Информационная сфера как сфера правового регулирования

Информационная сфера как сфера правового регулирования

Контрольная работа

Информационная сфера как сфера правового регулирования

Содержание

Введение

1. Информационные правоотношения

2. Основные положения закона “Об информации, информатизации и защите информации”

3. Защита сведений составляющих государственную тайну

4. Порядок засекречивания сведений составляющих государственную тайну

5. Защита коммерческой тайны

6. Защита персональных данных

Заключение

Список, использованных источников

Введение

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

1. Информационные правоотношения

Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. При этом вместе с моделью информационной сферы удобно использовать матрицу информационных правоотношений.

Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения - право, ограничение права, обязанность, ответственность.

Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, "разложенного" по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления.

Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.

- Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.

Субъекты - потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации - авторами произведений или собственниками информационных объектов. При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

- Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.

1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

При производстве такой информации у субъектов - ее производителей возникают следующие права и обязанности:

- право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную деятельность.

- ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

- ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

- обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;

- обязанность исполнения условий авторских договоров;

- ответственность за не предоставление информации;

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;

- ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

- ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.

2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:

- право на создание массовой информации (журналист, редакция);

- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

- право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);

- обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);

- обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);

- ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.

3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений: