязанностей и ответственности подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца и ответчика, свидетеля и других участников уголовного процесса, реализация этих прав и требований лежит на должностных лицах, осуществляющих проведение следственных действий.

Закрепленный ст. 49 Конституции РФ и воспринятый нашим законодательством общепризнанный принцип цивилизованного правосудия является исходной базой правового статуса личности в уголовном процессе и фундаментальной основой его законодательного регламента. Именно в этом конституционном принципе заложен генерирующий потенциал демократического правосудия и определены рамки взаимоотношений личности и государства в уголовном процессе.

Статья 49 Конституции РФ четко и однозначно определяет: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Несоблюдение правил, составляющих содержание принципа презумпции невиновности, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

При проведении следственных действий обязательным является обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту. Это право реализуется на досудебных стадиях в отношении подозреваемого с момента его фактического задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу

Действия (бездействие) и решения следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК РФ.

Следственные действия проводятся в процессе предварительного расследования.

Предварительное расследование - понятие собирательное. Оно охватывает две формы предварительного досудебного производства - дознание, осуществляемое дознавателями (см. гл. 32 УПК РФ), и предварительное следствие, осуществляемое: 1) следователями прокуратуры; 2) следователями органов федеральной службы безопасности; 3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации; 4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Орган дознания (дознаватель) осуществляет свою деятельность в двух формах - путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК РФ), и посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия, т.е. дознания (гл. 32 УПК РФ). Первая из форм дознанием не именуется, а представляет собой специфическую деятельность, предшествующую предварительному следствию.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

УПК РФ не содержит конкретного перечня неотложных действий, отнесенных к компетенции органов дознания. Цель производства неотложных следственных действий органом дознания состоит в установлении и закреплении следов преступления, которые могут исчезнуть, если расследование будет начато с промедлением. Это даст следователю возможность в будущем продолжить расследование, учитывая уже полученные органом дознания доказательства.

Критерием неотложности того либо иного следственного действия служит опасность исчезновения или деформации доказательств, которые необходимо получить. Такая опасность может возникнуть при запоздалом проведении любого следственного действия, но при производстве неотложного следственного действия вопрос об этом стоит наиболее остро.