Криминалистическая сущность преступлений, совершенных несовершеннолетними
Криминалистическая сущность преступлений, совершенных несовершеннолетними
Введение
Преступность несовершеннолетних в нашей стране на протяжении ряда десятилетий является одной из серьезных проблем и дестабилизирующих факторов. Внушительные цифры только официально зафиксированных данных позволяют констатировать, что несовершеннолетние составляют наиболее криминально пораженную часть общества, занимают наивысшие показатели в структуре возрастных групп преступников не только в нашей стране, но и в мире.
Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних – один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Нравственная картина общества определяется по его отношению к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
В связи с этим представляют особую значимость вопросы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних как наиболее «проблемной» стадии уголовного процесса. Вступление России в Совет Европы обязывает нашу страну привести российское законодательство в соответствие с принципами международного гуманитарного права и отражающими их универсальными международно-правовыми актами (в частности, с Пекинскими правилами и диктует необходимость возрождения ювенальной юстиции. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» подчеркнуто, что судопроизводство по делам этой категории должно «максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, предупреждению совершения новых преступлений».
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Такие подростки физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они не только плохо учатся и оказывают сопротивление воспитательным воздействиям, но и характеризуются глубоким отчуждением от семьи, школы, влиянием асоциальных, криминогенных групп, серьезными социальными отклонениями: нарушают дисциплину в школе, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками, бродяжничают, пьют, нарушают законы.
Актуальность данной работы обуславливается, что проблемы подростковой преступности находятся на стыке уголовного процесса и ряда других наук и дисциплин – уголовного права, криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, подростковой, социальной и судебной психологии, психиатрии, что предполагает комплексный подход в их решении.
Целью исследования является процессуальная и криминалистическая деятельность органов предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних и связанные с ней отношения между участниками уголовного судопроизводства.
Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, уголовно – процессуальное законодательство России, уголовное, гражданское, семейное законодательство, ведомственные нормативные документы Генеральной прокуратуры СССР и России, МВД России, постановления Пленумов Верховных Судов РСФСР и Российской Федерации в части, относящейся к рассматриваемой проблематике.
Теоретической основой исследования послужили труды в области уголовно-процессуального права, уголовного права и криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, юридической и возрастной психологии, относящиеся к проблемам дипломной работы.
1. Криминалистическая сущность преступлений, совершенных несовершеннолетними
1.1 Общие положения криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних
Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.
Многие исследователи психологии подросткового возраста обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волевой, что проявляется, в частности, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, импульсивности поведения. Нередко у подростков наблюдаются повышенная истощаемость психических процессов, склонность к фантазированию, внушаемость. Личностные психофизиологические качества несовершеннолетних перерастают в социально-психологические.
Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Отсюда – конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий).
Интенсивность проявления указанных качеств зависит от возраста, индивидуальных особенностей психики подростка и условий его формирования. Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.
Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.
В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка. Многие из таких несовершеннолетних ранее систематически совершили различные преступления (хулиганство, кражи, грабежи, разбои и так далее), за которые по различным причинам не привлекались к ответственности. В связи с этим в процессе расследования возникает задача проверки возможной причастности подростка к совершению других преступлений.
Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).
Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.