История развития франчазинга
История развития франчазинга
Содержание
Введение
История развития франчазинга
Договор франчайзинга в законодательстве Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конец ХХ - начало ХХI века характеризуется значительными изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, появились новые социальные и политические структуры, изменились экономические отношения и механизмы, появились новые перспективные формы ведения бизнеса [1].
В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг. Логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить в жизнь хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы не предоставить эту идею в аренду другим предприимчивым людям и не заработать на ней еще больше. К радости и тех, и других франчайзинг развивается стабильно и приносит высокие прибыли.
До недавнего времени так было везде, только не в Беларуси. В нашем государстве лишь отмечалось наличие высокого потенциала для развития франчайзинговых сетей, однако законодательная основа для этого отсутствовала (до 26 февраля 2005 года франчайзинг в Беларуси регулировался только одной статьей ГК, имеющей отсылку к законодательству, которого не было). Поэтому большой франчайзинг обходил Беларусь стороной: либо работая здесь в других формах (к примеру, "McDonald's" - это 100-процентное иностранное предприятие, а "Coca-Cola" - совместное), либо ожидая законодательного разрешения на открытие именно франчайзинговой сети [2].
Все эти изменения не могли не отразиться на развитии права, т.к. право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности.
История развития франчазинга
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д.
В средневековье такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов.
В дальнейшем экономика государств развивалась, а вместе с ней изменялась и концепция франчайзинга.
В конце 19 века по "франчайзинговой" схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно продавать их пиво. Не отставали от пивоваров и городские власти, предоставляя монопольные "франшизы" уличным перевозчикам, а также на эксплуатацию систем канализации, водо- и газоснабжения, а позднее – электроснабжения [2].
Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в США, где с 1860-х годов франчайзинг использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Введение в практику торговли нового приема объяснялось следующим: домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании решил продавать право на продажу и обслуживание швейных машин "Зингер" на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину $60, а продавали ее за $125. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
Идея передавать право на обслуживание определенной категории потребителей была так удачна, что ее стали использовать и в других отраслях хозяйства. Так к 1880 году некоторые города стали предоставлять франшизы уличным перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа и позднее электричества.
Хотя данная система и перестала действовать до конца XIX века, благодаря ей многие люди разбогатели, а передовые предприниматели взяли на вооружение еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта.
В 1890-1900 годах нефтеперерабатывающие и автомобильные компании развивают дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного производителя. Пионером этой деятельности стала молодая американская компания "Дженерал Моторс", которая, не имея достаточного капитала, организовала продажи паровых двигателей и автомобилей через систему независимых дилеров. За дилерами закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних фирм. Дилер же, в свою очередь, не имея права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вложить в дело свои средства, а также обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию компании "Дженерал Моторс". Сейчас система этой компании насчитывает 10900 дилеров, рассеянных по всей территории США. Кстати, до сих пор продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга.
Примерно в это же время (в начале XX века) были организованы и такие известные во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков, как "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен Ап", которые продолжают функционировать и сегодня. Суть работы данных систем заключается в передаче независимой фирме части прав по патенту на концентрат или сироп вместе с правом на производство напитка и его сбыта в определенном регионе под товарным знаком франчайзера.
В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса окончательно сместилась в сторону отношений "оптовик – розничный продавец". Оптовый продавец предоставлял своим клиентам – мелким фирмам – многочисленные скидки, разрешал использовать марку торговой своей фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании и Европе по такой системе работала "Сеть свободных бакалейщиков" DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как просто SPAR. Цель этих предложений - помочь независимому торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь – с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики.
С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.
Это и были первые франшизы, которые, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведенные лимонады или торговать бензином. На смену первому этапу пришел следующий, основным признаком которого стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности.
После второй мировой войны в Америке увеличилась рождаемость – военнослужащие вернулись с войны. Возросла потребность в товарах и услугах. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. Что касается последней сферы, то здесь передовые позиции заняла компания "Баскин Роббинс".
В 1945 году Ирвин Роббинс, который ранее работал приказчиком на молочной ферме своего отца, решил открыть свое собственное кафе, отличающееся от других тем, что в нем было значительно больше сортов мороженого (как минимум - 31), и посетителям предлагались специальные необычные ложечки. Предприятие взяло успешный старт, и в том же году к Ирвину Роббинсу присоединился его двоюродный брат Бертон Баскин. Новая фирма получила название "Баскин Роббинс. 31 сорт мороженого".