Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья
Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья
1.1 Понятие правоохранительной деятельности. 5
1.2 Предупреждение тяжких преступлений против жизни и здоровья. 10
Глава 2. Преступления против жизни и здоровья в уголовном праве России: общая характеристика
2.1 Преступления против жизни и здоровья в истории российского уголовного законодательства. 19
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступления против жизни и здоровья 22
Глава 3. Анализ особенностей убийства и квалификация преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью
3.1 Характеристика убийства в современном уголовном праве России. 42
3.2 Особенности квалификации преступлений, связанных с убийством и причинением тяжкого вреда здоровью 50
Заключение. 60
Список использованнных источников. 67
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа написана по теме «Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается общая характеристика работы, раскрывается актуальность темы, определяются цели, задачи исследования и его методологическая основа. Формулируются положения, характеризующие новизну научного исследования и выносимые на защиту, обосновывается практическая значимость работы, представляются результаты апробации основных положений выпускной квалификационной работы, указывается ее структура.
В первой главе рассмотрены задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья. Понятие правоохранительной деятельности. Предупреждение тяжких преступлений против жизни и здоровья.
Во второй главе изучены преступления против жизни и здоровья в истории российского уголовного законодательства, а также дана уголовно-правая характеристика преступления против жизни и здоровья.
В третьей главе представлен анализ особенностей убийства и квалификация преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью.
В заключении по результатам проведенного исследования автором сделаны выводы и даны предложения.
Работа написана на 68 страницах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. В российском уголовном праве, как, впрочем, и в других системах уголовного права (континентальной, англо-саксонской и др.), всегда уделялось большое внимание проблемам ответственности за преступления против жизни и здоровья, что предопределяет актуальность изучения избранной темы.
Цель исследования: характеристика задач правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение задач правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье;
2. Исследование предупреждения тяжких преступлений против жизни и здоровья, роль подразделений ОВД в этой работе;
3. Анализ важнейших преступлений против жизни и здоровья в современном уголовном праве России.
Предмет исследования: задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье.
Объект работы: преступления против личности.
Методологическая база исследования: исторический, сравнительно-правовой метод, формально-юридический, системный подход, анализ и синтез.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих авторов: С.В. Бородина, Я.О. Гасанова, В.М. Геворгяна, Э.В. Кабурнеева, А.Н. Красикова, С.Ф. Милюкова, Т.Н. Нуркаева и других.
Охват нормативно-правовой базы: Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1. О трансплантации органов и (или) тканей человека и другие.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие правоохранительной деятельности
Под правоохранительной системой в юридической литературе часто понимают совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений.
Плюрализм точек зрения и подходов к таким понятиям, как "правоохранительные органы", "система правоохранительных органов", "правоохранительная система", только способствует развитию нового направления правовой теории. При этом вопрос о системе правоохранительных органов самым непосредственным образом затрагивает вопрос об их месте и роли в решении задач формирования гражданского общества и правового государства в современной России. Целый ряд ныне существующих проблем, в том числе и проблем борьбы с преступлениями, мог бы решаться более последовательно и эффективно, если бы теоретические представления опирались на научно обоснованное законодательство.
Правоохранительная система функциональна. Каждая из ее подсистем, на наш взгляд, имеет в качестве элементов:
- нормативную составляющую (правовые предписания, регламентирующие правоохранительную деятельность);
- субъектную составляющую (государственные правоохранительные органы и негосударственные субъекты, принимающие участие в правоохранительной деятельности);
- функциональную составляющую (объекты правоохранительной деятельности, взаимосвязи и взаимодействия, обеспечивающие действенность правоохранительной системы, а также отношения, возникающие в процессе правоохранительной деятельности, в ходе практического воплощения правовых предписаний и реализации целей правоохранительной системы).
Таким образом, анализ структуры правоохранительной системы государства необходимо осуществлять с учетом дифференциации права на публичное и частное. Поскольку правоохранительная деятельность является не только гарантом права, но и легальным средством его ограничения, в структуре правоохранительной системы необходимо выделять две подсистемы: охраны публичного права и охраны частного права. При этом охрана частного права, представленного субъективными, законными интересами индивидуальных и коллективных лиц, является специализированной функцией правового регулирования и реализуется негосударственными структурами, наделенными определенными полномочиями, делегированными государством. Именно такая плюралистическая модель правоохранительной системы является оптимальной для демократического правового государства, построение которого является насущной задачей для Российской Федерации в XXI в.[22, с. 54].
Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Но функции государства многогранны и они не ограничиваются охраной прав граждан, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.